Опыт работы по теме "Алгоритмы-эффективное средство повышения орфографической грамотности учащихся."
Опыт работы по теме "Алгоритмы-эффективное средство повышения орфографической грамотности учащихся."
В настоящее время преподавание русского языка осуществляется в достаточно сложных социальных и культурных условиях. Они отражают те общественные, политические, идеологические процессы, которые происходят в стране. Поэтому требования к преподаванию предмета значительно изменились. На первый план выходит коммуникативная направленность курса русского языка.
Мне хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективного применения их на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности школьников.
Многие учителя проявляют изобретательность, пытаются найти более эффективные методы преподавания: проводят театрализованные уроки, применяют опорные конспекты и обобщающие таблицы, по-новому структурируют программный материал. Мне на помощь пришли алгоритмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Алгоритмы-эффективное средство повышения орфографической грамотности учащихся." »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15 СЕЛА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО
БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Выступление на педагогическом фестивале
на тему
«Алгоритмы – эффективное средство повышения грамотности учащихся»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Литвишкина Галина Ивановна
г. Будённовск
2015
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время преподавание русского языка осуществляется в достаточно сложных социальных и культурных условиях. Они отражают те общественные, политические, идеологические процессы, которые происходят в стране. Поэтому требования к преподаванию предмета значительно изменились. На первый план выходит коммуникативная направленность курса русского языка.
Мне хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективного применения их на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности школьников.
Многие учителя проявляют изобретательность, пытаются найти более эффективные методы преподавания: проводят театрализованные уроки, применяют опорные конспекты и обобщающие таблицы, по-новому структурируют программный материал. Мне на помощь пришли алгоритмы.
( слайд 2) Актуальность опыта объясняется тем, что использование алгоритмов улучшает качество восприятия учебного материала, так как при их разработке учитывались многие факторы: емкость теоретических сведений, доступность и лаконичность обозначений, занимательность, логичность в изложении. Использование алгоритмов улучшает качество восприятия учебного материала. Цель опыта: обосновать значимость алгоритмизации орфографических правил на уроках русского языка при изучении орфографии в V-VII классах в аспекте интеллектуального развития учащихся.
Алгоритмы как вид наглядности выделяются своей структурой, приспособленностью для целостного восприятия, теоретического материала с последующим выделением и детализацией отдельных тем и дают возможность для многократного повторения и закрепления на практике материала урока. Они многоплановы, пригодны для решения различных задач: по формированию навыков письменной речи; по освоению правил и определений; по развитию мышления, умения делать выводы и обобщения.
Нередко ученик, хорошо запоминающий правило, не может применить его на практике. Алгоритмы же помогают осмыслить это правило. Они фиксируют ход рассуждений, заставляют анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.
В качестве психолого-педагогической основы обучения таким методам психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, работы Д.Н.Богоявленского и Д.И.Тихомирова. Вопрос использования алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся.
(слайд 3) Задачи опыта:
- представить методику работы с алгоритмами на уроках русского языка;
- аргументировать правомерность использования алгоритмов как средства
выработки орфографической зоркости и организации мыслительной
деятельности учащихся.
( слайд 4) Объект опыта: процесс повышения грамотности учащихся через алгоритмизацию орфографических правил.
1. Алгоритмы – один из приемов выработки орфографических
навыков у учащихся V-IX классов. Под алгоритмом обычно понимают совокупность действий, правил для решения данной задачи. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило.
Над проблемой применения правил, а следовательно, и успешного формирования навыков и умений работало не одно поколение методистов, учителей, ученых – лингвистов. Д.И.Тихомиров в конце прошлого века писал, что недостаточно дать ученику правило, нужно указать ему пути применения этого правила на практике. На примере изучения безударных гласных в корне, проверяемых ударением, Д.И.Тихомиров показал, как, по его мнению, нужно работать с орфографическим правилом. Наиболее полно механизм формирования умений и навыков вскрыт в работах Д.Н.Богоявленского.
Д.Н.Богоявленский показывает, что в основе орфографического навыка лежат сознательные действия. И от того, как организовано необходимое умственное действие, насколько оно осмыслено учеником и упорядочено, как совершается руководство действием, зависят качества навыка – прочность, осознанность, обобщенность, возможности для переноса.
Действия, направленные на выработку орфографических навыков, вначале должны быть сознательными. Сознательность же действий обеспечивается разложением сложного действия на составные части и выполнением его по частям. В результате повторений развернутое действие не просто воспроизводится, оно определенным образом изменяется: становится проще, экономнее, более гибким и точным. Действие, бывшее развернутым, непроизвольно свертывается, сокращается (одни частные операции совмещаются при выполнении, другие выпадают, третьи производятся интуитивно)
Так, сложное действие по определению проверяемых гласных в корне на первых порах бывает связано с выполнением более десятка частных (для учащихся иногда сложных) операций, а именно:
выделение слова;
правильное произнесение его (во внешней или внутренней речи);
нахождение ударного слога;
выявление безударных гласных;
установление смысловой и грамматической связи между словами (без чего трудно осознать значение слова и выполнить некоторые другие операции);
определение значения слова;
последовательный подбор слов с производящей основой и сопоставление их с данным словом;
выделение корня;
установление, в корне ли находится безударная гласная;
подбор родственных слов;
нахождение опорного (проверочного) слова;
сопоставление проверяемого слова с опорным и вывод о написании.
(СЛАЙД 5) Алгоритм: Правописание безударных гласных в корне.
Проверить, находится ли гласный
под ударением
Да Нет
Написать тот гласный, Изменить слово так, чтобы
Который слышится безударный гласный оказался под ударением
Можно изменить Нельзя изменит
Написать в безударном Обратиться к словарю
слоге ту же букву, что и
в ударном слоге.
Может показаться, что подобная цепь рассуждений слишком громоздка и пользоваться ею практически невозможно. Но попробуйте оставить неосвоенной хотя бы одну из перечисленных операций, и выработка навыка окажется затрудненной; ученик будет все знать, а при письме окажется не в состоянии воспользоваться своими знаниями. Если ученик неправильно произносит слово, он будет (в ряде случаев) проверять не то слово и выделять несуществующий корень. Если он не различает ударные и безударные слоги, весь дальнейший процесс по применению правила теряет свой смысл. Работа со значением слова (установление смысловой связи между словами, определение значения слова) – первооснова для его морфологического анализа, для подбора родственных и опорных слов. Столь же важен и правильный анализ морфологической структуры слова (последовательный подбор слов с производящей основой, сопоставление производной и производящих основ, выделение суффиксов, приставок и корня). И даже сопоставление проверяемого слова с опорным для ряда учащихся является операцией, представляющей определенную трудность. А без умения производить ее - процесс применения правила остается незавершенным.
Было бы наивно думать, что для выработки соответствующего навыка достаточно заставить учащихся выучить указанный список операций и усиленно тренировать их в применении данной схемы действий. Такой путь оказался бы весьма непродуктивным. Приведенный выше перечень операций указывает объем подготовительной (теоретической и практической) работы, создающей базу для формирования навыка, и наиболее целесообразную последовательность действий по применению знаний и умений учащихся к практике письма. Создавая такую базу, вовсе не обязательно пользоваться указанной последовательностью и тем более сразу в полном ее объеме: она только мешала бы. Но когда теоретическая и практическая основа для формирования данного навыка создана, в действие вступает последовательность операций облегчающая применение правила, ускоряющая выработку навыка, делающая формируемые навыки более надежными, прочными.
2. Методика работы с алгоритмами на уроках русского языка
В алгоритмах, которые используются на уроке, простота, элементарность операций условна, они элементарны лишь применительно к данному уровню подготовки учащихся; если же предложить их учащимся более низкой ступени, то операции эти окажутся сложными действиями, нуждающимися в разложении на более простые и в специальной отработке. Кроме того, простота операций в алгоритме не может быть такой, чтобы ученику совсем не над чем было думать при их выполнении. Каждая операция, даже будучи в какой-то мере предварительно освоенной, должна заставлять думать, вспоминать, решать, иначе отпадает необходимость в ее выделении.
Неприемлем во многих алгоритмах и исчерпывающе полный перечень операций, делающий схему рассуждений громоздкой, неудобной для практической работы, требующей много времени для ее восприятия и усвоения. Ученику легче усвоить и сделать руководством для своих действий 3-5 более сложных мыслительных операций, чем 10-15 элементарно простых, в совокупности своей равнозначных первым 3-5. Поэтому элементарные алгоритмы состоят из шагов, помогающих учащимся. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря четкому описанию «шагов» в применении правила.
4-й шаг: Образуй неопределенную форму глагола, проверь правильность образования неопределенной формы
5-й шаг: На что оканчивается неопределенная форма?
На «-ить» На «-ать» («-уть», «-еть», «-оть», «-ыть», «-ти»)
6-й шаг: Найди по таблице Проверь если оканчивается на личное окончание «-ать» (-еть), не относится ли
глагол к числу исключений
Да, исключение Нет, не исключение
7-й шаг: Глагол – II спряжения,
пишем в окончании и, а (я)
Найди по таблице личное окончание
8-й шаг:
Проверь написанное Глагол – I спряжения, пишем окончания
С гласными е. у, ю.
Образец рассуждения при проверке личных окончаний глагола:
«Со своей волчихою голодной выходит на дорогу волк»
(А.С.Пушкин)
В этом предложении глагол «выходит», он стоит в настоящем времени, в 3-м лице единственного числа, его окончание безударное – «ит/-ет», нужно проверить. Нужно узнать спряжение – I или II. Для этого ставим в неопределенную форму: «что делать?» - «выходить»: неопределенная форма оканчивается на «-ить», значит глагол II спряжения, в окончании должен быть звук [и], пишем окончание –«ит»: «выы-хоо-дии-т»
К использованию каждого из алгоритмов учащихся надо предварительно готовить. Прежде чем пользоваться алгоритмической схемой, ученик должен научиться выполнять все включенные в нее операции, пока что каждую в отдельности, без установления связи между ними. Прежде чем заниматься по схеме, она составляется на уроке вместе с учащимися. Схемы, которые даются ученикам в готовом виде, плохо запоминаются ими.
Осмыслив логическую схему алгоритма, ученики должны усвоить действия, их последовательность. Для этого нужны такие упражнения, при выполнении которых учащиеся вынуждены были бы непременно выполнять необходимые условия и в письменной форме фиксировать их выполнение
На первых порах действия по некоторым алгоритмам удобнее фиксировать в специальной таблице. При изучении, например, личных окончаний глагола наиболее эффективной оказывается такая схема действий:1
Алгоритм. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Определить, находится ли окончание
глагола под ударением
Да Нет
Написать тот гласный, Образовывать неопределенную
Который слышится форму
Проверить, оканчивается ли она
на – ИТЬ
Да Нет
Написать Написать
-И, -АТ, (-ЯТ) -Е, -УТ (-ЮТ)
Исключения: брить
Стелить
Исключения: терпеть, вертеть,
обидеть, зависеть,
видеть, смотреть,
ненавидеть, гнать,
держать, дышать.
слышать.
Задание 1. С помощью алгоритма объясните правописание окончаний в данных глаголах.
Земля – мать тому, кто с ней уме..т обращаться.
Кто о земле раде..т, того и земля пита..т
Земля корм..т людей, как мать своих детей
Пока капля капн..т, река протеч..т
Дорогу указыва..т свет, который сия..т впереди.
Хорошее утро с песен птиц начинается
Каждое дело любовью освеща..тся
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, используя алгоритм.
Мир – высшее благо, какого люди жела..т в этой жизни (Сервантес)
Не гре..т солнце на чужбине (Т.Шевченко)
Кто себе друзей не ищ..т, самому себе он враг (Ш.Руставели)
Война испытыва..т храбреца, гнев – мудреца, нужда – друга (Восточная мудрость)
Для работы по данной схеме удобнее всего воспользоваться таблицей следующего содержания:
Неопределенная
Форма
На – ИТЬ
Искл.
Спр.
Правильная
Запись
увеличить
высмотреть
встречать
Да
-
-
-
Да
-
//
//
/
увеличим
высмотрим
встречаем
Работа проходит быстрее, если таблица отпечатана и в последнюю графу внесены глаголы с пропуском гласных в окончании.
Но развернутые действия нужны бывают лишь на самом начальном этапе формирования навыка. Как только учащиеся запомнили последовательность операций и научились достаточно свободно выполнять их, появляется тенденция к сокращению некоторых операций, к упрощению, укорачиванию, автоматизации в целом. В связи с этим должны упрощаться, укорачиваться и формы фиксации производимого действия. Если неизменно требовать выполнения учащимися всех операций алгоритмической схемы, это будет тормозить свертывание действия и, следовательно, мешать автоматизации навыка.
Потому моя задача – своевременно переключить учеников на более простые формы, соответствующие логике развития навыка, способствующие сокращению ранее развернутого действия. При работе, например, над проверяемыми гласными в корне последовательность выпадения, свертывания операций может быть такой.
Алгоритм 1. Правописание безударных гласных в корне.
Проверить, находится ли гласный
под ударением
да нет
Написать тот гласный, Изменить слово так, чтобы
Который слышится безударный гласный оказался под ударением
Можно изменить Нельзя изменить
Написать в безударном Обратиться к словарю
слоге ту же букву, что
и в ударном слоге
( СЛАЙД 6) Задание к алгоритму № 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм. Укажите в скобках проверочные слова.
Для того чтобы учащиеся хорошо усвоили ключевые операции (не составляющие полного алгоритмического предписания), недостаточно только называть их; нужны, конечно, упражнения, которые позволяли бы не только выполнять, но и постоянно фиксировать эти операции (или операцию), т.е. выполнять в письменной, графической форме.
( СЛАЙД 7) Алгоритм. Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени.
Определить спряжение глагола, от
которого образовано причастие
I спряжение II спряжение
Написать Написать
-УЩ- (-ЮЩ-) -АЩ- (-ЯЩ-)
-ЕМ- (-ОМ-) -ИМ-
(СЛАЙД 8)Задание 1. От приведенных глаголов образуйте причастия настоящего времени и объясните их правописание с помощью алгоритма.
Хлопотать.
Трепетать.
Крепить.
Готовить.
Спорить.
Любить.
Объясните.
Слышать.
Терпеть.
Строить.
Задание 2. Укажите, от глаголов I или II спряжения образованы причастия настоящего времени и какой суффикс вы напишите на месте пропуска букв. Используйте алгоритм.
Уме..ие мыслить.
Зада..ий тон.
Пен..ийся водопад.
Кача..ийся паром.
Та..ий снег.
( СЛАЙД 9) Алгоритм. Правописание гласных Ы, И после Ц.
Определить, в какой части слова
находится гласный
В суффиксе В корне (а также в словах на -ция)
Написать
И
ИСКЛЮЧЕНИЯ: Цыган,
цыпленок
на цыпочках
цыкать
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, доказывая правильность выбора с помощью алгоритма.
Певчие птиц.. .
Непробиваемый панц..рь.
Юркие ящериц.. .
Пойти на аукц..он.
Зарубежная делегац..я.
Медиц..нский инструмент.
открытие здравниц.. .
Узкие улиц.. .
Куц..й хвост.
Ловкая комбинац..я.
Задание 2. От данных слов образуйте прилагательные. Объясните их правописание, используя алгоритм.
Элементом приема алгоритмизации могут выступать графические, письменные и устные объяснения орфограмм (типа комментирования), если они отражают ключевые операции, составляющие основу данного навыка, их логическую последовательность.
Стихотворные алгоритмы
Стихотворные алгоритмы активно входят в практику преподавания русского языка. Так, изучая написание –тся и –ться в глаголах, можно использовать такое стихотворное правило:
(слайд 10) Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать,
Так как мягкий знак в вопросе,
И в глаголы его вносим
Стихотворный алгоритм написания слов с корнями –Бер-, -бир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-:
Если есть за корнем а,
В корне будет «и» всегда,
Вот пример, запоминаний,
Ноги вытер? –вытирай
(слайд 11) Стихотворный алгоритм «Правописание гласных в корнях –кас-, -кос-.»
Чтобы нам не ошибиться,
Когда –кас- должен писаться,
А когда напишем –кос-,
Мы ответим на вопрос:
Есть за корнем суффикс –а?
-Кас- напишем мы всегда;
-кос- напишем мы тогда,
Когда нет за корнем –а-.
Стихотворные алгоритмы, благодаря ритмическому построению, помогают ученику лучше запомнить способы действия и применения правил, поэтому целесообразно использовать их в сочетании: следом за стихотворением строить алгоритм – схему или после построения алгоритма вводить стихотворное правило.
Чтобы успешно пользоваться такими алгоритмами на ранних этапах обучения языку, целесообразно объяснить школьникам и само понятие алгоритма как ходжа рассуждения, записанного в виде схемы.
Стихотворные алгоритмы могут служить и схемой орфографического разбора, и инструкцией работы над ошибками. Они сужают круг самих правил, помогают выбрать нужное.
Работа по стихотворному алгоритму будет успешной лишь в том случае, если учащийся владеет необходимыми грамматическими знаниями и умениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мой опыт школьного преподавания русского языка показал, что использование алгоритмических предписания облегчает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил, учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации уже на первых этапах усвоения конкурирующих написаний. Благодаря использованию алгоритмов повысилось качество знаний учащихся с 34% до 38%, уменьшилось количество отрицательных отметок по предмету.
(слайд 12) Работа по схемам алгоритмического характера в большой степени содействует:
Развитию навыков логического мышления;
вооружает школьников средствами самопроверки в случаях затруднений;
формированию и осознанию понятий, определений и правил;
активизации процесса общего развития учащихся;
повышению интереса к изучению русского языка
Однако из самых важных достоинств алгоритмов заключается в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических навыков и умений, развития речи учащихся.
Ученика, который видит весь объем темы в целом, уже не смущает их кажущаяся труднодоступность, он обретает уверенность в своих силах. Кроме того, еще проще наметить перспективы овладения навыком, привести знания в систему.
Единство теоретических сведений и дидактического материала в алгоритмах позволяет разнообразить методы работы с детьми, применять, например, принцип индукции и дедукции в познании (вести ученика от общего к частному и наоборот). Алгоритмы позволяют лучше осмыслить теоретический материал, применять его на практике. Вот почему целесообразное с методической точки зрения использование алгоритмов в школьной практике, наряду с другими проверенными приемами, может считаться вполне оправданным.
Список использованной литературы
Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания. Ростов-на-Дону, 2002
Баранов М.Т. Методика русского языка. М., 2001
Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. М., 2007
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 2005
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 2002
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М., 1995
Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1992
Ланда Л.Н. Алгоритмические и эвристические модели мышления и программированное обучение. М., 1990
Лихачев Б.Т. Педагогика. М., Юрайт, 2000
Надточий Е.Д. Комплекс алгоритмов по орфографии. М., 1993
Программы для основной общеобразовательной школы. М. Просвещение, 2008
Рогов Е.И. Психология человека.- М., Владос, 2001
Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. М., Айрис Пресс, 1998
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980
Текучев А.В. Хрестоматия по методике русского языка. М., 1982
Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка? М., 1980
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989
Ямпольская В.С. Алгоритмы по орфографии. М., 1998.
1 Е.Д.Надточий. Колмплекс алгоритмов по орфографии.-М.,»Просвещение», 1993