kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Однородные и неоднородные определения Дидактический материал

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Однородные и неоднородные определения" для учащихся сложная. Дидактический материал поможет учащимся закрепить знания по теме.

Просмотр содержимого документа
«Однородные и неоднородные определения Дидактический материал»

Тема: Однородные и неоднородные определения



Яркое ослепительное солнце заглянуло в наши окна (Яркое, ослепительное – однородные определения)

Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна (Между яркое, зимнее нельзя поставить союз и, поэтому это неоднородные определения)


  1. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.

  2. Однородные члены относятся к одному и тому же слову.

  3. Связаны сочинительной связью, равноправны, между однородными членами можно поставить союз и.

  4. Однородные члены перечисляются.

  5. Однородные  члены разделяются запятой.

Проверьте по всем признакам, являются ли определения в данных предложениях однородными.

(анализируя примеры, дети приходят к выводу о том, что во втором предложении определения не соответствуют признакам однородности.)

-   Как бы вы их назвали?     (Дети придумывают свои названия, одним из которых может быть и “неоднородные определения”).



Составить по 2 предложения и объяснить где есть однородные определения, а где неоднородные.


Цвет

Размер

Вкус

 Форма

Из чего сделан предмет

белый

большой

сладкий

круглый

шерстяной

синий

маленький

горький

квадратный

ситцевый

красный

огромный

кислый

прямоугольный

шелковый



  1. Сравнить предложения, найти однородные и неоднородные определения.

- Объяснить какие однородные определения, а какие неоднородные, расставить недостающие знаки препинания.

1) На полянке пестрели белые, синие, красные цветы.

2) Мама купила большой (размер) красный (цвет) сладкий (вкус) арбуз.

3) На прилавке лежали шерстяные шелковые ситцевые платки.

4) Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.

5) Дом был красивый высокий каменный.

г) Между неоднородными определениями нельзя поставить союз и.

Под деревьями прятались низенькие одноэтажные домики.

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Весеннее ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

За рекой росли дубовые, пихтовые леса.
За рекой росли густые пихтовые леса.





Задание 1

Никто солдату не ответил.

Никто его не повстречал.

И только теплый летний вечер

Траву могильную качал.


Подчеркните подлежащее и сказуемое

  • Какой частью речи выражены данные определения? Ответ: прилагательными.

  • Что обозначают прилагательные? Ответ: признаки предметов

  • Как характеризует вечер

признак «теплый» Ответ: по ощущениям

признак «летний» Ответ: по времени года

  • Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака?

Ответ: по-разному.

  • Являются ли эти определения однородными? Ответ: не являются однородными.



Задание 2

Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены, расставив недостающие знаки препинания. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.

поля …леса, несущие людям радость и здоровье,- наше национальное богатство.

Домик доктора был… но очень … и чисто убранный.

Слова для справок: уютный, маленький, широкие, бескрайние,

Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. 



Карточка №1.

1.Он легко справлялся с трудными математическими задачами. (кач и отн прилаг)

2.Незатейливая деревянная резьба наличников привлекала его внимание. (Отн и кач прил)

3.Собака смотрела на зловещий, красный диск луны. (эпитет)

4.Тёмные, плотно стоящие ели отражались в воде. ( прич. оборот)

5.По каменной белой ограде разросся плющ. (отн и кач прил)

6.Приятный, нежный голосок птички звенел не умолкая. (потому что)

7.Вечернее бледное море лежало спокойно. ( Нельзя поставить и ))

8.Снова потянулись длинные, однообразные дни (так как)

9.Весёлые, синие облака плыли над деревней. (Эпитет)

10.День стоял туманный, безветренный. (так как)

Карточка №2.

1.На поляне росли большие красные маки. (разные качества)

2.Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов. (и)

3.Что-то необыкновенно широкое , размашистое , богатырское тянулось по стене.

4.Свежий морской ветер принёс прохладу. Нельзя поставить и

5.Шёл тяжёлый , затяжной дождь. (Эпитет)

6.Приятно возвратиться на старое, давно понравившееся место. (прич оборот)

7.Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей. (отн и кач )

8.Летние московские вечера бесконечны. (Нельзя поставить и ))

9.Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой. (отн и кач)

10. По тёмной, пыльной дороге бежала собака. (и)

( Контрольный листок. (Карточка №1: 3, 4, 6, 8, 10)

( Карточка №2: 2, 3, 5, 6, 10)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Однородные и неоднородные определения Дидактический материал

Автор: Герасимова Галина Васильевна

Дата: 30.12.2019

Номер свидетельства: 534104

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства