Определение уровня сформированности УУД у обучающихся пятого класса
Определение уровня сформированности УУД у обучающихся пятого класса
~~Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь учитель должен привить учащимся две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Определение уровня сформированности УУД у обучающихся пятого класса »
МОУ Красногуляевская СОШ МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области
Учитель русского языка
высшей категории
Насонова Л.Г.
Определение уровня сформированности УУД
у обучающихся пятого класса
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь учитель должен привить учащимся две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Успешное обучение невозможно без формирования у школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Например, уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, пятиклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный). В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностноличностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе - атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития.
Для формирования УУД у меня имеется список технологий, использующихся для этих целей. Например,
Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.
Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами.
Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивает то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей - “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”,
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией -пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации —и обучает детей применению обобщенных способов действий.
Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
Учитель считает, что ребенку обязательно нужно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка - это нормально - главное - уметь учиться на ошибках.
Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что - то делать.
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере, убедиться в их важности и значимости
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель учит детей планировать свой досуг.
Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
Для каждого урока я выбираю из этого списка то, будет соответствовать достижению поставленных целей, используя памятку для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий:
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации - эго движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.e. они должны быть значимы для него.
Для ученика необходимо:
Создать атмосферу успеха
Помогать ребёнку учиться легко
Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях
- Не скупиться на поощрения и похвалу
По итогам пятого класса был проведён мониторинг по выявлению и оценке эффективности системы работы педагога школы по формированию и развитию УУД по русскому языку в соответствии с Мероприятиями по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденными приказом Министерства образования от 09.03.2010 г. № 125, в целях обеспечения эффективного введения ФГОС в школьную систему образования.
Мониторинг образовательных результатов учащихся был направлен на определение уровня сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 класса по итогам освоения программы.
Оценка уровня сформированности предметных результатов по русскому языку проводилась по результатам выполненных учащимися 5 класса итоговых работ.
Оценка уровня сформированности метапредметных результатов проводилась по результатам выполненной учащимися комплексной работы.
Всего в мониторинге приняло участие 29 учащихся школы
Общие результаты итоговой работы по русскому языку.
Цель работы - определить уровень сформированности предметных результатов у учащихся 5 класса по итогам освоения программы по русскому языку.
Итоговая работа по русскому языку состоит из двух частей и проводилась в два дня. Первый день — итоговый диктант, второй день — проверочная работа.
Первая часть работы направлена на оценку достижения планируемых результатов освоения содержательной линии «Орфография и пунктуация». Принятой формой проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков является диктант.
Оценка результата написания учащимся итогового диктанта строится по принципу: «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне».
Результаты написания учащимся итогового диктанта.
Часть 1. Диктант.
Контролируемый элемент
Чел.
%
Писали работу
29
100%
Написали диктант на повышенном уровне.
18
62%
Написали диктант на базовом уровне.
2
7%
Не справились с написанием диктанта.
9
31%
Допустили ошибки на:
Сочетания жи-ши, чу-щу.
5
17%
Прописная буква в начале каждого предложения.
12
41%
Знаки препинания в конце предложения: точка.
5
17%
Мягкий знак показатель мягкости согласного на конце слова.
1
3%
Перенос слов.
2
7%
Большая буква в именах собственных.
2
7%
Пропуск, замена, искажение.
10
34%
Ошибки на неизученные правила.
6
21%
Вторая часть работы направлена на оценку способности учеников решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи по русскому языку.
Принятой формой проверки сформированности предметных результатов по русскому языку является проверочная работа.
Содержание проверочной работы определяется основными результатами освоения содержательных линий «Система языка» и «Развитие речи».
В содержательной линии «Система языка» (основа лингвистических знаний) оцениваются первоначальные представления о системе и структуре русского языка, освоение таких учебных действий с языковыми единицами, как нахождение, характеристика, сравнение, классификация, преобразование, моделирование.
В содержательной линии «Развитие речи» оцениваются начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических).
Максимальный балл за выполнение всей работы — 14 баллов (за задания базового уровня сложности — 6, повышенной сложности — 8 баллов).
Оценка результата выполнения учащимся работы строится по принципу:
4 балла и менее - учащийся имеет недостаточную предметную подготовку по русскому языку;
2. от 5 до 9 баллов - подготовка учащегося соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач на базовом уровне;
более 9 баллов (10—14 баллов) - учащийся демонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности.
Результаты выполнения проверочной работы.
Часть 2. Проверочная работа.
Контролируемый элемент
Чел.
%
Выполнили без ошибок в проверочной работе задания базового уровня.
18
62%
Выполнили без ошибок в проверочной работе задания повышенного уровня.
12
41%
Всю проверочную работу выполнили без ошибок.
6
21%
Правильно выполнили задания:
Правильно выполнили задание №1
23
76%
Правильно выполнили задание №2
26
87%
Правильно выполнили задание №4
18
62%
Правильно выполнили задание №5
13
45%
Правильно выполнили задание №7
26
87%
Правильно выполнили задание №8
18
62%
Допустили ошибки
№1
6
21%
№2
3
10 %
№4
11
38 %
№5
16
55%
№7
3
10%
№8
11
38%
Правильно выполнили задания повышенного уровня.
Правильно выполнили задание № 3
24
82%
Правильно выполнили задание № 6
17
59%
Правильно выполнили задание № 9
26
90%
Правильно выполнили задание № 10
24
82%
Результаты освоения программы по русскому языку.
Контролируемый элемент
Чел.
%
Освоили программу по русскому языку на базовом уровне
17
58%
Освоили программу по русскому языку на базовом уровне и повышенном
5
17%
Не освоили программу по русскому языку на базовом уровне
7
24%
Анализ освоения программы учащимися по русскому языку за курс
пятого класса и уровня сформированности предметных результатов показал, что не все учащиеся, показали высокий уровень освоения программы по русскому языку.
Основные выводы и рекомендации.
Анализ результатов работы по русскому языкупозволяет сделать следующие выводы:
1.Учащиеся 5 - го класса в целом успешно справились с предложенной работой по итогам года и показали высокий уровень сформированности предметных результатов.
Оценка достижения планируемых результатов освоения содержательной линии «Орфография и пунктуация» показала, что орфографические и пунктуационные умения и навыки сформированы на достаточно высоком уровне. Из 29 человек не справились с диктантом 9 человек (31 %). Написали диктант на повышенном уровне 18 человек ( 62%).
Тем не менее, 10 учащихся (34%) допустили в диктанте ошибку на «пропуск, замену, искажение». 12 учеников (41%) не умеют правильно оформлять начало предложения. Педагогам необходимо систематизировать работу с учащимися, направленную на формирование у них навыков самоконтроля и развитие орфографической зоркости.
На высоком уровне учащиеся проявили свои способности при решении учебнопознавательных и учебнопрактических задач по русскому языку. 7% учащихся справились безошибочно с базовым уровнем, 62 % - с повышенным.
Анализ освоения содержательной линии «Система языка» и «Развитие речи» на базовом уровне дал следующие результаты:
Умение различать согласные и гласные звуки в слове - 92%
Умение характеризовать согласные звуки по твёрдости - 88%
Умение делить слова на слоги - 80%
Умение соотносить слово с заданной моделью - 78%
Умение применять знание по определению признаков предложения - 95%
Умение определять количество слов в предложении. Моделировать предложение - 84%.
Педагогам в своей работе необходимо уделить внимание формированию такой операции, как деление на слоги и выделение ударного слога, так как без усвоения и автоматизации этих операций дальнейшее освоение орфографического действия у учащихся, допустивших ошибку в 4 и 5 заданиях, будет затруднено.
Общие результаты комплексной работы.
Цель комплексной работы - определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 5 класса по освоению программы за 5 класс основной школы.
Задачи комплексной работы - установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем уровне обучения.
Комплексная работа состоит из двух частей и проводилась в два дня. Первый день — выполнялась основная часть, которая проверяла сформированность метапредметных результатов на базовом уровне, второй день — выполнялась дополнительная часть, которая проверяла сформированность метапредметных результатов на повышенном уровне.
Максимальный балл за выполнение всей работы — 14 баллов (за задания базового уровня сложности — 7, повышенной сложности — 7 баллов).
Если ученик получает за выполнение всей работы менее 4 баллов, то он имеет недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов.
Если ученик получает от 4 до 9 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач.
При получении более 9 баллов (10—14 баллов) учащийся демонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности.
За самостоятельное выполнение работы дополнительно даётся от 0 до 2 баллов.
Итого максимальный балл за работу - 16 баллов.
Результаты выполнения основной части.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Выполнение заданий основной части обязательно для всех.
учащихся.
Часть 1. Основная.
Правильно выполнили задания:
Правильно выполнили задание №1
20
69%
Прочитали 25 - 30 слов.
15
52%
Прочитали более 30 слов.
10
34%
Правильно выполнили задание №2
26
90%
Правильно выполнили задание №3
29
100%
Правильно выполнили задание №4
27
93%
Правильно выполнили задание №5
28
97%
Правильно выполнили задание №6
16
55%
Допустили ошибки на:
№1
1
4%
Прочитали менее 25 слов.
4
14%
№2
3
10%
№3
0
0%
№4
2
7%
№5
1
4%
№6
13
45%
Результаты выполнения дополнительной части.
Задания дополнительной части имеют более высокую сложности. В этой части 5 заданий. Их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребёнком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы. Выполнение заданий дополнительной части необязательно для всех учащихся, они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям
дополнительной части интерпретации не подлежат.
Часть 2. Дополнительная.
Правильно выполнили задания:
Правильно выполнили задание №7
27
93%
Правильно выполнили задание №8
26
90%
Правильно выполнили задание №9
17
59%
Правильно выполнили задание №10
21
73%
Правильно выполнили задание №11
28
89%
Общие результаты выполнения комплексной работы.
Контролируемый элемент
Чел.
%
Писали работу
29
100%
Выполнили без ошибок в комплексной работе задания базового уровня.
13
45%
Выполнили без ошибок в комплексной работе задания повышенного уровня.
14
48%
Всю комплексную работу выполнили без ошибок.
2
7%
4-9 баллов - освоили базовый уровень.
19
66%
10 - 14 баллов - освоили базовый и повышенный уровни.
7
24%
Менее 4 баллов - не освоили базовый уровень.
3
10%
Получили дополнительные баллы за самостоятельное выполнение работы.