Методическое пособие по русскому языку для студентов среднего профессионального образования.
Методическое пособие по русскому языку для студентов среднего профессионального образования.
Практикум предназначен для организации и проведения практических занятий по учебному предмету «Русский язык». Сборник включает в себя методические рекомендации по организации и проведению практических занятий, варианты заданий для проведения практических работ (каждая практическая работа имеет 2 варианта), теоретический материал, таблицы, виды разборов, необходимых в данном пособии.
Предназначены для преподавателей и студентов 1 курса среднего профессионального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по русскому языку для студентов среднего профессионального образования. »
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ АВТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Практикум
по русскому языку
для студентов среднего профессионального образования
Курск – 2013
Полянская Т.И./ Практикум по русскому языку/.-Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2013-52с.
Практикум предназначен для организации и проведения практических занятий по дисциплине «русский язык». Сборник включают в себя методические рекомендации по организации и проведению практических занятий, варианты заданий для проведения практических работ (каждая практическая работа имеет 2 варианта), теоретический материал, таблицы, виды разборов, необходимых в данном пособии.
Предназначены для преподавателей и студентов 1 курса среднего профессионального образования.
Методические материалы обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии ОБОУ СПО «КАТК» протокол № 8 от 28 марта 2013 года.
ПредседательТарасова М.Н.
Автор: Т.И.Полянская, преподаватель русского языка и литературы ОБОУ СПО «КАТК».
Рецензент: Тарасова М.Н., преподаватель русского языка и литературы ОБОУ СПО «КАТК».
Практическое занятие № 1 на тему: «Структура языка. Разделы языка. Типы норм литературного языка»………………………………………………………………………………6
Практическое занятие №2 на тему: «Определение лексико-морфологических особенностей научного стиля речи»……………………………………………………………………………...21
Практическое занятие №3 на тему: «Определение лексико-морфологических особенностей официально-делового стиля речи »……........................................................................................24
Практическое занятие №4 на тему: « Лингвостилистический анализ текста»………………..27
Практическая работа № 5 на тему: «Слово и его значение. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Фразеология»…………………………………………………31
Практическое занятие №6 на тему: «Работа с орфоэпическим словарем, фонетический разбор слова»……………………………………………………………………………………………….34
Практическое занятие №7 на тему: «Правописание приставок на З-/С-, правописание И-Ы после приставок»…………………………………………………………………………………..37
Практическое занятие №8 на тему: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов»………………………………………………………………………………………………..41
Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.
Одна из главнейших задач современного образования – научить студентов самостоятельно учиться. Это требование диктуется современной реальностью: какие бы знания и в каком объёме ни получали обучающиеся, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо формировать и развивать у обучающихся умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов учения.
Важность самостоятельной деятельности отмечали педагоги еще прошлых столетий. Еще Коменский призывал коллег к изысканию и открытию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а обучающиеся больше бы учились. Однако проблема, обозначенная много десятилетий назад, до сих пор является актуальной.
Общепризнанным является факт необходимости последовательного уменьшения роли непосредственной передачи преподавателемзнанийобучающимся и увеличения доли самостоятельности обучающихся. В связи с появлением новых образовательных стандартов (переход на ФГОС), может быть, это станет возможно, изменится организация учебного процесса. На данный момент произошла дифференциация учебной нагрузки, изменилось соотношение между количеством лекционных и практических занятий (практические занятия способствуют развитию самостоятельности у студентов), практические занятия занимают 35-40 % от общего количества аудиторной нагрузки.
В данном пособии содержатся материалы для практических работ (инструкционные карты, задания к практическим работам, методические указания) по русскому языку на I семестр, пособие выстроено в соответствии с календарно-тематическим планированием по дисциплине.Практические занятия, представленные в пособии, являются иллюстрацией различных методических подходов к преподаванию предмета и организации учебной деятельности студентов (реализация уровневой дифференциации при организации практических занятий).
Практические занятия – это такая форма организации учебной деятельности, которая проходит с наименьшим участием преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, используя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных действий. Познавательная самостоятельность всегда включает в себя творчество как необходимое условие (творческие задания по русскому языку: сочинения, эссе, выступления на диспутах и др. – неотъемлемая часть данной дисциплины) и обязательно подразумевает активность обучающегося, что, на сегодняшний день, немаловажно.
Учебно-методическое пособие представляет собой обобщенный курс по русскому языку за 1 семестр. Распределение учебного материала предполагает его параллельное повторение по нескольким разделам: «Язык и речь. Функциональные стили речи», «Лексика и фразеология», «Фонетика, орфоэпия, орфография». Такая структура учебного пособия позволяет не только закрепить приобретенные знания и умения, но и, существенно углубив их, способствовать совершенствованию навыков владения русским языком.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов средних профессиональных учреждений. Учебное пособие состоит из 8 практических занятий. Формы заданий, используемых на практических занятиях, различны: задания в тестовой форме, которые позволяют детям готовиться к будущим экзаменам в форме ЕГЭ, и, задания, способствующие развитию устной и письменной речи обучающихся. Следует отметить, что у студентов слабо сформированы навыки развития речи. Обучающиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Обучающиеся допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.Поэтому цель данного пособия и преподавания русского языка вообще заключается в том, чтобыповысить общую речевую культуру будущего специалиста, усовершенствовать владение грамматическими нормами устной и письменной речи, сформировать навыки эффективной коммуникации в различных условиях общения.
Данное пособие призвано помочь обучающимся и преподавателям в решении следующих задач, сформулированных с учетом сложившейся специфики современного образования:
- дать общее представление о современном состоянии русского языка, нормах русского языка на уровне произношения, словоупотребления, морфологии, орфографии, показать своеобразие современной речевой ситуации;
- расширить активный словарный запас учащихся, раскрыть богатство русской лексики, фразеологии, познакомить с различными словарями и справочниками, отражающими взаимодействие языка и культуры;
- раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях.
Каждая тема начинается с формулировки целей и задач, поставленных в рамках данного учебного занятия,в инструкционных картах изложены основные теоретические положения, а затем закрепление материала проходит с помощью упражнений, которые нацеливают обучающихся на вдумчивый анализ и объяснение языковых явлений, на выбор нужных орфограмм и пунктограмм.
Практическая работа №1
Инструкционная карта
Тема занятия:Структура языка. Разделы языка. Типы норм литературного языка.
Цель выполнения задания: повторить и обобщить ранее полученные знания по различным разделам русского языка.
Необходимо знать:структуру языка, разделы языка, типы норм литературного языка.
Необходимо уметь:применять в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; анализировать свою и чужую речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи.
Стилистические нормы (правильное использование языка в разных ситуациях и сферах общения)
Ход выполнения задания, методические указания
В задания включены материалы, проверяющие школьные знания разных разделов русского языка: фонетики, орфоэпии, орфографии, синтаксиса, пунктуации, морфологии, культуры речи. Вам необходимо ответить на предложенные задания, каждое из которых предполагает лишь один правильный ответ. Во второй части вам необходимо расставить пропущенные знаки препинания в предложенном тексте.
21. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?
Реки Евфрат и Тигр, которые берут начало в горах южнее Кавказа, впадают в Персидский залив.
Скопления звёзд образуют Галактики, между которыми простираются обширные области пустого пространства.
На карте долготу обозначают линиями, которые называются меридианами.
Королевскую примулу, которая распространена в Индонезии, называют цветком землетрясения.
22. В каком предложении придаточную часть можно заменить причастным оборотом?
Тело водомерки покрыто мелкими волосиками, которые препятствуют смачиванию его водой.
Экологические проблемы, о которых так много говорят в наши дни, находятся в центре внимания учёных.
В атмосфере выделяют несколько слоев, у которых различаютсяфизико-химические характеристики.
В пути Одиссея ожидало множество приключений, о которых и рассказывает Гомер в поэме.
23.В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить
ЦЕННОСТНЫЙ?
1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
24.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева,
набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ
веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих
минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были
установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых
зависит духовная жизнь и здоровье человека.
25. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы)
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало
больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в
20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина
совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко
писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные
планы.
26. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте (на пол)
2) их работа
3) горячие супы
4) шестистами учениками
27.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Прочитайте предложения и выполните задания 28 — 30.
А. Имеются и относительно молодые города, такие, как Истра возникшая в XVII веке.
Б. Дмитров – ровесник столицы.
В. Есть среди них Волоколамск, существовавший еще до основания Москвы.
Г.Древние города Подмосковья возникали в разное время.
28. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) А 2) Б 3) В4) Г
29. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) БГАВ 3) АВГБ
2) ВГАБ 4) ГВБА
30. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.
1) А — двусоставное
2) Б — сложноподчинённое
3) В — простое
4) Г — двусоставное
Дополнительная часть
Прочитайте текст и выполните задания 31- 34
(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в
друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек.
(3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль изстроя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
31.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков
довольно скептическое отношение.
2) Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех,
что происходили за сто лет до этого.
3) Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.
4) Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время
Крымской войны.
32.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
1) Однако
2) Даже
3) Несмотря на это,
4) Следовательно,
33. Укажите тип(-ы) речи данного текста.
1) описание 3)рассуждение и описание
2) повествование 4) описание и повествование
34.Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) стали машины (предложение 5)
2) корабли в упор палили (предложение 2)
3) вывести из строя (предложение 3)
4) матросы старались завладеть (предложение 4)
35.В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
Как и с чем д…йствительно можно сравнить его кр…соту? Не станем уверять что пр…краснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса как известно его тундра и ледяная пустыня есть венец природного с…вершенства и богатства. Мы с р…ждения впитываем в себя воздух соли и картины своей родины они вл…яют на наш характер и в немалой степ..ни организуют наш жизненный состав. Поэтому нед…статочно сказать что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естестве…ой средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечны голос. Бессмысленно сравнивать отд…вая чему-либо предп…чтение: льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднеру…кой степью, даже Каспий с Байкалом, – можно лишь передать о них свои впеч…тления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях пр…исходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почу…ствовать единственность и неслучайность картины треп…тного и тревожного ее существования.
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
1.Что такое орфография?
2.Назовите самостоятельные части речи?
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
2. В каком слове ударение падает на последний слог?
1)полифония 3)вчистую
2)зубчатый 4)бежать
3.В каком слове первая буква обозначает твердый согласный звук?
1)дефис 2)демагог 3)дебют 4) дельта
4. В каком слове есть окончание?
1) бегом 2)карандашом 3)верхом 4) пешком
5. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) проск...кать, р...сту, р...стовщик
2) ск…чок, пл...вучий, приг...рь
3) к…снуться, тв...рить, з...рево
4) з...ря, разг...раться, отр...сль
6. В каком ряду НЕ со словом пишется слитно?
1) Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся
социальный тип.
2) В Мещёрском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.
3) Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади
воды.
4) Трава, ещё (не)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.
7. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?
1)пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града
2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать
3)о..далённый, на..треснутый, на..пиленный
4)из..мать, дез..нформация, от..граться
8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)догон..шь, озадач..вший
2)разбуд..шь, омыва..мый
3)беспоко..шься, подстрел..нный
4)шепч..шься, расчист..вший
9.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. фасол..вый
Б. отрасл..вой
В. настойч..вость
Г. догадл..вый
1) А, Б
2) А, Б, В
3) А, В, Г
4) В, Г
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Я чуял, как пахнет иссуше(1)ый зноем и морозами старый частокол, погруже(2)ый в снежные наметы, как пахнет хлев и ути(3)ый загон и прикова(4)ый к будке русский гончак.
1,2,3 3)3
1,2,4 4)1,4
11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?
Коршун поспешил посмотреть (В)ВЕРХ, ЧТО(БЫ) выразить беркуту свое почтение.
Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянул ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.
Теперь между маленькими уцелевшими островками леса по склонам холма РЕДКО(РЕДКО),но ВСЕ(ЖЕ) растут кустики можжевельника.
По ночам филины орут в буераке, как БУД(ТО) КОГО(НИБУДЬ) душат разбойники, а днем в небе парят коршуны.
12. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания .
1)Туман оставшись после росы п…спешно уходит в норы п…счаных зайцев и мышей и будит их влажным запахом нап…миная о близком дне.
2)За р…кой щ…тинкой стояла зеленая рож… и пахло свежей зеленью и цветом.
13. Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связьюуправление.
Листья, тронутые заморозком, пожелтели.
14. Определите вид односоставного простого предложения.
На улице смеркалось.
1) определённо-личное 3) обобщённо-личное
2) неопределённо-личное 4) безличное
15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
Истоки некоторых традиций или обрядов трудно проследить.
Солдат не ожидал нападения и на мгновение испугался но потом рванул винтовку на себя.
Древние египтяне вырезали из талька магические талисманы и амулеты и покрывали их цветной лазурью.
Возьми говяжье мясо да и свари суп.
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Летом окажется(1) что дорога (2)которая могла зимой показаться однообразной(3) и скучной(4) необычно разнообразна и живописна.
1)1,2,3 2)2,3 3)1,3 4)1,2,4
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Все(1) что разучила для себя земля (2) всю длинную симфонию звуков(3) которую она хотела исполнить на рассвете (4) когда начинают промысел коршуны и зайцы(5) – все разом проиграл буран.
1)1,2,4,5 2)1,2,3,4,5 3)1,3,4 4)2,3,4
18. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? (Ф.Достоевский)
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения разъясняет, раскрывает содержание первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части.
19. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Стога сена, копны, дерево, растущее поодаль, перелесок, шалаш старика – все виделось особенно выпукло, ярко, как если бы произошло что-то с нашим зрением, а не игра великого солнца была причиной необыкновенности утра.
Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Содержание частей сложного предложения, стоящих после тире, противопоставлено первой части.
Последние части ложного предложения представляют собой присоединение, обобщение предыдущей части.
Части сложного предложения, стоящие после тире, указывают на следствие того, о чем говорится в первой части.
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первое(1)дошедшее до нас (2) обстоятельное сочинение о лекарственных растениях(3) в котором приведено научное обоснование их применения (4) принадлежит Гиппократу.
1)1,2,3 2)2 3)3,4 4)1,3
21. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?
Бывают берёзы, которые имеют кору жёлтого, фиолетового и даже чёрного цвета.
Наша планета Земля напоминает корабль, который плывёт по просторам космоса, как по морю.
Из-под земли доносился глухой гул, который напоминал артиллерийскую канонаду.
Я осторожно приблизился к яблоне, под которой сидела огромная
собака.
22. В каком предложении придаточную часть можно заменить причастным оборотом?
Наиболее естественное выражение изобразительное искусство находит в печатях, на которых вырезаны фигуры животных.
Этот дворец построен на природном холме, вершина которого превращена в площадку.
Микеланджело взялся за работу, от которой отказались многиедругие художники.
Раскопки принесли богатейшие данные, которые прояснили многие непонятные аспекты истории Карфагена.
23.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева,
набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ
веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих
минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были
установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых
зависит духовная жизнь и здоровье человека.
24. В каком предложении вместо слова дарёныйнужно употребить слово даровой ?
Дарёному коню в зубы не глядят (пословица).
На стене висело дарёное ружье.
Теперь я знаю, что в шкатулке Анна хранила дарёное кольцо.
Твоя дарёная отвага никому не нужна.
25. Укажите пример с грамматической ошибкой(с нарушением синтаксической нормы)
1)Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна.
2)Пассажиры, пользующиеся пригородным транспортом имеющие документы на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.
3)Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в
области лингвопоэтики.
4)Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки
П.И. Чайковского.
26.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)заграничные паспорта
2)у нового крупье
3)более лучший
4)с двумя килограммами мандаринов
27. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на
дуэли,
1)они были строжайше запрещены Петром I.
2)по указу Петра I запрещались не только поединки, но и публичные
оскорбления.
3)вышел указ Петра I о запрещении поединков.
4)Пётр I запретил поединки специальным указом.
Прочитайте предложения и выполните задания 28 — 30.
А.Возводя его, итальянский зодчий Аристотель Фиораванти не стремился воссоздать владимирский храм.
Б.Зодчий-иностранец сумел понять что Владимир был уже старой столицей, а теперь возвышалась новая – Москва.
В.Одна из широко известных достопримечательностей Кремлевского архитектурного ансамбля – Успенский собор.
Г. Поэтому роль нового храма велика не только в архитектурном ансамбле Соборной площади, но и в жизни всего государства.
28. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) А 2) Б 3) В 4) Г
29. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) ВАБГ 2) ВГАБ 3) БАГВ 4) АВГБ
30. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.
1) А — двусоставное
2) Б — сложное с подчинительной и сочинительной связью
3) В — бессоюзное сложное
4) Г — двусоставное, распространённое
Дополнительная часть
Прочитайте текст и выполните задания 31- 34
(1)… (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на
компьютере должна быть преобразована в числовую форму.
(3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая
информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется
определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим
числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Всетчисла в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.
31.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом
тексте?
1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для
обработки информации.
2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную
в числовой форме.
3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования,
хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных
носителях, например на гибких и жёстких дисках.
32.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте
пропуска в шестом предложении?
1) Прежде всего,
2) Однако
3) Кроме того,
4) Иными словами,
33. Укажите тип(-ы) речи данного текста.
1) описание 3) рассуждение и описание
2) повествование 4) повествование и описание
34.Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении
текста?
1) информация для обработки
2) информация должна
3) информация должна быть преобразована
4) информация преобразована
35. В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
И…ку…твенныйинт…ллект… Этот термин появился в шест…десятые годы прошлого столетия. Об и…ку…твенноминт…ллекте пишут журналы и газеты ему посв…щаются научные м…н…графии и статьи работы в этой области ведут тысячи ученых десятки научно-и…ледовательскихлаб…раторий и институтов. Неужели ученые хотят создать устройства наподоби… и…ку…твенного сердца или почки чтобы вставлять их в головы людей обд…ленных умением мыслить?
Конечно, нет! И…ку…твенныйинт…ллект - это лишь м…тафорическое, образное название научного напр…вления являющегося в наши дни по выражению академика А.П.Александрова п…р…довым фронтом математического и програ…ного об…спечения ЭВМ
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
1.Что такое орфоэпия?
2.Назовите служебные части речи?
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Практическая работа №2
Инструкционная карта
Тема занятия:определение лексико-морфологических особенностей научного стиля речи.
Цель выполнения задания: научиться производить стилистический анализ научного текста.
Необходимо знать: что такое научный стиль речи, его разновидности, отличительные особенности, сферу применения, функцию речи, жанры, языковые особенности, основные типы речи.
Необходимо уметь: давать характеристику научному стилю речи.
Научный стиль речи – это книжный стиль, задачей которого является точное и полное объяснение окружающей действительности, показ причинно-следственных связей и закономерностей взаимодействия между явлениями действительности.
Функция речи: информативная (сообщение объективных обобщенных знаний).
Лексические: наличие специальной лексики, терминов, однозначных слов, повторяемость ключевых слов, отсутствие (в большинстве случаев) образных средств;
Словообразовательные: наличие в словах иноязычных словообразовательных элементов (корней, суффиксов, приставок); суффиксов, придающих отвлеченное значение.
Морфологические: преобладание существительных, в том числе отглагольных; отсутствие личных местоимений 1-го и 2-го лица ед.ч.; отсутствие эмоционально-экспрессивных частиц и междометий; использование союзов со значением причины и следствия, вводных слов.
Синтаксические: прямой порядок слов, использование словосочетаний сущ.+ сущ. в Р.п.; преобладание неопределенно-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов, однородных членов.
Основной тип речи: рассуждение или рассуждение с элементами повествования и описания; последовательное повествование.
Ход выполнения задания, методические указания
Провести стилистический анализ данного текста по предложенному плану.
Вариант 1
Словарная статья содержит сведения о написании, произношении, изменении, происхождении, значении слова и особенностях его употребления в речи.Словарная статья состоит из заголовочного слова (там, где это необходимо, указываются особенности его произношения), грамматической характеристики, этимологической справки( для заимствованных слов), функционально – стилистической характеристики, толкования с примерами, фразеологизмов и производных слов.
(«Современный толковый словарь русского языка», под ред. С.А..Кузнецова)
Порядок стилистического анализа текста
Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста. Коммуникативное намерение автора.
Тема, идея (основная мысль) текста. Сфера общения, в которой может быть применен данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство).
Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).
Специфические (отличительные) черты.
Жанр, в котором написан текст.
Способ изложения ( личный, отвлеченный, «сухой», эмоциональный, с применением изобразительно-выразительных средств языка и т.д.)
Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность текста (лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические).
Тип речи.
Вывод.
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
1.Что такое стилистика?
2.Назовите функциональные стили речи?
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Вариант 2
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, страны, объединяющей под своим флагом около двухсот различных национальностей и этнических групп. Для всех них русский – язык межнационального общения. Россия – мощная держава, с которой считаются во всем мире, поэтому русский язык изучают во многих странах. Русский язык имеет международное значение. Он является одним из официальных языков ООН, на нем пишутся важнейшие международные документы (договоры, соглашения и др.). Русский язык является одним из ведущих языков мира.
Порядок стилистического анализа текста
Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста. Коммуникативное намерение автора.
Тема, идея (основная мысль) текста. Сфера общения, в которой может быть применен данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство).
Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).
Специфические (отличительные) черты.
Жанр, в котором написан текст.
Способ изложения ( личный, отвлеченный, «сухой», эмоциональный, с применением изобразительно-выразительных средств языка и т.д.)
Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность текста (лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические).
Тип речи.
Вывод.
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
1.Что такое стиль речи?
2.Назовите книжные стили речи?
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Практическая работа №3
Инструкционная карта
Тема занятия:определение лексико-морфологических особенностей официально-делового стиля речи.
Цель выполнения задания: научиться производить стилистический анализ официально-делового текста
Необходимо знать: что такое официально-деловой стиль речи, его отличительные особенности, сферу применения, функцию речи, жанры, языковые особенности, основные типы речи
Необходимо уметь: давать характеристику официально-деловому стилю речи
Официально-деловой стиль речи- это функциональная разновидность русского литературного языка, применяемая в сфере общественных отношений. Деловая речь служит средством общения государств, государства с отдельным лицом и обществом в целом; средством общения предприятий, учреждений, организаций; средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.
Официально-деловой реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, справок, удостоверений, доверенностей, в деловой переписке учреждений. Устная форма официально-деловой речи представлена выступлением и докладом на собраниях и конференциях, судебной речью, служебными телефонным разговором, устным распоряжением.
Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации).
Специфические черты:
1) точность, детальность изложения;
2) стандартизированность изложения;
3) долженствующе-предписующий характер изложения (волюнтативность).
2)Морфологические особенности: употребление глаголов несовершенного вида, кратких прилагательных, большого количества отыменных предлогов и союзов, отглагольных существительных в форме родительного падежа, существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии;
4)Словообразовательные особенности:для официально-делового стиля характерно словосложение, заимствование интернациональных словообразовательных моделей.
Основной тип речи: в официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание. Однако в некоторых (например, протокол, отчет, договор) наблюдается и повествовательная манера изложения.
Ход выполнения задания, методические указания
Провести стилистический анализ данного текста по предложенному плану.
Вариант 1
«Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации» (Консультант. 1997. № 24).
Порядок стилистического анализа текста
Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста. Коммуникативное намерение автора.
Тема, идея (основная мысль) текста. Сфера общения, в которой может быть применен данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство).
Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).
Специфические (отличительные) черты.
Жанр, в котором написан текст.
Способ изложения ( личный, отвлеченный, «сухой», эмоциональный, с применением изобразительно-выразительных средств языка и т.д.)
Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность текста (лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические).
Тип речи.
Вывод.
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
1.Жанры официально-делового стиля речи?
2.Назовите лексические особенности официально-делового стиля речи?
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Вариант 2
«Порядок ведения заседания и исследования дополнительных доказательств, если они были представлены в апелляционную инстанцию, определяется председательствующим. По общему правилу вначале заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей. Сначала выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, и его представитель. В случае обжалования решения обеими сторонами первым выступает истец» (Хозяйство и право. 1997. № 1).
Порядок стилистического анализа текста
Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста. Коммуникативное намерение автора.
Тема, идея (основная мысль) текста. Сфера общения, в которой может быть применен данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство).
Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).
Специфические (отличительные) черты.
Жанр, в котором написан текст.
Способ изложения ( личный, отвлеченный, «сухой», эмоциональный, с применением изобразительно-выразительных средств языка и т.д.)
Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность текста (лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические).
Тип речи.
Вывод.
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
1 Сфера употребления официально-делового стиля речи?
2.Назовите синтаксические особенности официально-делового стиля речи?
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Практическая работа №4
Инструкционная карта
Тема занятия:лингвостилистический анализ текста.
Цель выполнения задания: научиться производить лингвостилистический анализ теста
Необходимо знать: что такое функциональные стили речи, их отличительные особенности, сферу их применения, функцию речи, жанры, языковые особенности, основные типы речи
Необходимо уметь:анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста, опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
Функциональные стили речи: научный стиль речи, официально-деловой стиль речи, публицистический стиль речи, художественный стиль речи, разговорный стиль речи.
Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.
Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.
Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература,монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).
Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства,делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов,постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право.
Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.
Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.
Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.
Задача-сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам
Стилевые черты - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы.Жанры-диалог, личные письма, личные записки, телефон.
Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
Жанры-эпос,лирика,драма,эпопея,роман,повесть,рассказ,сказка,басня,ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Ход выполнения задания, методические указания
Провести лингвостилистический анализ данного текста по предложенному плану.
Вариант 1
Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.
А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть–чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой–то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.
Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто–то еще в последний раз, и она стала неподвижна.
Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких–то чудовищ; влесу стало страшно: там кто–то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Вопросы и задания
1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?
2. Определите стилистическую принадлежность текста(укажите тип и стиль речи), докажите свою точку зрения.
3. Определите стилистическую роль однородных членов.
4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
5. Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.
6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
Повествование как функционально-смысловой тип речи?
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Вариант 2
Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.
Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом.
Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления? Однако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество.
Вопросы и задания
1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?
2. Определите стилистическую принадлежность текста (укажите тип и стиль речи), докажите свою точку зрения.
3. Определите стилистическую роль однородных членов.
4. Отметьте в тексте слова эмоционально–оценочной лексики. Какое настроение они создают?
5. Какие еще средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?
6. Найдите в тексте лексические и грамматические повторы, объясните их роль.
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи?
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Практическая работа №5
Инструкционная карта
Тема занятия: лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления.
Цель выполнения задания: научиться определять тип лексического значения слова, строить синонимический и антонимический ряды к выделенному слову, определять происхождение данного слова, значение фразеологического оборота.
Необходимо знать: синонимы, лексические и контекстуальные антонимы, омонимы; диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы; архаизмы,историзмы, неологизмы; прямое и переносное значение слова; фразеологические единицы.
Необходимо уметь: употреблять лексические средства в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Синонимы - это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и тоже, но различающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, например: гиппопотам –бегемот, алый -красный.
Антонимы – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда – ложь, добрый – злой, говорить - молчать.
Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, например: бор «сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте»и бор «стальное сверло».
Историзмы- это слова,обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятиями ,например :кольчуга, барщина,конка.
Архаизмы - это устаревшие названия существующих и в современности явлений и понятий, для обозначения которых возникли другие, современные названия.
Неологизмы – это слова, которые возникают как названия для новых предметов,явлений, понятий, не имеющих еще названий в языке, или как новые названия для уже существующих предметов или понятий.
Фразеологический оборот, или фразеологизм, является устойчивым сочетанием слов, выступающим как единая лексическая единица которой можно поставит одно слово.Слова, входящие в состав фразеологизма, в большинстве случаев частично или полностью теряют собственное лексическое значение.
Таблица4
Лексика
Общеупотребительная
Имеющая ограниченную сферу употребления
Диалектизмы
Жаргонизмы
Профессионализмы
Термины
Ход выполнения задания, методические указания
Используя теоретические положения, выполните предложенные задания.
Вариант 1
1.Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.
2.Запишите синонимичные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить данное выражение. С одним из фразеологизмов составьте и запишите одно предложение.
3.Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательных употреблены в переносном значении. Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями.
Каменный дом - ___________________________________________________
Каменное лицо - ___________________________________________________
4.Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, Употребленные в переносном значении.
5.Спишите, указывая какой частью речи являются слова-антонимы.
1) Корень учения горек, а плод – сладок.
2)Добрая слава лежит, а худая бежит.
6.Кратко напишите, как вы понимаете смысл одной из пословиц, включенных в пятое задание.
Тяжелый характер - ________________________________________________
2.Запишите синонимичные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить данное выражение. С одним из фразеологизмов составьте и запишите одно предложение.
3.Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательных употреблены в переносном значении. Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями.
4.Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.
5.Спишите, указывая какой частью речи являются слова – антонимы.
1)Новых друзей наживай, а старых не забывай.
2)маленькое дело лучше большого безделья.
6.Кратко напишите, как вы понимаете смысл одной из пословиц, включенных в пятое задание.
7.К словам 2-х разных частей речи подберите синонимы (Дайте максимально полный синонимичный ряд).
А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела…Фенечка, и то прислушивалась, то дремала….. (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)
8.Употребите в прямом и переносном значениях данные слова.
Образец: добыча металла – металл в голосе.
Чёрный, деревянный, золотой, горький.
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
Дайте определение и приведите примеры:
1.Диалектизмы.
2.Типы омонимов.
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Практическое занятие №6
Инструкционная карта
Тема занятия: работа с орфоэпическим словарем, фонетический разбор слова.
Цельзанятия: повторить и систематизировать изученный материал по теме.
Перед началом занятия необходимо знать:звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, нормы произношения и написания слов, сопоставлять количество букв и звуков в слове.
После окончания занятия необходимо уметь:правильно произносить слова и интонировать предложения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических и интонационных норм; применять знания и умения по фонетике в практике правописания.
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. Знание фонетики позволяет не только правильно произносить и читать звуки в словах, но и отражать фонетические явления на письме.
Происхождение слова «фонетика» восходит к греческому «phone» - звук. Поэтому при изучении фонетики на первый план выступают понятия, отражающие звуковую сторону языка: звуки и буквы, их соотношение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, слог, ударение.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
Таблица5
Звонкие
[б]
[б']
[в]
[в']
[г]
[г']
[д]
[д']
[з]
[з']
[ж]
Глухие
[п]
[п']
[ф]
[ф']
[к]
[к']
[т]
[т']
[с]
[с']
[ш]
Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
Таблица6
Звонкие
[л]
[л']
[м]
[м']
[н]
[н']
[р]
[р']
[j]
Глухие
[х]
[х']
[ч']
[щ']
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.
Ход выполнения задания, методические указания
Используя теоретические положения, выполните предложенные задания и указанные виды разбора.
Вариант 1
Запишите в фонетической транскрипции следующее четверостишие С. Маршака:
Пусть будет небом верхняя строка,
А во второй клубятся облака,
На нижнюю сквозь третью дождик льется,
И ловит капли детская рука.
Встречаются ли в данном отрывке звуки [з’], [ф], [ц] , [ ], подчеркните слова с данными звуками?
2. Определите, есть ли одинаковые звуки в русских словах брюкии юбка.
3. Сравните произношение следующих сегментов русской речи: «раз играл он…»и « разыграл он…».В чем разница в их звучании и как ее объяснить?
4. Определите, чем различается звуковой состав следующих слов, затранскрибируйте их:
а) небо и нёбо; б) шелк и щелк; в) роман и рояль.
5. Определите, какие звуки входят в состав следующих словоформ. Совпадает ли набор звуков в каждом случае?
а) теплица и петлица; б) кончено и конечно; в) тобой и отбой.
6. Определите, из одинаковых или из разных звуков состоят следующие русские словоформы:
а) шпик и пшик; б) карниз и корзин; в) апломб и пломба.
7. Сделайте фонетический разбор следующих слов: праздник, рассы́паться.
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Практическое занятие №7
Инструкционная карта
Тема занятия:правописание приставок на З-/С-, правописание И-Ы после приставок.
Цель выполнения задания:повторить теоретические сведения о правописании гласных и согласных в приставках; углубить знания о приставках при-, пре-; совершенствовать умение правильно писать гласные и согласные в приставках, формировать орфографическую зоркость.
Необходимо знать: условия правописания приставок, слова исключения.
Необходимо уметь:анализировать морфемный состав слова, закрепить навыки разбора слова по составу, совершенствовать орфографическую грамотность.
5.Сначала выпишите слова с неясным значением приставок при-, пре-, потом слова, в которых при- и пре- являются частью корня, а затем – все остальные слова.
Километрах в трех от нашего села пр..текает глубокая, омутистая речка Снежедь. Она пр..чудливо и…вивалась среди о…ширных з..ливных лугов. Весной все луга п..крывала вода, и они пр..вращались в сплошное море, а летом луга тоже казались зеленым морем трав и цветов. В ветреный день травы колыхались, и по лугам пр..бегали волны, о..давая лица речной свежестью и тонким, едва уловимым запахом цветущей земли. Этот огромный пр..речный луг тянулся на много километров и назывался Бежин луг.
(Г.Скребицкий «Коротко о самом себе»)
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
Найдите вариант с орфографической ошибкой и выпишите его: президент, презирать,преоритет,президиум
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
5.Сначала выпишите слова с неясным значением приставок при-, пре-, потом слова, в которых при- и пре- являются частью корня, а затем – все остальные слова.
Дар слова есть натуральная пр..надлежность человека, язык не выдумывается, как и любовь. Однако было бы крайне п..чально, если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр..цессу, который сам собою в нас пр..и..ходит, если бы мы говорили так, как поют птицы, пр..давались бы естественным с..четаниям звуков и слов для выражения невольно пр..ходящих через нашу душу чувств и пр..дставлений, а не делали из языка орудие для п..следовательногопр..ведения мыслей, средства для д..стижения р..зумных и с..знательно п..ставленных целей. При исключительно па..сивном и бе..сознательном о..ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука, ни иску(с,сс)тво, ни гражданское о(п,б)щежитие, да и самый язык вследствие недостаточного пр..менения этого дара не ра..вился бы и остался бы при з..чаточных своих пр..явлениях.
Содержание отчета
Укажите, какие умения и навыки вы приобрели в результате практического занятия.
Контрольные вопросы
В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста? Выпишите правильный ответ и аргументируйте его.
Пр…слушиваться,пр…нахмурилась,пр…давать.пр…летел.
Литература
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Практическая работа № 8
Инструкционная карта
Тема занятия: правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Цель выполнения задания: сформировать навык правописания чередующихся гласных в корнях
Необходимо знать:условия употребления чередующихся гласных в корнях слов, правописание слов с трудно определяемым значением, правописание слов исключений.
Необходимо уметь: различать омонимичные или похожие корни с проверяемыми безударными гласными и корни с чередованием гласных, видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой.
Ира очень ак..уратная. Каждое утро она уб_раеткв..ртиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лаетп..стели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-л..нтяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
Очень инт..ресно узнавать возр..ст м..лодых с..сновых дерев(..)ев по их ежегодным побегам. В первые годы св..ей жизни сосна р..стет очень правильно бл..годаря тому, что почки у нее образуют(..)ся только по концам побегов. Обыкновенно таких почек бывает от четырех до пяти: одна на самом кончике побега как бы составляет его прод..лжение, и три-пять вокруг нее расп..л..гаются. Если мы ранней весной посмо..трим на вершину (не)большой м..лоденькойсосенк.., то увидим, что из конечной ее почки выдвигается побег прямо кверху, а из б..ковых почек отходят побеги в сторону. Так вот, зная, что у сосны ежегодно нар..стает по одному в..ршинному побегу, мы сосч..таем число таких побегов по стволу дерева и узнаем, сколько нашей сосенк.. лет.
1.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2010
2.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Заключение
В этом учебном году многие средние профессиональные учреждения перешли на ФГОС. Этот переход повлек за собой изменения в образовании, внес свои коррективы в учебныйпроцесс. Как следствие этого появился новый вид аудиторной нагрузки по русскому языку – практические занятия.
Эта новая форма организации учебной деятельности доселе незнакомая преподавателям русского языка и литературы. Методические пособия, рекомендации или другие виды методических разработок по проведению и организации практических занятий по дисциплине русский язык в начале года практически отсутствовали, поэтому методические рекомендации, задания к практическим занятиям каждый из преподавателей разрабатывал самостоятельно, руководствуясь лишь общими положениями, разработанными методической службой колледжа. Свои разработки по организации и проведению практических занятий по дисциплине русский язык я объединила в пособие, которое может использоваться не только преподавателями, но и студентами.
Как уже было сказано выше, цель данного пособия и преподавания русского языка вообще заключается в том, чтобы повысить общую речевую культуру будущего специалиста, усовершенствовать владение грамматическими нормами устной и письменной речи, сформировать навыки эффективной коммуникации в различных условиях общения. Надеюсь, что методические рекомендации, задания, объединенные в данном пособии, будут способствовать достижению озвученной цели.
Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. – №2
Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. М., 1976.
Виноградов В. В. Стилистика: Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959.
Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень. – «Русское слово», 2008г.
Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. Методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ: Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2010.
Иванова С.В. Русский язык: Тесты. Упражнения. Правила. Повышение грамотности. – М.: Изд. фирмы «ГЛЯНЦ», 2011.
Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. – М.: «Лист»,2008..
Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4
Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.// Русская словесность. - 2004. – №7
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век». Мир и образование, 2009.
Интернет-ресурсы:
Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
Грамматическое значение — отношение к определённой части речи: девочка — имя существительное.
Однозначность слова:доверие— уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, порядочности.
Многозначность слова: доклад — 1) публичное сообщение на определенную тему; 2) устное или письменное сообщение руководителю о служебном деле.
Прямое значение: волк воет
Переносное значение (основанное на прямом и связанное с ним по смыслу): ветер воет.
Лексика с точки зрения происхождения употребления
Синонимы - это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и тоже, но различающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, например: гиппопотам –бегемот, алый -красный.
Антонимы – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда – ложь, добрый – злой, говорить - молчать.
Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, например: бор «сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте»и бор «стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле».
Историзмы - это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятиями, например: кольчуга, барщина, конка.
Архаизмы - это устаревшие названия существующих и в современности явлений и понятий, для обозначения которых возникли другие, современные названия.
Неологизмы – это слова, которые возникают как названия для новых предметов, явлений, понятий, не имеющих еще названий в языке, или как новые названия для уже существующих предметов или понятий.
Лексический разбор слова (разбор под цифрой 5)
Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.
Схема лексического разбора слова
1. Определите лексическое значение слова в контексте.
2. Если слово многозначно, укажите другие его значения.
3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое;
б) переносное.
4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
9. Определите, является ли слово устаревшим.
10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
Примеры лексического разбора слова
Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)
1. Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).
2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.
3. Значение прямое.
4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.
5. Слово заимствовано из латинского языка.
6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).
7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
С лечебной целью используют корни и корневища элеутерококка, собранные осенью.(В. Ягодка)
1. Корень – в данном предложении слово “корень” имеет значение “вросшая в землю часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы”.
2. Слово многозначно: а) часть растения, б) часть основания, в) первопричина, г) часть слова, д) алгебраическая операция, функция, е) число, обращающее в ноль или тождество
3. В предложении употреблено в прямом значении.
4. Омонимов, синонимов, антонимов в данном значении не имеет.
5. Исконно русское.
6. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.
7. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.
8. Слово входит во фразеологизмы: зри в корень, вырывать с корнем, корень зла, на корню, под корень, пустить корни.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Основные понятия
Фонетика – раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.
Звук речи – кратчайшая, далее неделимая единица речи, произносимая за одну артикуляцию.
Артикуляция – работа органов речи, направленная на производство звуков.
Графика – прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых на письме, и звуковое значение букв, т.е. соотношение между буквами алфавита и звуками речи. В графическую систему языка входят также знаки препинания, ударение, дефис и др.
Орфоэпия–раздел языкознания, изучающий нормативное произношение, а также совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее произносительным нормам литературного языка.
Порядок фонетического разбора.
1.Орфографическая запись слова.
2.Отметить возможность переноса.
3.Фонетическая запись слова .
4.Разделить слово на слоги и определить место ударения .
5.Охарактеризовать все звуки по порядку .
Для гласных указать, какие они- ударные или безударные , какими буквами обозначены.
Для согласных указать какие они- звонкие или глухие ,парные или непарные, твердые или мягкие , какими буквами обозначены .
6.Указать количество звуков и букв .
7.Отметить случаи несоответствия звука букве .
Образец фонетического разбора.
серенького[с'эр'ин'кава]
с [с'] — согласный, парный, глухой, мягкий;
е [э] — гласный, ударный;
р [р'] — согласный, непарный, звонкий, мягкий;
е [и] — гласный, безударный;
н [н'] — согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [—] — звука не обозначает;
к [к] — согласный, парный, глухой, твёрдый;
о [а] — гласный, безударный;
г [в] — согласный,парный, звонкий, твёрдый;
о [а] — гласный, безударный;
10 букв, 9 звуков
Морфемика. Словообразование
Основные понятия
Морфемика - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.
Морфема - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.
В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые - только из основы.
В основу обязательно входит корень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть приставки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.
По функции аффиксы делятся на:
- словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс); - формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), быстрее (формообразующий суффикс).
Порядок морфемного разбора
1. Определить, какой частью речи является слово.
2. Выделить его основу, окончание (если оно есть); указать грамматическое значение окончания.
3.Выделить корень.
4.Выделить приставки и суффиксы (если они есть).
Образец разбора
Предъянварский
Это слово — прилагательное.
Окончание -ий, основа — предъянварск-.
Корень слова - январ-.
Приставка — пред-; суффикс ск-.
Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Способы образования слов.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими способами: приставочным, суффиксальным, приставочно - суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.
Порядок словообразовательного разбора
Производящая основа — это основа, от которой образуется другая основа, называемая производной. Одна производящая ос- нова может стать источником для образования одной или не- скольких производных основ.
1. Выделить производящую основу и производящее слово.
Выделить словообразовательное средство (суффикс, приставку и т. д.).
Определить способ словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую).
Образцы словообразовательного разбора
Занавеска
Производящая основа — занавеси-, производящее слово — занавесить, производящая основа в данном случае выступает в усеченном виде: занавес-.
Словообразовательное средство: - к-.
Способ образования — суффиксальный.
Мореплаватель
Производящие основы — мор-и плава-, производящие слова — море и плавать.
Словообразовательные средства — соединительная гласная е
и суффикс -тель-.
Способ словообразования — сложение с одновременной суффиксацией, т. е. суффиксально-сложенный способ.