Методы и приёмы обучения выборочному изложению. Методические рекомендации
Методы и приёмы обучения выборочному изложению. Методические рекомендации
Методы и приёмы обучения выборочному изложению
Известно, что педагогика является одной из составных частей основ методики обучения русскому языку. Многие дидактические понятия методика рассматривает сквозь призму своего предмета: принципы дидактики, методы обучения, формы организации учебной деятельности и др. Методика находит оптимальные соотношения теории и практики обучения, по-своему использует методы, предложенные дидактикой: беседу, упражнения, рассказ учителя, наблюдения, анализ и синтез.
Обратимся к педагогической трактовке понятия метод обучения. Методы обучения - это разнообразная с учётом дидактических закономерностей и принципов система приёмов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельность» обучаемых в процессе решения определённого типа педагогических задач. Однако к основным разделам методики русского языка это понятие получает различные интерпретации. Так и методика развития речи оперирует специфическими понятиями, определяя основные методы руководства процессом совершенствования речевой деятельности школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы обучения выборочному изложению. Методические рекомендации »
Методы и приёмы обучения выборочному изложению
Известно, что педагогика является одной из составных частей основ методики обучения русскому языку. Многие дидактические понятия методика рассматривает сквозь призму своего предмета: принципы дидактики, методы обучения, формы организации учебной деятельности и др. Методика находит оптимальные соотношения теории и практики обучения, по-своему использует методы, предложенные дидактикой: беседу, упражнения, рассказ учителя, наблюдения, анализ и синтез.
Обратимся к педагогической трактовке понятия метод обучения. Методы обучения - это разнообразная с учётом дидактических закономерностей и принципов система приёмов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельность» обучаемых в процессе решения определённого типа педагогических задач. Однако к основным разделам методики русского языка это понятие получает различные интерпретации. Так и методика развития речи оперирует специфическими понятиями, определяя основные методы руководства процессом совершенствования речевой деятельности школьников.
В методике развития речи учащихся выделяют три группы методов: имитативные, коммуникативные и метод конструирования [Приложение 1]. Для овладения речью учащийся нуждается в речевой среде, ему необходима речевая активность. Данная закономерность действует на протяжении всей жизни человека. Отсюда выводится первый метод, который получил название имитативного, или обучения по образцу. Метод «делай как я» градационен, в рамках имитативных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность - выбор слов и других средств языка, моделирование образцовых текстов, и конструирование по этим моделям предложений, вывод правил, и даже творчество - пересказы и письменные изложения, инсценирование, драматизация и тому подобное.
Среди типов упражнений можно выделить многочисленные виды пересказов прочитанных текстов (близких к тексту образца, сжатый, выборочный, с творческими дополнениями и изменениями, с делением текста на части, озаглавливанием частей, составление плана прочитанного рассказа), письменные изложения разных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра (рассказ перестраивается в пьесу, в произведение, предназначенного для сценического воплощения).
«По образцам» школьники работают над типами речи, над жанрами текста, над стилистическими, композиционными особенностями рассказа, очерка, газетной заметки. В использовании имитативных методов наблюдается тенденция к повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся, но обучение «по образцам» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.
Назначение, функция языка - быть средством общения, коммуникации, а также самовыражения. Важность коммуникативной функции языка определяет необходимость использования коммуникативных методов развития речи учащихся, которые основываются на следующих требованиях: мотивации - потребности что-то сказать или написать, с кем-то вступить в контакт, поделиться своими мыслями и чувствами; речевой ситуации; подготовке к содержательному высказыванию; владению языковыми средствами. Коммуникативные методы имеют свой набор приёмов, средств обучения, типов заданий упражнений: создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; рисование картин, ведение записей дневников; создание сюжетов, в том числе сказочных.
Третья группа методов получила название «Методы конструирования текстов». Метод конструирования текста располагает обширным набором приёмов и типов речевых упражнений: 1) словарная работа: толкование значений слов, оттенков и их значений, эмоционально-экспрессивных окрасок в процессе выбора слов в конкретных ситуациях; работа со словарями; исправление ошибок словоупотребления в устной речи и письменных работах; 2) работа над словосочетаниями: составление словосочетаний с конкретными словами - для текста или словосочетания заданного типа; введение, включение словосочетаний в предложения, текст;
3) составление предложений на заданную тему; распространение предложений, перестройка их структуры; 4) логическая работа: работа с понятиями; исправление логических ошибок: неоправданных повторов, нарушение последовательности мыслей; 5) упражнения, опирающиеся на теорию текста: редактирование своего текста; отработка типов связи в тексте; составление текстов различных функционально-смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы.
Все три группы методов: имитативные, коммуникативные, метод конструирования - сочетаются в работе учителя и эффективно используются при обучении выборочному изложению учащихся.
Методы обучения и методические приёмы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Рассматривая традиционную структуру уроков выборочного изложения, следует отметить, что каждый этап урока отличается использованием специфических приёмов обучения выборочному изложению.
1. Вступительная беседа. Назначение этого приёма работы - подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов, определяемый для беседы, зависит от цели выборочного изложения, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, так и с жизненным опытом учеников. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, магнитофонные записи, что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызывают затруднения учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический. Вступительная беседа как приём работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.
2. Приёмы работы, направленные на восприятие текста. Восприятие содержания образцового текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приёмы, как:
- чтение текста учителем;
- чтение текста про себя учениками;
- параллельное прослушивание текста и чтение про себя.
Задача перечисленных приёмов работы - первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определённая эмоциональная оценка воспринятого. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания (например, «Сформулируйте тему, основную мысль текста», «Почему текст назван....?», «Как ещё можно озаглавить текст?»). Какой из перечисленных приёмов выбрать, будет зависеть от характера изложения; сложности текста; подготовленности класса.
3. Беседа по содержанию текста. Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приёмы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста - дело очень важное и трудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выявить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать своё отношение к воспринятому.
В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажите, что...». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к выборочному изложению анализ содержания предполагает вычленение тематических линий в тексте и более углублённую работу над содержанием одной из тем.
4. Анализ структуры текста. Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части, каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.
5. Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста, организация его воспроизведения [Приложение 2]. Составление плана предполагает выполнение ряда интеллектуальных действий: деление текста на смысловые части (подтемы, микротемы), определение темы и главной мысли каждой части, словесной формулировки каждого пункта плана, оформления плана, соотнесение плана и исходного текста. Работа над планом и предполагает обучение этим частным умениям.
В ходе обучения учащиеся составляют разные типы планов с точки зрения структуры - простые и сложные; по синтаксическим особенностям заголовков в форме двусоставных или односоставных предложений, повествовательных или вопросительных предложений, смешанные; по близости к исходному тексту - цитатные, оформленные своими словами и смешанные. При составлении плана следует различать план текста и композиционную схему текста типа описания, повествования, рассуждения [Приложение 3]. Составление плана - чрезвычайно важный приём подготовки к написанию выборочного изложения, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста на заданную тему.
6. Составление рабочих материалов. Назначение этого приёма - помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста или определённой темы. В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например, слова, нужные для связи частей текста.
Рабочие материалы к изложению, как правило, составляются в классе, но могут быть подготовлены и дома, в том случае, когда предстоит писать выборочное изложение по тексту, значительному по объёму (например, на тему «Жизнь Маруси в подземелье» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья»)).
7. Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста. Чтобы устный пересказ оказал положительное влияние на последующее письменное изложение, необходим его тщательный анализ в соответствии с поставленной задачей. Так, при установке на выборочное восприятие текста обсуждение устного варианта поможет обратить внимание на организацию текста, расположение и взаимосвязь частей, на необходимость использования «своих» слов при написании изложений.
8. Редактирование - это такой приём работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. При подготовке к выборочному изложению редактирование может быть связано: с совершенствованием черновых вариантов своих изложений на заданную тему, с совершенствованием написанных и проверенных учителем изложений, с взаимным редактированием изложений. Редактирование текста на этапе подготовки к выборочному изложению имеет целью предупредить возможные речевые недочёты при воспроизведении составленного текста.
Для обучения выборочному изложению на вооружение учителя-словесника имеется ряд специфичных, подготовительных упражнений.
1. Выборочный пересказ - это выбор той части текста, которая соответствует узкой теме, вопросу. Выборочный пересказ бывает нескольких видов: пересказ по вопросу или заданию; пересказ нескольких сцен из рассказа, объединенных общей темой; пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картине.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо:
- привлечь внимание учащихся к одному эпизоду произведения;
- учить школьников вычленять в произведении отдельные события;
- отобрать материал для характеристики героя.
2. Выборочное чтение, как и выборочный пересказ - это работа над темой. От ученика требуется найти в тексте и прочитать часть, связанную с определённой темой (соответствующую изображённому на рисунке или особенно понравившуюся), и определить её тему. Постепенно задание усложняется, и ученикам предлагается для выборочного изложения тема, материал к которой рассредоточен во всём тексте).
3. Выборочное списывание на основе тематического отбора [Приложение 4]. Данное упражнение используется и как специальное орфографическое упражнение, опирающееся в первую очередь на зрительную и моторную виды памяти. При решении орфографической задачи учащийся осуществляет ряд мыслительных действий, связанных с поиском места пропущенной орфограммы и остальных условий выбора.
Списывание как вид пунктуационного упражнения заключается в переписывании учащимся из учебника или другого печатного средства дидактического материала - в форме отдельных предложений или текста - с одновременным выполнением пунктуационных заданий.
4. Извлечение, отбор из текста материала на данную тему. Суть этого приёма работы состоит в том, что каждое предложение читается под углом зрения его отношения к данной теме, нужный материал подчёркивается.
5. Определение темы изложения на основе данного материала. Это обратный приём работы по сравнению с предыдущим. Предлагается (в записи на доске) уже отобранный из знакомого текста материал на одну из подтем (микротем). Задача ученика - определить тему изложения.
6. Письменные ответы на вопросы с выдержками из текста. Задача учащихся - составить предложения на определённую тему, пользуясь текстом. Это упражнение помогает предупреждать такие ошибки, как неполнота и непоследовательность в передаче выборочного содержания, учит выделять необходимое, находить нужную форму языкового оформления [Приложение 5].
Таким образом, большое значение имеют чёткое осознание содержания работы по обучению выборочному изложению, её последовательность и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и приёмов обучения. Только комплексное использование методов и приёмов обучения выборочному изложению учащихся способствует эффективному формированию умения собирать и систематизировать материал за заданную тему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бондаренко С.М. Изложение с продолжением // Рус. яз. в шк. - 2009. - №6. - с.31-34.
Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. // Рус. яз. в шк. - 2009. - №1. - с.3-5.
Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Просвещение. - М., 2008. - с.12-18.
Суворова А.И. Изложение и обучение слушанию // Рус. яз. в шк. - 2010. - №6. - с.35-39.
Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс // Рус. яз. в шк. - 2010. - №6. - с.3-10.
Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Изд. Наука. - Новосиб., 2006. - с.50.
Приложение 1
Методы и приёмы развития речи учащихся
Методы развития речи
Методические приёмы
1. Имитативные (обучение по образцам)
пересказы прочитанных текстов: близкий к тексту образца, сжатый, выборочный, с творческими дополнениями и изменениями;
письменные изложения разных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра
2.Коммуникативные
создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;
ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины и другие способы накопления материала;
рисование картин, ведение записей и дневников;
выбор разнообразных жанров - докладов, выступление по радио;
«проба пера» - литературно-творческие попытки в прозе, стихах, в драматических жанрах
3. Метод конструирования
словарная работа: толкование значений слов; работа со словарями; исправление ошибок словоупотребления в устной речи и письменных работах;
работа со словосочетаниями: составление словосочетаний с конкретными словами для текста или словосочетаний заданного типа; введение, включение словосочетаний в предложения, в текст;
работа над предложением: составление предложений на заданную тему;
логическая работа: работа с понятиями; исправление логических ошибок;
упражнения, опирающиеся на теорию текста: редактирование своего текста;
отработка типов связи в тексте: составление текстов
различных функционально-смысловых типов;
Приложение 2
Как составлять план текста
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Определите основную мысль текста.
3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4. Напишите черновики плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное носило отражение в плане; связаны ли все пункты плана по смыслу; отражают ли они тему или основную мысль текста.
5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Приложение 3
Выборочное списывание
Задание:
1. Спишите предложение, в котором идёт речь о раке.
2. Подчеркните согласные в корне слова, проверьте их написание.
Гремел гром. Шёл дождь. Сквозь дождь лучило солнце. Раскинулась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха. Тогда из рачьей печуры высунул голову и шевельнул усом своим первый рак.
Приложение 4
Композиционная схема описания
Художественное описание:
1. Общее впечатление от предмета (возможно, оценка)
2. Описание отдельных признаков, подтверждающих общее впечатление.
Деловое (научное) описание:
1. Назначение предмета.
2. Главные признаки предмета:
а) форма, размер;
б) материал, из которого сделан предмет;
в) устройство.
Композиционная схема повествования (рассказа):
1. Начало действия (завязка).
2. Развитие действия.
3. Самый острый момент в развитии действия (кульминация).
4. Конец действия (развязка).
Композиционная схема дедуктивного рассуждения:
1. Тезис (основное положение).
2. Доказательства.
3. Вывод (факультативно).
Приложение 5
Определение темы изложения на основе данного материала
Предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
1. Какова основная мысль текста?
2. К какому типу текста можно отнести отрывок? Почему?
3. Как можно озаглавить текст, отразив его основную мысль?
У воды среди цветов рос исполинский чертополох. Он стоял по пояс в траве и напоминал рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.