Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект как средство интенсификации учебного процесса»
Опорный конспект как средство интенсификации учебного процесса
«Ученик в процессе изучения учебного предмета должен идти кратчайшим путем… и тогда будет хороший результат». К.Д. Ушинский[1]
Основными векторами изменения современной образовательной среды являются интенсификация и оптимизация учебного процесса.
Интенсификация по словарю - это «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». С точки зрения специалиста по педагогике, интенсификация учебного процесса – это «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат»… как учителя, так и ученика. Так определял данное понятие член-корреспондент АН СССР С. И. Архангельский [2]
Многие современные педагогические технологии отвечают данным требованиям. Однако особое место среди методик, созданных в русле интенсификации обучения, несомненно, занимает методика «опорных сигналов, опорных конспектов» В.Ф. Шаталова.[3]
Она вплотную взаимодействует со стройностью технологии развития критического мышления и с образностью «Педагогической мастерской», перекликается с личностно-ориентированным обучением и с технологией организации самостоятельной деятельности ученика, с приемами кластера и Fishbon. Более того, данная методика четко следует целям интенсификации: 1. «быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей ученика и таким образом вызывать его высокую активность», 2. «быть достижимыми, реальными», 3. «осознанными, иначе они не становятся руководством к действию», 4. «перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива», 5. «пластичными, меняющимися с изменениями условий и возможностей для их достижения». [4]
Опорный сигнал по Шаталову - это "ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию". Под опорным конспектом понимается "система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов".[3]
Определенная структурированность и согласованность русского языка позволяет использовать опорный конспект с большой пользой. Организовать теоретический материал в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости языковых явлений, дать четкое представление наличия определенных логических связей и цепочек, сформулировать языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую) и пр. – все это способен выполнить грамотно составленная опорная схема или конспект.
Являясь своеобразной квинтэссенцией содержания учебного материала, опорный конспект активизирует мыслительную деятельность учащихся, мотивирует их на обучение. Лишь взяв ручку с зеленой пастой (зеленый цвет, как известно, цвет теоретической основы опоры), дети настраиваются на восприятие нового материала.
Так, к примеру, в процессе изучения определенных орфограмм, ученики сами с удовольствием строят опорные конспекты. Работая над темой «Чередование гласных в корне слова», суффикс –А -, от которого зависит написание гласной в корне, они выделяют красным цветом или более крупным шрифтом, остальную часть теории – зеленым, примеры – синим цветом. Таким образом, дети учатся умению выделять главное, усваивают зависимость одного языкового явления от другого, значительно быстрее осмысливают и понимают изученное.
Причем охотно подобную работу выполняют и учащиеся более старшего возраста. При подготовке к сдаче ЕГЭ они строят довольно «развесистые» цветные схемы-опоры по темам «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастиях», «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи», «Дефисное написание наречий» и пр. Независимо от преподавателя, используя лишь старые опорные конспекты, построить сложную опору «Виды предложений» для подготовленных по данной методике учеников становится теперь делом несложным. Более того, подростки пытаются придумать собственные методы построения такого конспекта, предлагают свои, оригинальные значки и символы, иначе работают со цветовой палитрой.
Сами учащиеся отмечают, что данная технология действительно помогает учиться. Они значительно экономят учебное время, гораздо больше успевают дома и на уроке, им легче осваивать орфографические и пунктуационные правила, литературные нормы речи. Казалось бы, мелочь, но при повторении найти опорный конспект в своих записях (они называют его зеленой шпаргалкой) гораздо легче.
Надлежит заметить значение опорных конспектов для слабоуспевающих учеников. В этом смысле можно согласиться с мнением Н.П. Мирошниченко, который в своем исследовании «Преподавание по системе В.Ф. Шаталова» заметил: «…Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Однако опорный конспект в этом случае становится для них настоящей опорой. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний[5]. В самом деле, а это важно для слабых учеников, технология опорных конспектов позволяет варьировать темпы работы с новым учебным материалом в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, что в свою очередь дает возможность выбирать индивидуальную траекторию обучения. Оно становится личностно-ориентированным.
«Напряженная», «достижимая», «осознанная», «перспективная», «пластичная» (см. положения выше), добавим – систематическая работа с опорными конспектами, организованная в сотрудничестве с учащимися, приводит к тому, что на определенном этапе обучения ученики самостоятельно, опираясь на опорные положения, способны изложить тот или иной школьный материал, обосновать свою точку зрения, выйти на новый уровень знаний и умений.
В современном динамичном мире стремительно нарастают объёмы общей информации. Новому поколению, живущему в информационно-перегруженной среде, становится все сложнее усваивать всевозрастающее количество учебного материала.
Облегчить ученику восприятие теоретических знаний, способствовать осмысленному, прочному и быстрому усвоению определенных сведений, активизировать их познавательную деятельность, то есть интенсифицировать процесс получения знаний возможно с помощью активных методов и форм обучения. И в частности, с помощью знакомой многим методики, обоснованной ученым- психологом Л.С. Выготским [6], разработанной украинским педагогом-новатором В.Ф. Шаталовым, дополненной практиком Ю.С. Меженко [7] и пр.- технологии опорных конспектов.
Литература
Ушинский К.Д. Полное собрание сочинений, т.2. - М., 1982
Архангельский С.И, Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы. - М., 1980
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки, М., Педагогика, 1980
Мирошниченко Н.П. Преподавание по системе В.Ф. Шаталова//Преподавание в школе. – 1990. - №4
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1934
Меженко Ю.С. Опорные конспекты// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, Киев, 1989
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М.:Владос, 1998