Обобщение педагогического опыта. Статья "Эффективные методы и приемы работы по формированию основных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС"
Обобщение педагогического опыта. Статья "Эффективные методы и приемы работы по формированию основных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС"
Концепция модернизации российского образования ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта. Статья "Эффективные методы и приемы работы по формированию основных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС"»
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Б. Паскаль
Концепция модернизации российского образования ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся, обеспечивающих качественное усвоение программы»: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовщй, личностного самоусовершенствования. Ключевые компетенции рассматриваются как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Поэтому современный преподаватель стремится к тому, чтобы обучающиеся были активными, умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию. В соответствии с этим многие исследователи и я, в том числе, связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого обучающегося».
Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активных методов. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
В современной педагогической литературе, представляя отличительные особенности активного и интерактивного обучения, ученые указывают следующее: основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой; взаимодействие преобладает над воздействием. Конечно, и активные методы обучения включают групповые формы обучения и субъект-субъектное взаимодействие, но в процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя. Преподаватель выполняет функции организатораи помощника, коллективное обучение в малых группах становится основной формой организации обучения.
Психологами установлено, что при учебном общении повышается точность восприятия, улучшается память, развиваются свойства личности – устойчивость внимания, умение его распределять; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; наблюдательность при восприятии.
Каковы же преимущества интерактивных методик обучения?
Прежде всего, интерактивные методы:
• вызывают интерес к обучению;
• поощряют активное участие каждого обучающегося в учебной деятельности;
• обращаются к чувствам каждого обучающегося;
• способствуют эффективному усвоению учебного материала;
• оказывают многостороннее воздействие на обучающихся;
• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
• способствуют формированию собственного мнения и отношения обучающихся;
• формируют жизненные навыки;
• способствуют изменению поведения.
Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации. Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек (класс).
Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт. Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности.
В своей преподавательской деятельности использую наиболее важные, интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении русского языка и литературы:
№ п/п
Интерактивный метод и его краткое описание
Компоненты ключевых компетенций или компетенции
Практическое применение
Продукт
1
Метод проектов:
этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.
В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по дисциплине, так и получение новых знаний.
Компетенции:
исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.
Проекты:
«История семьи писателя или поэта», «История жизни героя», «Малая родина поэта» и т.д.
Реферат, статья, презентация,
выступление на учебном занятии, конференция, круглый стол.
2
Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case – «случай»). Суть его заключается в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.
Компетенции:
умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.
Кейсы по темам:
«Отцы и дети. Взгляды на проблемы преемственности»
«Проблемы семьи»
Доклад, круглый стол,
компьютерная презентация на УЗ.
3
Исследовательский метод:
в основе этого метода лежит проблемное обучение.
При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на начальном этапе изучения дисциплины, целесообразно применять эвристические методы при активном участии преподавателя.
Компетенции:
умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Учебные дискуссии представляют собой форму познавательной деятельности обучающихся, в которой они обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.
Компетенции:
коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.
Дискуссии по темам уроков.
Выступление на конференциях, рефераты, участие в круглых столах,
выступление,
урок – суд, презентации, сообщения.
5
Игровые методики:
Игра – вид деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию общественных наук. Использование разных типов игр для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения дисциплин.
Компетенции:
освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Для проверки домашнего задания – игра «Хочу спросить», обучающийся задает любому из группы свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает он, обучающийся, не давший правильного ответа, выбывает из игры.
Для проверки нового материала – игра «Перестрелка вопросами».
При изучении нового материала – ролевая игра.
Закрепление тем:- групповая игра.
Видеоролик на УЗ,
кроссворд, схема, тест на УЗ, творческие задания, плакаты на УЗ, декада.
6
Мозговой штурм:
Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить.
Компетенции:
стимулирование познавательной активности, формирование творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах, формирование умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
Мозговой штурм: Можно ли назвать преступника (Дубровского) личностью с точки зрения морали?
Обсуждение, варианты решений, конспект
Рассмотренные выше интерактивные методы были апробированы мной в процессе обучения русскому языку и литературе, и подтвердили, что они способствуют достижению результатов современного образования.
Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.
Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию, «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, диалоги, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и др.), которые можно использовать в процессе обучения. Кроме того, преподаватель может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.
Целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.
В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствуют повышению активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в образовательных учреждениях для формирования ключевых компетенций.
Таким образом, использование интерактивных методов помогает выполнить заказ общества, подготовить компетентного ученика, способного самостоятельно мыслить и принимать решения.