Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках русского языка по теме "Глагол"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заволенская основная общеобразовательная школа» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
Использование ИКТ на уроках русского языка
Разнобарская Ирина Антоновна, учитель русского языка и литературы
2014 год.
Содержание
Введение
Методические рекомендации по использованию ИКТ на отдельных этапах урока
Технологическая карта этапов урока
План урока русского языка, 5 класс «Глагол как часть речи»
План урока русского языка, 5 класс «Правописание тся/ться в глаголах»
Педагогическая наука, как и всё общество, постоянно развивается: меняются информационный мир, образовательная среда, появляются новые педагогические технологии, и учитель XXI века должен хорошо ориентироваться во всём их многообразии: иметь исследовательскую и информационную компетентность, обладать критическим мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения, быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству, быть творческой личностью, иметь желание постоянно совершенствоваться, жить по нравственным законам и, наконец, любить свою профессию и считать её призванием.
Сегодня, когда школа внедряет инновационные технологии, нужно умело и активно включать в систему преподавания и воспитательную работу использование компьютеров, интерактивной доски, вводить методику проектов и презентаций, мастерски сочетая инновации и традиции; внедрять в учебно-воспитательный процесс программ «Информационные компьютерные технологии как средство формирования познавательной компетентности учащихся».
XX век вошел в историю как век «информационного взрыва», как век формирования мировой информационной структуры. Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой разные виды человеческой деятельности, разделённые пространством и временем.
В связи с этим необходим анализ требований к современному уроку с позиции содержательного наполнения, вариативности его структуры, композиционного построения и технологической реализации. Конструирование уроков с использованием информационных технологий связано не только с анализом дидактических возможностей средств новых информационных технологий, но и требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, наполняющихся, при использовании информационных технологий, новым содержанием. Выделим наиболее важные из них.
Прежде всего, это принцип системности, который предполагает рассматривать проектируемый урок:
- как элемент общей системы обучения, когда определяются его цель и задачи,
- как единое целое, состоящее из множества компонентов процесса обучения (преподаватель, обучаемый, учебно-информационное средство, учебный материал) и многообразия соединяющих их связей, которые определяют функциональное взаимодействие этих компонентов.
Важно помнить о том, что урок – очень подвижная и достаточно гибкая форма организации занятий. Он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних и внутренних условий. Поэтому при конструировании урока необходимо учитывать принцип развития, который должен давать возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.
Использование ИКТ в учебном процессе принципиально изменило подход к оценке информационных умений педагога, в связи с этим понятна актуальность принципа информативности, практическая реализация которого связана с использованием средств информационных и коммуникационных технологий в плане развития личности обучаемого, формирования у учащихся информационно-коммуникационных компетенций.
Чем более эффективно осуществляется индивидуализация деятельности учащихся в процессе обучения, тем больший результат достигается в развитии личности. Эту педагогическую закономерность выражает принцип индивидуализации, который позволяет на базе средств новых информационных технологий в корне изменить методы получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых, что, несомненно, будет способствовать сознательности и активности учащихся.
Несмотря на многообразие применяемых в средней школе с углублённым изучением отдельных предметов форм организации обучения с использованием ИКТ (научно-исследовательская и проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся), урок остаётся основной формой обучения.
Методические рекомендации по использованию ИКТ
на отдельных этапах урока
Исходя из перечисленных выше основных принципов проектирования урока с использованием информационных технологий и ресурсов сети Интернет, можно выделить следующие этапы его конструирования:
Концептуальный. На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов, где на первый план выходят те связи, которые реализуют изначально заданную целевую функцию – фактические требования к знаниям, умениям и навыкам (как в конкретно-научном плане, так и общеинтеллектуальном). На этом же этапе аргументируется необходимость использования ИКТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе и в соответствии с указанными аргументами выбирается и методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов (обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные; контролирующие, учебно-игровые и т.п.)
Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.
На данном этапе выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – образовательные электронные ресурсы – учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока. Проведя детальный анализ (может быть, доработку или модернизацию) электронных ресурсов, учитель разрабатывает методику проведения занятия и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами, определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).
Операциональный. Проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации, с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим – с другой; осуществляется поэтапное планирование урока.
Для каждого из этапов определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе, форма промежуточного контроля и т.п. Определив основные направления деятельности на каждом из этапов, можно заполнить технологическую карту урока. Необходимо учесть, что каждый этап урока с использованием ИКТ и ресурсов Интернет – это законченный блок, в начале каждого из которых должен присутствовать организационный момент, иначе эффективность данного этапа снижается. Чтобы эффективность каждого этапа урока с использованием ИКТ и ресурсов Интернет не снижалась, необходимо чётко выделять организационный момент.
Педагогическая реализация. Основная цель этапа – перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств НИТ требуется решение двух основных задач: задачи диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачи управления его познавательной деятельности.
Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Поскольку образовательная программа индивидуально-группового обучения с изменённым режимом образовательного процесса и использованием информационных технологий является наиболее адаптированной к классно-урочной системе средней общеобразовательной школы, организация учебного процесса осуществляется в трёх формах:
- аудиторные занятия в традиционном режиме;
- самостоятельная подготовка в компьютерном классе с применением информационных технологий;
- блок индивидуальных консультаций.
Использование этих трёх форм создаёт условия для организации следующих этапов современного урока:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться:
- не как цель, а как ещё один инструмент исследования;
- как источник дополнительной информации по предмету;
- как способ самоорганизации труда и самообразования;
- как возможность личностно ориентированного подхода для учителя;
- как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.
1. Организационный этап
Показатели выполнения психологической задачи этапа:
- доброжелательный настрой учителя и учащихся;
- быстрое включение класса в деловой ритм;
- организация внимания всех учащихся;
- кратковременность организационного момента;
- полная готовность класса и оборудования к работе.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
- выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок;
- обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися;
- формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще;
- использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы.
На данном этапе предлагается следующее:
- электронное домашнее задание. Его не обязательно выполнять дома (не у всех есть домашние компьютеры) – можно использовать мощности школьного компьютерного класса. Сохранение электронных домашних работ занимает мало времени. Одновременно учителем могут быть предложены некоторые дополнительные «критерии для сохранения выполненного домашнего задания».Например: самооценка (папки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»), уровень интереса («интересно», «неинтересно») и т.п. Создав заранее в именной папке учителя систему дополнительных папок, можно получить интересные результаты на этапе сдачи домашней работы в электронном виде;
- создание «разминочных тестов» – без автоматической отметки – с помощью панели инструментов «Формы» в MS Word. В создании таких тестов-упражнений по разным предметам могут принять активное участие сами учащиеся, которые, осваивая на информатике инструмент «Формы», делают для младших классов тесты по биологии, химии, географии и т.д.
3. Этап всесторонней проверки знаний
Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребёнка, ибо суть обучения состоит в развитии мышления. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.
Очень важным приёмом является организация учителем рецензирования своих товарищей учащимися. Могут быть «электронные рецензии» – как проверка степени усвоенности материала, выполнения домашнего задания; «сетевая рецензия» даёт возможность провести сочинение «с открытой тетрадью», используя возможности локальной сети и заранее подготовив папку с общим доступом.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
- проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;
- рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях;
- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без чёткой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.
Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы – всё это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны.
5. Этап усвоения новых знаний
Условия достижения положительных результатов:
- применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения;
- максимальное творческое участие детей, поисковая работа, использование сменных диалогических пар;
- проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический словарь http://dictionary.fio.ru/). Можно, выделив определённый терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и обозначив 3-5 справочных интернет-ресурсов, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим;
- систематизация новых для учащихся знаний;
- воспитание навыков рациональной учёбы.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
- качество ответов учащихся на следующих этапах урока;
- активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.
6. Этап закрепления новых знаний
Условия достижения положительных результатов:
- использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала;
- обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны;
- умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями. Этот этап важен тем, что на нём наиболее рельефно выступают результаты урока.
В таблице представлено, как трансформируются, дополняются методы обучения за счёт использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.
Традиционные методы обучения
Традиционные средства и их дидактические возможности
Совершенствование за счёт применения программных и технических средств ИТ
Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство – живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщёнными научными знаниями
Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют быстро найти нужную информацию
Наглядные: демонстрация, макета, трудового приёма или операции, экранная демонстрация
Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами
Мультимедийный показ приёмов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы
Учебные задания для практической работы. Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ
Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка
Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации. Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала
Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов
Безусловно, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства учителя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование средств ИКТ зависит и от знаний учителем педагогических основ по информатизации уроков. Здесь представлен необходимый минимум.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Условия достижения положительных результатов:
- обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка;
- домашнее задание должно быть всем понятно.
Показатели выполнения учебно-воспитательной работы:
- данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников, подготовит восприятие нового материала;
- правильно организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из необходимости в увлекательную и полезную с точки зрения самообразования ученика работу. Сделает последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее и интереснее; гармонично свяжет несколько уроков в единую систему; сделает приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратит знания в инструмент познания; может помочь в сплочении классного коллектива.
Основные требования к электронному домашнему заданию:
- домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся: слабые + средние и средние + сильные;
- должен быть определён обязательный минимум выполнения задания и выделено пространство для инициативных учеников: временные рамки, количество источников информации (адреса «опорных» сайтов), программа реализации задания (это может быть MS Word, PowerPoint или Publisher), объём отчётного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.), дополнительное задание; оговорено место размещения выполненной работы.
Электронные домашние задания как проектная деятельность
С учётом того что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, ставится вопрос о разгрузке школьников. Как вариант предлагается понятие интегрированного домашнего задания: одно задание зачитывается по двум предметам. Таким образом, мы не только разгружаем ребёнка, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира.
Русский язык. 5 класс
«Правописание тся/ться в глаголах»
Технологическая карта этапов урока
Тип урока: урок обобщения и повторения изученного
Цели:
1) знать способ действий для определения написания тся/ться в глаголах;
2) уметь выбирать написание тся/ться в глаголах.
Задачи урока:
задачи обучения:
научить применять алгоритм для выбора написания тся/ться в глаголах, получать знания в процессе выполнения практических заданий;
Готовит принадлежности, необходимые для учебной деятельности
Контролирует готовность учащихся к работе на уроке
Готовность к учебной деятельности
Р. Умение сосредоточиваться на выполнении учебных задач
Этап актуализации знаний
1. Постановка целей урока (индивидуальная ФОПД)
2. Актуализация знаний о правописании тся/ться в глаголах
2
8
Индивидуальная
Индивидуальная
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Организация актуализации субъективного опыта учащихся
Заполняют таблицу рефлексии (Приложение № 1).
Выполняют задание Приложения № 2.
Вносят баллы в Таблицу баллов, набранных в течение урока
Объявляет тему урока, помогает учащимся поставить цели урока, наметить пути их достижения.
Организует выполнение задания Приложения № 2
Озвучивание по желанию
Самопроверка (по образцу на экране)
Поставлены цели урока, намечены пути их достижения
Актуализированы знания о правописании тся/ться в глаголах
Р. Умение ставить цель деятельности, намечать пути её достижения
П. Умение самостоятельно выводить орфографическое правило
Этап применения знаний и способов действий. Выполнение дифференцированных заданий
Физкультминутка
10
2
Индивидуальная
Обеспечение применения знаний в практической деятельности
Выполняют задание Приложения № 3.
Вносят баллы в Таблицу баллов, набранных в течение урока
Контролирует выполнение задания, оказывает помощь в случае необходимости, организует проверку выполнения задания
Самопроверка по ключу учителя
Отработан способ действия при выборе написания орфограммы «Правописание тся/ться в глаголах»
Р. Умение выбирать уровень сложности выполняемого задания.
П. Умение применять полученные знания в практической деятельности
Этап углубления знаний и способов действий
8
Парная
Обеспечение расширения имеющихся представлений об изучаемом предмете
Выполняют задание Приложения № 4.
Вносят баллы в Таблицу баллов, набранных в течение урока
Консультирует в выполнении задания, организует проверку
Самопроверка по образцу на экране
Выявлено различие в написании одинаково оканчивающихся в транскрипции имён существительных и глаголов
К. Умение организовывать работу в паре.
П. Умение получать информацию в процессе деятельности
Этап контроля.
Тест
8
Индивидуальная
Выявление уровня овладения знаниями и способами действий при применении их в изменённой ситуации
Выполняют задание Приложения № 5.
Вносят баллы в Таблицу баллов, набранных в течение урока
Организует работу с тестом
Взаимопроверка по ключу на экране
Выявлена степень усвоения изучаемого материала
П. Умение работать с вопросами теста.
Р. Умение оценивать деятельность одноклассника
Подведение итогов
3
Индивидуальная
Анализ и оценка успешности достижения цели
Подсчитывают баллы, набранные в течение урока, выставляют себе оценку
Помогает в заполнении таблицы
Самооценка деятельности по шкале баллов, представленной на экране
Получена система типов речи в русском языке
Л. Умение работать с интерактивной доской, умение воспринимать знания как систему
Рефлексия
2
Индивидуальная
Мобилизация учащихся на осмысление своей деятельности
Соотносят результат деятельности на уроке с поставленными целями в таблице рефлексии
Оказывает помощь тем, кто в этом нуждается
Соотнесены цели деятельности с её результатами
Р. Умение производить контроль собственной деятельности
Домашнее задание
П.77, упр. 622 (зад. 1)
2
Фронтальная
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з
Комментируют д/з
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/з
Организовано д/з
П. Умение комментировать цель и содержание д/з
Приложение № 1
Таблица рефлексии
Какие цели стоят передо мной на уроке?
Результат моей деятельности на уроке
Достиг ли я цели, которую поставил?
Что я должен узнать?
Что я узнал на уроке?
Чему должен научиться?
Чему научился?
Таблица баллов, набранных в течение урока
Кол-во баллов за работу с Приложением № 2
Кол-во баллов за работу с Приложением № 3
Кол-во баллов за работу с Приложением № 4
Кол-во баллов за работу с Приложением № 5
Общее кол-во баллов
Оценка деятельности на уроке
Приложение № 2
Прочитайте примеры и выполните задания. На какой вопрос отвечают глаголы, заканчивающиеся на -тся (левый столбик)? на -ться (правый столбик)?
Спектакль начинает(?)ся в девятнадцать часов. Группе надо отправлят(?)ся в экспедицию. Радостно встречат(?)ся с друзьями после разлуки. Группа отправляет(?)ся в экспедицию. Спектаклю пора начинат(?)ся. Друзья радостно встречают(?)ся после разлуки.
Приложение № 3
Продолжите следующие фразы и приведите примеры:
В глаголе пишется -тся, если он отвечает на вопрос ____________________
В глаголе пишется -ться, если он отвечает на вопрос ___________________
Приложение № 4
Распределите задание в паре с соседом по парте: первое задание выполняет один человек, второе — другой. Третье задание выполните вместе.
Прочитайте четверостишие.
Солнце сади[ца],
Струи[ца] води[ца],
Пти[ца] сини[ца]
В воду гляди[ца].
Выпишите из стихотворения имена существительные, оформляя запись по образцу:
води[ца] — водица
Выпишите из стихотворения глаголы, оформляя запись по образцу:
струи[ца] — струится
Сделайте вывод: в словах какой части речи на конце может писаться -ца, а в словах какой части речи -ца не пишется? Ответ запишите в тетрадь.
Приложение № 5
Прочитайте внимательно задания уровней 1 и 2. Выберите, какое задание будете выполнять вы.
Уровень 1.
Спишите текст, раскрывая скобки.
Природа Заполярья
Природа наша скромна. Здесь тебе не попадут(?)ся деревья-великаны, не встретят(?)ся и заморские растения. Но каждый залюбует(?)ся стройными рябинками на городских улицах, прислушает(?)ся к крику чаек.
Заставят тебя улыбнут(?)ся и первые лучи долгожданного солнца. Радостно забьёт(?)ся сердце, когда прекрасное светило полностью выкатит(?)ся из-за горизонта.
Уровень 2.
Спишите текст, вставляя вместо существительных в скобках однокоренные к ним глаголы на тся/ться.
Земля постоянно меняет(?)ся. (Рождение) и гибнут острова, (извержение) вулканы; (смещение) местами кора. Не остаёт(?)ся в покое океанское дно, (перемещение) местами и суша. Кое-где она (подъём), и у континентов (появление) новые квадратные километры. Земля (движение) и сейчас!
Приложение № 6
1 вариант
Выпишите номера предложений, в которых глаголы оканчиваются на тся.
2 вариант
Выпишите номера предложений, в которых глаголы оканчиваются на ться.
Мир освещает(?)ся знанием.
Кто не умеет повиноват(?)ся, тот не умеет повелевать.
Всякий человек по делу узнаёт(?)ся.
Кто любит труд, тому без дела не сидит(?)ся.
Любишь катат(?)ся — люби и саночки возить.
Трус и тени своей боит(?)ся.
Волков боят(?)ся — в лес не ходить.
От работы руки не отнимут(?)ся.
Лентяю и приподнят(?)ся лень.
На миру и работа спорит(?)ся.
Приложение № 3 (ключ)
Уровень 1.
Природа Заполярья
Природа наша скромна. Здесь тебе не попадутся деревья-великаны, не встретятся и заморские растения. Но каждый залюбуется стройными рябинками на городских улицах, прислушается к крику чаек.
Заставят тебя улыбнуться и первые лучи долгожданного солнца. Радостно забьётся сердце, когда прекрасное светило полностью выкатится из-за горизонта.
Уровень 2.
Земля постоянно меняется. Рождаются и гибнут острова, извергаются вулканы; смещается местами кора. Не остаётся в покое океанское дно, перемещается местами и суша. Кое-где она поднимается, и появляются новые квадратные километры. Земля движется и сейчас!
Русский язык. 5 класс
«Глагол как часть речи»
Тип урока по основной дидактической цели: вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол как часть речи»).
Цели урока:
— развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;
— обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»;
Задачи:
— развивать умение давать самооценку своей деятельности;
— самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе;
— повторить материал по теме «Знаки препинания в сложном предложении».
Планируемые результаты обучения(УУД)
предметные
метапредметные
личностные
Знать, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является;
соотносить действия с
теми явлениями, которые
обозначает глагол;
развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении
Познавательные УУД: уметь ставить и решать проблемы;
регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
коммуникативные: уметь работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владеть разными формами речи
Осознавать значимость самоуважения, уважения личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться.)
— Какие части речи вы назвали? (Глаголы.)
— Кто из вас догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать на уроке? (Глагол как часть речи.)
Целеполагание. Мотивация.
— Прочитаем текст. Это слова русского писателя А. Югова.
Глагол — самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!
— Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
— Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока. На листочках в первой колонке отметьте галочкой, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Мои цели на уроке
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол
Узнать, каким членом предложения может быть глагол
Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле
Пополнить свой словарный запас
Отдохнуть на уроке
— Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. (2-3 ученика зачитывают поставленные цели.)
Актуализация знаний
I. Работа с текстом.
— Я предлагаю вам прочитать текст (на экране).
Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках — теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох — оседает под солнцем последний снег.
(В. Песков)
— Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она выражена?
— Какими словами автор передаёт музыку, звуки весны? (Глаголами: кричат, заливается, булькает; существительными: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох.)
Запишите эти слова в два столбика:
Существительные Глаголы
— Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действие, но существительные обозначают действие как предмет.)
— Докажите, что это слова различных частей речи.
— Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение пробуждающейся природы, состояние человека.
— Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжение глаголов.
— В каких случаях спряжение определяется по окончанию? (Когда окончание находится под ударением.)
— В каких случаях для определения спряжения глагол надо поставить в начальную форму? (Когда окончание находится в безударном положении.)
— Итак, что же такое глагол? Сформулируйте правило. Вспомните, что вы
уже знали о глаголе и что узнали сейчас. (Глагол — это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения, движение, различные звуковые явления и т.д.)
— А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были.
Отвечая на вопрос, ученики отмечают, что они сказали больше, чем дано
в правиле.
II. Развитие словарного запаса.
Работа в парах.
— На доске записаны только имена существительные. Образуйте от них глаголы, объясните их значение. Как вы будете выполнять задание? Что для этого надо помнить? Что вам поможет?
Радость — радоваться — ощутить большое душевное удовлетворение;
Стыд — стыдиться — почувствовать сильное смущение от сознания
предосудительного поступка;
Смех — смеяться — выражать радость.
Физкультминутка.
III. Групповая работа.
Задание: прочитайте текст (на экране). Озаглавьте. Определите тему, идею текста.
(На) ступила ноч.. в л..су.
По ств..лам и суч..ям толстых д..рев..ев (по)стукива..т м..ро.. хлопьями осыпа..тся лёгкий с..р..бристый ин..й. В тёмн..м высок..м неб.. видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.
Тихо, бе..звучно в зимн..м л.. су и на л..сных снежных п..лянах.
Но и в м..розн.. зимн.. ночи пр..д..лжа..тся в л..су скрытая ж..знь. По алмазной скатерт.. сн..гов пр..б..гают лё..кие ласки охотятся за мышами хорьки бе..шумно пр..л..тают над снежн.. сугробами совы. Как сказочный ч..совой, уселся на гол..м суку г..л..вастый с..венок, в н..чной т..мноте он один слыш..т и вид..т, как идёт в зимн..м л..су скрытая от людей ж..знь.
(И. Соколов-Микитов)
— Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Как вы это будете делать?
— Найдите в тексте и выпишите несколько примеров метафор, эпитетов, сравнений.
— Определите время глаголов.
— Выпишите из текста выделенное предложение и произведите его синтаксический разбор.
Проверка. Каждая группа оценивает работу другой группы.
Творческое задание с последующей самопроверкой.
— Напишите сочинение-миниатюру «Весна идёт!», используя глаголы различных значений. (Лучшие работы зачитываются.)
— Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с мнением
А. Югова? Так что же такое глагол?
Рефлексия.
— Возьмите, пожалуйста, листочки. В начале урока в левой колонке вы отмечали свои цели, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. Посмотрите, всё ли у вас получилось сегодня? А может, вы узнали больше, чем намечали? (Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)
— Были ли на уроке положительные эмоции? Покажите своё настроение при помощи мимики.
Домашнее задание.
Домашнее задание даётся на выбор (разный уровень сложности):
— Прочитать соответствующий § учебника.
— Выписать глаголы из текста, с которым работали на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают.
— Написать сочинение-миниатюру «Глагол — знакомый незнакомец», используя всё то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.