kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение педагогического опыта. Статья "Эффективные методы и приемы работы по формированию основных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция модернизации российского образования ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности  обучающихся, то есть формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта. Статья "Эффективные методы и приемы работы по формированию основных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС"»

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Б. Паскаль

Концепция модернизации российского образования ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности  обучающихся, то есть формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.  Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся, обеспечивающих качественное усвоение программы»: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовщй, личностного самоусовершенствования. Ключевые компетенции рассматриваются как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Поэтому современный преподаватель стремится к тому, чтобы обучающиеся были активными, умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию. В соответствии с этим многие исследователи и я, в том числе, связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого обучающегося».

Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активных методов. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

В современной педагогической литературе, представляя отличительные особенности активного и интерактивного обучения, ученые указывают следующее: основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой; взаимодействие преобладает над воздействием. Конечно, и активные методы обучения включают групповые формы обучения и субъект-субъектное взаимодействие, но в процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя. Преподаватель выполняет функции организатора и помощника, коллективное обучение в малых группах становится основной формой организации обучения.

Психологами установлено, что при учебном общении повышается точность восприятия, улучшается память, развиваются свойства личности – устойчивость внимания, умение его распределять; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; наблюдательность при восприятии.


Каковы же преимущества интерактивных методик обучения?

Прежде всего, интерактивные методы:


• вызывают интерес к обучению;

• поощряют активное участие каждого обучающегося в учебной деятельности;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многостороннее воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

• способствуют формированию собственного мнения и отношения обучающихся;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.

Основные правила организации интерактивного обучения. 


Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек (класс).

Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. 
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности.

В своей преподавательской деятельности использую наиболее важные, интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении русского языка и литературы:


п/п

Интерактивный метод и его краткое описание

Компоненты ключевых компетенций или компетенции

Практическое применение

Продукт

1

Метод проектов:

этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.

В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по дисциплине, так и получение новых знаний.

Компетенции:

исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные,  умения и навыки работы в команде и др.

Проекты:

«История семьи писателя или поэта», «История жизни героя», «Малая родина поэта» и т.д.


Реферат, статья, презентация,

выступление на учебном занятии, конференция, круглый стол.

2

Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case – «случай»). Суть его заключается в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

Компетенции:

умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

Кейсы по темам:

  1. «Отцы и дети. Взгляды на проблемы преемственности»

  2. «Проблемы семьи»


Доклад, круглый стол,

компьютерная презентация на УЗ.

3

Исследовательский метод:

в основе этого метода лежит проблемное обучение.

При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на начальном этапе изучения дисциплины, целесообразно применять эвристические методы при активном участии преподавателя.

Компетенции:

умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

Практические работы по темам.

Исследовательская работа по темам.


Практическая работа, презентация, рефераты, доклады,

исследовательская работа, конференция, круглый стол.


4

Дискуссия:

Учебные дискуссии представляют собой форму познавательной деятельности обучающихся, в которой они обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.

Компетенции:

коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.

Дискуссии по темам уроков.


Выступление на конференциях, рефераты, участие в круглых столах,

выступление,

урок – суд, презентации, сообщения.

5

Игровые методики:

Игра – вид деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию общественных наук. Использование разных типов игр для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения дисциплин.

Компетенции:

освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Для проверки домашнего задания – игра «Хочу спросить», обучающийся задает любому из группы свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает он, обучающийся, не давший правильного ответа, выбывает из игры.    

Для проверки нового материала – игра «Перестрелка вопросами».

При изучении нового материала – ролевая игра.

Закрепление тем:- групповая игра.

Видеоролик на УЗ,

кроссворд, схема, тест на УЗ, творческие задания, плакаты на УЗ,  декада.

6

Мозговой штурм:

Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить.

Компетенции:

стимулирование познавательной активности, формирование творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах, формирование умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Мозговой штурм: Можно ли назвать преступника (Дубровского) личностью с точки зрения морали?

Обсуждение, варианты решений, конспект


Рассмотренные выше интерактивные методы были апробированы мной в процессе обучения русскому языку и литературе, и подтвердили, что они способствуют достижению результатов современного образования.

Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.

Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию, «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, диалоги, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и др.), которые можно использовать в процессе обучения. Кроме того, преподаватель может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствуют повышению активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в образовательных учреждениях для формирования ключевых компетенций.

Таким образом, использование интерактивных методов помогает выполнить заказ общества, подготовить компетентного ученика, способного самостоятельно мыслить и принимать решения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сагачеева Эльвира Рамазановна

Дата: 30.03.2017

Номер свидетельства: 405071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства