kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные подходы к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Много хлопот доставляют учителям начальных классов изучение словарных слов. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами и научиться писать эти слова без ошибок. Существует немало приемом работы над словарными словами, но, к сожалению, результаты не всегда соответствуют ожиданиям. Трудности у учащихся возникают по следующим причинам:

1.     Любой  алгоритм работы над словарным словом-  достаточно трудоёмкий, а внимание  и  воля у младших школьников развиты слабо.

2.     Длительная  работа по запоминанию этих слов не всегда результативна.

3.     «Картинный словарь» (наглядно-иллюстративный материал) лишь привлекает внимание к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.

   Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при определенном пересмотре методики его проведения, использовании  нетрадиционных приемов может повысить эффективность словарно-орфографической работы, активность школьников, обеспечить на данном этапе его развивающую направленность. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные подходы к словарно-орфографической работе на уроках русского языка. »

Тема: «Словарная работа. Нетрадиционные подходы к словарно-орфографической работе на уроках русского языка».

Много хлопот доставляют учителям начальных классов изучение словарных слов. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами и научиться писать эти слова без ошибок. Существует немало приемом работы над словарными словами, но, к сожалению, результаты не всегда соответствуют ожиданиям. Трудности у учащихся возникают по следующим причинам:

  1. Любой алгоритм работы над словарным словом- достаточно трудоёмкий, а внимание и воля у младших школьников развиты слабо.

  2. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна.

  3. «Картинный словарь» (наглядно-иллюстративный материал) лишь привлекает внимание к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при определенном пересмотре методики его проведения, использовании нетрадиционных приемов может повысить эффективность словарно-орфографической работы, активность школьников, обеспечить на данном этапе его развивающую направленность.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. К.Д.Ушинский точно подметил: «Ребенок мыслит образами». Для этого надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. И тогда буква в слове превратится в предмет. А в тетради появляются слова из привычных букв в сочетании с рисунком – буквой. А писать и одновременно рисовать – запоминать трудную букву будет интересно, весело, легко; ты становишься волшебником – ведь обычная буква, например «о», превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету, то в дорожный знак, то в солнышко, а то и воздушный шарик :

Вокзал корабль космос шоссе



вокруг однажды и т.д.

Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим.

Алгоритм для учителя в работе со словарными словами:

  1. Назвать слов, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.

  2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.

  3. Дать установку на запоминание.

  4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.

  5. Записать слово печатными буквами.

  6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на «трудных» буквах, опираясь на смысл слова.

  7. Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.

Как рисовать? (приложение №1)

На букве «о» легко нарисовать помидор, а буква «и» - это ножи, которыми можно его порезать.

п _ м _ дор

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика:

к р _ п и в а

Однажды мне купили шар, было здорово!

_ д н а ж д ы

Это слово очень легко запомнить – карандаши и коробка для них:

к _ р _ н д а ш

У нас на даче есть огород.

_ г _ р о д

Этому человечку не страшна лужа, на букве ведь сапоги:

с _ п о г и и т.д.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднение при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен соответствовать смыслу слова. Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарное слово, но и развивает воображение. Но учителю надо помнить, что существует процесс забывания и продумать систему повторения. Словарные слова легко запоминаются, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова, а объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться».

Например, работа с группой слов, придумывание предложений:

1)Класс, суббота, русский – У нашего класса в субботу был русский язык.

2)Рисунок, сирень, улица – Мой рисунок называется «Сирень на улице».

3)Товарищ, лопата, урожай, ягода – Мой товарищ вскопал лопатой грядки, посадил ягоды. Хороший будет урожай

4)Однажды, осина, орех, яблоко – Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко.

Работа должна вестись слаженно, в хорошем темпе, в системе (из урока в урок).

Новый подход к представлению нового слова можно сформулировать следующим образом: усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития учащихся. С помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют слово, сами формулируют тему словарно-орфографической работы. Данные упражнения составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить развитие интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп, которые обеспечивают возможности самостоятельного определения учащимися нового слова и занимательно-развивающий характер, предлагаемых заданий. У каждой группы есть свои отличительные, характерные черты. Задания видоизменяются и усложняются.

Первая группа упражнений развивают устойчивость, распределение и объем внимания, сообразительность, кратковременную произвольную память, речь.

Примеры: 1) определить новое слово, расположив прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них (песок, медведь).

2) количество указаний уменьшается: самостоятельно установите последовательность букв искомого слова ( тетрадь, учитель, отец).

3) полное отсутствие указаний (обед, завтрак).

Вывод: такие задания заставляют напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизуют интуицию, сообразительность, наблюдательность, развивают обоснованную речь. (приложение №2)

Вторая группа упражнений предусматривает работу с символами, шифрами, кодами.

Примеры: 1) слово зашифровано с помощью чисел:

а) каждому числу соответствует определенная буква (капуста, картофель), (запад, север).

2) частичные указания: посмотри на шифр и ключ к нему (солома).

Вывод: упражнения позволяют формировать абстрактное мышление и развивают интеллект учащихся. (приложение №3)

Третья группа упражнений связывает искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.

Тема: «Закрепление знаний по фонетике».

а) зачеркни буквы, обозначающие глухие согласные буквы в данной цепочке и вы узнаете слово, с которым познакомитесь (береза).

б) обобщение или повторение изученного по теме «Существительное». Сопоставляют части схемы, рассуждают (столица).

в) изучение темы «Местоимение». Каждому местоимению соответствует буква, указанная в скобках. Если правильно расположить местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соединив буквы, узнаете новое слово (вокзал). (приложение №4)

Четвертая группа упражнений. В нее входят виды заданий, предусматривающие использование знаний по другим учебным дисциплинам:

а) знания по математике (батыр) (криптограмма). Если определить какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления буквы и правильно произвести необходимые вычисления, то узнаете новое слово;

б) знания по ИЗО. Каждому квадрату (разные цвета) соответствует буква. Расположи мысленно квадраты по цветам радуги, соединив между ними соответствующие буквы и назовешь новое слово (верблюд, комбайн). (приложение № 5)(Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)



Пятая группа упражнений позволяет увеличить учебную инициативу и повышает интеллектуальную активность учащихся (на основе смысловой связи, определенной закономерности).

а) (космонавт); б) (вагон + народ) (чабан). (приложение №6)

(приложение №7-фрагмент урока)

Овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.

Результатом всей работы является учет-контроль. Его цель - проверить правильность написания изучаемых слов в письменной работе

Работа над словарем – это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями начала три года назад, когда готовила курсовую работу по теме «Нетрадиционные методы и приемы по изучению словарных слов». Необходимо было проведение эксперимента и показать результаты этой работы по обучению словарному слову. И вот что получилось.

На первом этапе провела следующую работу:

  1. систематизировала слова, составила блоки слов по темам для 2-го класса;

  2. дети приготовили индивидуальные словарики;

  3. поставила цели:

- раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;

- добиваться от детей правильного произношения и написания слов;

- развивать навыки работы со словом и умение употреблять его в устной и письменной речи.

Мои ученики имеют индивидуальный словарик. С ним они начали работу со второго полугодия 1-го класса. В основном, работа со словарем

проходит коллективно, а со второго полугодия 2-го класса коллективная работа сочетается с индивидуальной .

Слова с непроверяемыми написаниями часто используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, в творческих и контрольных работах. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встречающегося на страницах учебников в начальной школе.

Учу видеть такие слова в стихах, рассказах, упражнениях и находить им объяснение. Работу по предъявлению нового слова провожу следующим образом:

  1. рассматривание карточки изучаемого предмета, установление значения этого предмета;

  2. проговаривание слова с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесения по порядку всех звуков;

  3. установление разницы в произношении и написании;

  4. решение орфографической задачи. Например: какую букву надо проверить при написании и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву?

Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить.

  1. « трудную» букву в словарном слове мы рисуем в виде какого-нибудь предмета, т.е. создаем художественный образ буквы.


Класс с огромным интересом рассматривает заранее подготовленную карточку. Например: вОкруг. Затем дети рисуют охотно на доске мелом, в тетрадях – фломастерами, БУКВЫ-ОБРАЗЦЫ В СЛОВАРНОМ СЛОВЕ. Рисуют, кто как хочет. Какие только образцы не рождаются у ребят! При таком овладении правописанием активно работает и образная, и эмоциональная память.

Предъявление слов провожу через карточки-картинки, иллюстрации, пословицы,поговорки,загадки,тексты,описательныетексты,предложения. Обращаю внимание детей на осмысление этому предмету, а замет связываю с орфограммой. Например, изучаем слово береза. Говорим о березе, выделяем признак, который отличает её от других деревьев. Дети сразу называют: Ствол у березы белый.

Белая береста у березы нашей,

Нет на свете деревца и милей и краше.

- Помните дети, что все березы белые, после б пишется е.

На этом этапе привлекается слуховая память, потом – зрительная и моторная. Работа дает детям возможность понять слова, правильно произносить и писать их, умело употреблять в устной речи.

Затем идет тренировочно–закрепительный этап. Цель его: правильность и осознанность написания слова. Используется многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. Упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. способствовать активному запоминанию содержания в слове трудностей.

Ну, и результатом всей работы является учет – контроль. Его цель: проверить правильность написания изучаемых слов в письменной работе.

Младшие школьники, получая любую информацию, запоминают зрительно намного лучше, чем на слух. Такая работа над словом развивает скоро чтение, память, логическое мышление, увеличивает словарный и лексический запас слов и грамотность письма. Нетрадиционные приемы можно применять для обучения детей любого уровня развития.









































ПРИЛОЖЕНИЕ №1











































ПРИЛОЖЕНИЕ №2

1. Определить новое слово из словарика, расположив прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них:

Е..

П.

О....

С...

К.....



а/ /искомое слово ПЕСОК/

Е..

М.

Д......

Е.....

В....

Ь.......

Д...

б/

/искомое слово МЕДВЕДЬ/

Ключ к заданию находится на печатном варианте

2. Количество УКАЗАНИЙ УМЕНЬШАЕТСЯ.

Вы назовите слово, если найдете прямоугольник с его первой буквой, и самостоятельно установите последовательность букв нового слова /Какое слово прочитали и каким образом осуществили?/

В слове тетрадь , прямоугольники располагаются от высокого к низкому.

В слове отец- от низкого к высокому, и т.д.



Т а е р д т ь Ц т о е

/ТЕТРАДЬ/ /ОТЕЦ/

3. Ограниченное или полное отсутствие указаний учителя

Назовите два слова из словаря, с которыми познакомимся на уроке:

* * * *

О 3 А Б В Т Е Р А Д К

/ОБЕД, ЗАВТРАК/





ПРИЛОЖЕНИЕ № 3



  1. Слова зашифрованы с помощью чисел.

Каждому числу соответствует определенная буква:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

шифр: 1 слово – 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1

2 слово – 3, 1, 5, 13, 4,7,10, 9, 8

/КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ/

1 2 3 4 5 6 7 8

З В Е А П Р Д С

шифр: 1 слово – 1, 4, 5, 4, 7

2 слово – 8, 3, 2, 3, 6

/ЗАПАД, СЕВЕР/

2. Задания с частичными указаниями учителя: «Внимание! Посмотри на заданный шифр и ключ к нему»:



3 4 5 6 7 8 9 10

1 А М Н О Р К В У

2 С Г Д Я Л Ч Ц Т

Ключ: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3.

Разгадав ключ данного слова шифра, вы можете назвать слова, с которыми мы познакомимся на уроке. /искомое слово – СОЛОМА/



3. Замени цифры буквами алфавита и прочие слова из «Словаря»

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18

/БИЛЕТ/ / ШОФЕР/







ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

1. Закрепление знаний по фонетике:

/зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные буквы в данной цепочке и вы узнаете слова с которым мы познакомимся/

П Б К Т Х Е Ш C Р Ч Ё Ш Щ З А

/искомое слово – БЕРЁЗА/

2. При изучении темы «Местоимение» /каждому местоимению соответствует буква; указанная в скобках; расположив в порядке изменения по падежам, вы узнаете слово/

мне/к/, меня/о/, я/в/, меня/з/, обо мне/л/, мной/а/.

/искомое слово – ВОКЗАЛ/

3. Если цель повторение или обобщение, то уместно такое задание:

расшифруй схемы и последовательно соедини буквы – назовешь словарное слово.

схема 1 схема 2 схема 3 схема 4

1-я буква 2-я буква 3-я буква 4-ябуква

схема5 схема 6 схема 7

5-я буква 6-я буква 7-я буква

Искомое слова СТОЛИЦА

4. Совершенствование орфографической зоркости /цель урока/.

/соедини первые буквы слов, в которых пишется гласная а, и вы прочитаете новое словарное слово/

Выд . вить, аб . жур, б . лезнь, г . зета, л.стает,охр . нять, умн . жать, нагр . ждать.

/искомое слово – ВАГОН/.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

1. Использование знаний по математике /криптограмма/

1

6

7

8

9

2

Л

В

Т

К

3

Б

У

Д

Ь

4

Е

М

И

Ы

5

Р

А

О

Г



Шифр: 18 /1-я буква/, 35 /2-я буква/,

16 /3-я буква/, 36 /4-я буква/,

30 /5-я буква/.

/искомое слово – БАТЫР/


Правильно произведи необходимые вычисления и узнайте новые слова из «словаря».

2.Использование знаний по ИЗО (квадраты разных цветов, каждому квадрату соответствует определенная буква: мысленно расположи квадраты по цветам радуги, вы прочтете искомое словарное слово).

жёлтый

Голубой

Красный

Зеленый

Оранж.

синий

Фиолет.

1. Р Л В Б Е Ю Д

2. М А К Б О Й Н

/искомые слова – ВЕРБЛЮД и КОМБАЙН /

/каждый охотник желает знать, где сидит фазан/















ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

1. Если определить характер смысловой связи между словами в данных парах вы прочтете новое слово

м.г. зин – прод.вец,

б.льница -врач,

т.атр - .ктер,

космический к.рабль - ?. … /космонавт/


2. Назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Как вы его определили?

а) в.сна город народ

тр.ва угон .?...

/искомое слово – ВАГОН/

б) чаша банка чабан

товар порция .?.

/искомое слово – ТОПОР/

3. Применение ребуса.

/столица/ /дорога/ /пальто/ /ворона/ /пенал/

/сапоги/ /деревня/ /берёза/ /ученик/

дпоога Соапг

корова/ погода/ /сапог/ / русский /

4. Ответив на вопросы вы узнаете новые словарные слова.

З

.

.

Ц

П

.

.

.

Л

0

.

.

.

.

Ц

1. Кто живет в лесу?

2. В чём хранятся ручки и карандаши?

3. Какой овощ растёт на огороде?







































ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Тема: Виды предложений ( фрагмент урока)

в) Открыли тетради. Записали дату и классная работа

3. Каллиграфическая строка

- повторим написание овала и нижнего соединения с другими буквами.

(показываю соединения ол, ом, огу, ов)

ол ом огу ов

- наложим кальку и обвести по образцу.

- убрать и продолжить самостоятельно столько же

4. Словарная работа

а) Повторение изученных слов

- Волшебница передала необычный предмет с содержанием внутри. Что за предмет?

Узнайте, разгадав зашифрованное слово.1.










Р Н О А К И З

(корзина) – как расшифровали?

(по стихотворению – названия цвета красок)

- записали, опредлелили безударную гласную.

- А содержимое в данном шифре:

2.(буквы расположены под квадратиками от большого к маленькому)






И О Щ В О

3. – По транскрипции прочтите название овощей и записали слова.

Маркоф

Агур эц

Пам идор

б) Знакомство с новым словом

1. – Здесь еще один предмет.

Послушайте загадку:

«Дом зеленый тесноват

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки»

(горох)

(выставляю картинку)

- Прочитайте, определим безударные гласные.

- А кто поможет? А как? (накладываю рисунок на букву)

-Запишите слово с рисунком внутри него (рисуют, раскрашивают).

2.Составьте транскрипцию слова

[Г О Р О Х] – дайте характеристику звуку «А» - гласный безударный, звуку «Х» - согласный, твердый, глухой, непарный.

3. Подберите родственные слова (пишут в тетради).

Горошек, горошина, горошинка, гороховый (суп).

(Выставляю карточки со словами) дети называют и выделяют корень.

- Выделите корень (чередование букв х, ш).

ГОРОШИНА – произвести разбор по составу (один у доски фломастером на карточке).

4. Лексическое значение слова.

- Как понимаете слово горох? (ответы детей)

Информация учителя:

  1. Горох – это растение семейства бобовых, а также его круглые семена-зерна в стручке (показываю проращенный горох).

- Посмотрите, какой маленький, хрупкий, нежный росток. Чтобы вырос большой куст – нужны забота, уход, защита растения.

2. Душистый горошек – садовый, вьющийся цветок.

3. Зеленый горошек – недозрелые семена (зерна) употребляемые обычно как гарнир, т.е. добавление к мясным или рыбным блюдам.

4. Круглые горошины – крапины на материале, ткани (крупные или мелкие).

Выражение: Когда так говорят?

- «Как об стенку горох» (ничего не действует на кого-то).

- «При царе горохе» (шутливое) (в незапамятные времена).

Поговорка «Сыплет словами, как горохом об стенку». Как понимаете?

5. Составление словосочетаний.

  1. Составьте словосочетания (карточки со словами).

Горох + признак предмета.

Горох (какой?) – спелый, зрелый, крупный, мелкий, круглый, зеленый, сладкий.

- Какой частью речи является название слова? (имя прилагательное).

  1. А теперь горох + действие предмета.

Горох (что делает?) (карточки со словами) - растет, зеленеет, ползет, вьется, зреет.

- Какой частью являются эти слова? (глаголами).

6. Составление предложения с новыми словами.

(Беру стручок с горохом, а из него высыпаются горошины).

- Что это? (Горошины высыпались).

- Пожалуйста, соберите их! (Называю детей по имени. Они собирают их).

- А что заметили на горошинах? (слова).

- Что можно сделать со словами? (построить предложение).

(Дети составляют предложения из слов).



Из

.

горошины

сладкие

высыпались

стручка




















Работу выполнила учитель начальных классов КГУ «Обшеобразовательная средняя

школа №10 города Балхаш» Коршунова Татьяна Фёдоровна.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нетрадиционные подходы к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Автор: Коршунова Татьяна Федоровна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства