Организация работы по русскому языку и литературе с разными категориями учащихся в профессиональном училище
Организация работы по русскому языку и литературе с разными категориями учащихся в профессиональном училище
В профессиональное училище приходят учащиеся, разной подготовленности к работе, с разными возможностями. Одни схватывают материал на лету, другим нужен месяц, третьим полгода, а есть и такие учащиеся, которые не воспринимают материал совсем. Все это следствие отсутствия навыков учебной деятельности, узкого кругозора. И всех детей необходимо научить предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы по русскому языку и литературе с разными категориями учащихся в профессиональном училище »
Организация работы по русскому языку и литературе с разными категориями учащихся, обучающихся в профессиональном училище.
В профессиональное училище приходят учащиеся, разной подготовленности к работе, с разными возможностями. Одни схватывают материал на лету, другим нужен месяц, третьим полгода, а есть и такие учащиеся, которые не воспринимают материал совсем. Все это следствие отсутствия навыков учебной деятельности, узкого кругозора.
Работая над проблемой повышения эффективности урока, я столкнулась с проблемой, "Как работать на уроке с группой и одновременно с каждым учащимся?" Просмотрев методическую литературу, испробовав на уроках элементы различных форм уроков развивающего обучения, решила строить процесс обучения, при котором, зная и учитывая индивидуальные различия учащихся, определить для каждого наиболее рациональный характер работы на уроке. Так как именно эта форма работы позволяет решить многие из перечисленных выше проблем. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса – лежит в основе принципа дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их способностей. Суть дифференцированного подхода для меня заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому учащийся должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания.
Планируя работу по предмету, ставлю перед собой две основные задачи:
1.Выяснить:
- Уровень владения предметными умениями и навыками;
- Объем и глубину знаний по предмету;
- Индивидуально-психологические особенности каждого учащегося.
2. При подготовке к уроку учитываю перечисленные выше знание об учащихся.
Основные направления работы с учащимися:
Организация дифференцированной работы в процессе обучения начинается с формирования групп учащихся. Группы я формирую по следующим признакам:
- учащиеся с различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- учащиеся с различным уровнем работоспособности и темпом работы;
- учащиеся с различными особенностями восприятия, памяти, мышления.
На первом этапе работы изучаю индивидуальные особенности учащихся и групп учащихся; с целью выяснения уровня и объема знаний по предмету проводится «Нулевой срез», разработаны тесты проверки знаний учащихся.
На втором – признание учащегося главной действующей фигурой образовательного процесса, т.е. перед разными категориями учащихся разные цели. Одни достигают уровня базовой подготовки, другие занимаются ликвидацией пробелов в знаниях. А есть «группа учебного риска» - это те учащиеся, которые не могут проявлять даже минимальные возможности. При достижении определенного уровня в знаниях возможен переход из одной подгруппы в другую и наоборот. Если учащийся не справляется с заданием, то может выполнять любое посильное для себя задание, предложенное учителем.
Учащиеся учатся от другого ученика так же, как и от преподавателя на уроке.
На этом этапе работы применяю карточки- консультации, карточки- алгоритмы, тесты, опорные конспекты. Составлены уровневые контрольные работы, которые направлены на проверку знаний и выявлению типичных ошибок учащихся.
На третьем этапе – развитие умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, самостоятельно работать с учебной литературой, справочниками, отстаивать свое мнение, задавать вопросы.
Учу отвечать, не боясь ошибиться, не стесняясь своего, пусть не совсем удачного ответа или решения. Учащиеся получают возможность внести изменение в планирование работы на уроке, получают возможность оценить урок, выбрать из него те моменты и формы, которые им понравились.
Уровни и виды домашнего задания:
- Первый – обязательный минимум. Он должен быть посилен и понятен каждому учащемуся;
- Второй – задания с выбором, когда учащиеся из предложенных заданий может выбрать для себя посильное задание.
- Третий уровень - особые задания.
Приемы устного опроса:
- Лист контроля знаний – в нем перечислены основные правила и понятия, формулировки и формулы по теме, которые обязан знать учащийся.
- Опрос по цепочке – ответ учащегося прерывается в любом месте и передается другому учащему.
- Взаимный опрос – учащиеся отвечают на вопросы, составленные другими учащимися.
Письменный контроль:
- Словарные диктанты
- Тесты по разделам программы;
- Самостоятельные и контрольные работы.
Внеклассная работа по предмету
Проведение «Недели русского языка и литературы»
Стало традицией в нашем профессиональном училище проведение тематических недель. «Неделя русского языка и литературы» проводится один раз в год, обычно в первом полугодии. В рамках недели необходимо:
- выпустить стенгазету;
- принять участие в различных мероприятиях;
- принять участие в «Олимпиаде для всех»;
Пусть даже незначительный успех во время проведения недели вселяет уверенность учащимся в своих силах, дает возможность поверить в свой успех.
При подведении итогов недели принимаем во внимание оценки, полученные учащимися во время проведения недели русского языка и литературы.