"Методика правописания частиц Не и Ни с разными частями речи" (методическое пособие)
"Методика правописания частиц Не и Ни с разными частями речи" (методическое пособие)
Работа одобрена кафедрой русской филологии в качестве учебно-методического пособия для учителей средних школ и студентов филологических факультетов.
Предназначается для практических занятий по русскому языку. Представлены упражнения, содержащие задания разных видов, как традиционные, направленные на закрепление теоретического материала, так и нестандартные, ориентированные на развитие памяти, логического мышления.
В программе среднего звена обучения в школе предусматривается изучение тем «Не с глаголами» (5 класс), «Не с существительными», «Не с прилагательными» (6 класс), «Не с причастиями и деепричастиями» (7 класс).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Методика правописания частиц Не и Ни с разными частями речи" (методическое пособие)»
Асылханова А.Ш.
Методика изучения частиц не и ни на уроках русского языка в 5-7 классах
г. Семей
2014 год
Работа одобрена кафедрой русской филологии в качестве учебно-методического пособия для учителей средних школ и студентов филологических факультетов.
Предназначается для практических занятий по русскому языку. Представлены упражнения, содержащие задания разных видов, как традиционные, направленные на закрепление теоретического материала, так и нестандартные, ориентированные на развитие памяти, логического мышления.
В программе среднего звена обучения в школе предусматривается изучение тем «Не с глаголами» (5 класс), «Не с существительными», «Не с прилагательными» (6 класс), «Не с причастиями и деепричастиями» (7 класс).
Правописание не с глаголами
В учебнике для 5 класса по теме «Не с глаголами» даётся полное правило правописания не с глаголами. Формулировка правила звучит так: «Не с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют глаголы, которые не употребляются без не». Отдельно выделены глаголы: негодовать, ненавидеть, неистовствовать. Работа по орфоэпии проходит с разными глаголами, например: не напишешь, не будешь, не решишь, не прожить, не догнать и т.д.
В наблюдении к параграфу 79 учебника стоит проблемный вопрос: как пишутся глаголы с частицей не? Проблемным будет и следующий вопрос: как надо писать не с глаголами, однокоренными к словам ненависть, негодование, неистовство и почему?
Таким образом перед учителем стоят две задачи: 1) убедиться в том, что ученик «видит» глагол среди других частей речи и 2) объяснить положение «употребляется с не – не употребляется без не». Здесь следует добавить, что частица не – «отрицательная частица».
Объяснение нового.
Тема «Не с глаголами» впервые подводит учащихся к пониманию отрицания в русском языке (напомним, что в начальной школе они только практически знакомятся с правописанием не с глаголами).
Урок, посвящённый изучению данной темы, можно начать с работы над наблюдением текста из произведения И.С.Тургенева «Муму»:
… Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, - вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та её почти в глаза не знала. Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную.
Учащиеся видят глаголы, написанные раздельно с не: не могла, не видала, не было, не говорила, не знала, не обмерла, не встречаться. Отвечая на вопрос, как пишутся глаголы с частицей не, учащиеся приходят к выводу: не пишется с глаголами раздельно. Затем предлагаются упражнения в написании не с глаголами: поставить перед выделенными глаголами частицу не, объяснить их правописание и т.п.
Данная орфограмма имеет два положения, их и должны будут понять и запомнить учащиеся. Чтобы усвоить второе положение « если глагол без не не употребляется, он с не пишется слитно» предлагаю следующее задание.
Запишите, раскрывая скобки: (не)навидеть. Есть ли слово «навидеть»? - … Нет. Если слова такого нет, значит, нельзя писать его раздельно с не: (не)взлюбить - …, (не)здоровится - …, (не)годовать - …, (не)доумевать - …
Очень помогают «опознавательные признаки», которые мы сообщаем для трудных случаев правописания не с глаголами. Чтобы установить, раздельно или слитно пишется частица не с данным словом, надо определить, какая это часть речи.
Определение того, какой частью речи является слово, к которому примыкает частица не, имеет особо важное значение для правописания некоторых «трудных» глаголов, таких, как хотеть, быть, мочь, стать. Дело в том, что эти глаголы часто употребляются в качестве связки. Учащиеся, привыкнув видеть их в такой роли, перестают считать их глаголами и поэтому не применяют к ним правила правописания частицы не с глаголами.
Важно учесть ещё одно обстоятельство. Как подсказывает опыт, в правописании частицы не с безличными глаголами допускается значительно больше ошибок, чем с глаголами личными.
Весьма часто учащиеся допускают ошибки в глаголах с приставкой недо-, так как не в глагольной приставке недо- обозначает «несоответствие требуемой норме». Следует сказать, что приставка недо- вносит в глаголы значение неполноты, недостаточности действия, например: недобрать, недовесить, недовыполнить, недоедать, недооценивать, недоплатить, недослышать и т.д. Приставка недо- антонимична приставке пере-. Поэтому надёжным способом проверкиявляется подбор антонимов: недооценивать – переоценивать, недовыполнить – перевыполнить и т.п.
Подобные же трудности имеются и при написании глагола не доставать (недоставать). Здесь встречается и слитное и раздельное написание в зависимости от того, какое значение имеет глагол в контексте. Например: Ему недостаёт мужества, решительности, но: Он не достаёт рукой до стены – раздельное написание в значении «не дотягивается» и слитное – в значении «быть в недостаточном количестве».
Дополнительных разъяснений требует и написание глагола не насмотрится. В большинстве случаев он употребляется с не: в выражении смотрит не насмотрится, смотреть тебе не насмотреться. Без частицы не этот глагол употребляется сравнительно редко (Мать не может насмотреться на сына; Насмотрелся новых картин), поэтому учащиеся порою принимают его за глагол, который без не вообще не употребляется.
Для закрепления следует выполнить упражнения учебника. Кроме того, можно предложить следующие виды работ.
ВИДЫ РАБОТ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Комментированное письмо.
Не спеши языком, торопись делом. Кто труда не боится, того и лень сторонится. В лес дрова не возят. Шила в мешке не утаишь. Приглашать можно, неволить нельзя. Лентяю всё неможется да нездоровится, от работы голова кружится. Бдительного воина врасплох не застанешь. Не бойся врага умного, а бойся друга глупого. (Пословицы)
Творческое списывание.
С записанными на доске глаголами составить связный текст на тему «Береги книги»:
рвать,
пачкать,
разрисовывать,
не загибать страницы,
делать записи на полях,
бросать где попало и т.д.
По аналогии с предложенным заданием составить словосочетания на тему, в которой уместно употребить глаголы с отрицанием. Например: «На рыбалке», «В лесу», «Умей вести себя» и т.д.
3. Творческая работа.
Составить предложения, употребив в них устойчивые сочетания: не ударить лицом в грязь, души не чаять, звёзд с неба не хватает, комар носа не подточит, не спускать глаз, палец в рот не клади, палец о палец не ударить, камня на камне не оставить, носа не показывать.
4. Задание.
Переписать, раскрывая скобки.
(Не) шумит оно (море), (не) хлещет, лишь едва, едва трепещет. Красно солнце отвечало: «Я царевны (не) видало». (Не) хочу быть вольною царицей. Тут уж царь (не) утерпел, снарядить он флот велел.
(Из произведений А.С.Пушкина)
5. Свободный диктант.
Журавли.
Осень в этом году стояла сухая и тёплая. Берёзовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава.
В небе курлыкали журавли. Большие косяки тянулись один за другим прямо к югу.
По берёзовой просёлочной дороге ехал грузовик. Шофёр остановил машину и начал смотреть на журавлей. «Счастливо, друзья!» - крикнул он.
Потом долго не заводил мотор, чтобы не заглушать переливы птичьего крика. Смотрел и не мог оторваться от журавлиной стаи, которая медленно уходила в туман.
Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.
Правописание не с именами существительными
При изучении правописания не с существительными впервые выдвигается понятие противопоставления при отрицании. Частица не для выражения отрицания и самое понятие «отрицание» достаточно прочно осознаны детьми в их речевой и жизненной практике, так как все наши суждения непременно делятся на утвердительные или отрицательные.
Понятие же «противопоставление» - сложное, и его надо разъяснить. Прежде всего надо осмыслить сам термин «противопоставление». Идём от смысла слова, разбирая его по составу: про-тиво-по-ставл-ени-е. Слово означает процесс, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое («ставится против»). Сразу же указываем и чисто внешний признак противопоставления: наличие в предложении союза а (не приятель, а враг; не галка, а ворона).
Противопоставление возможно, когда один собеседник утверждает или предлагает что-то, а другой – отрицает и при этом указывает на нечто другое:
- Ты был летом в лагере? – Нет, я был не в лагере, а на даче.
Противопоставление мыслится также при наличии усиливающих отрицательную частицу слов: отнюдь не, ничуть не, далеко не и т.д.
На изучение темы «Правописание не с именами существительными» отводится1 час, необходимо провести дополнительные занятия, чтобы у учащихся выработались достаточно твёрдые навыки правильного написания не с именами существительными .
На первом уроке даются все три положения, составляющие суть правила:
не- - приставка: пиши слитно;
не- - часть корня: пиши слитно;
не- - отрицательная частица: пиши раздельно.
Разработка темы может идти таким путём.
Учащиеся записывают: ненависть, ненастье, неряха.
Затем коллективно выясняется, употребляются ли эти слова без не. Учащиеся обычно нуждаются в том, чтобы учитель разъяснил, что значит «слово не употребляется без не». Это значит, что без не слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, если у слова неряха отнять не, получится «ряха». Такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы и говорим: слово неряха без не не употребляется. То же самое можно сказать и о словах ненастье (слова «настье» нет), ненависть и т.п.
Делаем первый вывод: не с существительными пишется слитно тогда, когда эти слова без не употребить невозможно (они становятся бессмысленными).
Сразу же закрепляем изученное.
Учащимся даётся задание:
а) из слов, написанных на доске до урока, выбрать только те, которые без не не употребляются, и объяснить их значение (примерный список слов: невнимание, невежа, небылицы, негодование, неграмотность, незнакомка, невидимка, невежда, недомогание, незабудка, несчастье, независимость). Например: невежа – грубый, плохо воспитанный человек; невежда – малообразованный человек; небылицы – выдуманные, вымышленные сообщения; негодование – возмущение, сильное раздражение. С некоторыми словами учащиеся составляют предложения;
б) выбрать из упр.289 слова, подтверждающие первое положение.
Вводя понятие «слова без не не употребляются», целесообразно дать сказку со словами, в которых исчезло не:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не,
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Учитывая интерес учащихся к происхождению слов, можно дать небольшую этимологическую справку о словах невежа, недуг, неряха, нелепость и др.
В современном языке приставка не- в этих словах не выделяется, она превратилась в часть корня. Исторически эта приставка существовала и влияла на значение слов. Например: невежа – от вежа – «знаток»+приставка не-; недуг – от дуг – «сила, здоровье»+приставка не-; нелепость – из нелепый – от лепый – «красивый, хороший»+приставка не- и т.д.
Убедившись, что материал усвоен всеми, переходим ко второму положению: слитное написание не с существительными, в которых приставка не- образует новое слово. Полезно повторить определение приставки.
Устанавливаем, что приставка не- придаёт словам противоположный смысл: Правда не живёт рядом с неправдой. Приятель помог мне. Неприятель долго сопротивлялся.
Показываем учащимся, что существительные, образованные с помощью приставки не- , можно заменить близкими по смыслу словами (синонимами), не имеющими такой приставки.
Для закрепления этого материала учащиеся выполняют такие упражнения:
а) К словам болезнь, рабство, отсутствие, противник подобрать синонимы с приставкой не-.
Для справок: недуг, неволя, неявка, неприятель.
б) Из упр.284 выбрать слова, относящиеся ко второму положению.
3. Следующее положение: раздельное написание не с существительными. В этих случаях не выступает не как приставка, а как частица. Это положение закрепляем, выполняя упр.286.
Трудность при объяснении материала заключается в том, что определения частицы как служебной части речи в 6 классе ещё не даётся. Приходится ограничиваться лишь формальным признаком, отличающим частицу от приставки.
Порядок рассуждений для всех рассматриваемых положений будет следующим (записывается в тетради-справочники).
Не с существительными
Определи, употребляется ли существительное без не:
а) если не употребляется, то пиши слитно,
б) если употребляется, то
2) проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:
а) если есть, пиши раздельно,
б) если нет, то
3) замени существительное синонимом или близким по смыслу словом:
а) если можно заменить, пиши слитно,
б) если нельзя заменить, пиши раздельно.
Виды работ для закрепления
Упражнения.
1.1.Заменить данные слова или словосочетания существительными, подходящими по смыслу, которые без не не употребляются; составить с этими существительными предложения.
Болезнь, невежливый человек, плохая погода и т.д.
Для справок: недуг, невежа, ненастье и т.д.
1.2.Закончить предложения так, чтобы было противопоставление.
Не погода помешала уборке урожая, а … 2) Не счастье помогло исследователям, а … 3) Не приятель обратился ко мне с просьбой, а …
1.3.Заменить выделенные слова словами с приставкой не-, перестроив предложения , если потребуется.
Некоторые товарищи получили выговор за то, что не явились на собрание (за неявку). 2) Он был обижен отсутствием признательности (неблагодарностью). 3) Он любил рассказывать о том, чего не бывает на свете (небылицы).
1.4.Переписать, объясняя написание не с существительными; частицу подчеркнуть.
Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок. (Заг.) 2) Учение – свет, а неученье – тьма. (Посл.) 3) Не боюсь я людской молвы, а боюсь твоей немилости. (Л.) 4) В деревне скучно, грязь, ненастье, осенний ветер, мелкий снег. (П.) 5) Не печь кормит, а руки. (Посл.) 6) Не котёл варит, а стряпуха. (Посл.) 7) Опять вы, гордые, восстали за независимость страны. (Л.) 8) Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печке лежит. (Посл.)
1.5.Подобрать к словам синонимы и антонимы без приставки не-.
А народ-то над ним насмехается: «Поделом тебе, старый невежа!» (П.) 2) Владимир кипел от негодования. (П.) 3) Последние тёплые солнечные дни сентября сменило долгое ненастье. 4) Невидимкою луна освещает снег летучий. (П.) 5) В крике журавлином мне слышится не осень, а весна. (Фир.)
Творческая работа.
Запомнить следующие сочетания (объяснение их значения найти во фразеологическом словаре); составить с некоторыми из них предложения.
Не в меру, не с руки, не в ладах, не по сердцу, не в духе, не под силу, не по душе, не по нутру, не на шутку, кому не лень.
Миша не мог подавить в себе неприязнь к соседу. 2) Поделом тебе, старый невежа. 3) Невезенье преследовало Гришу с рожденья. 4) Неправдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься. 5) Не рыба, а мясо. 6) Не друг, а враг. 7) Не гусь, а свинья. 8) Неряшливость не украшает человека. 9) Не куст, а с листочками. 10) Не место красит человека, а человек место. 11) Ученье свет, а неученье тьма. 12) На ее лице было написано недоумение. 13) Сей в ненастье, а убирай в ведро. 14) Друзья познаются в несчастье.
4.2. Лексический диктант.
- Определить слова по их лексическому значению.
Грубый, невоспитанный человек. (Невежа)
Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа)
Неграмотный, малообразованный человек.(Невежда)
Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа)
- Какого рода эти слова? (Общего рода)
- Составьте с любым из них простое предложение и запишите в тетрадь.
4.3. Распределительный диктант
- Распределите слова по двум столбикам в зависимости от написания в них не. (Текст дан на доске)
Книга – друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается (не)праздность, а доброта. Читая книги, мы плачем над (не)счастьями и (не)взгодами людей, которые страдали от (не)справедливости, (не)вежества. Мы любим книги, где герои борются с (не)правдой.
5. Весёлые Загадки . нужно отгадать загадки 1. Грязные руки, Помята рубаха, Волосы всклочены, Кто Я? (Неряха) 2. Синяя шляпа, короткие штанишки, Не люблю читать я никакие книжки, Ничего не знаю, не хочу учиться, Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка) 3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно, Воет ветер, тучи гонит, на деревьях ветки клонит. Осень, слякоти пора, гонит лето со двора, И в такое время года наступает… (Непогода) 4. В зелёном поле я расту, Голубым цветком цвету, Небо синее как будто, Называюсь … (Незабудка) По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.
Правописание не с именами прилагательными
Правописание не с прилагательными вызывает у учащихся серьёзные трудности. Это связано прежде всего с тем, что не всегда просто определить, является ли анализируемое слово прилагательным. Кроме того, в учебнике 6 класса перечисляются не все случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными.
Помимо указанных в учебнике основных случаев, учитель должен иметь в виду следующие добавочные правила.
Справка для учителя
Не с прилагательными пишется слитно.
Если пояснительными словами являются наречия степени: почти, абсолютно, очень, совершенно, необычайно, крайне, весьма, в высшей степени, чрезвычайно, слишком и др. Например: весьма нелёгкая работа.
В роли наречий степени могут выступать и наречия досадно, удивительно, странно и др.
2. Если есть слова самый, такой, какой, так, как. Они усиливают то новое значение, которое стало выражать прилагательное, слившись с не. Например: самое недостоверное сообщение.
3. Если есть в предложении наряду с наречиями степени другие пояснительные слова (без ни) и слова далеко, отнюдь, а также совсем, вовсе в значении «отнюдь». Например: абсолютно необитаемая для человека часть острова.
4. С качественными прилагательными, употреблёнными в переносном значении. Например: несладкая жизнь (тяжёлая), но кисель не сладкий; негибкий человек (тяжело приноравливающийся характер).
Не с прилагательными пишется раздельно.
Если прилагательные не употребляются в качестве одиночных определений, а всегда выступают с пояснительными словами. Например: не склонный к задумчивости.
Если в предложении одновременно отрицается два признака (противоположных, антонимичных). Например: Не высок, не то чтоб мал, но герой героем. (Тв.)
В риторическом вопросе. Например: Разве это не яркое свидетельство нашей силы?
При логически подчёркнутом отрицании признака.Например: Лини не интересная рыба, т.е. лини к разряду интересных рыб не относятся.
С прилагательными, имеющими при себе пояснительные слова с ни (отрицательные местоимения и наречия, повторяющийся союз ни-ни). Например: никому не интересное сообщение.
Если есть слова далеко, отнюдь, а также совсем, вовсе в значении «отнюдь». Например: далеко не интересное сообщение.
Со сравнительной степенью, если эта форма образована от прилагательного без частицы не. Например: не легче, не строже.
С краткими прилагательными, которые в полной форме не употребляются. Например: не рад, не горазд.
С краткими прилагательными, которые не соотносительны по значению с полной формой. Например: не должен, не способен, не волен, не властен, не намерен, не страшен.
С краткими прилагательными, полная форма которых в качестве сказуемого в литературном языке не употребляется. Например: не готов, не виноват, не виден, не нужен, не согласен, не расположен.
Урок по теме «Правописание не с именами прилагательными» начинаем с повторения приставочного способа образования имён прилагательных. Записываем текст: В парке стояла мягкая, пуховая тишина. Была та лёгкая предвесенняя оттепель, когда снег ещё не тает, но становится сырее, податливее. В синеватом тумане высились стволы деревьев, неподвижные и тоже слегка синеватые. (Шеф.)
Устно выполняем упр.378.
Затем все теоретические положения параграфа 50 о правописании не с именами прилагательными иллюстрируем примерами и записываем:
В дожде, в непроглядном мраке выли волки. (Пауст.) (Прилагательное с не пиши слитно, если слово не употребляется без не.)
Солотча – извилистая, неглубокая река. (Пауст.) (Прилагательное с не пиши слитно, если оно может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением – мелкая.)
И небо над ними было уже не серебряное, а невыразимого цвета весенней сирени. (Г.) (Прилагательное пиши с не раздельно, если есть противопоставление однородных членов.)
Не с прилагательными
Определи, употребляется ли прилагательное без не:
а) если не употребляется, то пиши слитно,
б) если употребляется, то
2) проверь, есть ли противопоставление однородных членов с союзом а или нет:
а) если есть, пиши раздельно,
б) если нет, пиши слитно;
3) посмотри, можно ли заменить прилагательное синонимом без не или близким по смыслу выражением:
а) если можно, пиши слитно,
б) если нельзя, пиши раздельно.
Для закрепления наряду с упражнениями учебника, которые мы используем для дифференцированных заданий, предлагаем следующие виды работ.
Виды работ для закрепления
Письмо по памяти.
На первый взгляд Мещера – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце начинаешь любить эту обыкновенную землю. (Пауст.)
Комментированное письмо.
Розовый кипрей цветёт невысокими стенами. Травы стоят непроходимой упругой стеной. Изучение незнакомого края всегда начинается с карты.
Я прислушался, и неприятный холод прошёл по спине: в мшарах, как раз в той стороне, куда ушёл Гайдар, уныло подвывали волки.
Неотложная помощь (скорая, срочная), неровная поверхность (шероховатая), необъятная страна (огромная), неизлечимая болезнь (тяжёлая).
Списать, раскрывая скобки. Устно объяснить правописание слов с не. Разбираются все трудные орфограммы.
По узкой тропинке я выхожу на (не) большую полянку, где течёт (не) глубокая, а мелкая речонка. 2) День был (не) настным, и я купаться (не) стал. 3) Вокруг (не) знакомый лес. 4) В (не) высоком кустарнике около леса нахожу поздние грибы. 5) Меня тотчас охватила (не) приятная, (не) подвижная сырость.
Из данных прилагательных выписать только те, которые не употребляются без не.
Творческая работа (на экране текст, ученики работают устно, обсуждают варианты, учитель вставляет предложенные прилагательные). Учитель читает этот отрывок в подлинном виде из рассказа А.П.Чехова, отмечаем различие.
Отрывок из рассказа А.П.Чехова. Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные с не. Объяснить постановку или отсутствие запятой перед союзом и.
Старая усадьба.
Я возвращался домой и забрел в какую-то .......(незнакомую) усадьбу. (Неяркое) ........ солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись .........(неровные) вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные .......(непроходимые) стены. Я легко перелез через .... (небольшую) изгородь и пошёл по этой ......(необычной) алее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.
Было тихо, темно, и только высоко на ......(недосягаемых) вершинах кое - где дрожал ......(неяркий) золотой свет и переливал радугой в ......(невидимых) сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут ....(небывалое) запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались .... (неподвижные) тени.
5. Разноуровневые задания (выполняют на карточках).
1уровень
Задание: раскрыть скобки
(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;
2уровень
Задание ? : отметьте случаи слитного написания
? (не)опытный юноша
? (не)исправный прибор
? далеко(не)единственный
? очень (не)обычный
? (не)жаль
? (не)приятель
? (не)лепый поступок
? (не)широкая.,а глубокая
? Нисколько (не)умен
? (не)большой, но уютный
? (не)учтивый человек
? Вовсе(не)опасное предложение
3уровень
Задание:исправьте ошибки
Не брежный почерк
Несладкий чай
Вовсе не привлекательный человек
Очень не красивый
Не мелкая, а глубокая река
Ребенок не здоров
Не замысловатые постройки
Не дорогой,но удобный портфель
Не учтивый человек
Ничуть неинтересный фильм
Некаменный дом
Невысокий, но худой
Река неглубока
Правописание не с полными и краткими причастиями
Ошибок на правописание не с причастиями учащиеся допускают много. Во-первых, само понятие «причастие как особая форма глагола» непросто воспринимается учащимися 7 класса. Во-вторых, к моменту изучения правописания не с причастиями детям известны многие правила, регулирующие правописание не с разными частями речи (с глаголами, существительными и прилагательными, с местоимениями). Причём способы «распознавания» этих написаний различны: одни при написании не с глаголами и совершенно другие при написании не с местоимениями, существительными и прилагательными.
Таким образом, трудная сама по себе тема «Причастие» плюс трудности в написании не требуют тщательно продуманной подачи нового материала и его закрепления.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся при изучении правописания не с причастиями, следующие:
1. Смешение прилагательных с причастиями распространения на них правил правописания не с прилагательными. Это объясняется тем, что в русском языке существуют причастия на –мый и отглагольные прилагательные тоже на –мый. Правописание же не с этими формами регулируется разными правилами.
«Вопрос о слитном и раздельном написании не с формами на –мый не только орфографический, но и грамматический. Не всегда легко определить, какой частью речи являются отглагольные образования на –мый – причастием или прилагательным, ибо суффикс –м- (-ем-, -ом-, -им-) – это, собственно два суффикса-омонима: с их помощью непосредственно от глагола образуются не только страдательные причастия настоящего времени, но и прилагательные. Кроме того, и сами причастия могут переходить в прилагательные. Значит, прежде чем слитно или раздельно писать не, нужно решить грамматический вопрос, какая часть речи перед нами, а потом уже определять, слитно или раздельно написать не».
Смешение глагола с причастием и распространение правила правописания не с глаголами на причастие.
Смешение причастия с деепричастием.
Правило правописания не с причастиями носит синтаксический характер. Ошибки возникают тогда, когда ученик не может разобраться в синтаксическом строе предложения: не может определить зависимые от причастия слова, смешивает зависимое и определяемое слова и т.д.
Следовательно, приступая к изучению темы «Правописание не с причастиями», следует чётко повторить признаки причастия, его отличие от прилагательного и глагола.
В данной теме, помимо указанных, особые трудности представляют следующие случаи.
Справка для учителя
Если краткая форма причастий образована от глаголов с приставкой недо-, не пишется слитно: недовыполнено, недооценён.
Не являются причастиями слова типа неуязвим, неувядаем, непоколебим. Это прилагательные.
С полными одиночными (без зависимых от причастия слов) причастиями не может писаться отдельно при логически подчёркнутом отрицании. Например: Не спешащего Ефремова я не видел. (Св.)
Не с полными причастиями пишется слитно, если в качестве зависимых от причастия слов выступают только наречия меры и степени: почти, отчасти, весьма, довольно, гораздо, вполне, полностью, очень, абсолютно, слишком, крайне, совершенно, в высшей степени и др. (если же, кроме наречий степени, есть другие слова, то не с полными причастиями пишется раздельно). Например: Ты будешь плыть через громадные, абсолютно неисследованные пространства.
Причастия, перешедшие в прилагательные, пишутся с не слитно, так как в таких прилагательных не становится приставкой и образует новое слово с новым лексическим значением. Например: необитаемый – пустынный, не имеющий населения; незабываемый – памятный; невиданный – необычный, поразительный, исключительный; невидимый – скрытый от взора; неслыханный – поразительный, небывалый.
Не путать причастия с прилагательными на –мый: невообразимый, непоправимый, непреодолимый, нескончаемый, нестерпимый, невосполнимый, неоценимый, неукротимый, независимый и др. Многие подобные прилагательные не существуют без не (несгораемый, нерушимый, неистощимый, неизгладимый, несгибаемый и др.)
Выработка навыка различения приставки не- и частицы не требует длительной тренировочной работы, использования разнообразных приёмов: нахождение причастия, нахождение при причастии зависимых слов, распространение причастий зависимыми словами, сопоставление причастий, у которых есть не в основе, с причастиями, перед которыми стоит частица не, и др.
1-й урок
Первая часть первого урока по данной тем посвящена правописанию не с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или однородные причастия, соединённые союзом а, и правописанию не с краткими причастиями, т.е. материал данного урока может быть объединён темой «Раздельное написание не с причастиями».
Вначале повторяются сведения, известные учащимся: 1) признаки причастия, 2) отличие его от глагола и прилагательного, 3) особенность кратких причастий, 4) причастный оборот. Все теоретические положения подкрепляются примерами, которые записываются в тетради:
Плещется рыба в уснувшей реке. (Песк.)
Туман густел, стекал с желтеющих ив большими каплями. (Пауст.) С берёз не слышен, невесом слетает жёлтый лист. (Исак.) Желтеет вдали рожь.
Вся комната янтарным блеском озарена. (Пушк.)
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». (Пауст.)
После того как эти сведения будут повторены, записываем:
Не с причастиями
Раздельно:
1.Местность не исследована. Здание не восстановлено.
2. Прошёл дождь, не прекращавшийся в течение часа.
3. Не сшитые, а связанные вещи мне нравятся больше.
Главное в них – утверждение: не пишется раздельно с краткими причастиями и с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или есть однородные члены, соединённые союзом а.
Вторая часть урока посвящается ознакомлению учащихся со вторым положением: не в причастиях может быть приставкой или частью корня и писаться поэтому слитно. Записываем и анализируем примеры:
Слитно:
Он /Лёшка/ ловил на себе недоумевающие взгляды. (Дуб.)
Поднялось негреющее солнце.
Так как основная трудность здесь в нахождении зависимых слов (учащиеся путают определяемое слово с зависимым), большинство упражнений посвящаем именно этому вопросу.
б) 1) В Казахстане возделаны огромные пространства целинных, нераспаханных земель. 2) Где-то высоко над неоттаявшей землёй звенел, заливаясь, жаворонок. 3) На подоконнике лежала нераспечатанная телеграмма, но вошедшая Женя не заметила её сразу. 4) Непросохшая дорожка привела нас к опушке леса.
2. Переписать текст, исключая из него слова, поясняющие причастие.
1) Не переведённый мною текст так и остался лежать на столе. 2) Мы узнали, что это была так и не рассказанная дедом сказка. 3) Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на посветлевшем небе.
3. Составить предложения, в которые входили бы следующие слова.
Неумытый – не умытый, невыполненное – не выполненное, несмолкающий – не смолкающий.
4.Подобрать подходящие по смыслу слова с противоположным лексическим значением и записать с ними предложения.
(Не)успокоившееся море, а …; (не)освещённая комната, а; (не)сложенные книги, а …; (не)выбеленная стена, а … .
5. Работа по карточкам.
Карточка 1:
1. Как пишется не с существительными?
2.В каких словах не пишется раздельно:
На голове у не1знакомцакопна не2то курчавых, не3то не4причесанных волос.
а) 1,2;
б) 4,3;
в) 2,3;
г) 1,4.
Карточка 2:
1. Расскажите о правописании не с прилагательными.
2. Укажите предложение с частицей не:
а) Не бывать бы счастью, да (не)счастье помогло.
б) (Не)былица на тараканьих ножках ходит.
в) Дышал (не)настный ветер.
г) Черты лица его были (не)лишены приятности.
2-й урок.
Второй урок используется для закрепления знаний и может содержать такой материал.
Виды работ для закрепления
Комментированное письмо.
Жидкий, ещё не набравший пока запаха оттаявшей земли воздух заметно похолодал и стал, кажется, ещё жиже. По высокому пустынному небу плыл огромный журавлиный клин, оглашая тихие, не проснувшиеся ещё поля тоскливым стоном.
- Голод не тётка, - проговорил Назаров, наблюдая из-под насупленных бровей за спускающимися птицами. – Ишь, даже людей не боятся… (А.Ив.)
Устная фронтальная работа.
Ответить на вопросы.
а) В каких случаях не в причастии является приставкой? Как пишется приставка со словами?
б) Как отличить частицу не при причастии от приставки не в причастии?
в) Какова последовательность рассуждений при написании слов с данной орфограммой?
Выписать из текста словосочетания «причастие с не + зависимое слово».
Как неиссякаемый источник, долговечна память народа. 2) Петя смотрел на приятеля широко раскрытыми, ничего не понимающими глазами. (Кат.) 3) У берега оставалась чистая, не застланная листьями полоса воды. (Куп.) 4) По дну оврага бежал незамёрзший ручеёк и радовал лыжников своей неутомимой болтливостью. (Пауст)
Рассказ по картине И.И.Левитана «Весна – большая вода», включив опорные слова и словосочетания.
Нежная голубизна; неповторимая пора; не проснувшаяся полностью природа; не залитая водой деревенька; неровные, нескладные берёзки; пора половодья; весенние воды; недавно; незатопленные берега; тихие светлые берёзы-подростки.
3-й урок.
Третий урок целиком посвящён отработке навыка слитного и раздельного написания не с причастиями.
Виды работ для закрепления
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Ненаряженная елка, неподготовленная доска, не уважающий других, неразношенные сапоги, не сшитый, а связанный костюм, недостижимая цель, негодующий учитель, не рассказанная на ночь сказка, еще не подогретый обед, ничем не отмеченный день, не нуждающиеся в совете, нескошенная трава, напиток не допит, правило не выучено.
Работа по карточкам.
Списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые.
По степи, (не)успевш…й остыть за ночь уже опять тян…т вет…рок. (Акс.) 2) Ещё (не)тронутые ув…данием георгины гордо красовались перед окном. 3) Подросток (ни)когда (не)бывавш…й на охоте скоро выбился из сил. 4) Из-за (не)пр…крытой двери донёсся звонкий смех. 5) Не засыпай старого коло…ца, пока новый (не)выкопан. (Посл.) 6) Груши (не)куплены, а выр…щены в нашем саду. 7) Сводка погоды в колхоз… ещё (не)получена.
КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ (ГРУППАХ)
(для сильных учащихся)
К-1. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось раздельно.
1. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под негреющим солнцем, не полыхали багрянцем осины, не заметало тележные колеи шуршащей листвой. (В.Тендряков) 2. И причитает во всю ширь полей, во всю глубь неба, до водянистых звезд, несмазанное колесо. 3. Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. 4. Быстро, но осторожно, чтобы никому не попасться на глаза, они перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, пролезали через колючие ограды, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным.
К-2. Спишите, расставьте пропущенные знаки и вставьте буквы. Раскройте скобки.
(Не)осмысленные понятия легко забываются Правила хорошо помниш_ если они (не)вызубрены а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное осознать (не)осознанное. И главное ра_таться с (н_)чем (не)оправданной уверенностью что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.
Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Согласны ли вы с ней? Выразите свое мнение.
К-3. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно.
1. Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. (А.Гайдар) 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.
К-4. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Раскройте скобки.
(Не)которые предпр_ятия сл_вают (не)очищенные химические отходы в чистые вод_емы. Рыба (не)живущая в грязной воде погиба_т. Но даже выживая, она ни копченой ни жареной (не)пр_годна для еды. (Не)понимающие или (не)желающие понять и решать проблемы д_ректора заводов только пож_мают плечами. А в это время (не)выдерживающая загр_знения природа гибн_т. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте вод_емы!
1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.
К-5. Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Эта сталь (не)боится ржавчины. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена — «Маяковская». Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)
КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ С УЧИТЕЛЕМ
К-1. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.
1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.
1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.
К-3. Слитно или раздельно?
(Не)ослабевающие, а крепнущие связи. Результат (не)выверен. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный портрет. (Не)скрываемая симпатия.
Анализ предложений.
Разобрать предложения. Объяснить написание не с причастиями.
Мы увидели множество низеньких домиков, не разбросанных по берегу реки, а тесно лепившихся друг к другу. 2) Вершины гор румянятся от солнечного блеска, а долины ещё не озарены. 3) На бруснике блестела невысохшая роса. 4) Река, не замерзавшая целую зиму, безмолвно струит свои мутные воды. 5) Высоко в воздухе пролетит несколько уток, зимовавших на незамерзающих реках. 6) Шорох ветвей раздавался отчётливо и близко, ничем не заглушаемый. 7) На берёзах и кустах сверкали капли невысохшей росы. 8) Ещё не высохшие от слёз глаза заблистали радостной надеждой. 9) Муму, отроду не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась. (Т.) 10) Военные люди, не спавшие уже много суток, продолжали свою нечеловеческую работу.