kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Особенности лексики работников отделения ОАО «Рязаньрыбпром» рыбхоза «Пара»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы - изучение лексики работников рыбхоза "Пара"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Особенности лексики работников отделения ОАО «Рязаньрыбпром» рыбхоза «Пара»»

16


XV районная конференция по школьному краеведению

«Сараевская земля. История. Люди»,

посвящённый 100-летию дополнительного (внешкольного) образования в России

Исследовательская работа

«Особенности лексики работников отделения

ОАО «Рязаньрыбпром» рыбхоза «Пара»



Секция «Культурное наследие»



Автор: Куревлева Анастасия Ивановна,

06.02.2004 года рождения,

МБОУ «Борецкая СОШ», 8 класс,

кружок «Друзья русского языка».



Руководитель: Чернышева Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Борецкая СОШ».











2018 год

Содержание

1. Введение – стр.2-3.

2. Основная часть. Словарь терминов и профессионализмов – стр. 5-9.

3. Заключение – стр. 10.

4. Приложение №1 – стр. 11.

5. Приложение №2 – стр.12

















































I. Введение.

Гарбовский Николай Константинович, доктор филологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова считает, что существует 2 класса профессионально-окрашенных единиц лексико-фразеологического уровня, а именно:

- специальная профессиональная терминология;

- единицы языка, возникающие и функционирующие главным образом в разговорной речи специалистов на профессиональные темы в условиях неофициального общения. Эти последние единицы обычно носят название профессионализмов.

Существуем великое множество слов, которые используются в качестве терминов и профессионализмов в той или иной области. Цель работы – изучить особенности лексики работников отделения ОАО «Рязаньрыбпром» рыбхоза «Пара» и составить словарь терминов и профессионализмов рыбаков рыбхоза «Пара» Сараевского района Рязанской области.

Основными источниками информации стали: информатор Акатов Владимир Егорович, бывший директор рыбхоза «Пара», информатор Буданова Клавдия Исаевна, специалист по разведению маточного стада «рыбхоза «Пара».

Профессионализмы рыбаков рыбхоза «Пара» служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, получаемой продукции. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера.

Особенности обусловлены тем, что именно в данной лексике находят наиболее прямое и непосредственное отражение явления окружающей действительности, что в лексическом значении закрепляются результаты коллективного опыта работников рыбхоза «Пара». В словаре собраны именно те слова, которые звучат в речи и прудовых рабочих, и квалифицированных специалистов. Необходимо отметить, что профессионализмов в словаре немногим больше, чем терминов: 39 и 32 соответственно.

Также особенностью является то, что жителям поселка Зеркальные Пруды, которые не работают в рыбхозе, большинство этих слов знакомы и понятны, так как деятельность рыбхоза «Пара» тесно связана с местонахождением поселка.

В работе собраны и слова, которые вышли из употребления: профессионализм «худУшки» употреблялся в Тырнице (Шиловский район), бывшем отделении рыбхоза «Пара», а выражение «порОть рыбу» употребляли в речи работники коптильного цеха, который в данный момент не функционирует как производство рыбхоза «Пара».

В словаре соблюдены орфоэпические нормы терминов и профессионализмов.

Слова сформированы в следующие семь групп:

  1. Названия прудов;

  2. Гидротехнические сооружения;

  3. Орудия труда или лова;

  4. Названия рыбы;

  5. Наименование действия, процесса;

  6. Место;

  7. Характеристика состояния волны.

















II. Основная часть.

Словарь терминов и профессионализмов.

Наименование прудов.

1. ВырастнОй пруд (термин) - предназначается для выращивания молоди карпа

2. ЗимовАльный пруд (термин) - служит для содержания рыбы в зимний период

3. КарантИнный пруд (термин) - в рыбоводном прудовом хозяйстве для временной изоляции больной, подозрительной на заболевание и завозимой из других хозяйств рыбы

4. МАточный пруд (термин) – служит для летнего и зимнего содержания самцов или самок

5. НагУльный пруд (термин) - служит для выращивания товарной рыбы

6. СелекциОнный пруд (термин) - племенной

7. НерестОвый пруд (термин) – пруд, где происходит естественный нерест

Гидротехнические сооружения.

8. АкведУк(термин) – водоподающий лоток

9. МонАх (термин) - самое распространенное в прудовом хозяйстве гидротехническое сооружение. применяется для полного спуска воды из пруда или заливки

10. ПритОк (профессионализм) - заливной монах

11. ВЫток (профессионализм)- сбросной монах

12. ОголОвок лежака (термин) – монах на конце трубы

13. ШандОра (термин) – деревянные или кованные щиты для сдерживания потока воды на плотине

14. ШтандОра (профессионализм) – то же, что и шандора

15. СороуловИтель (термин) – сооружение на притоке воды, предотвращающее попадание в пруд посторонних рыб и других водных организмов, а также мусора, растительности и др.

16. РукАв (профессионализм) – то же, что и сороуловитель

17. РыбосбОрная (термин) – самое глубокое место у монаха, расширенное, углубленное, при спуске пруда туда собирается рыба.

18. ОбловнАя яма (термин) – то же, что и рыбосборная

19. КОнтурные дамбы (термин) – плотины по внешним границам прудов

20. РазделИтельные дамбы (термин) – плотины между прудами

21. РасстАвить кОлья (профессионализм) – определить и пометить место системного кормления рыбы

22. СтрЕлка (профессионализм) – углубление, отходящее от рыбосборной

Орудия труда или лова.

23. БрЕдень (термин) – рыболовная сеть, невод

24. МотнЯ (профессионализм) – часть бредня, суженная, а потом расширенная

25. КрЫлья (профессионализм) – часть бредня по бокам

26. КомлО (профессионализм) – слега слева и справа бредня, его основание

27. ДЕль (термин) – сеть, полотно, материя

28. КаплЕр (термин) – большой сачок для подъема рыбы краном

29. СафАта (термин) – приспособление для ловли половозрелых самцов или самок

30. СовОк (профессионализм)- большая совковая лопата

31. БСЛ (профессионализм) – большая совковая лопата

32. КормовЫе вЕшки (профессионализм)– место систематического внесения (колья)

33. ПлАв (профессионализм) – поплавки на бредне

34. ЗагрУзка (профессионализм) – грузило

35. ХудУшки – дырявый бредень. Использовалось в Тырнице, отделении рыбхоза «Пара», не употребляется в современном хозяйстве

36. БагОр (термин) – заостренный крючок с пикой на конце

Названия рыбы.

37. СеголЕтка (термин) – рыба, выращенная за лето

38. СеголЕток (профессионализм) – то же, что сеголетка

39. СОрная рыба (профессионализм) – рыба, которая попала через сороуловители или насос с реки

40. МЕлочь (профессионализм) – то же, что и сорная рыба

41. ГодовИк (профессионализм) – перезимовавшая сеголетка

42. Карп парнОй (термин) - охлажденный

43. СнУлый или сОнный (профессионализм) – рыба, которая погибает

44. Пай (профессионализм) – рыба, которую получают рабочие в качестве пая

45. Карп разбрОсанный (термин) – зеркальный карп, у которого чешуйки расположены беспорядочно

46. Карп рАмчатый (термин) – зеркальный карп, у которого чешуйки расположены в основном по контуру

47. ЗеркАлка (профессионализм) – зеркальный карп

48. ОтвОдок (термин) – породы парского карпа

49. РемОнтная рыба (термин) – племенная неполовозрелая рыба

50. РемОнт (профессионализм) – то же, что и ремонтная рыба

51. МАточное стадо (термин) – племенные самцы и самки

52. ПроизводИтель (термин) – самец

53. НерестовикИ ( профессионализм) – рыба, которая нерестится естественным способом

54. ШтУчный выход (термин) – процент от количества посаженных штук (не вес)

55. МалЕк из одного гнезда (профессионализм) – от одной самки и одного или нескольких самцов

56. МОлодь (профессионализм) – малек, рыба возрастом от 3 до 15 дней

57. НавЕска (термин) – фактический средний вес рыбы

58. ПривЕс, прирОст (термин) – набор веса за период

Наименование действия, процесса.

59. НабирАть брЕдень (профессионализм) – сложить в лодку

60. Перебирать бредень (профессионализм) – посмотреть, проверить на состояние

61. ЗабредАть (профессионализм) – раскинуть и тянуть бредень с рыбой

62. ЗаводИть (профессионализм) – то же, что и забредать

63. ВЫкинуть брЕень (профессионализм) – спустить в воду с лодки

64. ПеребирАть рыбу (профессионализм) – сортировать рыбу от сорной, мелочи

65. НасАживать дЕль (профессионализм) – надевать на обод или на шнур

66. ПорОть рыбу (профессионализм) – разрезать брюхо

67. НавОзить (профессионализм) - убрать фильтрацию воды травой, опилками, навозом

68. ПлЫть на шестУ (профессионализм) – плыть на лодке без мотора, опираясь и отталкиваясь шестом о дно пруда

Место.

69. ВодобОй (профессионализм) – место водопада

70. Тонь (профессионализм) – место, где рыба ловится

Характеристика состояния волны.

71. ВолнобОй (профессионализм) - волна при ветре





III. Заключение.

Значимость данной работы, собранного лингвокраеведческого материала состоит в том,, что с его помощью формируется эмоционально окрашенная система миропонимания, воспитывается патриотизм, в работе собрано культурное наследие моей малой родины.

Материалы данной работы могут быть использованы преподавателями на уроках русского языка. Исследовательская работа может способствовать глубокому пониманию изученных в школе материалов, приучить учащихся не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать.













Приложение №1

Рецензия

на исследовательскую работу ученицы 8 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Борецкая средняя общеобразовательная школа» «Особенности лексики рабочих рыбхоз «Пара».


Автором исследовательской работы является Куревлева Анастасия Ивановна, ученица 8 класса МБОУ «Борецкая СОШ». Работа написана в сентябре 2018 года.

Ирина оформила данные, которые получила от информаторов, в соответствии с требованиями Положения о районном конкурсе по школьному краеведению «Сараевская земля. История. Люди».

В приложениях собраны фотоматериалы, иллюстрирующие некоторые словарные статьи, опросные листы.

Основная часть работы дает полное представление об особенности лексики рабочих рыбхоза «Пара». Задача, поставленная Куревлевой Анастасией, выполнена: составлен словарь, толкующий лексическое значение слов, используемых рабочими рыбхоза.

В целом работа интересна и ценна тем, что рыбхоз «Пара» имеет многолетнюю историю, со своей особенной лексикой, состоящей из терминов и профессионализмов.


Чернышева В.А., руководитель, учитель МБОУ «Борецкая СОШ» .


Приложение №2

Список информаторов.

1.Акатов Владимир Егорович;

2.Буданова Клавдия Исаевна.


Опросный лист №1

1. Область, город, район, село, деревня, посёлок__

Рязанская обл., Сараевский р-он, п.Зеркальные Пруды_

2. Фамилия, имя, отчество информатора___Акатов Владимир Егорович_

3. Дата рождения информатора_30.11.1958г.________

4. Место рождения информатора__с.Борец Сараевского р-она Рязанской обл.

5. Место работы (учёбы), специальность, занимаемая должность___руководитель КФХ ИП Акатов____

6. Ф.И.О. проводящего опрос____Куревлева Анастасия Ивановна, Чернышева Валентина Александровна____________

7. Образовательное учреждение (краеведческое объединение) МОБУ «Борецкая СОШ», кружок «Друзья русского языка»___

8.Класс____8_______________________________________________

9. Дата проведения беседы____10.09.2018г.___________________________________________

10. Место проведения беседы___Рязанская обл., Сараевский р-он, п.Зеркальные Пруды, дом информатора_

11. Текст беседы

-Владимир Егорович, Какими терминами пользуетесь Вы при общении с прудовыми рабочими?

Для обозначения названия прудов, гидротехнических сооружений, орудий труда или лова, названия рыбы, наименования действия, процесса, определенного места, характеристики состояния волны.

- С рабочими и бригадирами мы понимаем друг друга с полуслова.

1. Выростной пруд - предназначается для выращивания молоди карпа;

2. Зимовальный пруд - служит для содержания рыбы в зимний период;

3. Карантинный пруд - в рыбоводном прудовом хозяйстве для временной изоляции больной, подозрительной на заболевание и завозимой из других хозяйств рыбы;

4. Маточный пруд – служит для летнего и зимнего содержания самцов или самок;

5. Нагульный пруд - служит для выращивания товарной рыбы;

6. Акведук – водоподающий лоток;

7. Монах - самое распространенное в прудовом хозяйстве гидротехническое сооружение. применяется для полного спуска воды из пруда или заливки;

8. Приток - заливной монах;

9. Выток - сбросной монах;

10. Оголовок – монах на конце трубы;

11. Шандора – деревянные или кованные щиты для сдерживания потока воды на плотине;

12. Штандора (профессионализм) – то же, что и шандора;

13. Сороуловитель – сооружение на притоке воды, предотвращающее попадание в пруд посторонних рыб и других водных организмов, а также мусора, растительности и др.;

14. Рукав – то же, что и сороуловитель;

15. Рыбосборная – самое глубокое место у монаха, расширенное, углубленное, при спуске пруда туда собирается рыба;

16. Обловная яма – то же, что и рыбосборная;

17. Контурные дамбы – плотины по внешним границам прудов;

18. Разделительные дамбы – плотины между прудами;

19. Расставить колья – определить и пометить место системного кормления рыбы;

20. Стрелка – углубление, отходящее от рыбосборной;

21. Бредень – рыболовная сеть, невод;

22. Мотня – часть бредня, суженная, а потом расширенная;

23. Крылья – часть бредня по бокам;

24. Комло – слега слева и справа бредня, его основание;

25. Каплер – большой сачок для подъема рыбы краном;

26. Совок - большая совковая лопата;

27. БСЛ (профессионализм) – большая совковая лопата;

28. Кормовые вешки (профессионализм)– место систематического внесения (колья);

29. Плав (профессионализм) – поплавки на бредне;

30. Загрузка (профессионализм) – грузило;

31. Худушки – дырявый бредень. Использовалось в Тырнице, отделении рыбхоза «Пара», не употребляется в современном хозяйстве;

32. Багор – заостренный крючок с пикой на конце;

33. Сорная рыба – рыба, которая попала через сороуловители или насос с реки;

34. Мелочь (профессионализм) – то же, что и сорная рыба;

35. Годовик (профессионализм) – перезимовавшая сеголетка;

36. Карп парной – охлажденный;

37. Снулый или сонный – рыба, которая погибает;

38. Пай (профессионализм) – рыба, которую получают рабочие в качестве пая;

39. Зеркалка – зеркальный карп;

40. Навеска – фактический средний вес рыбы;

41. Привес, прирост – набор веса за период;

42. Набирать бредень – сложить в лодку;

43. Перебирать бредень – посмотреть, проверить на состояние;

44. Забредать (профессионализм) – раскинуть и тянуть бредень с рыбой;

45. Заводить (профессионализм) – то же, что и забредать;

46. Выкинуть бредень (профессионализм) – спустить в воду с лодки;

47. Перебирать рыбу (профессионализм) – сортировать рыбу от сорной, мелочи;

48. Насаживать дель – надевать на обод или на шнур;

49. Пороть рыбу (профессионализм) – разрезать брюхо;

50. Навозить (профессионализм) - убрать фильтрацию воды травой, опилками, навозом;

51. Плыть на шесту (профессионализм) – плыть на лодке без мотора, опираясь и отталкиваясь шестом о дно пруда;

52. Водобой – место водопада;

53. Тонь – место, где рыба ловится;

54. Волнобой (профессионализм) - волна при ветре.

- Спасибо!

Подпись информатора___________(расшифровка подписи)___Акатов Владимир Егорович









Опросный лист №2

1. Область, город, район, село, деревня, посёлок__

Рязанская обл., Сараевский р-он, п.Зеркальные Пруды_

2. Фамилия, имя, отчество информатора___Буданова Клавдия Исаевна_

3. Дата рождения информатора_30.11.1958г.________

4. Место рождения информатора__с.Борец Сараевского р-она Рязанской обл.

5. Место работы (учёбы), специальность, занимаемая должность___ специалист по разведению маточного стада «рыбхоза «Пара»____

6. Ф.И.О. проводящего опрос____Куревлева Анастасия Ивановна, Чернышева Валентина Александровна____________

7. Образовательное учреждение (краеведческое объединение) МОБУ «Борецкая СОШ», кружок «Друзья русского языка»___

8.Класс____8_______________________________________________

9. Дата проведения беседы____07.09.2018г.___________________________________________

10. Место проведения беседы___Рязанская обл., Сараевский р-он, п.Зеркальные Пруды, квартира информатора_

11. Текст беседы

-Клавдия Исаевна, познакомьте, пожалуйста с основной лексикой в вашей работе. Нас интересуют слова, которые бы понял любой в рыбхозе «Пара».

- Я ознакомлю Вас с основными понятиями своей работы. Пожалуй, не найдется не только рабочего, который не знал бы значения этих слов, но и жителя поселка Зеркальные Пруды.

1. Селекционный пруд - племенной;

2. Нерестовый пруд – пруд, где происходит естественный нерест;

3. Дель – сеть, полотно, материя;

4. Сафата – приспособление для ловли половозрелых самцов или самок;

5. Сеголетка – рыба, выращенная за лето;

6. Сеголеток (профессионализм) – то же, что сеголетка;

7. Карп разбросанный – зеркальный карп, у которого чешуйки расположены беспорядочно;

8. Карп рамчатый – зеркальный карп, у которого чешуйки расположены в основном по контуру;

9. Зеркалка – зеркальный карп;

10. Отводок – породы парского карпа;

11. Ремонтная рыба – племенная неполовозрелая рыба;

12. Ремонт (профессионализм) – то же, что и ремонтная рыба;

13. Маточное стадо – племенные самцы и самки;

14. Производитель – самец;

15. Нерестовики (профессионализм) – рыба, которая нерестится естественным способом;

16. Малек из одного гнезда – от одной самки и одного или нескольких самцов;

17. Молодь (профессионализм) – малек, рыба возрастом от 3 до 15 дней;

- Спасибо!

Подпись информатора___________(расшифровка подписи)___Акатов Владимир Егорович















16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Особенности лексики работников отделения ОАО «Рязаньрыбпром» рыбхоза «Пара»

Автор: Чернышева Валентина Александровна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495778


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства