Методические рекомендации для учителя русского языка(использование игрового словарика на уроках русского языка в старших классах)
Методические рекомендации для учителя русского языка(использование игрового словарика на уроках русского языка в старших классах)
В данной разработке предлагаются приемы работы учащихся старших классов с игровым словариком,в результате чего повышается грамотность.Работа со словариком-хороший способ лодготовки к ЕГЭ и ГИА
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителя русского языка(использование игрового словарика на уроках русского языка в старших классах)»
МОУ «Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе»
Григорьева Галина Борисовна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
р.п. Ишеевка-2010
Любой учитель русского языка стремится в своей работе к достижению жизненно- важной цели: научить учащихся грамотно писать и говорить. При традиционной методике преподавания достижение этой цели – дело трудновыполнимое. На закрепление практических умений и навыков необходимых для свободного владения языком у учителя остаётся катастрофически мало времени, так как на каждом уроке изучается новый материал. Чем больше времени уделяется на повторение изученных тем на предыдущих занятиях, тем меньше остаётся учебных минут на объяснение и закрепление нового материала. Следовательно, больше внимания необходимо уделить повторению изученного на следующем уроке. Получается замкнутый круг, из которого всё-таки есть выход. Это хорошо сформулированные навыки правописания, под которыми понимается система учебных действий, связанных с сознательным применением учащимися правил правописания. Орфографическое действие состоит в том, чтобы научиться видеть орфограммы, то есть ставить орфографическую задачу, а затем научиться её решать. Способы решения орфографической задачи могут быть различными.
Д.Н.Ушаков в книге «Русское правописание» отмечает, что «для письма нужны более точные воспоминания зрительных образов слов». Однако у школьников «образы слов» не такие «прочные», как у взрослого человека. Слово усваивается лучше, если оно не только услышано, прочитано, но и правильно написано. Предполагаемое усвоение слова достигается, например, при помощи игровых словариков. Эта технология разработана в лаборатории В.Н.Зайцева. Почему словарик называется игровым? Потому что феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения. Что же даёт работа на уроке с игровым словариком? Во-первых, ученик начинает осмысленно работать, во-вторых, учится самостоятельно исправлять свои ошибки при письме, в речи, в организации собственной деятельности.
Технология В.Н.Зайцева имеет свои параметры. По уровню применения она является частнопредметной, по уровню усвоения – ассоциативно-рефлекторной, по характеру содержания – обучающей общеобразовательной, по организационным формам – классно-урочной, индивидуальной, дифференцированной, по преобладающим типам обучения – объяснительно-иллюстративной, развивающей.
Цели использования данной технологии:
достичь оптимального чтения учащихся;
повысить быстроту письма школьников;
повысить орфографическую грамотность учащихся в два раза.
В игровой словарик включаются слова, содержащие орфографические трудности. Перед учащимся ставится задача: увидеть орфограмму, выбрать нужную, а затем проверить правильность её написания.
Работа с игровым словарём имеет определённую ценность в процессе формирования прочности навыков грамотного письма. Залогом прочности навыков учащихся является систематическое повторение изученного программного материала. Также работа на каждом уроке со словариком в системе, безусловно, повышает грамотность письма школьников.
На уроках русского языка целесообразно использовать игровой словарик В.М. Бумковой для 5-7 классов, составленный в лаборатории автора технологии В.Н.Зайцева. Словарик состоит из трёх частей, в каждую из которых включены под номерами все орфограммы, изучаемые в курсе русского языка для 5-7 классов. На страницах помешён материал, позволяющий отработать ту или иную орфограмму в виде двух колонок слов с пропущенной орфограммой. Слева расположены правильные орфограммы, которые во время работы со словом закрываются закладкой, а открываются на этапе проверки.
Повторяя правописание слов на данную орфограмму, учащийся прочно запоминает правильное написание слов и умеет применить саму орфограмму.
Приёмы работы с игровым словариком интересны и разнообразны. Ученикам нравится приём самоконтроля, когда они сами находят у себя ошибки. Привлекают внимания приёмы взаимоконтроля в парах. При фронтальном опросе и повторении учитель может использовать игровой словарь в качестве дидактического материала. Увлечённо школьники работают с игровым словариком на интерактивной доске.
На основе принципа преемственности методики начальной и средней школы, автором методических рекомендаций составлен игровой словарик для учащихся старших классов в связи с их низкой грамотностью, которая, к сожалению, имеет место у большинства школьников. Основная причина низкой грамотности старшеклассников – нацеленность обучения именно на усвоение правил, а не на их применение. Однако главное в обучении – увидеть правило в действии, в его поведении, предупредить возможную ошибку в конкретных условиях написания.
В старших классах изучается синтаксис, а на повторение орфограмм времени остаётся очень мало. В данной ситуации игровой словарик будет незаменимым помощником на пути совершенствования навыков правописания. Организация материала в словаре, его распределение по группам позволяют повторить и лучше усвоить сложные орфографические случаи.
В течение учебного года проводятся диагностические диктанты: словарный, в котором все слова подобраны на заданную орфограмму; словарный, в котором содержится одинаковое число слов на каждую из несколько выбранных орфограмм; художественный текст с определённым количеством слов на заданную орфограмму.
Первый вид текста используется для оценки уровня освоения выбранной орфограммы. Второй вид диктанта нужен для того, чтобы сопоставить уровень освоения различных орфограмм, выбрать ту из них, которая вызывает наибольшее затруднение. Третий вид текста диагностического диктанта используется для оценки результативности по окончанию тренировочной работы.
Решающую роль в совершенствовании грамотности письма играет частота тренировочных упражнений. Письменные упражнения трудоёмкие и увеличить частоту их выполнения можно только сократив время на каждое из них. Целесообразнее всего в этом случае применить игровой словарик, который позволяет многократно повторить и закрепить в памяти зрительный образ слова. Игровой словарик привлекателен тем, что предполагает самостоятельную работу и самопроверку. Это делает его незаменимым для выполнения домашних заданий.
В словарик включены все орфографические темы. Использование на уроке игрового словаря ценно тем, что посредством его ученик отрабатывает орфографические случаи, которые главным образом рассчитаны на запоминание, например, таких тем, как «Правописание наречий», «Правописание предлогов», «Правописание непроверяемых гласных и согласных».
Простота и эффективность работы со словариком позволяет учащимся достичь успеха, что повышает их интерес к предмету. Например, в каждом слове словарика пропущена и вынесена на поле контрольная буква. В процессе игры поле вынесенных букв закрыто, а слова с пропущенными буквами открыто. Ученик называет пропущенную букву, а затем проверяет правильность ответа, открывая букву на поле. Проверка 30 слов занимает 1-2 минуты времени, что позволяет сделать тренировку ежедневной. Если в течении недели повторять выбранную страничку 5-6 раз, то количество ошибок уменьшится в 2-3 раза.
После упражнения с игровым словариком и диагностического диктанта каждый ученик выписывает в свою рабочую тетрадь те слова, в которых устойчиво сохраняются ошибки. Затем в процессе домашней работы школьник составляет небольшой рассказ из 5-6 предложений, в котором содержатся выписанные слова или используются новые слова с трудной орфограммой.
Использование словарика возможно на уроках русского языка любого типа для проверки сложных случаев орфограмм. Постоянное обращение учащихся к словарю приводит их к устойчивому запоминанию орфограмм.
Таким образом можно сделать вывод, что использование технологии В.Н.Зайцева целенаправленно формирует определённую систему базовых знаний по орфографии, вырабатывает языковые умения и навыки, которыми должны владеть все ученики.
Игровой словарик рекомендуется использовать при обобщении и повторении учебного материала в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также в процессе регулярной словарно-орфографической работы на уроках русского языка.
МОУ «Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе»
ИГРОВОЙ СЛОВАРИК
9 — 11 классы
Составитель: учитель русского языка и литературы
ГРИГОРЬЕВА Г. Б.
Научный консультант: заслуженный учитель России
ШОХИНА Л. Н.
р.п. Ишеевка- 2010
1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
др . хлеть
я
возд.яние
а
ед, ничный
и
тр .вить
а
зав. нтитъ
и
тр .гичность
а
кн. жение
я
хл . потливый
0
л . кторий
е
щ. дить
а
м . ролюбивый
и
оскв . рнить
е
обгл. дать
0
погл. щенный
0
р . птать
0
ол . денелый
е
зач . рованный
а
р . дословная
0
исп . щренный
е
св. тотаинствеиный
я
об. дренный
0
по». зовье
и
обр . мление
а
разр. диться
я
осн. щение
а
тр . летать
е
недок. зуемый
а
щ.бетанье
е
р.сковать
и
огр . нейный
а
вопл. щенный
0
окр . вавленный
0
прим . ренческий
и
перем . нить
е
оч . рствевший
е
изв.яние
а
ож. сточение
е
спл. нировать
а
осв . домитель
е
ув . дание
я
ев . щенник
я
оп.лить
а
см.рение
и
уд. вляться
и
2. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
алг. ритм
о
т. нденция
е
в . лидол
а
д.вальвация
е
в. негрет
и
д. агональ
и
глад. атор
и
. мпонировать
и
к. нсистенция
о
ликв. дировать
и
прокл. мация
а
от. бражение
о
экип . ровать
и
п.рламутр
е
ярм. рка
а
с. нонимичный
и
гене. логия
а
в.олончель
и
заб.тонировать
е
диф. ралит
и
м . ценат
е
лаб. ратория
о
невр . логия
о
пр . амбула
е
отр . зить
а
р.зонанс
е
п. лисадник
а
ут. лизация
и
тр. умф
и
ид.олог
е
ун . сон
и
пр . оритет
и
ф. натизм
а
эл . ксир
и
акк. планировать
0
в.шневатый
и
д.летант
и
п.нихида
а
иде . лизация
а
р.торический
и
нав . ждение
а
трив.альный
и
р.ставрация
е
л .яльный
о
3. ЧЕРЕДУЮЩИЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
з . рничный
а
неук. сиятельный
о
з. ревать
о
соприк. снувшись
о
(трубить з . рю
о
иеукл . нный
о
оз . ренный
а
прекл. нение
о
оз . риться
а
прекл. нный
о
оз . рять
а
укл. ичивый
о
(поет) на з . ре
а
благотворительность
о
возг. рание
о
одухотв. рение
о
выг.рки г. ревый
а
а
претв. рить (в жизнь)
о
бл . стательный
и
притв. рный
выр . сток
о
о
изг. рь
а
дор. сти
а
закл . нать
и
р. стовщичество
о
соч . таться
е
ср .сток
о
обж. гание
и
ср. стить
я
перел . жение
о
выск. чка
о
пол . гать
а
вым. кать (мед. хлебом)
а
предл.гать
а
м . кнуть (перо)
а
предпол. гаемый
а
отм. кать
о
с л. гаемое
а
пл. вец
о
к.сание
а
р.внина
а
к. снувшись
о
р, вноденствие
а
4 ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В КОРНЯХ СЛОВ
иниц.ал
и
изж. га
о
иниц. атива
и
маж. рный
о
на ц. почках
ы
полуш. пот
ё
пац. ент
и
трущ. ба
о
пац. фист
и
ч.ткий
ё
рец. див
и
ж. лудь
ё
тромбоц. т
и
ж.стче
ё
ц. вилизованный
и
ж.нглировать
о
ц. кнуть
ы
крыж. венный
о
ц. клический
и
многож. нство
ё
ц. ничный
и
(страшный) ож. г
о
ц.тадель
и
по деш, вке
ё
ц.тата
и
прож . рливый
о
беспощ. дный
а
расч. санный
ё
ж. ри
ю
сч . тно-вычисли- тельный
ё
отч . яние
а
ц. котуха
о
ощ. щать
у
чащ. ба
о
сброш . ровать
ю
ш . лк
ё
ож.вление
и
принц. п
и
параш.т
ю
ц. ферблат
и
ч.дный
Ч . ДНЫЙ I
I
у
и . стерна
и
щ.дить
щ,. дить i
а
ц , трусовый
и
5. УПОТРЕБЛЕНИЕ БУКВ Э, Й
двойств . ниый
е
фуж.р
е
. он
и
.вкалипт
э
. ог
й
экз. мпляр
е
кл.ймо
е
грот.ск
е
майон . з
е
ду. нья
а
ни на . оту
й
.вангелие
е
нью-. оркский
й
запро. ктировать
е
пере. ти
й
киберн. тика
е
пожалу. ста
,й
ма. стро
э
ела. ды
й
и. п
э
у. ма
й
орфо. ПИЯ
а
фе. ерверк
й
орхид.я
е
фле . тист
й
пат.тика
е
це.тнот
й
р.квием
е
дец. метр
и
фу. те
э
ду. ль
э
ш.злонг
е
менедж. р
е
зд. львейс
е
мод. лировать
е
стро. ка
й
обще.кономический
э
стату. тка
э
пиру. т
э
с. Р
а
силу. т
а
трех. тажный
а
тра. ктория
е
ш. роховатый
е
6. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
6. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАС
ас . альт
ф
ай . берг
с
выру. ка
б
коври. ка
ж
громо . дкий
з
мун . штук
д
зама. ка
з
паде.
ж
зы. кий
б
ре.ьба
з
инструкта.
ж
ро.ство
д
ко. ьба
с
такела.
ж
ло. кий
в
фля . ка
ж
мяте.
ж
хли. кий
п
но . шество
в
шла. баум
г
топа.
з
дуршла.
г
во. зал
к
замсро. ки
3
дребе . жать
з
зы. ь
б
озя . ший
б
издер. ки
ж
переверс . ка
т
кочере. ка
ж
пия . ка
в
мо. жить
3
прово . ка
д
моло.ьба
т
развя . ка
3
насле. ство
д
скла. ской
д
па.гауз
к
сороконо. ка
ж
ра. труб
с
уса. ьба
д
ре. кий
з
фла. шток |
г
э.зотика
к
7. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
безвес. ный
т
ровес. ник
—
грус. ный
т
я. ствовать
в
дерзос. ный
т
я.ство
—
доплес. нуть
—
вес.ник
т
захолус . ный
т
делетан.ский
т
ислан . с кий
д
лан. шафт
д
лаплан ский
д
праз. нество
д
мес. ность
т
ревнос. ный
т
наперс.ник
—
совес. ливый
т
опас. ный
—
ужас. ный
—
предшес. венник
т
ярое. ный
—
редкое. ный
т
жалос.ный
т
сочу. стзие
в
наез. ник
д
челюс . ной
т
чу.стзительный
в
ше. ствие
—
разос. ланный
т
високос. ный (год)
—
рен.геновский
т
влас. ный
т
ше.ствовать
ф
глас. ность
—
шее. твие
—
горес. ный
т
бесчес. ный
т
звез. ный
д
завис. ливый
т
интригане . во
т
кос. ные (взгляды)
—
корыс. ный
т
крес. ный
т
8. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
ал. егория
л
ил. юстрация
л
безрес. орный
с
искус . твенный
с
веити. ировать
л
кол . едж
л
гип. опотам
п
кол . изия
л
дис. ертация
с
ком. ерсант
м
жуж. ание
ж
агрес. ор
с
идил. кя
л
бестел . ер
л
ил. юзион
л
дрож. евой
ж
ил * юминация
л
кас. а
с
интел . игенткый
л
колон. ада
н
метал. олом
л
кор . ектор
р
пери.ла
—
мис. ия
с
хоб. и
б
новел. а
л
эпиграм. а
м
парал . епипед
л
авторал. и
л
пас. ивный
с
бал. ада
л
ал. огичный
—
бал. юстрада
—
гал. ерея
—
бацил. оиоснтель
л
нарцис.
с
бел.оручка
—
пес. имистический
с
белорус. кий
с
рас . а
—
вож. и
ж
стрес.
с
гал. омания
л
цел. офан
л
9. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь И Ъ
ад. ютант
ъ
шампин . он
ь
из . яснительное
ъ
вар. ировать
ь
из. ян
ъ
из. ять
ъ
ин.екция
ъ
контр . ярус
ъ
меж. языковый
ъ
мыш . як
ь
об. ятый
ъ
павил.он
ь
суб. ектлвный
ъ
пред. юбилейный
ъ
с. ёжившись
ъ
гореч.
ь
с. ёмочный
ъ
гореч
—
с.экономить
—
замуж.
—
четырех. этажный
—
клян . чить
—
четырех. ярусный
ъ
кулич.
—
жнив . е
ь
наотмаш .
—
залес. е
ь
явиш.ся
ь
интерв. юировать
ь
бетон . щик
—
кан. он
ь
невмоч .
ь
лос. он
ь
пожариш .
ь
мурав.ед
ь
стриж
—
пас.янс
ь
с. ешьте
ъ
полын . я
ь
щелоч .
ь
фамил. ярный
ь
бетон. щик
—
фортеп . яно
ь
интер . ер
ь
10. БУКВЫ И, Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК
В КОРНЕ
вз. мать
и
от. линный
ы
вз. скать
ы
пред. стория
ы
дез , нформация
и
сверх. индустриализация
и
из. мать
ы
спорт. нвентарь
и
контр. гра
п
с.знова
ы
небсз. звестнмй
ы
фин. нспектор
и
об, идеветь
ы
об.сканный
ы
под. тожить
ы
пред. дущий
ы
пред. юльский
ы
сверх. зысканный
и
спорт.гра
и
с.здавна
ы
без. сходный
ы
дез. кфекция
и
кз. скатель
ы
контр. ск
и
меж. нститутский
и
над. ндивидуальный
ы
об.грать
ы
под. маться
ы
11. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
без. варийный
а
и. менничество
з
бе. временье
3
из. родованный
у
бе. земельный
3
и. каженный
с
бе. молствовать
3
и. колесить
с
бе. классовый
с
ис. тари
с
бе. компромиссный
с
ис.тупление
с
бе. перебойный
с
ис. якнуть
с
бе.позвоночный
с
ис.ходотайствовать
с
бе. покоиться
с
и. царапанный
с
бе. пременно
с
и.чернить
с
бе. честный
с
и.черпать
с
бе. фамильный
с
пр . брежный
и
бе. хребетный
с
пр . дорожный
и
бе. чинствовать
с
пр . корм
и
воз. бновленный
о
малопр . менимый
и
во. паленный
с
опр . ходовать
и
вое. лавить
с
скоропр . ходящий
е
вое.тания
с
сопр. частный
и
во. хнщенный
с
п. стричь
о
во. ход
с
пр . дпосланный
е
и. ведать
з
про. браз
о
и. гладить
з
с. адить
с
12. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
здоровь . чко
е
гуттаперч . вый
е
извозч . к
и
краеведч . ский
е
имень. це
и
крупитч . тый
а
им . чко
е
реснитч . тый
а
картофел. на
и
сегодн. шний
я
меньш . нство
и
выздоравл . вать
и
неж. нка
е
перебрас . вать
ы
па. нька-мальчик
и
поч. вать
и
плеч . ко
и
берест. ной
я
поэте. са
с
ве . нное (на току)
я
своячен. ца
и
глин. ный
я
сем . чко
е
глуш. ная (рыба)
ё
сит. ц
е
даров. нный
а
балов . нный
а
солдатч. на
и
ветр . ный
е
солом. нка
и
выветр . нный
е
человеч . ще
и
изд. нный
а
извозч. чий
и
искр. нний
е
лазор. вый
е
кож. ный
а
незыбл. мый
е
нежд . нный - нега-
а
рисунч . тый
а
д.нный
а
топол . вый
е
слоё. ный
—
веснушч. тый а стекл. нный я
а
стекл. нный
я
13. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц
В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ
выкорч . вка
е
хрящ . вой
е
гребеш . к
о
аммортизац . я
и
доверш. нный
ё
изоляц. онный
и
каланч . вый
о
концепц.я
и
круж. вце
е
куриц. н
ы
общ .
о
куц .й
ы
плеч . м к плечу
о
лисиц. н
ы
крыльц.
о
пунктуац. онный
и
лавч . нка
о
светлолиц. й
ы
индюш. нок
о
сенц.
ы
молодц. ватый
е
тенденц. я
и
моч . ный
ё
щипц.
ы
огорч . ниый
ё
эрудиц. я
и
парч. вый
о
эскалац. я
и
сапож. к
о
ящериц, н
ы
свеж.
о
ящероптиц.
ы
станц. вать
е
песоч . к
е
станц. ванный
о
одеяльц.
е
сториц. ю
е
окольц. ванный
о
воздас.ся
т
монтаж . р
ё
туш. нка
ё
ивняч . к
о
тысч. нка
о
кольц.
о
14. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
выставка. продажа
—
фото геничный
/
земле.владение
/
аэро фотография
/
кисло.сладкий
—
горе богатырь
—
любо. дорого
—
место жительство
/
перекати. поле
—
плац дарм
/
скоро. постижно
/
сыро варение
/
травушка. муравушка
—
юго восток
—
фиолетово. красный царь. колокол
—
архитектурно проектный
/
ясно. видящий
/
выше названный
аграрно. промышленный вьюги метели матч реванш
—
свето тень тяжело раненый черепно мозговой
/
/
стоп кран
—
выпукло вогнутый
цементно бетонный
иван да марья
зимне весенний мать и мачеха пила рыба
молочно белый военно морской рак отшельник жйзне описание
/
экспертно импортный
семисот летний
/
конференц зал
—
хлебо булочный
/
сухо путный
/
вице консул
—
трубо провод
/
хлеб соль
—
I5. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
(без) разбора
(в) двое
(в) насмешку
(в) седьмых
(до) полусмерти
(на) веки вечные
(на) ряду
(не) втерпеж
(по) видимому
сверху (до) низу
(на) скаку
(не) где
(по) двое
(по) русски
(тот) час
(под) мышку
мало (помалу)
строго настрого
(без) умолку
(во) веки веков
(во) что (бы) (то) (ни) стало
(за) частую
(в) добавок
без разбора
вдвое
в насмешку
в-седьмых
до полусмерти
на веки вечные
наряду
невтерпёж
по-видимому
сверху донизу
на скаку
негде
подвое
по-русски
тотчас
под мышку
мало-помалу
строго-настрого
без умолку
во веки веков
во что бы то ни стало
зачастую
вдобавок
как) нибудь
(на) авось
(на) смерть
(по) настоящему
(не) вовремя
(по) началу
(с) лева
(в) далеке
(в) дребезги
(в) четвертых
(до) красна
(за) пазухой
как (ни) (в) чем (не) бывало
(на) бегу
(на) кануне
(на) цыпочках
(по) верх
(по) латыни
(по) одиночке
(по) человечески
(с) маху
туго (на) туго
(по) домашнему
как-нибудь
на авось
насмерть
по-настоящему
не вовремя
поначалу
слева
вдалеке
вдребезги
в-четвертых
докрасна
за пазухой
как ни в чем не бывало
на бегу
накануне
на цыпочках
поверх
по-латыни
поодиночке
по-человечески
с маху
туго-натуго
по-домашнему
16. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ, СОЮЗОВ, ЧАСТИЦ
(в) продолжении аттестации
иметь (а) виду
невзирая (на) ливень
(в) заключение выступления
(не)смотря (на) привилегии
(в) отличие от предшественников
(на) встречу выборам
что(бы) то (ни)/было
это я то (же) решил
решение то (же) самое
он (от) того занедужил
бегемот, (то) есть гиппопотам
предложение важное, (при) том интересное
(за) чем нам проблемы?
(за) чем дело стало?
опять (таки) опоздал
на (ка), придумай (ка)
увидел (не) кого иного, как одноклассника
(ни) больше (ни) меньше
(не) на что приобрести
(ни) (за) что (ни) (про) что
в продолжение аттестации
иметь в виду
невзирая на ливень
в заключение выступления
несмотря на привилегии
в отличие от предшественников
навстречу выборам
что бы то ни было
это я тоже решил
решение то же самое
он от того занедужил
бегемот то есть гиппопотам
предложение важное, притом интересное
зачем нам проблемы?
за чем дело стало?
опять-таки опоздал
на-ка, придумай-ка
увидел не кого иного, как одноклассника
ни больше ни меньше
не на что приобрести
ни за что ни про что
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ №1
ави . почта
арх.ология
импр . ссионизм
пер . метр
тер . итория
рас . ирующий
в.трушка
артил.ерия
лан . шафт
ко . форка
в.тчина
в . н.грет
м.взолей
акв.тория
ка.лук
об.яние
пер . фирия
при.ритст
с.мафор
(по) истине
(ни) (от) куда
интел. ект
(в) одиннадцатых
а
е
е
и
р
с
а
л
д
н
е
и,е
а
а
б
а
и
о
е
поистине
ниоткуда
л
-
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ №2
масл . ный взгляд
масл . ный обогреватель
спряч. течь
(ни) зги (не) видно
затм . вать
св.ной
гиг.ена
ре.стр
ш . мпол
ц. кать
п.норама
ультр.звук
чере . чур
наотмаш .
час (от) часу
ввиду апел .яции
в силу ат.естации
кон . юктура
ровес.ник
попотч.вать
интригане . кий
сва.ьба
доблес . ный
е
я
ь
ни зги не видно
е
и
и
е
о
о
а
а
с
ь
час от часу
л
т
ъ
ровесник
е
д
т
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ № 3
Слово дело в(е, и)ликое. В(е,и)ликое потому что словом можно со(е, и)д(е- и)нить людей словом можно и раз(ъ)ед(и,е)нить их словом можно служить любви словом (же) можно служить вр(а, о)жде и не(нав(и,е)ст(и, е). Б(е,и )р(е, и)гись (от) какого слова которое раз(ъ)ед(и, е)няет людей.
(Л. Н. ТОЛСТОЙ)
Слово — дело великое, Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти, Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
(Л. Н. ТОЛСТОЙ)
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ № 4
Ж(и, ы)вопись учит детству. Она учит смеят(ь)ся (над) слишком глубокомысленной критикой. Она (на)учает просто узн(а,о)вать красное, зеленое, белое.
Вот простая ру(с, ос)к(а, о)я церко(в, ф)ь (на) ш(о-а) (с, сс)ей ной дорог(е, и). Нет (ни)чего наивнее и вечнее её (а,о)рхитектуры р(а.о)опол(о, а)жения. Вообр(а, о)жению оруд(о, у) ющему словами пр(е,и)детавляются бе(c, з) численные насл(о, а)ения истории р(е, и)лигии всех т(я, и)желых событий, которые пережила ру(с,сс)к(а,о)я церковь (на) проезжей дорог(е,и). Воображение поэта ищет пищи вдоль всех дорог, (ото) всюду собирая мёд на первый попавший храм вопл(о, а)щает (в)стихах.
(А. БЛОК).
Живопись учит детству. Она учит смеяться, над слишком глубокомысленной критикой. Она научает просто узнавать красное, зеленое, белое.
Вот — простая русская церковь на шоссейной дороге. Нет ничего наивнее и вечнее ее архитектуре, расположения. Воображению, орудующему словами, представляются бесчисленные наслоения истории, религии, всех тяжелых событий, которые пережила русская церковь на проезжей дороге. Воображение поэта ищет пищи вдоль всех дорог, отовсюду собирая мёд, не первый попавшийся храм воплощает в стихах.