Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы на основе воспоминаний как историческом источнике
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы на основе воспоминаний как историческом источнике
Какими должны быть уроки литературы сегодня? Многие нравственные истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия и разочарования, свои прозрения и неудачи. Только этот, часто трудный и мучительный, путь может сделать абстрактную истину личной. И этот поиск начинается на уроках литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы на основе воспоминаний как историческом источнике »
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы на основе воспоминаний как историческом источнике
Мы, учителя литературы, объясняем ребятам уже с пятого класса, что они изучают особый предмет, отражающий жизнь человека с древнейших времён и до нашего времени. Этот предмет учит нас жизни, учит, какими нужно быть, как поступать, что ценить.
С жизнью человека знакомятся ребята и на других занятиях, в первую очередь, истории, музыки, живописи, географии. Но литература в этом ряду занимает особое место.
Какими должны быть уроки литературы сегодня? Многие нравственные истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия и разочарования, свои прозрения и неудачи. Только этот, часто трудный и мучительный, путь может сделать абстрактную истину личной. И этот поиск начинается на уроках литературы.
«Наше время – новый этап в развитии общественного самосознания. Мы ищем полноту правды», - справедливо замечает Ф.Г.Бирюков[3]. В нынешнем калейдоскопе самых противоречивых мнений, в самых различных выводах, сыплющихся на нас из многочисленных газет и журналов, теле- и радиопередач, Интернета и, пожалуй, в самом больном вопросе – переоценке ценностей – трудно разобраться не только детям, которых мы ведём за собой, но и нам самим, школьным учителям.
Как подготовить старшеклассников к восприятию такой трудной темы, как коллективизация и судьба деревни в изображении столь разных писателей, как М.Шолохов «Поднятая целина», А.Платонов «Котлован», Б.Можаев «Мужики и бабы», Антонов «Овраги» и другие. Как сделать ближе и понятнее современным юношам и девушкам человека на войне, изображённого в книгах В.Астафьева, Ю.Бондарева, К.Воробьёва?
Литература как учебный предмет не достигнет своей цели, если не вызовет эмоционального отклика, эмоционального отношения к героям, их поступкам, событиям, к авторской позиции.
«Самый страшный враг уроков литературы – холодное равнодушие. Когда об Андрее Болконском ученик рассказывает с тем же спокойствием, что о сумме или разнице квадратов, тогда работа учителя литературы обессмысливается» [1].
Как же настроить учеников на нужный лад, ещё только подходя к тому или иному автору, произведению?
Вот уже ряд лет в качестве дополнительного материала к уроку использую мемуары как исторический источник. Согласна с Ю.П.Анненковым, который считает, что «… единственный груз, который начинает нас тяготить, - это груз воспоминаний. Когда воспоминания становятся обременительными, мы сбрасываем их по дороге, где приведётся и сколько удастся. И мы облегчённо вздыхаем… Однако бывают воспоминания, которые не только внешне отлагаются на поверхности нашей памяти, загромождая её, но органически дополняют и обогащают нашу личную жизнь. Их мы не отдаём и не отбрасываем, мы только делимся ими…»[2].
Оказывается, сама окружающая нас жизнь, люди, живущие в селе, могут дать мне богатый дополнительный материал к урокам.
Село, существуя уже несколько веков, пережило все те события, драматические и сложные, к переосмыслению которых вновь обращаются наши историки, понять которые нашим ученикам дано не только по учебникам истории, но и по созданной об этом литературе. Это и революция, и гражданская война, и коллективизация, и страх лет сталинских репрессий, и Великая Отечественная война. Немало в селе людей, которые могут поделиться обо всём этом своими воспоминаниями. Теперь уже спокойно, обстоятельно, неторопливо ведут они свой, чаще всего грустный рассказ. Среди этих людей и те, кто попал под раскулачивание и теперь считается потерпевшим, и те, в чью семью пришло горе после ареста отца, матери, кто много лет находился в полном неведении о их судьбе и совсем недавно получил скупые архивные сведения о горьком приговоре Тройки НКВД, его исполнении, а полученная сегодня справка о реабилитации вызывает лишь грустную улыбку… Это вдовы погибших на фронте, многие из которых остались одиноки на всю жизнь. Это те, кто надрывал свои силы в тылу, выполняя возложенную на них мужскую работу, готовил укрепления против врага. Это те, кто вернулся в родное село с Победой, кто до сих пор помнит названия населённых пунктов, встретившихся на дорогах войны.
Читаем «Поднятую целину» М.Шолохова, видим картины раскулачивания, где автор печально повествует о судьбе людей, выгнанных из своих же домов. Задумываются ребята, переживают, чувствуют несправедливость происходящего, есть что-то непонятное в глазах: «Неужели так и было?» Предлагаю им послушать магнитофонную запись рассказа жительницы нашего села Михеевой Анфисы Васильевны.
Ей было всего шесть лет, когда к ним в дом пришли трое приезжих людей, женщину в чёрной кожаной куртке она помнит всю жизнь… Дом у них был большой, чистый, уютный, с крашеными полами. Отец, будучи человеком работящим, очень любил цветы – на окнах в горшках они красовались. Большое зеркало в передней комнате, картины, статуэтки. Всё аккуратно, красиво. Для своих двух дочерей отец давно начал готовить приданое: в сундуке купленные пальто, платки, украшения…Составляется опись имущества приезжими, доходит очередь до сундука, вынимаются оттуда дорогие хозяевам вещи. Не выдержала маленькая Анфиса, бросилась с плачем и криком к платку, её платку, ей подаренному, стала отнимать у чужой женщины. Смилостивилась та: швырнула платок прямо в лицо девочки…Отобрали всё, даже несколько кукол, каких ни у кого из детей в деревне не было. Отца осудили на три года в лагерь на Соловки. За что? Наверное, за то, что мельница-крупорушка у него была, хоть и небольшая. Магазинчик имел, сам же нужные сельчанам товары возил, а жена торговала. Дом с хорошим двором построить сумел, много скота держал, со всем этим сам с семьёй управляться мог, работников даже не нанимал. А Анфиса? Про мать и про неё забыли. Жили они у соседей, что не побоялись их приютить, потом по квартирам. Судьба к Анфисе Васильевне благосклонно отнеслась: вернулся отец через три года, правда с покалеченной рукой, но живой. Жили уже не так, как раньше. Дома, хозяйства своего не было.
Вот он, бесхитростный рассказ старой уже женщины. Несмотря на то, что тогда была маленькая, помнит всё. Да и как забыть такое?
Нельзя не заметить действие этого рассказа на детей. Теперь ближе, понятнее становятся им изучаемые произведения. Далёк хутор, описанный Шолоховым, не известна деревушка из книги Белова, но все они знают Михееву А.В., посмотрят на неё иначе, может, захотят ещё о чём-нибудь спросить/
Знакомятся ученики в одиннадцатом классе с темой Великой Отечественной войны. Даётся большой обзор произведений, созданных писателями с 40-х годов и заканчивая сегодняшними днями. Часть книг изучается подробно. Помня, что «можно быть образованным человеком, но оставаться бездушным, если знания не согреты внутренним светом» [4], важным при общении с учениками на уроках считаю формирование духовного мира учащихся, возможность помочь им реализовать творческие способности, заложенные в каждой личности. Один урок, другой, третий. Умираютгерои, влюбляются, думают, что-то отвергают, за что-то готовы отдать жизнь… Как пропустить всё это через призму ощущений школьников? Книги. «Литература пишется для того, чтобы её читали…» [2]. Воспоминания. Они нужны, чтобы мы знали, как всё было. Уже много лет ученики под руководством учителя истории записывают воспоминания о войне, у некоторых это родные бабушки и дедушки, родственники. С какой серьёзностью относятся ребята к работе, сколько самого разного материала они собрали. И будни фронта, и радость побед, и горечь отступления, ужас плена, тяжесть работы в тылу, военное детство. Некоторые работы буквально перекликаются с эпизодами из книг, прочитанными школьниками. Сравнительно недавно пришёл в литературу К.Воробьёв. Почему так? «Причин тому много, но главная, видимо, в том, что предметом своей литературы Воробьёв сделал личный, исключительно трудный, не укладывающийся в рамки обычных человеческих горестей, жизненный опыт. Этот вот опыт, помноженный на опыт людей, которые, как и сам Воробьёв, жили под тяжестью выпавших на их долю неслыханных испытаний, осмысленный и переведённый в русло литературы, и смущал не привыкших к подобному чтению издателей, а за ними и критику»[5]. Его повесть «Это мы, Господи!..» - рассказ о кошмаре и ужасе, которые может пережить человек в фашистском плену, о том, как не смиряется человек со своим положением, вновь и вновь предпринимает попытки бежать. Это рассказ о сложных взаимоотношениях людей в плену. С помощью одних ( врач в одном из бараков, например) становится возможно выжить в нечеловеческих условиях, другие же, напротив, без укора совести могут сбросить с нар безнадёжно больного, но ещё живого человека и оставить его умирать на земле среди окаменевших трупов.
Как раз о том, что довелось испытать в плену Уткину А.И., уроженцу деревни Кубня, и рассказывает в своем сочинении его внук, Уткин И. Наверное, не один раз слышал Игорь о всех невзгодах, что выпали на долю его деда, потому что работа мальчика – это не только рассказ близкого человека, но и анализ описываемых событий, передача своих чувств, переживаний. Подобно Сергею Кострову, герою повести «Это мы, Господи!.., Уткин А.И. столкнулся с людьми, которым бы нужно было поддержать товарища, помочь, но нет, жизнь часто жестока настолько, что и людей (может, даже сострадательных, добрых) делает безжалостными. В лагере, где находился Уткин А.И., заключённых подолгу не кормили, люди мучились, у них начинались спазмы от голода. Многие попробовали есть замороженное мясо с валявшихся здесь же трупов лошадей. Это не помогло, а наоборот, добавило страданий: заключённых начали мучить боли в желудке и расстройство кишечника. А тут ещё заключённых стали отправлять куда-то дальше… Ехали на грузовиках. Уткин сидел у заднего борта. Страшнее боли казались издевательства своих же товарищей. Этим не кончилось – к нему подползли несколько человек и выбросили его за борт! Чудом этого не заметили конвоиры. Он спасся благодаря помощи других людей, незнакомых.
Использование на уроках литературы воспоминаний конкретных людей, знакомых учащимся, часто близких и родных, помогает глубже решать огромную воспитательную задачу: формирование гуманизма, милосердия, сострадания к тем, кто нуждается в нашем внимании, теплоте и участии. Правда, к воспоминаниям надо подходить критически: возраст, болезни, желание приукрасить или излишне драматизировать происходящее у рассказчиков имеет место быть. Но воспитательное значение их для учащихся огромно. Ребята соприкасаются с историей – живой! Поэтому мне представляется актуальным сегодня обращение к воспоминаниям как к важному историческому источнику, при этом идёт процесс воспитания патриотизма, формируется интерес к самостоятельной научной работе.
Айзерман Л.С. Русская классика накануне XXI века. / Литература в школе. №3, 1994
Анненков Ю.П. Мы были тогда молоды … / Литература в школе №2, 1989
Бирюков Ф.Г. Шолохов сегодня / Литература в школе. №2, 1990
Игнатенко Л.Ф. И разные века, что братья исполины. / Литература в школе №3, 1994
Томашевский Ю. Право на возвращение. – Ижевск, 1990.