kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (СОЧИНЕНИЕ) В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе  рассказывается об основных  направлениях  деятельности педагога по подготовке студентов к экзамену по русскому языку (СОЧИНЕНИЕ) в учреждениях профессионального образования. Обращается внимание на то, какие умения проверяются при написании сочинения.Рассматриваются этапы работы над сочинением.Описывается примерный план работы на каждом занятии.

 

 

Просмотр содержимого документа
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (СОЧИНЕНИЕ) В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ »

Татьяна Александровна Попова,

преподаватель высшей квалификационной категории

БОУ СПО ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна»,

г.Вологда

Основные направления деятельности педагога

по подготовке студентов к экзамену

по русскому языку (СОЧИНЕНИЕ) в учреждениях профессионального образования



Экзамен по русскому языку в форме теста в учреждениях профессионального образования позволяет установить уровень освоения студентами Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей.

Часть 3 (С1) – это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Сочинение является заданием повышенного уровня сложности.

При написании сочинения-рассуждения проверяются важнейшие коммуникативные умения: создавать письменные высказывания различных типов в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых научных дисциплин) деловой сферах общения, редактировать собственной текст, применять в практике речевого общения нормы современного русского литературного языка, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Проблема заключается в том, что студенты колледжа не ориентированы на экзамен в форме теста, одна из частей которого написание сочинения-рассуждения. Многие из них имеют низкий уровень знаний, затрудняются анализировать и создавать текст.

Задача педагога - научить студентов приемам создания сочинения-рассуждения, показать различные способы моделирования вступления, основной части, заключения, выражения личностной позиции.

Первый этап работы над сочинением – рассуждением - это знакомство с формулировкой задания к сочинению и критериями оценивания ответа на задания части  С 4,с.158.

Строить работу по написанию сочинения лучше в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять.

Анализ формулировки задания и критериев его оценивания позволяет вычленить мыслительные действия, которые следует совершить при подготовке написания сочинения:

1. Определить тему текста, его основную мысль, понять его проблематику, вычленить и сформулировать одну из проблем.

2. Прокомментировать проблему.

3. Понять позицию автора и четко ее сформулировать.

4. Выразить согласие или несогласие с автором.

5. Сформулировать собственную позицию.

6. Аргументировать собственное мнение, привести доводы, опираясь на знания, личный жизненный и читательский опыт.

7. Композиционно оформить сочинение, придать ему цельность и связность, продумать последовательность сочинения.

8. Обеспечить соблюдение орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, этических норм в тексте сочинения.

9. Обеспечить фактическую точность как при интерпретации исходного текста, так и при подаче фонового материала.

10. Соблюдать заданный объем сочинения.

Каждое учебное занятие строится по определенному алгоритму:

1. Дается теоретический материал по теме (рассказ преподавателя или студента, который подготовил теоретический материал самостоятельно), лекции с использованием мультимедиа (слайды, таблицы).

2. Предлагаются опорные схемы и таблицы, памятки по теме, которые используют в работе студенты для отработки знаний.

3. Студенты самостоятельно составляют опорные таблицы и схемы по теме.

4.Даются задания, которые выполняются по образцу.

5. Предлагается самостоятельная работа в группе с текстом (анализ, корректировка текста).

6. Задания построены по принципу от простого к сложному.

Задача первого занятия – научиться находить проблему текста и правильно ее сформулировать.

«Следует обратить внимание на то, что выявление и формулировка проблемы - важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям нужно будет работать только с рассматриваемой проблемой, которую необходимо прокомментировать, выразить свое отношение, высказать свое мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения по этой же проблеме» 4,с.13.

Не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу.

Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот.

Студентам предлагается опорные схемы и таблицы: «Типы проблем», «Как сформулировать проблему?» и др. Самостоятельная работа студента на данном этапе включает следующие задания: «Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблем»; «Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором?»; «Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные студентами. Укажите номера правильных ответов»; «Отредактируйте формулировки проблем текста, предложенные обучающимися»; «Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста». Благодаря таким заданиям, студент учится выявлять проблему текста.

Задача второго занятия – комментирование текста.

Комментарий – это анализ, краткое изложение основных моментов текста. Следует обратить внимание на то, что существует два типа комментария: текстуальный, концептуальный.

Студенты совместно с преподавателем на основе изученного материала составляют опорные схемы и таблицы, например: «Типы информации в тексте», «Типовые конструкции для комментирования проблемы».

На занятии рассматривается текст и фрагменты сочинения с текстовым и концептуальным комментарием. Далее предлагаются тексты, в которых студент самостоятельно должен выделить и прокомментировать проблему.

Главный итог учебного занятия – проблема, сформулированная обучающимися, должна быть прокомментирована с опорой на исходный текст.

Задача третьего занятия – научиться находить авторскую позицию.

На занятии рассматриваются теоретические вопросы: «Что такое позиция автора?», «Как выявить позицию автора?» и др.

Следует обратить внимание на то, что обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, где он подводит итог сказанному и размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.д. 3,с.35

Студенты, работая с текстом, самостоятельно составляют опорные таблицы, например: «Типовые конструкции для выражения авторской позиции».

Далее даются задания, которые строятся по принципу от простого к сложному. Например: «Прочитайте текст. В каком утверждении выражена позиция автора»; «Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста и позицию автора»; «Прочитайте текст. Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите фрагмент сочинения».

По итогам данного занятия студенты должны научиться правильно формулировать позицию автора по прокомментированной проблеме.

Задача четвертого занятия – аргументация собственной позиции.

Формулируя главную идею собственного размышления, необходимо выразить свое отношение к авторской проблеме. В доказательство личной точки зрения приводятся два - три аргумента. Совместно со студентами педагогом создается «банк» аргументов из разных произведений к различным блокам проблем, которым можно пользоваться при подготовке.

Например, задания, предлагаемые студентам: «Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис»; «Напишите текст рассуждение по предложенным темам, развернув данные аргументы и дополнив их своими аргументами»; «Установите соответствие пословицы с приведенными тезисами. Напишите фрагмент сочинения с использованием пословиц в качестве аргумента»; «Самостоятельно подберите примеры из художественной литературы для подтверждения следующих тезисов» 5,с.45.

В результате данной работы студент учится видеть четкую связь между тезисом и аргументами.

Задача пятого занятия – продумать композицию сочинения. Теоретический материал данного занятия состоит из следующих тем: «Основные средства связи в тексте», «Виды и формы вступления», «Виды заключения». Составляются опорные таблицы по темам: «Логические ошибки», «Грамматические ошибки», «Речевые ошибки» 4,с.128.

Студентами выполняются следующие задания: «Прочитайте текст, а затем сочинение, написанное по этому тексту»; «Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст»; «Прочитайте исходный текст, определите проблему текста и позицию автора. Сравните два сочинения, написанные по этому тексту. В каком из сочинений нарушена логика изложения мысли?»; «Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста, позицию автора. Прочитайте фрагменты сочинений по тексту. Найдите и исправьте все виды ошибок».

На занятии студент должен научиться излагать текст последовательно, в котором просматривается коммуникативный замысел. В сочинении должны быть соблюдены орфографические, пунктуационные, речевые, этические нормы.

Итогом работы всех предшествующих занятий является написание сочинения по прочитанному тексту.

Студенту предлагается задание: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, пос­тавленных автором текста (избегайте чрезмерно­го цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргу­ментируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

Работая на учебных занятиях, студенты осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки:

- осваивают модели учебной деятельности;

- приобретают конкретные лингвистические навыки;

- получают технические навыки при использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) 1;

- развивают коммуникативные и межкультурные навыки.

В совместной деятельности студенты отрабатывают элементы написания сочинения, что помогает им сократить время на выполнение заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов студенты анализируют, обобщают, сопоставляют.

Применение ИКТ на учебных занятиях при подготовке к экзамену дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний, активизирует виды деятельности студента, что позволяет ускорить процесс усвоения и увеличить объем учебного материала  2 .

Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию студентами сочинений-рассуждений других обучающихся, согласно критериев оценивая части С.

Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Таким образом, создание собственного сочинения-рассуждения – это этап на пути к развитию коммуникативной культуры студента. Создавая работы, студенты постигают окружающий мир, высказывают свою точку зрения на реальную действительность, осваивают родной язык, его культуру, познают себя как личность.

Формирование коммуникативной компетенции обеспечивает личностно-ориентированный подход при обучении русскому языку, помогает решению таких проблем профессионального образования, как приобщение обучающихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.


Список использованных источников:

1.     Зырянова Е.В., Овчинникова И.Г., Чудинова А.Р. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ - http://www.modernlib.ru/books

2.     Васильева И.А. Использование ИКТ при подготовке к написанию сочинений - http://diagn.nmcuv.org

3. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ. - М.: Русское слово, 2010. - 432с.

4. Сениной Е.А.,. Нарушевича А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.- Легион-М,2010.-191с.

5. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык: Тренировочные задания. - М.: Эксмо, ЕГЭ 2008, 2009, 2010, 2011, 2012.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Попова Татьяна Александровна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199702

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства