kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Неузуальные способы образования новых слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье речь идет о неузуальных способах словообразования, которые встречаются в современных газетах.

Такие способы, как контаминация, наложение, слияние. В школе эти способы не изучаются. Эта разработка может быть полезна учителям русского языка при подготовке к урокам!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Неузуальные способы образования новых слов »


Неузуальные способы образования новых слов


Е. А. Земскаявыделяет следующие неузуальные способы словообразования [10:191-198]:

Междусловное наложение. Слова накладываются, наезжают друг на друга конец одного является началом другого. Например, слово заходерзости. Конец фамилии Заходер накладывается на начало слова дерзости. Семантика окказионализма складывается из семантики склеившихся слов – дерзости Заходера.

Контаминация. Этот прием состоит в том, что соеденяются два узуальных слова, которые порождают третье – окказиональное. От междусловного наложения этот прием отличается тем, что часть одного слова устраняется, т.е. не входит в окказионализм, но остается в том фоне, который служит двойному осмыслению окказионализма. Например: орудирован (оруд + эрудирован): Он был орудирован в вопросах уличного движения (Кр. 1964).

Слияние– это использование в качестве базы для слова словосочетания или предложения. Например: стихотворение Е. Евтушенко «Какбычегоневышлисты».

Образование по конкретному образцу.Конкретный образец может быть как производным словом, так и непроизводным, но вычленяющим какие-то сегменты. В качестве форманта, структурирующего окказионализм, часто используется не аффикс, а какой-либо фрагмент слова-прообраза. Например: крикаин (образец – новокаин).

Построение слов с вымышленными корнями.Использование выдуманных, асемантических корней свойственно русскому языку. В русском языке есть такие глаголы, которые предназначены для выполнения роли слов-пустышек, слов-заменителей, способных обозначать почти любое действие. Глагол дает лишь эмоциональный ключ, семантику дополняют контекст и конситуация: Сашка еще здесь возился чебурекался, а потом я заснула.

Вымышленными могут быть не только глагольные корни. Вразного рода коллективах нередко создают свои слова – шутливые номинации, оценки, характеристики. Так, слово пумписпользовалось в одной семье для называния маленьких детей. От него рождались производные: пумпляндия (детская страна), пумподром («место, где учатся ходить дети»).

Важность начального согласного. «Начальный согласный приказывает остальным». Например: Гномобиль − гнеобычные гновостио гномах(повесть-сказка). Семантику слова определяет его начало, но не одно г, а сочетание гн(играют роль не один, но два согласных). Кроме этого важен конечно фон: конечное о гномах подкрепляет осмысление, заданное словом гномобиль.

«Словообразовательный куст». Например, детское стихотворение «О пане Злодиевском» (ЛГ. 1964. 6 авг.):

В чудном городе Хищевске,

В тихой улочке Крадевской

Жил один злодей известный –

Пан Злодислав Злодеюга,

И супруга – Злодеюга,

И дочурка – Злодеюрка,

И сынок – Злодеечек….

Набор производных от слова злодей достаточно выразителен. Тут действуют и активные суффиксы, но присоединяются они не к тем основам (злодеенок), и конкретные образцы (злодеюрка, ср. дочурка).

Высвобождение аффиксов и других частей слова. Деривационные аффиксы, аффиксоиды и связанные части слов в окказиональном словообразовании могут получать свободу и использоваться как слова. Это относится прежде всего к активным аффиксам с четким единственным значением (приставкам и таким суффиксам, как -изм, -ист, -ние и под.). Например: Встречая Репина на папиросных коробках, Васнецова на вышивках, некоторые молодые люди заражаются самым страшным, на мой взгляд, «измом» − скептицизмом (СК. 1964).

Использование аффиксов в качестве базовых основ.Использование аффиксов как свободных слов способствует тому, что они могут служить базовыми основами, порождая слова разных частей речи. Так, Ю. Ивакин в статье «Приемы полемического каратэ», отнесенной им к жанру «спортивно-филологического эссе», создает слова измизация, щинизация, измизировать (от суф. -изм и -щина): «Прием измизации оппонента…заключается в том, что вы приписываете оппоненту какой-либо «изм» или – лучше – несколько «измов».

Каламбурные и паронимические «игры» со словами. Известно, сколь велика роль каламбурных столкновений слов приразного рода «играх» с языком. При этом может происходить каламбурное сближение слов родственных, омонимичных (полностью или частично) и паронимичных. Подобного рода «игры» служат и порождению окказиональных слов, и созданию окказиональной членимости у обычного слова. Например: Вы еще плясать будете! Паникер! Какие там метастазы! Не метастазы у вас, а дуростазы! (В. Кетлинская, Вечер. Окна. Люди).

Помимо названых Е.А. Земской неузуальных способов словообразования в лингвистической литературезафиксированы такие способы как:

Словообразовательный (морфемный) повтор−повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели [13].Например: «Было у медведицы три медвежонка:умка, глупка и тупка»(КП-НН11.04.06).

Аферезис−утрата начального звука илизвуков слова[14]. Например:Лохи − наши дела (АН№ 53, 2007).

Псевдомотивации, псевдочленения производящей основы – графическое выделение в структуре слова сегмента (актуализация сегмента), образующего окказиональный фоносемант. Данный способ характеризуют слова, тождественные по звуковому составу, но отличающиеся от узуального коррелята оттенком значения или наличием ситуативно мотивирующего плана восприятия смысла [7: 119].Например: «Пляж НУДных людей» (заголовок статьи о нудистском пляже)(АИФ № 32, 2000).

В результате графического выделения сегмента в слове, новообразование получает новый смысл.

Графогибридизация, т.е. одновременное использование кириллицы и латиницы [11: 193]. Например: «Новая VERSия» – статья о новой модели Тойоты CorollaVerso (Итоги 2007, №20).

Субституция− «этот способ деривации состоит в подстановке одной морфемы на место другой морфемы или произвольного сегмента в готовом слове» [8: 73]. Например:аристобратия (ср. аристократия), кока-кома (ср. кока-кола).

Графиксация–«это такой способ образования слов, при котором в качестве словообразовательного оператора выступают графические и орфографические средства (графические выделения, знаки препинания и т.п.)», причем только одного языка [12: 76].Например: «Брызги «Фонтан»ского»(ЛГ №30, 2003). Кавычками выделено название одесского юмористического журнала «Фонтан»; ШайБУ! ← шайбу.«ШайБУ!» (КП №20, 2004). Это заголовок статьи о финале чемпионата России по хоккею с шайбой. Победитель матча был выявлен в серии послематчевых буллитов.



Список литературы


1.Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ: Учебное пособие. – Калининград,1997[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22664/babenko.pdf

2. Бельчиков Ю.А. Контаминация // Лингвистический энциклопедический словарь. − М., 1990. – 238 с.

3. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А.Кузнецова. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.

4. Брейтер М.А. Англицизмы в русском языке. М., 1997.− 274 с.

5. Валгина Н.С.Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие. –М.: Логос, 2001. − 304 с.

6. Гируцкий А.А. Общее языкознание: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – 304 с.

7. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. − Екатеринбург, 1996. –215 с.

8. Журавлев А.Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации // Способы номинации в современном русском языке. − М., 1982. – С. 73-86.

9. Земская Е.А. Окказиональные и потенциальные слова в русском словообразовании // Актуальные проблемы русского словообразования. – Самарканд, 1972. – ч.1. – С. 25-26.

10. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука, 1992. –224 с.

11. Иванова Ж.В. Графогибридизация как разновидность графической игры (на материале языка СМИ начала XXI века) // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты, Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 2007. – Вып. 1. – С.190-194.

12. Изотов В.П. Параметры описания системы способов словообразования – Орел, 1998. – С.76-130.

13. Карпухина Т. П.«Лингвоэстетическаяиграморфемногоповтора:теоретическая модель анализа феномена частичной интерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.famous-scientists.ru/list/6905





2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Неузуальные способы образования новых слов

Автор: Дерябкина Елена Владимировна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства