kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование определений по морфологии с помощью речевых опор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моделирование определений по морфологии с помощью речевых опор

При изучении морфологии важное место занимает процесс усвоения обучающимися определений понятий частей речи, закономерности их изучения, способы формирования метапредметных универсальных учебных действий. Составление высказывания на учебно-научную тему - трудная работа для школьников. Ученику необходимо составить текст, отвечающий требованиям научного стиля речи:

- полно и точно передать предметное содержание,

- структурировать его, учитывая внутри межпонятийные связи,

- использовать общенаучную лексику и т.п.

При этом нередко возникают типичные трудности и ошибки, поэтому нужно искать пути их устранения для успешного развития языковой грамотности школьников. При работе с определениями понятий на первой ступени важно осознать определение, на второй – осмысленно воспроизвести, на третьей – продуктивно применить. Одним из приёмов, способствующих эффективной работе с учебно-научным текстом на занятии, является, на наш взгляд, применение речевых опор. Данный вид моделирования текста формирует умение использовать различные «способы поиска, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями познавательного предмета».

Для усвоения учебно-научного материала, составления собственного высказывания на научную тему и реализации поставленных целей можно использовать различные виды речевых опор. Мы условно разбили их на 3 группы: «пропуск», «ключевое слово», «выбор».

Речевая опора «пропуск» представляет собой текст определения с пропусками слов. Отсутствовать как главные слова (несущие смысловую нагрузку текста, выражающие существенные признаки), так и факультативные (второстепенные, содержание несущественные признаки) или слова-связки (предлоги, союзы, союзные слова и т. д.).

Моделируя речевые опоры «ключевое слово», школьники учатся подбирать слова-связки, помогающие логично построить лингвистическое высказывание или, наоборот, по ключевым связкам восстановить существенные признаки понятия и поставить слова с определённую форму, чтобы получилось связное высказывание.

Овладевать «логическими действиями сравнения, анализа  установления аналогий», соотносить признаки частей речи поможет речевая опора «выбор». Работа по данной опоре предполагает осознание структуры и логики построения определений хотя бы двух частей речи, т.к. по указанному примеру или какому-либо признаку необходимо выбрать все остальные и перечислить их в нужной последовательности.

Приём работы с речевыми опорами можно использовать при изучении любого из разделов русского языка, он позволяет осваивать и закреплять в непосредственной речевой коммуникации разные по грамматической форме и структуре высказывания на учебно-научную тему, а также даёт возможность выбора удобной для ученика формулировки правила или определения.

Использование подобных моделей помогает формировать у каждого учащегося коммуникативное умение работать с текстом, что позволяет оптимизировать учебный процесс, способствует развитию «мотивов учебной деятельности».

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование определений по морфологии с помощью речевых опор »

Моделирование определений по морфологии с помощью речевых опор

При изучении морфологии важное место занимает процесс усвоения обучающимися определений понятий частей речи, закономерности их изучения, способы формирования метапредметных универсальных учебных действий. Составление высказывания на учебно-научную тему - трудная работа для школьников. Ученику необходимо составить текст, отвечающий требованиям научного стиля речи:

- полно и точно передать предметное содержание,

- структурировать его, учитывая внутри межпонятийные связи,

- использовать общенаучную лексику и т.п.

При этом нередко возникают типичные трудности и ошибки, поэтому нужно искать пути их устранения для успешного развития языковой грамотности школьников. При работе с определениями понятий на первой ступени важно осознать определение, на второй – осмысленно воспроизвести, на третьей – продуктивно применить. Одним из приёмов, способствующих эффективной работе с учебно-научным текстом на занятии, является, на наш взгляд, применение речевых опор. Данный вид моделирования текста формирует умение использовать различные «способы поиска, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями познавательного предмета» [2, с. 11].

Для усвоения учебно-научного материала, составления собственного высказывания на научную тему и реализации поставленных целей можно использовать различные виды речевых опор. Мы условно разбили их на 3 группы: «пропуск», «ключевое слово», «выбор».

Речевая опора «пропуск» представляет собой текст определения с пропусками слов. Отсутствовать как главные слова (несущие смысловую нагрузку текста, выражающие существенные признаки), так и факультативные (второстепенные, содержание несущественные признаки) или слова-связки (предлоги, союзы, союзные слова и т. д.).

Например, во 2 классе при изучении темы «Имя существительное» обучающимся предлагается определение: «Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?, называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляника, заяц – это имена существительные» [ 1, с. 45]







При изучении темы «Одушевлённые и неодушевленные имена существительные» определение понятия в классическом стиле отсутствует: «Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных: (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными» [1, c. 48]

Речевая опора «пропуск» в данном случае поможет сформулировать определение понятия:



Речевая опора, способы визуальной организации материала, моделирование,



Моделируя речевые опоры «ключевое слово», школьники учатся подбирать слова-связки, помогающие логично построить лингвистическое высказывание или, наоборот, по ключевым связкам восстановить существенные признаки понятия и поставить слова с определённую форму, чтобы получилось связное высказывание.

Для работы с понятием «имя существительное» достаточно 4-х блоков, 3 из которых содержат глаголы:







При сравнительном анализе определений имени существительного и прилагательного можно предложить такую модель:









При доказательстве принадлежности слова к определённой части речи, можно использовать опору-подсказку:







Овладевать «логическими действиями сравнения, анализа установления аналогий» [2, с.11] , соотносить признаки частей речи поможет речевая опора «выбор». Работа по данной опоре предполагает осознание структуры и логики построения определений хотя бы двух частей речи, т.к. по указанному примеру или какому-либо признаку необходимо выбрать все остальные и перечислить их в нужной последовательности.









При необходимости логику рассуждения (ответа) можно показать стрелками, т. к. блоки разрознены.

Приём работы с речевыми опорами можно использовать при изучении любого из разделов русского языка, он позволяет осваивать и закреплять в непосредственной речевой коммуникации разные по грамматической форме и структуре высказывания на учебно-научную тему, а также даёт возможность выбора удобной для ученика формулировки правила или определения.

Использование подобных моделей помогает формировать у каждого учащегося коммуникативное умение работать с текстом, что позволяет оптимизировать учебный процесс, способствует развитию «мотивов учебной деятельности» [ 2, с. 10].

Литература:

  1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. – 144 с.

  2. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Моделирование определений по морфологии с помощью речевых опор

Автор: Масалкова Наталья Александровна, Мезенцева Анжелика Сергеевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства