Моделирование определений по морфологии с помощью речевых опор
При изучении морфологии важное место занимает процесс усвоения обучающимися определений понятий частей речи, закономерности их изучения, способы формирования метапредметных универсальных учебных действий. Составление высказывания на учебно-научную тему - трудная работа для школьников. Ученику необходимо составить текст, отвечающий требованиям научного стиля речи:
- полно и точно передать предметное содержание,
- структурировать его, учитывая внутри межпонятийные связи,
- использовать общенаучную лексику и т.п.
При этом нередко возникают типичные трудности и ошибки, поэтому нужно искать пути их устранения для успешного развития языковой грамотности школьников. При работе с определениями понятий на первой ступени важно осознать определение, на второй – осмысленно воспроизвести, на третьей – продуктивно применить. Одним из приёмов, способствующих эффективной работе с учебно-научным текстом на занятии, является, на наш взгляд, применение речевых опор. Данный вид моделирования текста формирует умение использовать различные «способы поиска, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями познавательного предмета».
Для усвоения учебно-научного материала, составления собственного высказывания на научную тему и реализации поставленных целей можно использовать различные виды речевых опор. Мы условно разбили их на 3 группы: «пропуск», «ключевое слово», «выбор».
Речевая опора «пропуск» представляет собой текст определения с пропусками слов. Отсутствовать как главные слова (несущие смысловую нагрузку текста, выражающие существенные признаки), так и факультативные (второстепенные, содержание несущественные признаки) или слова-связки (предлоги, союзы, союзные слова и т. д.).
Моделируя речевые опоры «ключевое слово», школьники учатся подбирать слова-связки, помогающие логично построить лингвистическое высказывание или, наоборот, по ключевым связкам восстановить существенные признаки понятия и поставить слова с определённую форму, чтобы получилось связное высказывание.
Овладевать «логическими действиями сравнения, анализа установления аналогий», соотносить признаки частей речи поможет речевая опора «выбор». Работа по данной опоре предполагает осознание структуры и логики построения определений хотя бы двух частей речи, т.к. по указанному примеру или какому-либо признаку необходимо выбрать все остальные и перечислить их в нужной последовательности.
Приём работы с речевыми опорами можно использовать при изучении любого из разделов русского языка, он позволяет осваивать и закреплять в непосредственной речевой коммуникации разные по грамматической форме и структуре высказывания на учебно-научную тему, а также даёт возможность выбора удобной для ученика формулировки правила или определения.
Использование подобных моделей помогает формировать у каждого учащегося коммуникативное умение работать с текстом, что позволяет оптимизировать учебный процесс, способствует развитию «мотивов учебной деятельности».