Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС
Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС
Каждый из нас с нетепением ждём оценки результатов деятельности. Каждый из нас по-разному реагирует на неудовлетворительные результаты. Наши ученики точно так же, ожидая свою оценку за контрольную работу, очень переживают.Ребёнок будет стараться учиться в том случае, если он знает, что за его работой следят, ее направляют, замечают его старания и рост. Поэтому наряду с традиционной формой оценивания становится ценным и нетрадиционное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»
Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.
(1 слайд)Каждый из нас с нетерпением ждёт оценки результатов своей деятельности. Каждый из нас по-разному реагирует на неудовлетворительные результаты. Наши ученики точно так же, ожидая свою оценку за контрольную работу, очень переживают. Вспомним мальчика, которого изобразил на своей картине Ф. Решетников «Опять двойка».
(2 слайд)Мальчику стыдно и обидно, потому что он получил двойку! Стыдно перед сестрой-отличницей, перед матерью, которую он очень любит, но все время огорчает! Когда ребята пишут сочинение по этой картине, то они все советуют главному герою учить уроки.
К сожалению, психология ребёнка такова, что он ещё не в состоянии учиться ради познания. Ребёнок будет стараться учиться в том случае, если он знает и на практике убедился, что за его работой следят, её направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестаёт стараться, регулярно готовить уроки. Поэтому наряду с традиционной формой оценивания становится ценным и нетрадиционное.
(3 слайд)Совершенно новым для массовой школы является, вводимая ФГОС, оценка знаний. Нетрадиционные формы контроля знаний значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес.
В чём актуальность нетрадиционной формы оценивания в рамках ФГОС?
система контроля и оценки является средством обратной связи, которое предоставляет информацию о состоянии и проблемах образования на конкретном этапе развития
контроль знаний, умений, навыков даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели
применение нетрадиционных форм контроля в организации обучения способствует совершенствованию учебного процесса
(4 слайд)
Социальный аспект Образование - это особый социальный институт, с помощью которого государство готовит будущих специалистов и профессионалов. Через диагностику и оценивание (комплексная проверка, мониторинг, автоматизированный контроль) можно судить о степени готовности учащихся к той или иной социально значимой деятельности.
Оценка выполняет определённые функции:
эмоционально-мотивационную
информативную
функцию управления
социальную
2. Педагогический аспект.
Учитель оценивает степень владения учебными умениями, навыками, а учащийся помнит о затраченных усилиях в процессе выполнения задания, о концентрации воли на встретившихся трудностях.
Учитель может похвалить ученика, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности, либо намеренно поставить ученика в ситуацию неуспеха, чтобы он почувствовал радость не столько от оценки, сколько от самого процесса открытия истины, то есть ученик преодолеет определённые трудности учебного, нравственного, коммуникативного характера.
Очень важно отметить достижения учащегося, показать своё уважительное отношение к его труду, чтобы у него появилось желание учиться дальше.
(5 слайд) 3. Психологический аспект.
Опросные этапы урока, диктанты, контрольные задания воспринимаются учениками как стрессовые ситуации. Это связано с оценкой и её последствиями. Нетрадиционныеформы контроля, например, тестирование ставит учащихся в изначально равные условия иобеспечивает равенство в итоговой оценке работы. Таким образом, избегая образования барьеров в учебных взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и учащегося, не порождает соперничество между одноклассниками, не провоцирует ссоры в семье.
4. Методический аспект.
Чтобы контрольный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе, нужно через оценку и взаимооценку подвести учащегося к самооценке. Для этого надо предоставлять учащимся право на самостоятельный выбор сложности заданий;
давать учащимся возможность выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки (это приучает учащихся к ответственности оценочных действий);
постепенно вводить систему самоконтроля, позволяющую самому ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.
Поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения,
(6 слайд) Различают следующие нетрадиционные формы и методы контроля:
зашифрованный диктант, перфокарты, поэтическая пятиминутка, «ассоциативный кроссворд», «пятиминутки»-самодиктанты, викторины, кроссворды, опорные конспекты, составление словарей, создание компьютерных презентаций
Мною опробованы разные виды нетрадиционных форм опроса и контроля
(7 слайд) Перфокартыиспользуют в качестве упражнений, углубляющих, закрепляющих, а также контролирующих знания, умения учащихся, их применение даёт возможность установить степень усвоения учащимися нового материала или пробелы в изученном ранее. Обязательно проводится работа в классе над всеми допущенными ошибками.
Как показывает практика, при использовании перфокарт для отработки написания приставок на -з, -с через три-четыре урока даже слабо успевающие по предмету ученики успешно справляются с темой. Из 27 слов на класс к четвёртому уроку остаётся 4-5 ошибок. Необходимо постоянно помнить обязательное условие: должна проводиться работа над всеми допущенными ошибками.
Таким образом, данный вид работы выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Планируя, например, работу по изучению новой темы и заранее определяя, какой диктант будет предложен школьникам в конце её изучения, предусматриваю попутное повторение орфограмм, которые встретятся в диктанте и написание которых может вызвать затруднения у учащихся.
(8 слайд) Касса моих успехов -педагогический прием, который не только способствует формированию орфографической зоркости у ребят 5-6-х классов, но и помогает им полюбить словарную работу и воспринимать её как увлекательную игру. В начале учебного года каждый ученик оформляет карту "Словарная работа". На лист картона наклеиваем два конверта: «Касса моих успехов», «Касса моих ошибок». Словарные диктанты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на небольших листочках. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться, понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идет «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и «4», которые и составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже дается шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов» уже с хорошей оценкой. Да, конечно, несколько увеличивается объем проверки, но зато результат превосходит все ожидания. Здоровая конкуренция заставляет ребят постоянно стремиться к пополнению 1-го конверта, а значит, работать над собой, совершенствовать свои умения и навыки. Для старшеклассников я готовлю подборки из словарных слов, часто встречающихся в вузовских тестах, из литературоведческих терминов и др.
(9слайд) Еще один вариант контрольных работ, который я использую на уроках русского языка, - этозашифрованные диктанты. Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. «Шифровать» учитель может новые понятия, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и многое другое. Например, на обобщающем уроке по теме «Глагол» в 6-м классе я таинственно сообщаю ребятам: «Необходимо зашифровать все, что вы знаете о наклонениях, чтобы информация не просочилась к ученикам, которые еще их не изучали». На доске записываются условные обозначения: И – изъявительное наклонение, П – повелительное, У – условное. Довольно медленно начинаю диктовать:
«Не кричи, - сказала мама , - был бы ты воспитанным человеком, ты никогда не повышал бы голоса». «А я и не кричу, - ответил я, - просто мне нравится, когда голос звучит по-командирски. Эх, если я стал бы вдруг генералом, мне никто тогда не сказал бы: «Не кричи!» В тетрадях появляется запись: п и у у и и и и у у п. Конечно, комментируя оценки за диктант – «шифровку», учитель не забудет об элементах игры и скажет: «Жаль, что не все поняли наш тайный шифр. Чтобы стать настоящими разведчиками (агентами и т.д.) нужно обязательно еще раз прочитать параграф и выполнить упражнение номер…»
(10 слайд) Всегда неожиданным оказывается эффект в процессе проведения на уроке литературы в любом классе контрольной работы, которую я условно называю «ассоциативный кроссворд», хотя, возможно, это название не совсем точно отражает содержание работы. Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов и т.д. вряд ли можно назвать новаторским приемом: учителя-словесники уже давно используют их в своей практике. Мне же хочется предложить свой вариант, который отличается особой простотой исполнения. Если мне необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки), я сама составляю подобный кроссворд (или криптограмму?), вписывая в клеточки подготовленной «решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты., названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Мои ученики знают, что достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом , а потом уже не представляет большого труда найти остальные. Но самое главное не это. Ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.
(11 слайд) К сожалению, готовя выпускников к экзаменационному сочинению, мы уделяем все больше внимания непосредственно анализу стихотворений, чем живому, звучащему поэтическому слову, которое приносится в жертву узким практическим целям. Старшеклассникам в качестве проверки знания текстов лирических произведений я устраиваю поэтические «пятиминутки»: читаю в начале каждого урока, даже не предполагающего изучение поэзии, отрывки из стихотворений, уже изученных и совсем еще незнакомых, а ученики записывают, кому принадлежат эти строки. Ребятам без труда дается «узнавание» стилистической манеры поэта, потому что, кроме заучивания наизусть стихотворений, определенных программой, они готовят к уроку выразительное чтение не менее 10-15 стихотворений. «Пятиминутки» можно составлять и по тематическому принципу: «Любовная лирика поэтов XIX века», «Образ Родины в поэзии XX века», «Мой Пушкин». Чем больше строк вспомнит ученик, чем точнее их воспроизведет, тем выше оценка. Плохих стараюсь не ставить, просто включаю строки, не узнанные учениками, в какую-нибудь следующую «пятиминутку»: второй раз пробел исключен. Параллельно на уроках русского языка можно проводить поэтические «пятиминутки»-самодиктанты по тем же произведениям, которые изучаются на литературе. Это могут быть всего лишь 2-3 строфы, которые нужно диктовать про себя. А какая удивительная тишина царит на уроке! Зная о такой системе контроля, учащиеся более внимательно относятся к орфографическому и пунктуационному оформлению стихотворения.
(12 слайд) Составление опорных конспектов. Чаще всего используется этот вид контроля при изучении учащимися жизни и творческого пути писателя. Ученики должны после изучения материалов учебника, дополнительной литературы отразить в одном конспекте взаимосвязь между событиями жизни писателя, его мировоззрении, личностью и творчеством. (Приложение № 6)
Опорный конспект по литературе – это форма фиксирования результатов анализа текста.
Такая форма работы может быть с успехом использована с разной целью: во время анализа произведения на уроке, как вид самостоятельной работы учащихся дома, помогающий проверить их знание содержания текста; при повторении основных понятий теории литературы, при подготовке к экзамену для повторения вопросов, связанных с данным произведением и т.д.
(13 слайд) Создание словарей крылатых выражений, афорисмов, высказываний. Например: Словарь афоризмов Базарова; словарь «Эзопова языка» в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина, словарь неологизмов В.Маяковского, словарь крылатых выражений Пушкина в романе "Евгегий Онегин"
(14 слайд) Викторина. Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его закрепления. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут. На стадии закрепления материала вопросы викторины составляют сами учащиеся.
На слайде вы видите пример ученической викторины по творчеству А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
(15 слайд) Формы рефлексии
Практикую на уроках рефлексию с использованием фразеологизмов с целью развития речи учащихся
Продолжи предложения
На занятии для меня было важно_________________________
Занятие помогло задуматься о ___________________________
Я научился___________________________________________
К моим достижениям можно отнести_____________________
Выбери фразеологизм, который отражает твою работу на уроке
Превзошёл сам себя
Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди
Не ударил лицом в грязь
Бил мимо цели
Язык плохо подвешен
Из кожи вон лез
(16 слайд) Для того, чтобы заинтересовать ребят, я составляю диагностические карты по темам, на изучение которых отводится не один урок (например, «Причастие», «Наречие», «Глагол», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» и т.д.)
Диагностическая карта по теме "Творчество М.Ю. Лермонтова"
Ф.И.ученика
Учебные задания
Оценка
кроссворд
викторина
поэтическая пятиминутка
конспект
Сочинение-миниатюра
1. Акжолова Диана
+
+
+
-
+
4
2. Военкова Мария
+
-
+
-
+
3
3. Знамцев Вадим
+
+
+
+
-
4
4. Кедина Лидия
+
-
+
-
+
3
5. Кондратьев Павел
+
+
+
+
+
5
6.Лапшин Юрий
+
+
+
+
+
5
7. Марева Маргарита
+
-
+
+
+
4
8. Смирнова Елизавета
+
+
+
+
+
5
9.Соловьева Александра
+
+
+
-
+
4
10.Ярускин Даниил
+
+
+
+
+
5
Такие карты хранятся у меня до тех пор, пока не будет выставлена итоговая оценка
(17 слайд)
Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса
Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами викторин, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ и улучшают свои показатели по предмету.