kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика обучения сочинениям разных жанров. Выступление на методическом объединении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи – большая и сложная область методики изучения родного           языка.  По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Не было ни одного  знаменитого в истории методики педагога- исследователя, который оставался  бы равнодушен к вопросам развития речи. И тем не менее, по словам  Т. А. Ладыженской, развитие речи как определённая область теории методики только начинает складываться. Об этом свидетельствует недостаточная разработанность таких основополагающих категорий и понятий методики, как разделы работы по развитию речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня  развития речи учащихся.

    Между тем, современная методика развития речи располагает собственными исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую, психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных в науке экспериментальных данных.      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения сочинениям разных жанров. Выступление на методическом объединении. »


Введение

Развитие речи – большая и сложная область методики изучения родного языка. По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Не было ни одного знаменитого в истории методики педагога- исследователя, который оставался бы равнодушен к вопросам развития речи. И тем не менее, по словам Т. А. Ладыженской, развитие речи как определённая область теории методики только начинает складываться. Об этом свидетельствует недостаточная разработанность таких основополагающих категорий и понятий методики, как разделы работы по развитию речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития речи учащихся.

Между тем, современная методика развития речи располагает собственными исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую, психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных в науке экспериментальных данных.

В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования, причём все осознают, что цель школьного курса – изучение языка и развитие речи. Но при этом развитие речи по-прежнему понимается не в современном значение (как выработка умения осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях), а традиционно узко – как обучение изложениям и сочинениям. Часто учитель, не видя конечной цели, осуществляет эту работу по старинке, без осознания компонентов методической системы развития речи. Между тем без последовательной и чёткой реализации принципа системности и в обучении невозможно построить ни одну технологию. Этот принцип проявляется прежде всего в том, что методическая система должна базироваться на закономерностях усвоения языка, которые существуют объективно, а компоненты системы должны быть осмыслены с точки зрения целей

и задач современного образования. 3

В своей работе я рассмотрю вопросы формирования речевых умений и навыков при изложении мыслей в устной и письменной форме.

Цель моего исследования рассмотреть систему обучения сочинениям (описаниям, повествованиям, рассуждениям), так как считаю, что это одна из актуальных проблем методики преподавания русского языка.

























1. Методическая система обучения сочинениям.

Методическая система развития речи включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

1.Цель школьного курса, которая состоит в изучении языка и развитии речи, развитии языковых особенностей ребёнка. Достижение цели возможно при решении целого ряда задач. К ним относится прежде всего задача формировать знания о системе языка и его нормах, вырабатывать умения применять их в собственной речевой практике, а также задача совершенствования всех видов речевой деятельности для полноценного общения в различных жизненных ситуациях.

  1. Содержание обучения, в которое входит изучение языка как системы функционирующих единиц в единстве их формы, значения и функции; освоение языка во всех его функциях и развитие всех видов речевой деятельности для межличностного общения и осуществления коммуникации в обществе.

  2. Принципы речевого развития. Это правила по которым должно осуществляться обучение русскому языку. Такими правилами являются прежде всего методические принципы обучения языку и принципы речевого развития учащихся, обоснованные в ходе исследований по методике развития речи. Эти правила базируются на учёте закономерностей усвоения речи, на данных наук, изучающих детскую речь и законы её становления.

  3. Методы обучения русскому языку одновременно являются и методами речевого развития, поскольку изучение языка в школе направлено на развитие всех видов речевой деятельности ребёнка и различных сторон его личности. 4

  4. Средства обучения. Самым важным из них является школьный учебник русского языка, который, решая задачу развития речевой деятельности ребёнка, тоже должен стать деятельностным, побуждающим к речевой деятельности ребёнка, управляющим ею, развивающим речь и языковые способности ребёнка. Этому требованию соответствуют и рабочие тетради. Программированное и компьютерное обучение также занимает достойное место в системе обучения русскому языку.

  5. Формы обучения. Традиционной для школы формой является урок. Однако в условиях модернизации обучения, которое направлено на речевое развитие, типология уроков русского языка должна быть дополнена уроком развития речи, который, будучи разновидностью урока родного языка, выполняет интегративную и координирующую функции между уроками родного языка, иностранного языка и уроками литературы.

  6. Диагностика. Новым элементом методической системы является диагностика обученности и речевого развития. Сегодня уже ни у кого не возникает сомнения в том, что учитель должен уметь не только контролировать усвоение знаний по языку, но и диагностировать состояние речевого развития ребёнка, его продвижение в развитии речи.

Эта область методики становится всё более востребованной в школе. Не случайно одним из первых средств диагностики стал тест. Метод тестирования не является панацеей, поскольку не может охватить всех сторон такого сложного явления как речь, но он является одним из эффективных методов оперативного контроля. Диагностические процедуры в основном сводятся к тестированию, между тем диагностика речевого развития учащихся до сих пор находится на периферии учебного процесса, хотя возможности для этого у учителя есть.











    1. Что такое школьное сочинение.

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, усиливается значение профессиональной подготовки учителя, овладения им

5

всем арсеналом средств, апробированных передовой педагогической наукой и практикой.

Каковы же основные средства развития в процессе обучения? Н. Дайри средствами развития называет обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимается умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и т. д. Работа над сочинением является также элементом развивающего обучения.

Вопрос о сочинениях не нов. Методисты уделяли ему значительное внимание и в прошлом, и в настоящее время. В последний период появилось много интересных работ об обучении написанию сочинений в школе.

Методическая наука располагает многочисленными системами обучения сочинениям, созданными В. В. Голубковым, И. П. Павловым, М. А. Рыбниковой, О. Ю. Богдановой, Т. А. Колгановой, Т, А. Ладыженской, А. М. Грининой-Земской и др.

Мнения методистов сходятся на том, что школьные сочинения являются одним из видов работы по развитию устной речи учащихся, особым родом творческой деятельности, эффективным средством этического и эстетического воспитания. В работе над сочинением развивается мышление, воля, выдержка, настойчивость, повышается работоспособность, усиливается воображение, внимание и память.

«Школьное сочинение – это особый род творческой деятельности. Это художественное, публицистическое или научное произведение школьника, созданное на доступном ему материале, доступными ему средствами, на основе соответствующего его возрасту жизненного, общественного и читательского опыта, написанное в любом доступном и наиболее приемлемом для данного сочинения жанре» (Гринина-Земская).

6

Написание сочинений, как и любой другой род творческой деятельности, - дело не простое. А. Н. Толстой подчёркивал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Хорошо, если эти слова станут достоянием учащихся, и они осознают их глубокий смысл и значение.

В школьной практике стали традиционными такие, к примеру, темы сочинений, как «Памятный воскресный день», «Моё любимое занятие», «Как я провёл летние (зимние) каникулы», «Размышляя над картиной», «В музее (краеведческом, историческом, литературном)» и т. д. Раскрыть их можно только на основе личных впечатлений. Думается, что эти сочинения станут качественно лучше, если темы будут предложены школьникам заранее, в таком случае ученик «сживается с темой», будет внимательнее к собственным переживаниям, приучится анализировать события и впечатления от них, т. е. само накопление материала к будущему сочинению будет осмысленным, направленным, постепенным.

Успех работы по обучению сочинениям во многом зависит от того, насколько учитель владеет методикой обучения сочинениям. Молодые учителя зачастую не имеют отчётливых представлений об основных требованиях, предъявляемых к школьным сочинениям. Серьёзную ошибку допускают те педагоги, которые к сочинениям старшеклассников подходят с тех же позиций, что и в среднем звене классов, оставляя неизменной и методику обучения. А ведь следует помнить, что сочинения учеников – это не только богатый материал для психологических наблюдений за их авторами, но и наглядный итог работы учителя.

Одним из условий успеха всякой письменной работы является её целенаправленность.

Часто полемизируется вопрос: «Надо ли учить писать сочинения?» Безусловно, написанию сочинений обучать необходимо, причём кропотливо,

последовательно и систематически.





























    1. Тема сочинения.

Подготовку к сочинению необходимо начинать с глубокого осмысления темы. Ученик должен чётко представлять то, о чём он будет писать. Что значит научить школьника справляться с темой? Это значит научить вдумываться в тему, подчинять своё сочинение главной мысли, точно отбирать и систематизировать материал, строить сочинение в определённой композиционной форме, правильно выражать свои мысли, исправлять, переделывать, улучшать написанное.

Условием успешного обучения написанию сочинений следует считать планомерную систематическую работу.

Работа над конкретным сочинение условно может быть разделена на три этапа: подготовительная работа, написание сочинения, анализ написанного.

Огромное внимание следует уделить подготовительной работе учащихся и умению анализировать написанное.

В чём же суть подготовительной работы? Схематически она может быть представлена так:

1) глубокое осмысление темы и расширение круга впечатлений по ней;

2) составление плана;

3) сбор чернового материала, словарно-фразеологическая работа, подбор цитат;

4) проведение устных сочинений;

5) самостоятельное написание сочинения (или части его), редактирование с помощью учителя (на уроке или на индивидуальной консультации).







1.3 Отбор материала к сочинению

В методической научной литературе встречаются различные классификации сочинений. Я придерживаюсь следующей: на литературные темы; по картине; на основе жизненных впечатлений учащихся. Все эти виды сочинений правомерно называть творческими.

На всех этапах обучения следует проводить сочинения всех указанных типов.

При написании сочинений по картине и на основе жизненных впечатлений сбору чернового материала следует посвящать специальные уроки. Сочинения на основе жизненных впечатлений, по картине и на литературные темы отличаются по характеру чернового материала. Необходимо научить школьников избирательно относиться к фактам, которые могут быть использованы ими в сочинении. Роль учителя при работе над картиной особенно ответственна: он должен подготовить учащихся к вдумчивому восприятию произведения, в процессе беседы донести найденный смысл и художественные достоинства картины, вызвать должный отклик, эмоции.

Сбор чернового материала к сочинению по картине предполагает выполнение учащимися заданий, которые учат их вглядываться в изображение, развивают наблюдательность, приобщают понимание языка искусства.

Чтобы сочинения не превращались в констатацию сюжета картины, следует помочь учащимся расширить круг впечатлений о художнике, об истории создания произведении и т.д.

В качестве примера приведу в общих чертах данный этап работы при подготовке к сочинению по картине А. Куинджи «Березовая роща».

Сообщаю некоторые сведения о жизни и творчестве художника, фиксирую внимание учащихся на том, что Архип Иванович Куинджи – художник-пейзажист реалистического направления. Называются и показываются репродукции его картин «Степь», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» и другие картины русской и украинской природы, запечатленные Куинджи, полны торжественности, они помогают глубже почувствовать красоту родной земли, заставляют проникнуться к ней ещё большей любовью.

Картина Куинджи «Берёзовая роща» получила название в 1879 году на

9

передвижной выставке в Петербурге. Успех был необыкновенный.

В чем же секрет особого воздействия на зрителей этого полотна? Почему картина, изображающая обыкновенные березы, до сих пор так нас волнует?

Далее рассказываю о композиции и колорите картины, раскрываю её содержание, затем предлагаю внимательно всмотреться в полотно и ответить на вопросы, помогающие закреплению материала.

Характер проведения подобной работы зависит от темы, степени подготовленности класса, характера наглядного материала, эрудиции учителя и т.д.

Но важно иметь в виду, что это один из конкретных путей расширения впечатлений по теме, он способствует результативному сбору чернового материала и, в конечном счете, облегчает подготовку к сочинению данного типа.

Однако следует иметь в виду, что, готовя учащихся к восприятию произведения изобразительного искусства, к пониманию его художественных достоинств, не следует «разжевывать» каждую деталь, «мельчить» работу излишними вопросами, поскольку всё это снизит эстетический эффект от приобщения к прекрасному, «заслонит» от учащихся произведение искусства.

Картину можно использовать и для того, чтобы научить детей собирать и фиксировать материал наблюдений.

Творческую деятельность учащихся следует направлять с помощью памяток, активизирующих мыслительную деятельность, развивающих логическое мышление. В качестве примера приведу одну из памяток:

1.Обдумай формулировку темы, выяви её идейный смысл.

2.Определи главные вопросы, отвечающие теме.

3.Сформулируй ведущие пункты плана.

4. Подбери черновой материал к сочинению.

5. Составь устное сочинение.

6. Составь черновик сочинения (или его частей).

7.Тщательно переработай написанное (под руководством учителя).

























2. Практика сочинений различных жанров. Обучение написанию сочинений описаний, повествований, рассуждений.

Виды творческих работ многообразны. Выбор их диктуется и требованиями средней школы, и указаниями школьной программы, и запросами жизни. Условно я делю творческие работы на шесть видов, не считая изложений: сочинение–описание из личных наблюдений над природой, сочинение по картине, свободное сочинение (сказка-фантазия, рассказ по данному началу, рассказ по данной концовке, письма матери, учителю, товарищу, в редколлегию), сочинения с грамматическими заданиями, сочинения-характеристики, сочинения с элементами рассуждения.


















2.1 Сочинение - описание его признаки и особенности. Урок развития речи в 9 классе.

Несомненную дидактическую ценность в школе представляют сочинения-описания. Их разновидностью являются портретные характеристики героев (устные и письменные), работа над портретом писателя. Я считаю, что портрет должен знакомить не только с внешним обликом писателя, но и способствовать проникновению в мир его мыслей, чувств, уяснению важных сторон его творчества. В своей практике я провожу урок развития речи в 9 классе на тему «А. С. Пушкин на портретах художников О. Кипренского и В. Тропинина».

Целями этого урока является: подготовить учащихся к осознанному восприятию картин; показать, как замысел художников, идейное содержание картин определяют изобразительные средства; научить девятиклассников писать сочинение по картинам.

Ход урока.

1. Беседа о жизненном и творческом пути А. С. Пушкина.


1) Какие произведения написаны А. С. Пушкиным в 1827 году? 11

2) Что характерно для жизни поэта в это время?

3) Чтение воспоминаний современников о Пушкине.

Например:

С Пушкиным я опять увиделась в Петербурге, в доме его родителей, куда он приехал из своей ссылки в 1827 году, прожив в Москве несколько месяцев. Он был тогда весел, но чего-то ему недоставало. Я полагаю, что император Александр 1, заставляя его жить долго в Михайловском, много содействовал развитию его гения. Там, в тиши уединения, созрела его поэзия, сосредоточились мысли, душа окрепла и осмыслилась. Друзья не покидали его в ссылке. Некоторые посещали его.

(А. Кери.)

Среди светских развлечений порой бывал мрачен; в нем было заметно какое-то грустное беспокойство, какое-то неравенство духа; казалось, он чем-то томился, куда-то порывался... Покровительство и опека императора Николая Павловича тяготили его и душили.

(Н. В. Путята.)

II. Беседа о портрете как жанре.

1) Что такое портрет? (Изображение человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике, фотографии, а также описание внешности персонажа в литературном произведении. На портрете художника изображается внешность человека (поза, выражение лица, костюм), его манеры, которые наиболее характерны для него и которые раскрывают особенности его натуры.)

2) Что можно передать с помощью портрета? (Внешний облик человека, его характер, мысли, чувства.) Учитель дополняет, что по портрету художника-живописца можно изучать людей.

3) Какие средства позволяют создать художественное полотно?

Композиция — основа живописи. Она выражает главную мысль художника, идею картины. (Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей произведения литературы, искусства.) Композиция в

картине - это своеобразное расположение предметов и действующих лиц на плоскости холста. Главные персонажи выдвигаются па передний план и более освещены по сравнению с второстепенными.

Цвет и освещение картины важное условие раскрытия образа. С помощью цвета раскрывается замысел художника. Теплые цвета (желтый, розовый, красный, голубой) способствуют созданию радостного настроения. Холодные тона темно - зеленых, синих, серых красок вызывают у зрителя чувство тоски, печали, грусти.

В портрете существенную роль играет изображение позы персонажа (выражение лица, повороты головы, жесты, руки, одежда, а также обстановка, в которой он находится или которая его окружает). Через эти внешние признаки художник показывает мысли, чувства и характер человека.

4) Как называют художника, который пишет портреты?

5) Чем отличается фотография от портрета художника?

Уточняется, что фотографический снимок запечатлевает человека «моментально». Он точно передает внешний облик человека в данный момент, подчас не раскрывая его внутреннего мира. Художник же стремится изобразить самое существенное в человеке, характерное, что составляет его индивидуальность, отражает главное в нем.

III. Беседа о В. Тропинине и его картине.

1. В. А. Тропинин (1776—1857), крепостной художник, лишь в зрелые годы (на 47-м году) получивший «вольную’, первым из числа художников стал изображать человека из народа. Большую известность доставила ему картина «Кружевница. Написан им и портрет Булахова, автопортрет, голова мальчика и др. В 1827 году Тропинин, один из лучших портретистов. написал портрет Пушкина по просьбе друга поэта С. А. Соболевского, который обратился к художнику с просьбой нарисовать Пушкина в домашнем халате, с заветным перстнем на пальце.

И Тропинин изобразил задумчивую сосредоточенность взгляда Пушкина, увидел и показал мысль, озаряющую его черты.

2. Рассмотрение портрета.

1) Какова поза поэта? Почему выбрана эта поза?

2) Как изображены лицо, глаза, губы?

3) Каков костюм поэта?

4) Какие детали еще можно отметить?

5) Что такое в живописи фон? Каким является фон в картине? (Фон — основной цвет, тон, на котором пишется картина, а также задний план картины.)

6) Какой цвет преобладает в картине? Каков общий колорит? Насколько соответствует цветовое решение картины ее идей- ному содержанию? (Белоснежная рубашка, синие отвороты халата, голубые глаза, голубой шарф, золотой перстень и кольцо и т. п.) Уточняется, что колорит — сочетание, соотношение красок, цветов, создающее определенное единство картины.

7) Как воздействуют эти цвета на вас?

8) Какова композиция картины?

9) Каков идейный смысл картины? Благодаря чему Тропинин достиг этой цели?

10) Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину?

3. Чтение отзыва современника.

Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина — столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, и вместе с тем так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие.

(Н. Полевой.)

IV. Беседа об О. Кипренском и его картине. 1. Творчество Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836) утвердило русский реалистический портрет. Художник создал галерею своих современников, людей пушкинской поры (портреты Бакунина, Жуковского, Вяземского, Гнедича и др.).


Творчеству Кипренского свойственна романтическая приподнятость.

На портрете А. Пушкин показан как гениальный поэт. Этот портрет Кипренский собирался показать в Европе, где знали и любили стихи Пушкина.

Кипренский написал портрет Пушкина по просьбе Дельвига в доме Шереметева в Петербурге, на Фонтанке, между маем и июлем 1827 года, когда поэт ненадолго задержался в Петербурге (он ехал из Москвы в Михайловское). Александр Сергеевич был грустен, он только что отослал своим незабвенным друзьям «Послание в Сибирь». Память сердца хранила имена казненных, а художнику хотелось увидеть улыбку на дорогом лице — он шутил, вспоминал забавные случаи, и Пушкин благодарно улыбнулся, однако печаль лишь меркла, но не оставляла его. И хотя

Кипренскому удалось уловить минуты просветления, он понимал, что глубоко в сердце Пушкина живет незаживающая рана.

Пушкин очень любил этот портрет. После смерти Дельвига он был куплен Пушкиным и всегда висел в его кабинете. Знаменательно стихотворение «Кипренскому» — поэтическая благодарность Пушкина:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.


V. Составление плана сочинения.

I. В. Тропинин и О. Кипренский — замечательные художники-портретисты пушкинского времени.

II. Описание картин. Образ А. Пушкина.

1. Внешний облик поэта в зависимости от идейного замысла художников.

2. Изображение через внешние черты душевного состояния Пушкина.

З. Композиция, фон картин, колорит, их роль в раскрытии замысла художников.

III. Какие мысли и чувства вызывают картины В. Тропинина и О. Кип-ренского?


VI. Задание на дом: Написать сочинение по плану.













2.2 Сочинение-повествование в школьной практике.

Очень часто в нашей жизни рассказывают о труде. В школе на классных часах мы рассказываем об этом, по радио и телевиденью, в газетах взрослые и дети в самой различной форме ведут разговор о труде, ибо - труд основа нашей общественной и личной жизни. Так может ли учитель-словесник обойти тему о труде? Конечно нет.

Первым сочинением во втором полугодии 6 класса провожу сочинение – повествование «Моя работа в школьной мастерской». С повествованием учащиеся справляются легче, чем с описанием. Во-первых, сообщение о действиях и событиях понятно подвижной детской натуре; во- вторых, в начальной школе дети больше всего занимались повествованием, когда писали изложения.

Тему труда лучше всего раскрыть в жанре газетной информации, вполне доступной шестиклассникам. И я приурочила изучение понятие о газетной заметке к сочинению о труде и отдыхе.

На одном из уроков я познакомила ребят с газетной заметкой и её особенностями. Из всех газетных жанров (заметка или информация, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, очерк, рецензия, фельетон) заметка - самый простой. Её назначение – сообщать важные факты. Тематика заметок очень широка, как сама жизнь. В основе заметки лежит яркий, свежий факт, но без пространственных выводов, Факт должен сам сказать за себя.

Каждый автор, приступая к работе над заметкой, должен поставить перед собой вопрос: что будет интересного в этой заметке? Как написать о данном факте коротко, правдиво, точно и выразительно? Какой дать оригинальный заголовок? Заметку можно написать и от первого и от третьего лица.

Чтобы шестиклассники закрепили понятие о заметке как о жанре, я использую еще такую возможность. После сочинения-заметки ребята пишут

очередной диктант и очередное изложение. Тексты для диктанта и изложения

я подбираю из газет. Интересная заметка на тему о труде или отдыхе не только подходящим грамматическим материалом, но ещё и ещё раз выполняет роль образца.





























2.3 Свое мнение – это важно! Обучение сочинению – рассуждению.

Новое сочинение - это словно открытие нового мира для ребят. Устно ребята довольно бойко анализируют отрывки из художественных произведений. А вот письменно они затрудняются высказать своё мнение даже о самых знакомых, самых понятных вещах. Их ставят в тупик элементарные вопросы, скажем, «Какая твоя любимая книга? Почему она нравится тебе больше других? Чему она тебя научила? Если же речь зайдёт о музыке, живописи, архитектуре, ребята и вовсе теряются. Почти всё второе полугодие 6 класса я учу рассуждать. Сочинения такого рода не только обогащают письменную речь, но и заметно воздействуют на характер ученика, формируют его мировоззрение. Я придаю этим работам большое значение и терпеливо выхаживаю росточки самодеятельности в мышлении у ребят.

Объявляется цель нового сочинения: написать о нравственных или безнравственных поступках товарищей. И тотчас вопросы: «А что это такое?» И опять надо на примерах из жизни ребят показать, что может лечь в основу сочинения.

Петина сестра – выпускница. Ей надо много заниматься, готовиться к экзаменам. А Петя нарочно мешает: шумит, стучит, водит к себе вереницу приятелей. Квартира однокомнатная, и сестра вынуждена сидеть за уроками по ночам. Поступают так товарищи?

И покрасневшие до слез Петя, и его товарищи уверенно отвечают: «Нет!» Теперь в головах шестиклассников быстро рождаются аналогичные сюжеты из личной практики.

Так учитель разъясняет каждую тему. Его острые примеры заставляют шестиклассников задуматься над собственными поступками, написать о них, сделать самокритичные выводы.

Почему я начала новый цикл сочинений с рассуждения о нравственных и безнравственных поступках? На этой теме легче учить ребят рассуждать. Она требует повествовательного сюжета с оценкой поступка. Эта оценка и есть элементарное рассуждение.

Повествование шестиклассникам удаётся, и после предварительной работы они справляются с новым заданием. Так это сочинение прокладывает своеобразный мостик от повествования к рассуждению.


























Заключение.

Курсовая работа посвящена одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка - обучению сочинениям устным и письменным различных типов речи.

В работе изложены поэтапные теоретические сведения подготовки и проведения уроков русского языка по развитию речи.

Мной была изучена методическая литература по данной теме, в работе я придерживалась взглядов, отражённых в методических работах по развитию речи Т. А. Ладыженской, А. М. Грининой-Земсковой, Т. А. Колгановой и др.

В работе описана методика подготовки к сочинениям разных типов, поскольку именно в процессе такой деятельности у школьников формируются коммуникативные умения по созданию собственных текстов.

На мой взгляд, наиболее эффективными являются следующие методические приёмы: беседа по содержанию, сбор и систематизация материала, составление плана.

Результаты работы используются в моей практической деятельности по обучению школьников написанию сочинений.














Список использованных источников.


1.Архипова Е. В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников.// Русск. яз. в школе. – 2005. - №4.-

с3-6.

2.Балашова Т. Ю. Подготовка к сочинению – описанию природы.// Русск. яз. в школе. – 2006.-№2.- с 19-21.

3.Гринина – Земскова А. М. Обучение сочинениям 5-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2006.-117с.

4.Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителя./ Под ред. Т. А. Ладыженской.- М.: 1980.- 210с.

5.Методика обучения русского языка: Учебн. пособие для студ. пед.ин-тов./ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. Под ред. М. Т. Баранова.-М.: 1990.-256с.

6. Обучение написанию сочинений разных жанров: Методические рекомендации.- М.: АПК и ПРО, 2001.-120с.

7.Семенюк А. А. Уроки углубленного изучения русского языка: 9 кл.: кн. Для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1994.-192с.: ил.

8.Уроки развития речи: Метод пособие для учителей – словесников по программе «Речь»: 5 кл./ Под ред. Г. И. Канакиной, Г. В. ПРанцовой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДос, 2000.-160с.

9.Уроки развития речи: Метод пособие для учителей – словесников по программе «Речь»: 6 кл./ Под ред. Г. И. Канакиной, Г. В. ПРанцовой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДос, 2000.-168с.

10.Уроки развития речи: Метод пособие для учителей – словесников по программе «Речь»: 7 кл./ Под ред. Г. И. Канакиной, Г. В. ПРанцовой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДос, 2000.-206с.





Содержание.


Введение .

  1. Методическая система обучения сочинениям разных типов речи.

1.1 Что такое школьное сочинение.

1.2 Тема сочинения.

1.3 Отбор материала к сочинению.

2. Практика сочинений различных жанров.

2.1 Обучение сочинению – описанию. Урок развития речи в 9 классе.

2.2 Сочинение – повествование в школьной практике.

2.3 Своё мнение – это важно! Обучение сочинению – рассуждению.

Заключение.

Список использованных источников.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методика обучения сочинениям разных жанров. Выступление на методическом объединении.

Автор: Камкина Татьяна Викторовна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства