4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. (За правильный ответ 1 балл, за верное разъяснение + 2 балла).
А. аз
Б. буки
В. како
Г. омега
Орфография
5. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок. (За верный ответ 3 балла)
А) Импрессарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.
Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.
В) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался зарубежом.
Г) Импрессарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.
Назовите буквы, которые 1) исключены из состава современного русского алфавита, 2) сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение, 3) есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении. (За каждый правильный ответ по 1 баллу)
7.Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы, соответствующие им по смыслу.
1) Один волк не кусает другого волка (испанск.);
2) Леопард не может изменить своих пятен (англ.);
3) Если хочешь масла, нужно его сбить (франц.);
4) На какую гору пришел, такую песню и пой (китайск.).
(По 1 баллу за каждую русскую пословицу)
8.Найдите пару слов, которые не являются этимологически (т.е. исторически) родственными. Обоснуйте своё решение. В случаях этимологического родства укажите первоначальный общий смысл корня.
Смородина – смрад, время – веретено, борозда – бразды (правления), порошок – прах, порожний – праздник
(За пару слов 1 балл, за обоснование и указанное этимологическое родство - 5 баллов)
Фразеология
9. Укажите номера предложений, в которых фразеологизм выполняет одну и ту же синтаксическую функцию. Определите какую.
1. Мой бедный Соловей вспорхнул - полетел за тридевять полей.
2.Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
3. Он был явно не в своей тарелке.
4. Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
(за правильный ответ 1 балл, за определение роли 1 балл)
10.Морфемика и словообразование
Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?
печка → печник = бочка → ?
песок → песочный = известь→ ?
холодный → холодноватый = железный → ?
вязать → вязальный = гладить → ?
баян → баянист = балалайка → ?
(За каждый правильный ответ по 1 баллу)
Морфология
11. Укажите, какой частью речи является слово «КАК»? Как называется это явление? Подберите самостоятельно две пары предложений, иллюстрирующие это явление. (За каждый верный ответ по 1 баллу).
1. Ах! Как судьбу постичь? (А.С.Грибоедов)
2.Как! Её подозревают, упрекают? (М. Ю. Лермонтов)
3. Как стемнело, Поршнев ушёл и вернулся только около полуночи. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)
Синтаксис
12. Прочитайте предложения. Установлено, что этот тип предложений - самый распространенный в информации о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создании спроса на них. Как вы думаете, почему? Укажите тип предложений и способ выражения главного члена предложения.
1). Первые билеты на новогоднюю ёлку!
2). Всё для шитья и рукоделия!
3). Лучшие 500 секунд в подарок.
(За верный ответ 4 балла)
Литературоведческие и лингвистические термины
13. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).
А.Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Б. Фигура речи, в которой резко противопоставляются противоположные понятия.
В. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.
Г. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Д. Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи.
1. антитеза
2. эпифора
3. эллипсис
4. градация
5. параллелизм
14. Творческая работа
Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему «В век компьютеризации важна ли книга в нашей жизни». Максимальное количество 16 баллов.
Оценивается
1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;
2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;
3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.
Ответы к заданиям
Максимальное количество баллов 74
Знание фонетической системы русского языка
Фонетика и графика.
Соотношение букв и звуков.
1. В каком слове 3 согласных звонких звука, укажите эти звуки. (Верно указал слово - 1 балл, верно указал все звуки – 1 балл. Максимальное количество 2 балла).
Б) меньшую, [м᾽], [н᾽], [j᾽]
2. Запишите слова, указанные в транскрипции. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 10 баллов.
боится, ельник, родство, экзамен, язык, поезд, лёгкий, местность, подчеркни, без жизни.
Орфоэпия. Нормы ударения в словах
3. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 5 баллов.
облегчИть, ободрИть, христианИн,
языковАя (политика), языковОй (барьер).
Знание истории русского алфавита.
4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. (За верный ответ - 1 балл, за верное разъяснение + 2 балла). Максимальное количество баллов 3 балла.
Г. омега
Примерное разъяснение: буква омега была удалена из алфавита в период петровской реформы кириллического алфавита. Пётр I собственноручно изменил и утвердил новую азбуку и шрифт с целью упрощения состава русского алфавита за счет исключения из него некоторых букв, одна из которых омега.
Орфография
5. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок: (за верный ответ 3 балла)
Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.
1) Исключены из состава современного алфавита буквы, имевшие названия «и десятиричное» (с точкой сверху), «ять», «ижица», «фита». 2) Сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение буквы, называвшиеся «ерь» (мягкий знак) и «ер» (твердый знак).
3) Есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении буквы Ё и Й.
7.1) Ворон ворону глаз не выклюет.
2) Как волка ни корми, а он все в лес смотрит. Черного кобеля не отмоешь добела.
3) Любишь кататься, люби и саночки возить. Без труда не вытащишь (не выловишь) и рыбку из пруда.
4) В чужой монастырь со своим уставом не ходят. С волками жить – по-волчьи выть.
Оценка: по 1 баллу за каждую правильно подобранную пословицу.
Итого: 4 балла
8.Не являются этимологически родственными слова борозда – бразды (правления) (1 балл). Второе существительное в устойчивом словосочетании означало «вожжи». Это слово не является старославянизмом и со словом «борозды» не связано (1 балл). Остальные пары слов имеют полногласные/неполногласные формы и общий компонент значения: «смородина – смрад» - «сильный запах» (1 балл), «время – веретено» - «вращение, возвращение» (1 балл), «порошок – прах» - «пыль, мелкое вещество» (1 балл), «порожний – праздник» - «пустой, свободный» (1 балл).
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ.
Итого: 6 баллов
9. Укажите номера предложений, в которых фразеологизм выполняет одну и ту же синтаксическую функцию. Определите какую.
Ответ. В предложениях 1, 2 фразеологизм является обстоятельством. Итого 2 балла
10.Морфемика и словообразование
Решите уравнения. Какой пример не имеет решения ?
1.печка → печник = бочка → ?
2.песок → песочный = известь→ ?
3.холодный → холодноватый = железный → ?
4.вязать → вязальный = гладить → ?
5.баян → баянист = балалайка → ?
Ответ: 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный,
балалаечник.
Итого 5 баллов
Морфология
11. Укажите, какой частью речи является слово «КАК»? Как называется это явление? Подберите самостоятельно две пары предложений, иллюстрирующие это явление. (За каждый верный ответ по 1 баллу и по 1 баллу за правильное определение части речи и названное явление).
1. Ах! Как судьбу постичь? (А.С.Грибоедов)
2.Как! Её подозревают, упрекают? (М. Ю. Лермонтов)
3. Как стемнело, Поршнев ушёл и вернулся только около полуночи. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)
Ответ. 1) наречие, 2)частица, 3)союз. Это явление грамматической омонимии.
Пример . Что подарить брату? Я узнал, что завтра все уезжают.
Итого 5 баллов
Синтаксис
12. Прочитайте предложения. Установлено, что этот тип предложений - самый распространенный в информации о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создании спроса на них. Как вы думаете, почему?
1). Первые билеты на новогоднюю ёлку!
2). Всё для шитья и рукоделия!
3). Лучшие 500 секунд в подарок.
Ответ. Это номинативные предложения, использованные в рекламе. Они выражают присутствие предмета в настоящее время, что помогает рекламе удачно воздействовать на потребителя.
1). Подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже единственного числа.
3). Подлежащее выражено количественным числительным и именем существительным в родительном падеже множественного числа.
Итого 5 баллов
Литературоведческие и лингвистические термины
13. Установите соответствие. (За каждый верный ответ 1 балл).
А.Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Б. Фигура речи, в которой резко противопоставляются противоположные понятия.
В. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.
Г. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Д. Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи.
1. антитеза
2. эпифора
3. эллипсис
4. градация
5. параллелизм
Итого 5 баллов
Ответ А- 5, Б – 1, В – 4, Г – 3, Д - 2
14. Творческая работа
Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему «В век компьютеризации важна ли книга в нашей жизни». Максимальное количество 16 баллов.
Оценивается
1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;
2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;
3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.