kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение передового педагогичПовышение познавательного интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы через использование творческих заданий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение передового педагогичПовышение познавательного интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы через использование творческих заданий»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7»








Обобщение передового педагогического опыта

по теме:

«Повышение познавательного интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы через использование творческих заданий»





Автор работы:

Валентеева Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЛНР СГ №7






Стаханов, 2025

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Теоретическая база опыта……………………………………………...6

    1. Особенности творческого развития школьников…………………6

    2. Пути повышения познавательного интереса на уроках русского языка и литературы………………………………………………….9

  1. Практическая часть……………………………………………………13

2.1. Система творческих заданий на уроках русского языка…………..13

2.2. Творческие задания для повышения познавательного интереса школьников на уроках литературы………………………………………20

3. Анализ результативности использования передового педагогического опыта…………………………………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34

Список использованных источников……………………………………35

Приложения…………………………………………………………….....36
















ВВЕДЕНИЕ

Любить можно то,

чему уже отдал частицу своей души

В. Сухомлинский


В настоящее время любой педагог задается вопросами о том, как сделать учебный процесс увлекательным и запоминающимся, как пробудить интерес учеников к изучаемой дисциплине и как обеспечить каждому школьнику возможность испытать успех на уроке. Ведь каждый преподаватель стремится к тому, чтобы его ученики проявляли активность и творческий подход на занятиях, а также достигали максимальных результатов в освоении предмета. Однако, опыт показывает, что в преподавании русского языка одной из наиболее острых проблем является потеря интереса учащихся к предмету, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня грамотности, развития речи и способности четко и логично формулировать свои мысли

Задача педагога – не только передать знания, но и раскрыть творческие способности каждого ученика, развивая качества, лежащие в основе креативного мышления. Обществу необходимы люди, способные находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях, личности, стремящиеся к саморазвитию и самореализации. Необходимо постоянно развиваться, реализовывать свои интересы и формировать уникальный стиль мышления, чтобы быть успешным в быстро меняющемся мире.

Школа должна реагировать на запрос общества, ставя развитие творческого потенциала и воспитание активной личности в приоритет.

Внимание к развитию творческих способностей школьников возрастает во всем мире. Именно поэтому необходимо создавать условия для педагогической деятельности, способствующей творческому развитию. Особенным потенциалом для этого обладают уроки русского языка и литературы.

К вопросу развития творческих способностей ребенка обращались многие психологи: Л. С. Выготский, В. М.Теплов, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, В. Д. Шадриков, Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская, М. А. Холодная и другие. Следовательно, творчество – далеко не новый предмет для изучения.

По проблеме творческого развития учащихся есть также и педагогические исследования И. Я. Лернера, В. А. Сухомлинского, А. Н. Окунева.

И. Я. Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

- видение новых (скрытых) функций известных объектов;

- видение всех взаимосвязей структуры объекта;

- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных [6].

Уроки русского языка и литературы предоставляют уникальные возможности для развития творческих способностей. Необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках предмета, стимулируя развитие личности и стремление к творчеству.

Актуальность

Сегодня стремительное развитие социума во всех сферах – от политики и культуры до науки, образования, экономики и межличностного общения – обуславливает необходимость изучения русского языка и литературы на качественно новом уровне. Для любого профессионала, стремящегося к успеху, безусловно, необходимо владение родным языком.

Следовательно, перед современным педагогом стоит задача создания устойчивой положительной мотивации в процессе обучения русскому языку и литературе, используя инновационные методики и творческие задания. Это позволит перевести учебную деятельность учащихся на продуктивный уровень.

Цель работы – создание условий для формирования устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка в общеобразовательной школе через использование современных креативных образовательных технологий.

Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи обобщения передового опыта:

- рассмотреть пути формирования креативного мышления школьников;

- проанализировать возможные методы работы на уроках русского языка и литературы, способные повысить познавательный интерес обучающихся к изучению предмета;

- разработать типы заданий для формирования творческих способностей обучающихся;

- проанализировать итоги работы по повышению познавательного интереса школьников на уроках русского языка и литературы.

Пробудить у детей интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный вызывать интерес, привлечь внимание детей, заставить мысль каждого ребенка работать.

Родной язык заключает в себе богатые возможности для формирования и школьника как личности. Основная цель обучения русскому языку в целом состоит в формировании и совершенствовании умений и навыков владения языком в различных сферах речевого общения, что позволяет школьнику чувствовать себя успешным и строить счастливое будущее.





  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

    1. Особенности творческого развития школьников

Внедрение ФГОС, обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет выхода за пределы репродуктивной ориентации, за счет введения поисковых компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и в конечном счете позволяющих достигать гарантированные результаты обучения.

Проблема определения познавательной активности – одна из самых трудных в педагогике, т.к., являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблемам познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой и многих других видных исследователей.

Профессор И. С Морозова считает, что под познавательной деятельностью следует понимать «личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и детей» [5].

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности обучающихся может и должна стать устойчивой чертой личности подростка и оказывает сильное влияние на его развитие, в том числе, на его дальнейшее самоопределение.

Таким образом, целенаправленное развитие познавательной активности в 5-7 классах позволяет не только вывести ее на устойчивый уровень в старших классах, но и стимулировать творческую активность, интерес к изучению ряда предметов, повысить самостоятельность работы школьников.

В организации процесса обучения русскому языку и литературе большую роль играет использование творческих заданий. Уроки с использованием творческих заданий нужны для поднятия интереса учащихся к предмету. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Все это имеет положительную сторону, т.к. появляется возможность у обучаемых развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду, как утверждает Денисова В.Г. [3].

Так в чем же состоят особенности творческого развития школьников? Почему именно уроки русского языка и литературы являются для него благодатной почвой?

М. И. Оморокова в своих работах отмечает, что творчество – это создание объективно или субъективно нового. Через субъектную новизну, создаваемую и переживаемую ребенком, он усваивает общественный опыт предшествующих поколений. Но чтобы учащиеся успешно овладевали этим опытом, важно включать их в активную и осознанную деятельность на уроке. Учителю важно не потерять свежесть и остроту восприятия учеников, поддерживать их активность и развивать творческие способности [7].

А как же этого добиться? Считаю, что немаловажную роль играют разнообразные творческие задания, которые позволяют ученикам не просто усвоить новую тему, но и взглянуть на теоретический материал: правила, биографию автора и т.д., – через призму творчества. А значит, увидеть что-то новое в хорошо знакомом материале.



На схеме выше можно увидеть основные показатели творческих способностей, к которым относятся точность, смелость, беглость, гибкость мысли, любознательность, оригинальность.

Беглость мысли – это количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую.

Оригинальность – это способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, умение находить неожиданные решения. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей.

Любознательность – способность удивляться, открытость всему новому.

Точность – способность придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решения в состоянии неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.

Творческие задания на уроках русского языка и литературы помогают школьникам не бояться нового, быстро и активно включаться в любой вид работы, научиться генерировать идеи, не зацикливаясь на их возможной правильности или неправильности. Если ребенок научился мыслить творчески, значит, ему многое по плечу.

1.2. Пути повышения познавательного интереса на уроках русского языка и литературы

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. 

 Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся  возникают вопросы, ответы на которые они стремятся найти. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.

Формирование познавательного интереса учащихся способствует решению основного требования новых стандартов ФГОС, а именно «научить учиться».

Именно познавательный интерес влияет на снижение  психологических нагрузок в учении, а значит, сохраняет здоровье учащихся.

Для формирования  познавательного  интереса необходимо:

– создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

– концентрировать внимание на главном в учебном материале;

– направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

– избегать перегрузки учащихся;

– принимать во внимание особенности психофизического развития детей;

– контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

– создавать на уроке условия для развития личности учащихся;

– использовать большой арсенал средств, для поддержания интереса к предмету.

          Познавательный  интерес возникает, если информация:

1)        заставляет удивляться, поражает воображение;

2)        заставляет задуматься;

3)        подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;

4)        является основой для формирования понятий, законов, правил;

5)        нацеливает на  внутрипредметные и межпредметные связи;

6)        ориентирована на использование в практической деятельности.

Формирование познавательного  интереса  происходит успешно, если процесс деятельности:

- вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса;

– сопровождается мыслями: «додумался», «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;

- нацеливает на разрешение противоречий;

- заставляет посмотреть на явление с другой стороны;

- ориентирует на применение знаний в новых условиях;

- включает элементы усложнения во всевозможные упражнения и задачи;

- развивает воображение, смекалку, логику;

- предполагает элементы исследования.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, творческие задания, включённые в учебный труд учащихся на уроках русского языка и литературы, делают процесс познания более продуктивным. В процессе творчества на уроке  дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, анализировать, делать  выводы. Подобное задание ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к изучаемому предмету. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.  

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью, потому что он является достаточно сложным, школьникам нужно приложить максимальные усилия, чтобы освоить этот предмет успешно. А учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.

Родной язык они часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка.

Ни для кого не секрет, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

По моему мнению, одной из главных задач учителя-предметника – изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках русского языка и литературы.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги-классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.

К. Д. Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке была активная, увлеченная обстановка. Только в этом случае он может рассчитывать на успех.



























  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Система творческих заданий на уроках русского языка

Русский язык – один из самых сложных предметов, и при этом один из самых необходимых. Ведь грамотное владение родным языком является необходимым для любого человека. Безграмотная речь портит впечатление о собеседнике, а незнание элементарных орфографических правил устойчиво ассоциируется с общей необразованностью и, конечно же, не способствует успешности.

Творческие задания на уроках русского языка способствуют его лучшему усвоению, развитию речи, они дают ученикам возможность почувствовать себя успешными, иногда даже улыбнуться получившемуся результату, а то, что имеет положительную эмоциональную окраску, запоминается куда лучше и надолго остается в памяти.

Так какие же творческие задания я предлагаю использовать?

  1. Подготовка творческих проектов

Проектные технологии – это кладезь возможностей как для учителя, так для ученика. В процессе работы над проектом обучающиеся глубоко анализируют материал, вникают в него. При этом творческие проекты позволяют ребенку проявить свою индивидуальность. Так, при изучении темы «Этимология» в 6 классе я предлагаю ученикам создать творческие проекты на тему: «Откуда произошли слова?»

Каждый ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать слово для изучения. Оформить результаты своего исследования необходимо в творческой форме. Это может быть рисунок, сопровождаемый текстом, или же коллаж, блок-схема. Ограничений нет, и ребята с большим энтузиазмом принимаются за работу.

Хочу отметить, что детям самим очень интересно наблюдать, что получится у их одноклассников. Каждая работа индивидуальна, ребята защищают свои творческие проекты, и как завершающий этап мы организовываем выставку, на которой все желающие могут познакомиться с результатами работы.

  1. Использование творческих и свободных диктантов

Цель творческого и свободного диктанта – это развитие связной речи и расширение словарного запаса.

Свободный диктант очень близок к изложению, только текст читается всего один раз, и задача ученика – максимально сохранить услышанное, при этом ученик может заменить сложные слова более легкими, правописание которых ему известно. Детям интересно сравнить, кто и что запомнил, что удалось вспомнить, а что, наоборот, позабылось.

Творческий диктант — это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

При этом виды творческих диктантов достаточно разнообразны. Приведу как пример некоторые из них:

  1. Зрительный диктант. Он основан на предварительном зрительном восприятии и анализе текста, т.е. ученик имеет возможность прочитать текст, над которым будет работать.

  2. Восстановительный диктант: ученикам предлагается продолжить предложение, которое читает учитель, либо восстановить деформированные части текста.

  3. Диктант по аналогии: ученики работают с текстом, по образцу которого должны составить свой собственный диктант. Им особенно интересно, когда задание звучит следующим образом: «Представьте, что вы должны составить диктант для следующих шестиклассников». Полученные варианты звучат очень творчески и нестандартно.

  4. Диктант по ключевым словам: аранее даются ключевые слова, которые должны обязательно присутствовать в тексте, затем текст диктанта читается однократно, после чего ученики записывают его по памяти, обязательно употребляя ключевые слова. 

  5. Диктант-трансформер: в процессе него ученики записывают текст, изменяя лицо рассказчика, время глаголов, прилагательные заменяют синонимами и т.д.

  6. Диктант с дополнительным заданием после текста (например, произвести стилистический, проблемно-тематический, композиционный анализ текста). 

Творческий диктант – это отличная возможность попробовать на уроке что-то новое и нестандартное, а такое всегда привлекает внимание школьников. Он способствует развитию самостоятельности учащихся, развитию их речи и мышления, служит средством повторения и закрепления изученного материала.

  1. Творческие задания на уроках развития речи

Уроки развития речи – это кладезь для использования творческих заданий. Например, сочинение рассказа по картинкам. В таком случае есть несколько вариантов проведения работы.

Можно предложить обучающимся составит рассказ по картинкам, расположенным на доске. Однако сейчас в моду входят так называемые метафорические карты, и также можно предложить ребятам вытащить две карты с картинками и придумать рассказ, который их объединит.

Так как рисунки на метафорических картах очень многозначны, каждый сумеет найти на них что-то свое и составить совершенно индивидуальную историю.

Для подобных карт также предназначено упражнение «Мастер текста». Оно больше подходит для старших классов. Вытягивается несколько карт: «Герой», «Цель», «Помощь», «Препятствие», «Итог». И нужно соединить случайный набор карт в единую историю. Детям нравится искать на картинках скрытый смысл, а каждая история отличается от другой.

Более стандартное задание – написать рассказ по заданному началу. Для пятиклассников это может быть следующее начало: «Однажды Иван решил приготовить для мамы праздничный ужин, но в холодильнике оказались не все нужные для этого продукты».

Возможно также написание рассказа по опорным словам. Или же формулировка темы может звучать как: «Герой попал в непростую ситуацию: он хотел приготовить праздничный ужин для мамы, но в холодильнике не оказалось необходимых продуктов. Как ему поступить?»

  1. Задание «Восстанови текст»

Ученикам предлагается деформированный текст, который стоит отредактировать. Из слов каждой строчки составь  предложения. Напиши, подчеркни  главные члены.

1) Колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере.

2) Наливается, под, спелым, солнцем, рожь, ярким, зерном.

3) Чёрный, по, грач, дороге, важно, бродит.

4) Под, частой, построил, ёлочкой, дом, свой, заяц-беляк.

5) Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая.

5. Творческий ландшафт

Ученикам предлагается закончить предложения и записать в тетрадь:

«Школа для меня – это…»

«Семья для меня – это. . .»

«Мой дом для меня – это…»

«Моя фамилия для меня – это…»

6. Импровизация

Выбираю 6 букв и пишу на доске первую букву, ученик придумывает предложение, начинающееся с этой буквы. Затем пишу вторую, третью и т.д. по мере появления букв на доске, ученик должен составить связный рассказ.

Данное упражнение также вносит в урок изюминку, способствует развитию речи учащихся, развивает их творческое мышление. И так как буквы совершенно случайные, то и рассказ в итоге может получиться любой: драматичный или забавный.

Можно предложить детям составить рассказ, в котором бы встречались числа по порядку: один, два, три и т.д. Может получиться очень интересно, например: «В одном городе в доме под номером два жили три друга. Однажды им прислали четыре апельсина и пять яблок. Стали друзья думать, как же их разделить?»

7. Лесенка

Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них «лесенку», стараясь, чтобы «лесенка» состояла из как можно большего количества «ступенек».

8. Составление ребусов

Можно не только просить детей разгадать ребусы, но и предложить их составить, провести конкурс на лучший ребус. Вот что может получиться в итоге:

9. «Песочные часы»

На доске изображение песочных часов, где вместо песка буквы А (7 шт.), С (2 шт.), О (7 шт.), Б, К (2 шт.), Л, П (2 шт.), Т, Р (2 шт.), В (2 шт.), У, Д, Н.

- Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют словарные слова. Пересыпьте песочек с буквами и соберите эти слова. Прочитайте слова орфографически. (Собака, лопата, корова, посуда, ворона и другие).

10. Словарные диктанты с «изюминкой».

Цель: постараться разнообразить приемы проведения словарной работы

  • Учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.

  • «Узнать предмет по описанию». Учитель дает  описание, дети называют предмет – словарное слово, записывают его.

  • «Картинный диктант». Учитель показывает картинки с изображением предметов – словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…). Этот диктант можно проводить по-разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант-молчанку.

  • Грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся  делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.

  • «Закрой форточку». Учитель показывает карточки с открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.

11. Творческие словари

Их цель – лучшее усвоение словарных слов.

Учащимся необходимо «оживить» букву, создав её «образ» в конкретном слове. Например: буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в колёса, в слове ШОССЕ – в дорожный знак. А в словарике появились слова из привычных букв в сочетании с рисунками – буквой: А В Т О М О Б И Л Ь,   Ш О С С Е.

Эти рисунки являются для учеников эмоционально окрашенными, поэтому лучше запоминаются, надолго остаются в памяти.

12. «Снежный ком»

Цель: развивать память учащихся.

Один из участников называет любое слово, далее каждый из участников повторяет ранее произнесенные слова и добавляет свое. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из круга не забудет или пропустит слово, сделает паузу. Тогда задание начинается с другого человека. Задание можно усложнить, если слова называть на определённую тематику.

13. «Вырази мысль другими словами»

Берётся несложная фраза. Например: «Нынешнее лето будет очень жарким». Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.

Например: «К августу, вероятно, реки пересохнут». «В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать».

Цель уроков с выполнением творческих заданий не только определить уровень усвоения изученной темы, систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать, развивать познавательный интерес к русскому языку, орфографическую зоркость, стремление расширить свои знания самостоятельно, развить творческие способности. Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе. Усваиваемые же умения и навыки правописания становятся более прочными. Таким образом, в процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности.

2.2. Творческие задания для повышения познавательного интереса школьников на уроках литературы

На уроках литературы, как и на уроках русского языка, существует огромный простор для творчества. При этом сами литературные произведения содержат глубокие нравственные и духовные уроки, и важно, чтобы ученики считали литературу не скучным и однообразным набором произведений, а находили интерес в чтении.

Также использование творческих заданий на уроках литературы способствует формированию читательской грамотности учащихся, а значит, является залогом того, что и на других предметах школьной программы, а также за пределами школьных стен, ученик сможет успешно работать с разными объемами информации.

Виды творческих заданий на уроках литературы достаточно разнообразны. Приведу в пример некоторые из них.

  1. Создай обложку книги, афишу, иллюстрацию: прошу школьников создать рисунки, используя свои представления о содержании произведения, его персонажах и общей атмосфере. Это задание поможет связать содержание произведения с визуальными элементами и развить творческий подход к интерпретации текста. (Иллюстрации к стихотворению Лермонтова «Утес», по «Мертвым душам» можно предложить нарисовать фамильный герб помещиков).

  2. Расширение имеющегося текста: предложите учащимся дополнить существующий текст продолжением или созданием новых эпизодов. Это позволит им развить навыки анализа текста, собственное творчество и понимание характеров и событий.

Варианты заданий:

- Напиши альтернативное продолжение.

В большинстве произведений классической русской литературы автор предлагает своему читателю эпилог, в котором часто расставлены все точки над «и» – известны дальнейшие судьбы героев. Таковы «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого. Однако в литературе существует и феномен открытого финала, когда читатель может получить «оборванный на полуслове сюжет». И ему неведомо, что происходит с героями дальше.

Попросите учащихся написать альтернативный финал для известного литературного произведения. Это задание поможет развить креативное мышление и аналитические способности, а также позволит взглянуть на произведение с новой точки зрения. (Дописать финал «Недоросля», «Ревизора», «Дубровского»)

- Напиши письмо персонажу: попросите учащихся написать письмо от одного из персонажей к другому, выразив его мысли, эмоции и взгляды. Это задание позволит глубже погрузиться в мир произведения, понять характеры персонажей и их отношения. (При изучении рассказа Б. Васильева «Экспонат №…» ученики не остались равнодушными к поступку пионеров и выразили в таких письмах свое отношение).

3. Продолжи цитату: Предложите учащимся начало цитаты из произведения и попросите их продолжить ее своими словами, выразив свое понимание и интерпретацию текста. Это задание поможет анализировать текст и выражать свои мысли о нем. (Толстой «Война и мир»: «Нет величия там, где нет…»).

4. Исследовательские работы по проблемным вопросам. Предлагаю вопросы, темы для размышлений. Например, при изучении романа «Отцы и дети» задаемся вопросом: почему во время последней встречи с умирающим Базаровым Одинцова «подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша», но, прощаясь, «приложилась губами к его лбу». Ответ требует глубокого анализа отношений героев.

Другой пример работы на материале романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Сопоставить образ Иешуа Га-Ноцри и библейский образ Христа на предмет расхождений с каноническим образом. Такой анализ позволяет выйти на художественный замысел автора.

5. Составление текста по ключевым словам. Такие задания требуют прояснения взаимосвязи литературного произведения с историческим и культурно-эстетическим контекстом. Ученик должен понимать основные особенности литературного произведения на фоне определенных историко-культурных представлений о соотношении искусства и действительности.

Пример такого задания для учащихся 9 класса.

Напишите связный текст, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов/словосочетаний (даны в алфавитном порядке, разделены запятыми).

Война 1812, междоусобицы, мистификация, Мусин-Пушкин, Николай Заболоцкий, затмение, скептики, символика, «темные места», эпитет.

6. Редактирование статьи. Все мы любим замечать чужие ошибки.

Пример такого задания для учащихся 11 класса.

Отредактируйте статью, в которой допущено 5 фактических ошибок. Укажите все допущенные ошибки и объясните, какие исправления следует сделать.

Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка» (1906, Шахматово), пожалуй,

самое знаменитое произведение поэта: современники свидетельствовали, что почти не было тех, кто не знал бы его наизусть. С этой популярностью было связано и обилие, и разнообразие дошедших до нас трактовок «Незнакомки». Но какие бы смыслы ни вкладывали в это стихотворение интерпретаторы, ясно, что оно посвящено конкретной женщине – Л.Д. Менделеевой-Блок. Образ ее опоэтизирован, овеян тайной («И веют древними поверьями / ее упругие шелка, / и шляпа с траурными перьями, / В браслетах узкая рука»). Он возникает словно из дымки и исчезает в тумане – и читатель, убаюканный плавным чередованием ямбических строк с женскими и дактилическими окончаниями, видит его как будто во сне.

Одной из самых известных иллюстраций к стихотворению стала картина Ивана Крамского «Незнакомка».

Затем учащиеся заполняют таблицу, в первом столбике которой указывают фрагмент из статьи, а во втором – его исправленный вариант. Подобные задания развивают литературную зоркость, внимательность, улучшают запоминание материала.

7. Создание иллюстраций, поделок, коллажей

Много игровых моментов можно ввести в урок, используя иллюстрации к художественным произведениям. Такие иллюстрации есть готовые, выпущенные специально для школы. Но ребятам нравится готовить иллюстрации самим, причем рисовать любят не только маленькие дети, но и старшеклассники. Особенно охотно ребята рисуют персонажей сказок. Важно не только оценить рисунок и показать одноклассникам, а сделать его интересным наглядным пособием, чтобы использовать неоднократно.

 Очень любят ребята выполнять более объемные работы. Например, при изучении пословиц, поговорок, загадок, небылиц в 5 классе ученики охотно делают книжки-малышки с собственными яркими иллюстрациями. Изучая поучения, ребята 7 класса сочиняют сами поучения и оформляют их по-разному: на альбомном листе, в свитке и т. д.

  Учащимся 5 класса нравится делать поделки из различного материала к изучаемым сказкам. Например, к сказке «Царевна-лягушка» ребятам дается на дом задание: сделать то, что делали царевичи по приказу батюшки-царя: ковер, рубашку, хлеб. И дети с удовольствием делают такие поделки из разного материала: пластилина, бумаги, природного материала и др. Даже были работы, которые ребята делали по-настоящему: хлеб пекли настоящий, рубашку шили из материала и даже вышивали бисером.

Сейчас «в моду» вошли нейросети, и ученики разных возрастов умело ими пользуются. Причем, создание запроса для нейросетей также требует сосредоточенности, умения четко формулировать свою мысль, выделить главные аспекты для создания иллюстрации.

На уроках русского языка с помощью нейросети мы создавали иллюстрации к фразеологизмам, на уроках литературы – портреты героев, иллюстрации к произведениям. Очень интересно сравнить рисунок, полученный в результате описания, с текстом и уже существующими к нему иллюстрациями: похоже или нет? (Приложение 1)

Такие задания вносят изюминку в урок, а также помогают детям освоить новые технологии.

8. «Сочини сам»

При изучении загадок, сказок, небылиц, легенд детям предлагаю сочинить свою сказку и легенду. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но главное – общая вовлеченность в творческий процесс.

И истории тоже получаются замечательные, а главное, ученики не стесняются творить и презентовать в классе плоды своего творчества.

9. Буриме

Всем известная игра «Буриме» также находит свое применение на уроках литературы. Из куплета известного стихотворения остаются только рифмы, и ребятам предлагается самим сочинить куплет, а потом сравнить с авторским.

Например, возьмем стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом». Оставляем рифмы:

… дом

… Русь

… прудом

… грусть

Вот какие варианты получились у моих учеников:

Посмотри: вот мой дом,

И моя страна – Русь.

Здесь березки над прудом,

А вдали – повсюду грусть.

Еще один пример:

Когда ты покидаешь дом,

Когда ты покидаешь Русь,

То долго стоишь над прудом

И испытываешь грусть.

Таких примеров можно привести множество. Затем мы читаем стихотворение С. Есенина и смотрим, удалось ли нам по рифмам уловить замысел автора.

Сюда же можно отнести задание «Подбери рифму»: к авторской рифме нужно подобрать как можно больше своих. Можно даже проводить данный вид работы в виде командного соревнования: кто больше? Такое задание помогает ребятам быстрее улавливать рифму при работе над поэзией.

10. Литературное лото

Интересна для ребят, особенно пятых-шестых классов, такая форма как литературное лото. Иллюстрацию к произведению разрезаю на несколько частей. Ребята должны собрать из фрагментов картинку и назвать, какое произведение и кто автор. Класс делится на группы. Выигрывает та команда, чья быстрее соберет иллюстрацию и назовет данные к ней.

11. Работа над выразительным чтением

Большое количество творческих заданий я использую в работе над выразительным чтением. Когда дети переходят в пятый класс, они понимают, что надо рассказывать стихотворение или читать выразительно, но как это – выразительно – знают не до конца.

Именно поэтому я провожу работу над формированием навыков выразительного чтения. Во-первых, нужно дать детям эталон, на который стоит равняться. Это может быть запись из фонохрестоматии либо же чтение учителя.

На следующем этапе мы обсуждаем настроение произведения, разбираем его по строчкам, расставляем карандашом, где нужно сделать акцент. Дети быстро втягиваются в эту работу.

Можно использовать оценочные листы, чтение по парам. Но наибольший простор для работы над выразительностью, на мой взгляд, предлагают басни. Сначала мы работаем над текстом басни, разбираем, какие чувства испытывают герои, какие они по характеру, каковы их недостатки. А затем полностью все меняем.

Задание звучит следующим образом: «Прочитай так, будто…»: «Прочитай басню «Свинья под дубом», будто свинья стеснительная, ворон хвастливый, а дуб усталый», «Прочитай басню «Волк и ягненок», будто волк трусливый, а ягненок храбрый». Затем предлагаю детям выбрать качества, которые мы присвоим героям. Они делятся на группы, работают над текстом басни и представляют свой вариант. Получается очень весело, а главное – ученики внимательно вчитываются в басню, слушают текст несколько раз, и выучить достаточно объемное произведение наизусть становится не так сложно.

А еще подобный вид работы помогает понять настоящий характер героев, заложенный в них автором, и в следующий раз определить его становится гораздо легче. При этом развиваются артистические способности, которые не раз пригодятся ребятам как при подготовке школьных мероприятий, так и при участии в городских и республиканских конкурсах.

12. «Задай вопрос»

Часто задаю ребятам составить вопросы к изучаемому произведению. Это помогает ученикам полностью, внимательно прочитать произведение. Условие задания: вопросы должны быть интересными, по возможности сложными, требующими хорошего знания текста. На уроке ребята задают свои вопросы. Один ученик читает вопрос, называет того, кто будет отвечать. Ответивший задает свой вопрос следующему ученику, тот отвечает и задает вопрос следующему однокласснику и т. д. Из наиболее интересных вопросов составляем викторину и проводим ее на обобщающем уроке.

Еще один вариант этого задания – интервью с героем. Один из учеников занимает место героя произведения, а другие задают ему вопросы, на которые нужно ответить, как если бы он был на интервью. Подобная работа требует хорошего знания текста, развивает речь, логику мышления и быстроту реакции, креативность, а также стимулирует познавательный интерес.

13. «Виртуальная экскурсия»

Для учеников старших классов использую такое задание, как «Виртуальная экскурсия». Мы с ними «отправляемся» в Болдино или Тарханы, Пятигорск или Михайловское. Они готовят презентацию либо иллюстрации к своей экскурсии, рассказывают, с чьим именем связано то или иное место, могут показать экспонаты, связанные с писателем.

Подобное задание требует творческого подхода и поисковой работы, а также совершенствует навыки устной речи и публичных выступлений.

14. Творческое пересказывание

Цель творческого пересказывания вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т. к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором. Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

Причем, можно предложить ученикам пересказать текст не просто от лица персонажа, а, допустим, от лица предмета. Например, при изучении сказки «Царевна-лягушка» можно «дать слово» клубочку, который вел Ивана к Василисе. Пусть он расскажет, насколько сложным выдался его путь.

15. Составление сказочных объявлений и телеграмм

Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение – основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс. Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм. Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. («Ищу свой хвост», «Учу детей грамоте», «Лечу зверей и птиц») или нравственной коллизии («Жду гостей на свой день рождения», «Меняю “Азбуку” на билет в кукольный театр» и т. д.). Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам.

16. «Общее стихотворение»

Сочинять стихи можно вместе. Это задание прекрасно подходит для групповой работы. Для этого у каждого ребенка должен быть лист бумаги и ручка. Дети задумывают первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передают ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.

17. «Небылица за 10 минут»

Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:

  1. Кто это был (была)?

  2. Как выглядел (-а)?

  3. Куда пошел (шла)?

  4. Кого встретил (-а)?

  5. Что ему (ей) сказал?

  6. Что он (она) ответил (-а)?

  7. Что ему (ей) сделали?

  8. Какова была его (ее) реакция?

  9. Чем вся история закончилась?

  10. Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Таким образом, можно сочинять и сказку, и рассказ.

Такие творческие задания не только способствуют развитию читательской грамотности у школьников, помогают углубить понимание произведений, но и стимулируют креативное мышление, воображение и умение анализировать тексты, делают процесс изучения литературы увлекательным, интересным, интерактивным.



3. Анализ результативности использования передового педагогического опыта

Различные формы,  методы,  применение новых технологий, используемые в работе позволяют  получать хорошие результаты при подготовке учащихся к промежуточной итоговой аттестации, развивают творческие способности детей.

Эффективность методической системы подтверждают следующие показатели: прослеживается динамика участия учеников в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе, а также наличия победителей и    призёров; повышается способность учащихся самостоятельно получать знания, эффективно заниматься самообразованием. Основными параметрами результативности педагогической деятельности являются:

1. Результативность участия в школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников


Название мероприятия, его уровень

Учебный год

Предмет

Классы

Количество участников

Результат (участие, наличие победителей, призёров)

Школьный этап Всероссийской предметной олимпиады

2022-2023

Русский язык

7

8

1-победитель, 1 - призер

Литература

7

7

1-победитель, 1 - призер

Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады

2022-2023

Русский язык

7

1

призёр

Литература

7

1

участие

Школьный этап Всероссийской предметной олимпиады

2023-2024

Русский язык

5,8,11

14

3-победители

3- призёры

Литература

5,8,11

14

3-победители

1- призёр

Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады

2023-2024

Русский язык

8,11

3

участие

Литература

8,11

2

участие

Школьный этап Всероссийской предметной олимпиады

2024-2025

Русский язык

6,8,9

16

2-победители

2-призеры

Литература

6,8

13

1-победитель, 3-призера

Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады

2024-2025

Русский язык

8,9

4

2-победители

1-призеры

Литература

8

3

1-победитель, 1 -призер


На примере данной таблицы мы видим, что с каждым годом становится больше количество участников как школьного, так и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, и за 2024-2025 год значительно выросло число победителей и призеров на всех этапах.

2. Результативность участия обучающихся в творческих конкурсах по русскому языку и литературе

Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской деятельности:

1. Ученик 9 класса Иван Кудрявцев защитил в 2022 году научно-исследовательскую работу на тему: «Отображение категорий добра и зла в пословицах, собранных Владимиром Далем». Награжден благодарностью Управления образования и воспитания Администрации г. Стаханова.

Участие обучающихся в творческих и интеллектуальных конкурсах:

  1. Литвищенко София заняла 1 место в конкурсе Омской регионально-общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» «Чернобыль: с болью в сердце, с надеждой на будущее», Тарубарова Полина награждена за занятое 2 место.

  2. Антыпко Артем класса занял 3 место в конкурсе чтецов духовно-нравственной литературы «Живое слово мудрости духовной», Пиканова Анастасия и Киселев Михаил – финалисты конкурса.

  3. Сулименко Есения стала победителем муниципального этапа конкурса сочинений «Без срока давности».

  4. Антыпко Артем трижды становился победителем муниципального этапа творческого конкурса «Гренадеры, вперед», победитель республиканского этапа конкурса в 2023 году.

  5. Пиканова Анастасия заняла 2 место в олимпиаде по русскому языку, организованной ДОНГТИ в 2024 году.

  6. Антыпко Артем – финалист республиканского конкурса чтецов «Живое слово».

  7. Болычева Адила – победитель регионального конкурса Омской области «Таланты земли Омской», награждена кубком за занятое 1 место.

  8. Сулименко Есения – призер Х дистанционного международного конкурса «Старт».

  9. Антыпко Артем – победитель конкурса «Призвание-2024» в категории «Художественное чтение».

  10. Антыпко Артем – дипломант Международного фестиваля искусства и творчества «Звездопад».

  11. Сердюкова Елизавета и Пиканова Анастасия – победители конкурса сочинений Омской области «Моя территория».

Как педагог, я считаю необходимым делиться своим педагогическим опытом, поэтому являюсь постоянным участником творческих конкурсов, городских семинаров, членом жюри республиканского этапа конкурса «Директор года», победителем республиканского полуфинала конкурса «Флагманы образования»,

Мною были подготовлены следующие выступления на городских методических объединениях:

  1. Городской научно-практический семинар учителей русского языка и литературы «Молодая гвардия – непокоренные».

  2. Городской семинар учителей русского языка и литературы «Инновационная деятельность учителя как диалог качественного филологического образования».

Также являюсь постоянным членом экспертной комиссии творческих конкурсов разных уровней, что позволяет мне идти в ногу со временем, понимать проблемы филологического образования и помогать своим ученикам максимально развиваться творчески, не терять познавательного интереса к изучению русского языка и литературы. И их улучшающиеся результаты – лучшее тому доказательство.




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе обобщения передового опыта мы рассмотрели основные характеристики творческого мышления и познавательного процесса, а также те факторы, которые влияют на сохранение у школьников интереса к изучению русского языка и литературы.

Для того, чтобы стимулировать интерес к таким сложным предметам, мною был предложен ряд упражнений, который можно использовать как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Все они направлены на развитие творческих способностей обучающихся, стимулирование креативного мышления, формирование речевой культуры, развитие словарного запаса.

Все предложенные творческие задания – это способ показать ученикам, что изучение русского языка и литературы – это не только сложно, но и интересно. А русский язык – не просто свод орфографических правил, а бесконечные возможности для творческого самовыражения.

Также мною были проанализированы результаты, показанные обучающимися за последние три года, которые подтверждают успешность участия учеников ГБОУ ЛНР СГ №7 в творческих конкурсах и Всероссийской олимпиаде школьников.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что в процессе обучения всегда есть место для творчества. Ученики должны понять, что не нужно бояться творить, предлагать собственные решения, совершенствоваться в выступлениях. Все это, несомненно, пригодится им во взрослой жизни и сделает их успешными в выбранной профессии.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баранов, М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка / М.М.Баранов. – М.: Просвещение, 1965.

2. Гергель И. Г. «Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс», Волгоград, 2006.

3. Денисова, В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательного интереса учащихся / В.Г. Денисова // Автореф. дис. канд. пед. наук – М., 1987. 

4. Красухин Г. В. «Я иду на урок литературы», М.: «Первое сентября», 2001.

5. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Морозова, И.С. Штепина. – Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-12-2012/psychology/morozova-shtepina.pdf

6. Нижегородцева В. И. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности, М.: Педагогика, 2017.

7. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения школьников / М. И. Оморокова. - Москва : АРКТИ, 2001.

8. Соловьева Н. Н. «Русский язык в задачах и играх. 9 класс», М.: Просвещение, 2004.












Приложение 1

Иллюстрации к фразеологизмам, созданные учениками с помощью нейросети

  1. «Водить за нос»




  1. Молоко сбежало








  1. Мастер на все руки









  1. Шут гороховый










  1. Мокрая курица









Приложение 2

Сценарий мероприятия с применением творческих зданий

Квест-игра «По строчкам песен о войне»

Внеклассное мероприятие для 8-9 классов


Цель: закрепить знания учащихся о роли военной песенной лирики в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Активизировать знания о поэтах-фронтовиках, стихотворения которых были положены на музыку и стали песнями.

2. Развивать внимание к слову и музыке, логическое мышление.

3. Воспитывать патриотизм, уважение к памяти о Великой Отечественной войне.

Предмет: литература и музыка

Методы обучения: аналитический, творческий.

Оборудование: записи песен военных лет, портреты поэтов-фронтовиков, таблички с номерами и названиями станций, маршрутные листы, военная форма для ведущих.


Ход мероприятия


Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня вам предстоит увлекательное путешествие в мир песен военных лет. Уверена, в ваших семьях их знают и любят. Многие мы изучали на уроках литературы.

Давайте с вами мы поговорим

О том, как песни тоже воевали,

Как поднимали в бой они солдат

И отдых им давали на привале.

Без песни человеку не прожить,

И даже на войне они повсюду.

Давайте с песней доброю дружить,

Ведь и она порой подобна чуду.


Звучит песня «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача.


Учитель: Вот она, одна из первых военных песен. Она была написана поэтом Василием Лебедевым-Кумачом на третий день войны, почти сразу на нее написал музыку Александр Александров, и она стала гимном Великой Отечественной войны, сопровождавшим солдат на фронт. «Вставай, страна огромная!» Кто из нас не слышал этих великих строк?

А для нас сегодня эта песня станет началом квест-игры «По строчкам песен военных лет». Вы разделены на 4 команды. У вас было домашнее задание – придумать название и девиз, которым должна стать строчка из песни военных лет.


Представление команд


Учитель: Сейчас вы получите у меня маршрутные листы. В них указан порядок прохождения вами станций, а в каких кабинетах эти станции находятся, вы узнаете, разгадав небольшие задачи, связанные с ключевыми датами Великой Отечественной войны.


Маршрутный лист


Станция

Номер кабинета (задания размещены в разном порядке)

Балл

1

Поэты-фронтовики

1. Вычти из года полного освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков год окончания Сталинградской битвы (Ответ: кабинет №1)


2

Знатоки

2. Какая цифра дважды повторяется в дате начала Великой Отечественной войны? (Кабинет №2)


3

Угадай мелодию

3. Дата освобождения г. Стаханова в сентябре 1943 года (кабинет №3)


4

Продолжи песню

4. В котором часу утра началась Великая Отечественная война? (кабинет №4)


5

Ребусы

5. Порядковый номер месяца Великой Победы (кабинет №5)


6

Головоломка

6. Порядковый номер месяца, в который началась Великая Отечественная война (кабинет №6)



Учитель: Что же, команды готовы. На старт, внимание, марш!


Станция 1. Поэты-фронтовики

Ведущий станции: Перед вами – портреты поэтов-фронтовиков. Соедините портрет с именем человека, который на нем изображен. За каждый правильный ответ ваша команда получит два балла.


Перед учениками следующие портреты:

1.

Василий Лебедев-Кумач, автор слов к песне «Священная война»


2.

Булат Окуджава, автор слов к песне «До свидания, мальчики»


3.

Алексей Сурков, автор слов песни «В землянке»



4.



Алексей Фатьянов, автор слов песни «Соловьи»


5.


Михаил Матусовский, автор слов песни «Баллада о солдате»

Максимально: 10 баллов

Станция 2. Знатоки

Ведущий станции: На нашей станции вам предстоит исполнить как можно больше песен о Великой Отечественной войне. Каждая песня оценивается в два балла.


Станция 3. Угадай мелодию

Ведущий станции: Сейчас вы услышите пять отрывков фонограмм из различных песен о Великой Отечественной войне. Ваша задача – назвать эти песни. Если вы сможете указать правильно автора слов и музыки, то получите за каждую фамилию по два балла.

Играют фонограммы песен:

  1. «В землянке» (сл.Алексея Суркова, муз.Константина Лестова)

  2. «Катюша» (сл. Михаила Исаковского, муз. Матвея Блантера)

  3. «Смуглянка» (сл. Якова Шведова, муз. Анатолия Новикова)

  4. «На безымянной высоте» (сл. Михаила Матусовского, муз. Вениамина Баснера)

  5. «Журавли» (сл. Расула Гамзатова, муз. Марка Бернеса)

За каждое правильное название – 2 балла, за фамилию автора слов – 2 балла, композитора – 2 балла. Итого максимально 30 баллов.


Станция 4. Продолжи песню

Ведущий станции: Перед вами находится пять карточек. На них – первая строчка известной песни о войне. Ваша задача – продолжить песню и исполнить ее.

Строчки на карточках:

  1. Как-то летом, на рассвете заглянул в соседний сад… («Смуглянка»)

  2. Вставай, страна огромная («Священная война»)

  3. День Победы, как он был от нас далек («День Победы»)

  4. Мне кажется порою, что солдаты… («Журавли»)

  5. Здесь птицы не поют, деревья не растут… («Десятый наш десантный батальон»)

Максимально: 10 баллов, по 2 балла за песню.


Станция 5. Ребусы

Ведущий станции: Разгадайте ребусы, ответы на которые связаны с Великой Отечественной войной. Правильный ответ – 3 балла.

1.

Парад


2.


Рота


3.

Солдат


4.

Ленинград


Максимально: 12 баллов


Станция 6. Головоломка

Ведущий станции: Соедините строчку из военной песни с ее названием. За правильное соединение – 2 балла.


Карточки

И у детской кроватки тайком

Ты слезу утираешь

«Темная ночь» (сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского)

Это праздник со слезами на глазах

«День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова)

Дымилась роща под горою,

А вместе с ней горел закат.

«На безымянной высоте» (Сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.

«Последний бой» (сл. и муз. М. Ножкина)

Знать не можешь
Доли своей,
Может, крылья сложишь
Посреди степей.

«Эх, дороги» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова)

Они до сей поры с времён тех дальних
Летят и подают нам голоса,

«Журавли» (Сл.Р. Гамзатова, муз. М.Бернеса)


Максимально: 12 баллов


Учитель: Вот и добрались до финиша наши команды. Жюри ведет подсчет голосов. А с вами пока прослушаем стихотворение «Детский ботинок» Сергея Михалкова, читает ученик 8 класса…


Проходит награждение победителей.


Учитель: На самом деле, сегодня нет победителей и проигравших, ведь мы прекрасно провели время, вспомнили песни, которые помогали нашим солдатам в годы Великой Отечественной войны и увековечили их подвиг. А в завершение нашего квеста давайте вместе исполним самую знаменитую песню, которую все вы прекрасно знаете. «День Победы».


Участники исполняют песню под аудиозапись



















Приложение 3

Примеры выполнения учениками творческих заданий на тему «Что могло произойти в финале комедии «Недоросль»?

1. Сулименко Есения, 8-А класс

Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина оставляет ощущение незавершенности, несмотря на обличение пороков. Представим альтернативный финал: Стародум, осознав тщетность наставлений Простаковым, решает действовать радикально. Он использует свое влияние при дворе, чтобы добиться конфискации имения Простаковых в пользу государства. Митрофану, лишенному наследства и привычного комфорта, приходится самостоятельно зарабатывать на жизнь, что становится для него настоящей школой взросления.

Софья, видя перемены в Митрофане, проникается к нему сочувствием. Их общение сближает их, и в итоге Митрофан доказывает искренность своих намерений, отказавшись от прежних пороков. Комедия завершается надеждой на искупление и возможность нравственного перерождения даже для самых испорченных натур. На мой взгляд, такой финал подчеркивает веру в силу обстоятельств и возможность исправления человека.

2. Айвенко Ксения, 8-Б класс

Финал комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» лично мне кажется незавершенным. Очень хотелось бы узнать, как дальше сложились судьбы главных героев.

Каким мог бы быть финал? Допустим, Простаковой удалось бы убедить Стародума в своем раскаянии. Тогда после его отъезда она начала бы с удвоенной силой вредить людям и не извлекла никакого урока из сложившейся ситуации.

Или же Простакова не лишается всего, а лишь осознает свои ошибки. Стародум, видя ее искреннее раскаяние, смягчается. Он оставляет ей небольшую часть состояния, достаточную для скромной жизни в деревне. Митрофан, лишенный возможности паразитировать на чужом труде, вынужден начать работать, постепенно превращаясь в полезного члена общества.

Вариантов множество, но мы можем лишь гадать, что было с героями дальше, а Д. И. Фонвизин показал нам, к чему приводит бездумное следование порокам и невежеству.

  1. Сучай Давид, 8-А класс

Представим, что Митрофан, осознав всю глубину своего невежества и никчемности, искренне раскаивается. Он просит прощения у матери за свое хамство и безделье, у Стародума – за грубость. Стародум, пораженный искренностью юноши, решает дать ему шанс.

Софья, видя перемену в Митрофане, проникается к нему сочувствием. Она соглашается обучать его, наставлять на путь истинный. Милон, конечно, ревнует, но видит, что Софья делает это из благородных побуждений.

В финале пьесы мы видим Митрофана, усердно занимающегося науками, помогающего крестьянам и искренне любящего свою мать, которая, в свою очередь, отказалась от своей жестокой власти и стала заботливой матерью. Комедия заканчивается всеобщим примирением и надеждой на лучшее будущее для всех персонажей. Такой финал, на мой взгляд, мог бы стать более нравоучительным и оптимистичным, показав силу раскаяния и возможность искупления.









50



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Валентеева Ольга Александровна

Дата: 17.04.2025

Номер свидетельства: 668567


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства