Методические рекомендации « Работа с непроверяемыми написаниями, как средство формирования орфографической грамотности обучающихся коррекционной школы»
Методические рекомендации « Работа с непроверяемыми написаниями, как средство формирования орфографической грамотности обучающихся коррекционной школы»
У обучающихся коррекционной школы VIII вида развитие интеллекта замедленное. Однако, школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Под влияние обучения память развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания. Здесь необходимо научить дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Здесь необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала: именно от мотивации зависит продуктивность запоминания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации « Работа с непроверяемыми написаниями, как средство формирования орфографической грамотности обучающихся коррекционной школы»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида
г.Чернушка Пермский край
Методические рекомендации
« Работа с непроверяемыми написаниями, как средство
формирования орфографической грамотности обучающихся
коррекционной школы»
Подготовила:
Ванькова Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СКШИ VIII вида»
2015-16 учебный год
Пояснительная записка
Работая в школе много лет, я из года в год замечала, что обучающиеся с умственной отсталостью испытывают трудности в написании слов с непроверяемым написанием, точнее со словами, которые не привыкли называться словарными. Да, действительно, для кого не секрет, что работа над правильной и грамотной речью, как письменной, так и устной является ведущей на уроках письма и развития речи в коррекционной школе. И так, как научить обучающихся грамотному написанию – одна из ведущих задач школы VIII вида, многие учителя разрабатывают разные методики.
На современном этапе:
Нет единого взгляда на данную проблему.
Нет единой системы работы над словарными словами.
И самое, пожалуй, главное – это то, что обучающимся с умственной отсталостью очень трудно запомнить непроверяемое написание некоторых слов.
Я, так же как и другие учителя, столкнулась с этой проблемой и перепробовала многие приемы работы со словарными словами, однако результаты имели только незначительное улучшение, поэтому я была вынуждена искать новые методы работы со словами с непроверяемым написанием (словарными словами).
Я изучила как можно больше статей, как учителя работают над этой проблемой. Больше всего меня заинтересовал один из предложенных методов – метод ассоциации.
Я поставила перед собой цель проверить, действительно ли данный метод может дать желаемый результат. В данной работе я попыталась раскрыть те цели, задачи и методики, которые использовала при работе со словарными словами методом ассоциации.
Прежде чем заняться составлением данного словаря, я проанализировала возрастные особенности обучающихся с умственной отсталостью. К ним относятся как память, так и внимание, и речь и бедный словарный запас обучающихся коррекционной школы.
У обучающихся коррекционной школы VIII вида развитие интеллекта замедленное. Однако, школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Под влияние обучения память развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания. Здесь необходимо научить дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Здесь необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала: именно от мотивации зависит продуктивность запоминания.
В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Одним их эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
Возможности волевого регулирования внимания у обучающихся с умственной отсталостью ограничены. Ребенок коррекционной школы может заставить себя упорно работать при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительны отметки). Характер ученика МБОУ «СКШИ VIII вида» имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств. Обучающийся не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. В целом, за время обучения у ребенка должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу.
Как известно, мышление школьников коррекционной школы носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер, т.е. оно опирается на конкретные образы, действия и представления. В связи с этим у большинства из них преобладает образный тип памяти.
Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий.
Мотивационная установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
Заинтересованность. Легче запомнить то, что ему интересно.
Яркость восприятия. Легче запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Всё это является основополагающим при запоминании слов предлагаемым способом. Суть же этого способа в том, что обучающиеся коррекционной школы должны научиться ассоциировать каждое слово с конкретным образом или другими словами.
Работа методом ассоциации должна вестись также систематически
и в определенном порядке.
Методика работы со словарными словами
Этапы работы:
Знакомство со словом.
- составление кроссвордов.
2. Зрительное восприятие графической формы слова.
Например, картинка корабль
1) объяснение значения слова;
2) орфографическая работа над словом;
- постановка ударения;
- деление слова на слоги;
- отчетливое орфографическое проговаривание;
- выделение орфограмм;
- запись слова.
3) можно фонематический анализ слова, но он не является обязательным;
4) составление со словом словосочетаний или предложений;
5) поместить в классное наборное полотно;
6) разнообразные виды письменных упражнений с изученным словом.
ПАМЯТКА
Используя ассоциативный образ, нужно обязательно помнить, что он должен придерживаться определенных правил.
Ассоциативный образ должен быть связан со словарным образом каким-то общим признаком
Словарное слово признак ассоциативный образ
Ассоциативная связь может быть:
по цвету (береза – белая, рябина – яркая)
по форме, размеру (свет от фонаря – овальный);
по действию (мою посуду, ставлю стакан, тарелку, кастрюлю; корову доят, экскаватор - роет и т.д.);
по материалу;
по количеству (город – много людей);
По месту расположения (овощи - в огороде)
По звучанию (что - чего);
По синонимичности (ребята – дети);
По вкусу (лимон - кислый);
По назначению (вещи, одежду – в чемодан) и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнения букву, которую надо запомнить в словарном слове.
Корову доят (по действию)
Рябина ягода, яркая (по содержанию, по цвету)
Кроме того, как видно из примера, через слово «корова» можно ввести ещё одно слово – «молоко», и наоборот.
Практические рекомендации заключаются в следующем.
Работа со словарными словами методом ассоциации должна вестись систематически из урока.
Дети должны обязательно вести свои ассоциативные словарики.
Не следует также забывать и о других методах работы со словарными словами, надо использовать их наряду с данной работой
Использовать занимательный материал и творческую деятельность обучающихся для работы с непроверяемыми написаниями.
Следует обращать внимание на возможность и интересы обучающихся с умственной отсталостью.
Конечно же, не следует забывать о том, что словарные слова употребляются не изолированно, поэтому необходимо, чтобы дети умели видеть их и в контексте с другими словами.
Ассоциативный словарь
автобус - авто
аптека – апчхи
берёза – белка
библиотека – библия
билет – пробить компостером
болото – бочка с водой
ботинки – боты
вдруг – пришел друг
вместе – пишем вместе
вокруг – по кругу, круг – как О
воробей - вор! бей!
ворона – жена ворона
город – городить огород
горох – как О груглый
горизонт – на закате солнце садится – горит зонт
дежурные - лучшие – это девочки
Деревня – это не город, а место, где много деревьев
Животное – это жизнь
Завод –машину заводим за ручку (монтировку)
запад – место, где падает солнце
заяц - из сказки «Заяц - хваста» кричит всегда «Я»
капуста – круглая, но с кочерыжкой, словно ножка буквы А
карандаш – рисую карту
картина – висит на стене, как и карта
картофель – круглый овощ, но с ростками, как у буквы а.
квартира - кварта, т.е. 4 –комната, кухня, ванная, туалет
компот – вкусный сок
коньки – конь
лопата – лопасти (у всех вращающихся)
малина – из маленьких частичек
машина – маленькая у ребенка
медведь – мёд
метро – длину его измерим метром
молоко – много у коровы
молоток-маленький молот молотит
мороз -очень холодно
овощи – все круглые, как О (картофель, свекла, репа, редис)
огурец –порежем- будут кругляшки, как О
одежда – одеть
орех – как буква О
осина – осенью дрожит от ветра
отец – отчество
пальто – шуба, куртка и пальто
пенал – перья
петух – петя
платок – плакать
помидор – разрежем на кружочки –О
посуда –вся круглая, как О
пшеница – пшенка
работа – раб
ракета – летит к созвездию Рака
ребята – ребя (обиходное слово)
рисунок – в учебниках часто пишут сокращенно рис.23
родина – родимая сторона
север – холодный ветер
сирень – разноцветная, бывает синяя
собака – лает громко
соловей – поёт лишь соло (один)
сорока- сорок а
столица – много жителей – сто лиц, стольный град – главный