Обучающее подробное изложение текста «Интересный жучок» (5 класс)
Обучающее подробное изложение текста «Интересный жучок» (5 класс)
Цели урока:
обучающие: подготовить учащихся к написанию подробного изложения; способствовать обогащению их активного словарного запаса;
развивающие: способствовать развитию связной устной и письменной речи учащихся; умения составлять план текста, подбирать фактический материал для каждого пункта плана; развитию творческого вообра- жения^ содействовать расширению кругозора учащихся;
воспитательные: воспитывать у школьников чувство любви ко всему живому, к природе; ответственность, самостоятельность, уважение к своим товарищам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучающее подробное изложение текста «Интересный жучок» (5 класс)»
С. А. Буда, учитель русского языка и литературы средней школы № 2 г. Турова Гомельской области
Обучающее подробное изложение текста «Интересный жучок»
(по Г. Скребицкому)
Цели урока:
обучающие: подготовить учащихся к написанию подробного изложения; способствовать обогащению их активного словарного запаса;
развивающие: способствовать развитию связной устной и письменной речи учащихся; умения составлять план текста, подбирать фактический материал для каждого пункта плана; развитию творческого вообра- жения^ содействовать расширению кругозора учащихся;
воспитательные: воспитывать у школьников чувство любви ко всему живому, к природе; ответственность, самостоятельность, уважение к своим товарищам.
Предполагаемые результаты:
После выполнения творческого задания (создания текста-описания) учащиеся будут:
знать: композиционную схему предложенного текста, характерные слова, средства художественной выразительности;
уметь: создавать текст-описание по плану, используя соответствующий языковой материал, определять тип и стиль речи.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, частично поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, групповая.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: раздаточный материал для групповой работы, картинки для образного запоминания в виде слайдов, текст из «Сборника текстов для изложений: 4—8 классы» Л. А. Виноградовой, А. Н. Горчак.
Эпиграф:
Мы учимся не для школы, а для жизни.
Латинская пословица
Ход урока
Организационный этап.
Объявление темы, постановка целей и задач.
Сегодня мы будем учиться писать подробное изложение. Наша задача — запомнить и как можно более полно воспроизвести содержание исходного текста. Кроме того, изложение должно быть написано грамотно: без орфографических и пунктуационных ошибок, с использованием необходимых выразительных речевых средств.
Вступительное слово учителя.
Прекрасна и удивительна природа нашей Родины. Но вся её неповторимая прелесть и красота открывается лишь тому, кто вслушивается и зорко всматривается в неё, кто чутко и бережно к ней относится, кто любит животных, помогает насекомым и птицам. Помните у Николая Рыленкова: Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце...
Текст, выбранный для изложения, посвящён необычному жучку.
Выразительное чтение текста учителем.
Интересный жучок
Дети поймали хорошенького жучка. Головка у него чёрная, крылья красные, на крыльях пятнышки. Да жив ли он? Что-то не шевелится.
Жив! Он только прикинулся мёртвым: сложил свои шесть ножек, спрятал усики и ждёт, чтобы его отпустили. Это божья коровка.
Дети рассмотрели божью коровку и на стебелёк посадили. Раздвинул жучок свои твёрдые надкрылья, распустил из-под них настоящие лёгкие прозрачные крылышки и улетел.
Жучок и его личинки истребляют множество тлей. Тля живёт на листьях и сосёт сок из растений. Вон их сколько копошится на листьях! А если пустить туда божью коровку, она быстро их поест.
Божьих коровок надо беречь и охранять.
Анализ текста изложения.
Какое впечатление производит текст?
Какие слова вам были непонятны?
Надкрылья — твёрдые передние крылья
жуков.
Личинки — насекомые на первой стадии развития.
Демонстрируется слайд для образного запоминания.
Какова тема текста? (Интересный жучок.)
Определите основную мысль текста. (Божья коровка — полезный жучок.)
К какому стилю он относится? (Художественному. )
Докажите, что текст принадлежит художественному стилю речи. (Яркое, образное описание, использование восклицательных предложений, выражающих чувства автора.)
Определите жанр текста. (Рассказ.)
Каков тип речи текста? (Описание.)
С чего начинается текст о божьей коровке? (С общего впечатления —хорошенький жучок.)
Как подтверждается это впечатление? (В описании внешнего вида, повадок используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: головка, пятнышки.)
Как заканчивается текст? (Даётся совет, что божьих коровок надо беречь.)
Составление плана изложения.
Учитель читает текст по частям, затем вместе с учащимися выделяет опорные слова, составляет план.
План изложения
Хорошенький жучок.
Божья коровка замерла.
Подготовка к полёту.
Польза насекомого.
Совет.
Орфографическая и пунктуационная подготовка.
Работа по орфографии.
Чтобы выполнить наши задачи, необходимо не просто запомнить содержание текста, но и знать, как правильно пишутся слова. У вас на столах лежат по четыре карточки со словами из текста.
Проводится: 1) индивидуальная работа, 2) работа в парах, 3) работа в четвёрках, 4) проверка (у доски ).