Научная статья: Инновационные технологии-средство повышения качества обучения на уроках русского языка в старших классах.
Научная статья: Инновационные технологии-средство повышения качества обучения на уроках русского языка в старших классах.
Одна из главных задач учителя в настоящее время воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, создание условий для развития гармоничной, нравственно-совершенной, социально-активной и саморазвивающейся личности.Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение инновационных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: Инновационные технологии-средство повышения качества обучения на уроках русского языка в старших классах.»
СТАТЬЯ: Инновационные технологии - средство повышения качества обучения в начальной школе
Одна из главных задач учителя в настоящее время воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, создание условий для развития гармоничной, нравственно-совершенной, социально-активной и саморазвивающейся личности.Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение инновационных технологий.
Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Инновация в образовании – нововведение, предназначенное для разрешения актуальной проблемной ситуации с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования и организации благоприятных условий усвоения материала, существенные изменения в содержании образования, методах преподавания, формах контроля качества обучения.
В настоящее время важное место в профессиональной деятельности учителя занимают информационные технологии. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями моей работы в использовании ИКТ являются
мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ,дистанционные олимпиады и конкурсы; уроки на основе создания авторских компьютерных презентаций в форме лекций, сообщений,докладов как учителя, так и учащихся.
Использование ИКТ позволяет мне обеспечить современность и актуальность учебного материала, использование дополнительного и сопутствующего материала, возможность использования материала для последующей групповой и индивидуальной работы, развитие познавательных способностей учащихся. В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
Инновации в обучении связаны с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. На уроках стараюсь создать определённые условия для активной и инициативной деятельности, чтобы обучающиеся не просто усваивали программный материал, а познавали истину, высказывали предположения, вступая в активный диалог с учителем и одноклассниками, находили способы действия в новых ситуациях, что является главной целью образования - умения учиться.
Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов и технологий.
В своей работе для формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов я использую технологию проблемного диалога. В этом мне помогает система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию.
Большое внимание в своей работе уделяю исследовательским проектам школьников. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической или теоретическойпроблемы. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющаяобщую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет мне направлять их познавательную деятельность. Небольшие проекты ребята способны создавать уже в первом классе. Со второго класса они уже участвуют в муниципальных научно-практических и исследовательских конференциях. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность учащихся.
Применение в работе технологии критического мышления помогает мне развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учёбе, но и в повседневной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные аспекты явлений. Использование технологии критического мышления способствует на уроке поиску здравого смысла, умению рассуждать логично, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение других. Критическое мышление, способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности при решении проблем.
При этом работа в паре или в группе увеличивает интеллектуальный потенциал учащихся, значительно расширяет их словарный запас.
Современная образовательная система должна отвечать запросам своего времени. Основной задачей программы развития образовательного процесса ставится подготовка высокоинтеллектуального ученика. Исходя из этого, учитель начальных классов должен владеть психологическими приёмами, которые применяются индивидуально к каждому ученику; уметь взаимодействовать с учащимися на уроке и вне класса; быть способным применять в своей профессиональной деятельности инновации.
Инновационная деятельность учителя начальных классов направлена на развитие интереса к учебе у младших школьников, на формирование их личности, на повышение качества образования.
Умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ученик. И от того, насколько грамотно используются инновационные технологии в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.
Прогимназия № 58
Инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. В то же время важно отметитьВ настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями нашей работы при использования
ИКТ являются:
- мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки окружающего мира» для 1-4 классов;
- дистанционные олимпиады и конкурсы;
- телекоммуникационные проекты;
- уроки на основе авторских компьютерных презентаций в
форме лекций, докладов учащихся.
Практика использования ИКТ учителями нашей школы позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ на уроках имеет
следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
6. Обучение через игровую или практическую деятельность.
7. Повышение интереса учащихся к учёбе.
8. Более чёткая организация деятельности учителя.
В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебнопознавательной деятельности. Инновационными считаем процессы,
связанные с характером взаимодействия педагога и обучающихся, с их позициями в ходе обучения, когда для обучающихся создаются определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном
процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса; самостоятельно выходить за пределы собственных знаний
для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования; формировать умение учиться.
Мы занимаемся учебными исследовательскими проектами младших школьников. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической
проблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая
общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием
методов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применён к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструмен, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.