kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности подготовки слабослышащих учащихся к ГВЭ по русскому языку" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе обращается внимание на речевые особенности глухих и слабослышащих обучающихся, рассказывается о трудностях и проблемах при сдаче экзамена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности подготовки слабослышащих учащихся к ГВЭ по русскому языку" (из опыта работы)»

Тема доклада: «Особенности подготовки слабослышащих учащихся к государственному выпускному экзамену по русскому языку (из опыта работы при подготовке к ГВЭ)».

В своём выступлении хочу обратить внимание на речевые особенности глухих и слабослышащих учащихся, озвучить трудности и проблемы при сдаче экзаменов глухими и слабослышащими обучающимися.

У обучающихся с нарушениями слуха есть особенности в восприятии текстов. Любая степень нарушения слуховой функции задерживает и искажает развитие речевой функции, а также познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения. Замедляет процесс формирования понятий, отставание в развитии словесной речи и словесной памяти, отставание в развитии понятийного мышления, неустойчивость внимания. Наиболее трудными для детей с нарушениями слуха являются: логическая переработка текста и построение умозаключений на основе тех сведений, которые сообщаются в тексте. На протяжении школьного обучения происходит значительное развитие речи, как устной, так и письменной. Однако сохраняются трудности в овладении системой словесно-логического обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлечённое значение, а также грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимости.

На протяжении многих лет выпускники нашей школы на экзамене по русскому языку писали изложение. Подготовка к экзамену проводилась по открытым текстам для изложений в классах компенсирующего обучения из сборника текстов Л.М.Рыбченковой. На эту работу был нацелен весь коллектив (учителя, сурдопедагоги, воспитатели).

Именно так началась моя работа в 2013-2014 учебном году в предвыпускном классе.

Работа над текстом изложения делилась на следующие этапы:

  1. Подготовка учителя к проведению изложения (создание презентации).

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Чтение текста.

  4. Словарная работа, разбор содержания, установление главной мысли произведения.

  5. Составление плана.

  6. Вторичное чтение.

  7. Устный пересказ текста учащимися.

  8. Самостоятельная работа учащихся над письменным изложением.

Эта работа имела свои трудности, помогали учителю сурдопедагоги, которые ещё раз разбирали с каждым учеником этот же текст, воспитатели, которые на самоподготовке помогали учащимся приготовить устный пересказ текста. На конечный результат – успешную сдачу экзамена был нацелен весь коллектив.

Сразу хочется затронуть психологическую сторону. Каждый ученик знал, что экзамен он будет сдавать в своей школе и что перед экзаменом он сможет все эти 26 текстов перечитать, посмотреть, как он писал изложения по этим текстам, учитывая допущенные ошибки.

2014-2015 учебный год начался с такого же вида работы по подготовке к экзамену. А в марте 2015 года мы получили Методическое письмо о проведении государственной итоговой аттестации, в котором были прописаны новые требования сдачи экзамена по русскому языку. Методика обучения изложению и форма сдачи экзамена кардинально отличалась. Выполнения творческого задания (дать аргументированный ответ на вопрос, продумав композицию сочинения-рассуждения) в предыдущие годы не было на экзаменах. И это вызвало большие трудности и психологический стресс для обучающихся.

Та система и взаимосвязь, которая была между учителем-сурдопедагогом-воспитателем сейчас нарушена, потому что тексты должны быть незнакомыми. У многих обучающихся слабая память и за 40 минут, которые дают на экзамене многие не могут запомнить объём текста в 350 слов. Самый трудный вид работы для обучающихся с нарушениями слуха – это сочинение. Этот вид работы присутствует в программах по развитию речи, но доминирующим видом работы было изложение по открытым текстам.

Итак, получив Методическое письмо в конце 3 четверти, мною были подобраны тексты и творческие задания, согласно требованиям, прописанным в Методическом письме.

Первая трудность, с которой столкнулась при работе с текстами по новым требованиям - сурдоперевод. В нашей школе не предусмотрено, чтоб на уроке был сурдопереводчик. Приходилось обращаться к учителям, владеющим жестовым языком, просить их переводить текст во время моего прочтения. Кроме того, нормы Санпина не предполагают, чтобы в один день было 4 урока русского языка, а методика подготовки к изложению этого требует.

Трудные слова оставались непонятыми, потому что слабослышащим ученикам необходима наглядность (слово-картинка).

Оценивать пробные работы учеников начала по критериям, прописанным в Методическом письме. После изложения и творческого задания записывала каждому ученику К1,К234 и напротив каждого критерия количество баллов. Конечно, наименьшее количество баллов учащиеся получали за творческое задание. Отсюда снизилась качественная успеваемость в предвыпускных и выпускных классах, так как за сочинение-рассуждение ученики получают плохие отметки.

Вот с какими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий экзамена по русскому языку (творческое задание):

  • композиционное оформление сочинения;

  • логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);

  • грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;

  • теория аргументации (во многих работах аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).

Существуют и другие проблемы, которые связаны с введением новых требований проведения государственной итоговой аттестации. С этого учебного года учителя русского языка нашей школы составляют сами рабочие программы по развитию речи, подбирают тексты и творческие задания, т.к. не были предложены методические рекомендации по подготовке к экзамену и примерные программы. У обучающихся большую трудность вызывает творческое задание, которое предполагает развёрнутый аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Педагогоческий коллектив нашей школы озабочен существующим положением. 24 октября 2015 года учителя и родители обучающихся выпускных, предвыпускных классов нашей школы обратились с письмом в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки с просьбой:

1) исключить выполнение творческого задания (сочинения);

2)создать открытый банк заданий, включающий тексты изложений для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ по русскому языку.

На данный момент эти два существенных предложения остаются без ответа. Хотелось бы услышать мнение коллег по волнующим нас вопросам. Думаем, что они волнуют всех наших коллег учителей-практиков.

Спасибо за внимание!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Стальных Надежда Александровна

Дата: 21.08.2019

Номер свидетельства: 518047


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства