kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучающее подробное изложение текста «Интересный жучок» (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • обучающие: подготовить учащихся к написанию подробного изложения; способ­ствовать обогащению их активного словар­ного запаса;
  • развивающие: способствовать развитию связной устной и письменной речи учащих­ся; умения составлять план текста, подби­рать фактический материал для каждого пункта плана; развитию творческого вообра- жения^ содействовать расширению кругозора учащихся;
  • воспитательные: воспитывать у школь­ников чувство любви ко всему живому, к при­роде; ответственность, самостоятельность, ува­жение к своим товарищам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучающее подробное изложение текста «Интересный жучок» (5 класс)»

С. А. Буда, учитель русского языка и литературы средней школы № 2 г. Турова Гомельской области

Обучающее подробное изложение текста «Интересный жучок»

(по Г. Скребицкому)


Цели урока:

  • обучающие: подготовить учащихся к написанию подробного изложения; способ­ствовать обогащению их активного словар­ного запаса;

  • развивающие: способствовать развитию связной устной и письменной речи учащих­ся; умения составлять план текста, подби­рать фактический материал для каждого пункта плана; развитию творческого вообра- жения^ содействовать расширению кругозора учащихся;

  • воспитательные: воспитывать у школь­ников чувство любви ко всему живому, к при­роде; ответственность, самостоятельность, ува­жение к своим товарищам.

Предполагаемые результаты:

После выполнения творческого задания (создания текста-описания) учащиеся будут:

  • знать: композиционную схему предло­женного текста, характерные слова, средства художественной выразительности;

  • уметь: создавать текст-описание по плану, используя соответствующий языковой материал, определять тип и стиль речи.

Методы обучения: репродуктивный, про­блемный, частично поисковый.

Форма организации учебной деятельно­сти: индивидуальная, фронтальная, коллек­тивная, парная, групповая.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: раздаточный материал для групповой работы, картинки для образного запоминания в виде слайдов, текст из «Сбор­ника текстов для изложений: 4—8 классы» Л. А. Виноградовой, А. Н. Горчак.

Эпиграф:

Мы учимся не для школы, а для жизни.

Латинская пословица

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Объявление темы, постановка целей и задач.

  • Сегодня мы будем учиться писать под­робное изложение. Наша задача — запом­нить и как можно более полно воспроизвести содержание исходного текста. Кроме того, изложение должно быть написано грамот­но: без орфографических и пунктуационных ошибок, с использованием необходимых вы­разительных речевых средств.

  1. Вступительное слово учителя.

  • Прекрасна и удивительна природа на­шей Родины. Но вся её неповторимая пре­лесть и красота открывается лишь тому, кто вслушивается и зорко всматривается в неё, кто чутко и бережно к ней относится, кто любит животных, помогает насекомым и птицам. Помните у Николая Рыленкова: Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце...

Текст, выбранный для изложения, посвя­щён необычному жучку.

  1. Выразительное чтение текста учите­лем.

Интересный жучок

Дети поймали хорошенького жучка. Го­ловка у него чёрная, крылья красные, на крыльях пятнышки. Да жив ли он? Что-то не шевелится.

Жив! Он только прикинулся мёртвым: сло­жил свои шесть ножек, спрятал усики и ждёт, чтобы его отпустили. Это божья коровка.

Дети рассмотрели божью коровку и на сте­белёк посадили. Раздвинул жучок свои твёр­дые надкрылья, распустил из-под них настоя­щие лёгкие прозрачные крылышки и улетел.

Жучок и его личинки истребляют множе­ство тлей. Тля живёт на листьях и сосёт сок из растений. Вон их сколько копошится на листьях! А если пустить туда божью коров­ку, она быстро их поест.

Божьих коровок надо беречь и охранять.

  1. Анализ текста изложения.

  • Какое впечатление производит текст?

  • Какие слова вам были непонятны?

Надкрылья — твёрдые передние крылья

жуков.

Личинки — насекомые на первой стадии развития.

Демонстрируется слайд для образного запоминания.

  • Какова тема текста? (Интересный жу­чок.)

  • Определите основную мысль текста. (Божья коровкаполезный жучок.)

  • К какому стилю он относится? (Худо­жественному. )

  • Докажите, что текст принадлежит ху­дожественному стилю речи. (Яркое, образное описание, использование восклицательных предложений, выражающих чувства автора.)

  • Определите жанр текста. (Рассказ.)

  • Каков тип речи текста? (Описание.)

  • С чего начинается текст о божьей ко­ровке? (С общего впечатленияхорошень­кий жучок.)

  • Как подтверждается это впечатление? (В описании внешнего вида, повадок использу­ются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: головка, пятнышки.)

  • Как заканчивается текст? (Даётся со­вет, что божьих коровок надо беречь.)

  1. Составление плана изложения.

Учитель читает текст по частям, за­тем вместе с учащимися выделяет опорные слова, составляет план.

План изложения

  1. Хорошенький жучок.

  2. Божья коровка замерла.

  3. Подготовка к полёту.

  4. Польза насекомого.

  5. Совет.

  1. Орфографическая и пунктуацион­ная подготовка.

  1. Работа по орфографии.

  • Чтобы выполнить наши задачи, не­обходимо не просто запомнить содержание текста, но и знать, как правильно пишутся слова. У вас на столах лежат по четыре кар­точки со словами из текста.

Проводится: 1) индивидуальная работа, 2) работа в парах, 3) работа в четвёрках, 4) проверка (у доски ).

  1. Г..ловка ч..рная, пятн..шки, ж..в, что- то, (не) шевелится (карточка № 1).

  2. Пр..кинулся, сл..жил, шесть нож..к, ус..ки, ..тпустили, божья к..ровка (карточ­ка № 2).

  3. Ра(с,сс)м..трели, пос..дили, ра..двинул, н..дкрылья, р..спустил, из-под них, прозрач­ные, ул..тел (карточка № 3).

  4. Л..чинки, истр..бляют, множество, сок из р..стений, коп..шится на лист(?)ях (кар­точка М 4).

  5. Береч(?), ..хранять (слова записаны на доске ).

2. Работа по пунктуации.

Учитель читает предложение. Учащиеся составляют его схему и объясняют поста­новку знаков препинания.

  1. Раздвинул жучок свои твёрдые над­крылья, распустил из-под них настоящие лёгкие прозрачные крылышки и улетел.

[О, О и О].

  • Из какого пункта плана это предложе­ние? (3.)

  1. Вон их сколько копошится на ли­стьях!

[ У-(4.)

  1. Да жив ли он?

[ 1? (1.)

  • Какие знаки препинания ставятся в конце этих предложений?

Физкультминутка. *

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно похлопаем, ножками потопаем! Хорошенько отдохнём.

И опять писать начнём.

  1. Вторичное чтение текста учителем. IX. Устный пересказ текста по плану и образное запоминание.

  1. Пересказ первой части (используется план, слова из карточки № 1 с соответ­ствующим изображением).

  2. Пересказ второй части (используется план, слова из карточки № 2 и соответ­ствующий слайд).

Аналогичным образом проводится работа по 3—5 пунктам плана.

X. Работа над черновым вариантом.

При необходимости оказывается индиви­дуальная помощь слабым учащимся.

XI. Написание изложения.

XII. Домашнее задание.

Повторить тему «Нормы языка и каче­ства речи».

7 Русский язык и литература 6/2017


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучающее подробное изложение текста «Интересный жучок» (5 класс)

Автор: Буда С.А.

Дата: 08.02.2021

Номер свидетельства: 572573


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства