kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиадная работа для учащихся 11 класса муниципального уровня по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 11 класса школьный (муниципальный) уровень. Задания по разным разделам грамматики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадная работа для учащихся 11 класса муниципального уровня по русскому языку»

Олимпиада школьников по русскому языку.

Школьный этап.

11 класс, 2021-2022уч.г.

На выполнение работы отводится (два) астрономических часа.

(Максимальное количество баллов 74)

Задания.

Фонетика и графика. Соотношение букв и звуков.

1. В каком слове три согласных звонких звука, укажите эти звуки. (Правильно указал слово - 1 балл, верно указал все звуки – 1 балл).

А) заявил

Б) меньшую

В) здание

Г) сруб

2. Запишите слова, указанные в транскрипции. (За каждый верный ответ по 2 балла).

[jэл᾽н᾽ик], [рацтво], [поjист], [л᾽ох᾽к᾽иj, [м᾽эснъс᾽т᾽],

Орфоэпия. Нормы ударения в словах

3. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, пломбированный (зуб), языковая (политика), языковой( барьер), языковая (колбаса), отрочество.

Знание истории русского алфавита.

4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. (За правильный ответ 1 балл, за верное разъяснение + 2 балла).

А. аз

Б. буки

В. како

Г. омега

Орфография

5. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок. (За верный ответ 3 балла)

А) Импрессарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.

Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

В) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался зарубежом.

Г) Импрессарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

Лексика

6. Прочитайте стихотворение-«азбуку» В.Я. Брюсова «Июльская ночь».

Алый Бархат Вечереет,                                      Улетели Феи  Холить

Горделиво Дремлют Ели,                                  Царство Чары Шаловливой,      

Жаждет Зелень  - И iюль                                   Щебет Ѣдких Эпиграмм…

олыбельной  Лаской  Млеет…                      НачинаетЪ снЫ неволитЬ,

Нежно Отзвуки  Пропели…                              МVро льёт нетерпеливый

Разостлался Синий Тюль.                                 Юга Ясный θимиам. 

Назовите буквы, которые 1) исключены из состава современного русского алфавита, 2) сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение, 3) есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении. (За каждый правильный ответ по 1 баллу)

 7.  Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы, соответствующие им по смыслу.

1) Один волк не кусает другого волка (испанск.);

2) Леопард не может изменить своих пятен (англ.);

3) Если хочешь масла, нужно его сбить (франц.);

4) На какую гору пришел, такую песню и пой (китайск.).

(По 1 баллу за каждую русскую пословицу)


8.Найдите пару слов, которые не являются этимологически (т.е. исторически) родственными. Обоснуйте своё решение. В случаях этимологического родства укажите первоначальный общий смысл корня.

Смородина – смрад, время – веретено, борозда – бразды (правления), порошок – прах, порожний – праздник

(За пару слов 1 балл, за обоснование и указанное этимологическое родство - 5 баллов)





Фразеология

9. Укажите номера предложений, в которых фразеологизм выполняет одну и ту же синтаксическую функцию. Определите какую.

1. Мой бедный Соловей вспорхнул - полетел за тридевять полей.

2.Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

3. Он был явно не в своей тарелке.

4. Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

(за правильный ответ 1 балл, за определение роли 1 балл)

10.Морфемика и словообразование

Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?

  1. печка печник = бочка ?

  2. песок → песочный = известь→ ?

  3. холодный → холодноватый = железный → ?

  4. вязать → вязальный = гладить → ?

  5. баян → баянист = балалайка → ?

(За каждый правильный ответ по 1 баллу)

Морфология

11. Укажите, какой частью речи является слово «КАК»?  Как называется это явление? Подберите самостоятельно две пары предложений, иллюстрирующие это явление. (За каждый верный ответ по 1 баллу).

1. Ах! Как судьбу постичь? (А.С.Грибоедов)

2.Как! Её подозревают, упрекают? (М. Ю. Лермонтов)

3. Как стемнело, Поршнев ушёл и вернулся только около полуночи. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)

Синтаксис

12. Прочитайте предложения. Установлено, что этот тип предложений - самый распространенный в информации о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создании спроса на них. Как вы думаете, почему? Укажите тип предложений и способ выражения главного члена предложения.

1). Первые билеты на новогоднюю ёлку!

2). Всё для шитья и рукоделия!

3). Лучшие 500 секунд в подарок.

(За верный ответ 4 балла)



Литературоведческие и лингвистические термины

13. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

А.Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Б. Фигура речи, в которой резко противопоставляются противоположные понятия.

В. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

Г. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.

Д. Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи.

1. антитеза

2. эпифора

3. эллипсис

4. градация

5. параллелизм

14. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему «В век компьютеризации важна ли книга в нашей жизни». Максимальное количество 16 баллов.

Оценивается

1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.





Ответы к заданиям

Максимальное количество баллов 74

Знание фонетической системы русского языка

Фонетика и графика.

Соотношение букв и звуков.

1. В каком слове 3 согласных звонких звука, укажите эти звуки. (Верно указал слово - 1 балл, верно указал все звуки – 1 балл. Максимальное количество 2 балла).

Б) меньшую, [м᾽], [н᾽], [j᾽]

2. Запишите слова, указанные в транскрипции. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 10 баллов.

боится, ельник, родство, экзамен, язык, поезд, лёгкий, местность, подчеркни, без жизни.

Орфоэпия. Нормы ударения в словах

3. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 5 баллов.

облегчИть, ободрИть, христианИн,

языковАя (политика), языковОй (барьер).

Знание истории русского алфавита.

4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. (За верный ответ - 1 балл, за верное разъяснение + 2 балла). Максимальное количество баллов 3 балла.

Г. омега

Примерное разъяснение: буква омега была удалена из алфавита в период петровской реформы кириллического алфавита. Пётр I собственноручно изменил и утвердил новую азбуку и шрифт с целью упрощения состава русского алфавита за счет исключения из него некоторых букв, одна из которых омега.



Орфография

5. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок: (за верный ответ 3 балла)

Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

Лексика и фразеология.

6. Прочитайте стихотворение-«азбуку» В.Я. Брюсова «Июльская ночь». (3 балла).

1) Исключены из состава современного алфавита буквы, имевшие названия «и десятиричное» (с точкой сверху), «ять», «ижица», «фита». 2) Сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение буквы, называвшиеся «ерь» (мягкий знак) и «ер» (твердый знак).

3) Есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении буквы Ё и Й.

7.1) Ворон ворону глаз не выклюет.

2) Как волка ни корми, а он все в лес смотрит. Черного кобеля не отмоешь добела.

3) Любишь кататься, люби и саночки возить. Без труда не вытащишь (не выловишь) и рыбку из пруда.

4) В чужой монастырь со своим уставом не ходят. С волками жить – по-волчьи выть.

Оценка: по 1 баллу за каждую правильно подобранную пословицу.

Итого: 4 балла

8.Не являются этимологически родственными слова борозда – бразды (правления) (1 балл). Второе существительное в устойчивом словосочетании означало «вожжи». Это слово не является старославянизмом и со словом «борозды» не связано (1 балл). Остальные пары слов имеют полногласные/неполногласные формы и общий компонент значения: «смородина – смрад» - «сильный запах» (1 балл), «время – веретено» - «вращение, возвращение» (1 балл), «порошок – прах» - «пыль, мелкое вещество» (1 балл), «порожний – праздник» - «пустой, свободный» (1 балл).

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ.

Итого: 6 баллов

9. Укажите номера предложений, в которых фразеологизм выполняет одну и ту же синтаксическую функцию. Определите какую.

Ответ. В предложениях 1, 2 фразеологизм является обстоятельством. Итого 2 балла

10.Морфемика и словообразование

Решите уравнения. Какой пример не имеет решения ?

1.печка печник = бочка ?

2.песок → песочный = известь→ ?

3.холодный → холодноватый = железный → ?

4.вязать → вязальный = гладить → ?

5.баян → баянист = балалайка → ?

Ответ: 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный,

  1. балалаечник.

Итого 5 баллов

Морфология

11. Укажите, какой частью речи является слово «КАК»?  Как называется это явление? Подберите самостоятельно две пары предложений, иллюстрирующие это явление. (За каждый верный ответ по 1 баллу и по 1 баллу за правильное определение части речи и названное явление).

1. Ах! Как судьбу постичь? (А.С.Грибоедов)

2.Как! Её подозревают, упрекают? (М. Ю. Лермонтов)

3. Как стемнело, Поршнев ушёл и вернулся только около полуночи. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)

Ответ. 1) наречие, 2)частица, 3)союз. Это явление грамматической омонимии.

Пример . Что подарить брату? Я узнал, что завтра все уезжают.

Итого 5 баллов

Синтаксис

12. Прочитайте предложения. Установлено, что этот тип предложений - самый распространенный в информации о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создании спроса на них. Как вы думаете, почему?

1). Первые билеты на новогоднюю ёлку!

2). Всё для шитья и рукоделия!

3). Лучшие 500 секунд в подарок.

Ответ. Это номинативные предложения, использованные в рекламе. Они выражают присутствие предмета в настоящее время, что помогает рекламе удачно воздействовать на потребителя.

1). Подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже единственного числа.

2) Подлежащее выражено определительным местоимением всё.

3). Подлежащее выражено количественным числительным и именем существительным в родительном падеже множественного числа.

Итого 5 баллов

Литературоведческие и лингвистические термины

13. Установите соответствие. (За каждый верный ответ 1 балл).

А.Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Б. Фигура речи, в которой резко противопоставляются противоположные понятия.

В. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

Г. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.

Д. Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи.

1. антитеза

2. эпифора

3. эллипсис

4. градация

5. параллелизм

Итого 5 баллов

Ответ А- 5, Б – 1, В – 4, Г – 3, Д - 2

14. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему «В век компьютеризации важна ли книга в нашей жизни». Максимальное количество 16 баллов.

Оценивается

1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Олимпиадная работа для учащихся 11 класса муниципального уровня по русскому языку

Автор: Завьялова Людмила Михайловна

Дата: 23.11.2021

Номер свидетельства: 592385

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства