kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные цели в преподавании русскогоязыка и литературы  предметов — это развитие творческой, духовной личности, проблема подготовки ученика как языковой личности. Они предполагают работу с текстом, художественным словом, книгой. Поэтому возникли вопросы о целесообразности использования ЭОР на уроках, в какой степени компьютер может помочь учителю и на каких этапах урока, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Применяя компьютерные технологии на уроках, мы научились требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ЭОР, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Они  предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ЭОР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы »


Методические рекомендации по использованию на уроках литературы и русского языка технологий РКМЧП, ИКТ с использованием ЭОР



Содержание



  1. Введение……………………………………………………………………….… 2-3

  2. Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках

литературы и русского языка………………………………………………………….4-13

  1. Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём

использования ИКТ и электронных образовательных ресурсов……………… 13-18

  1. Заключение………………………………………………………………..……… 18-19

5. Список использованной литературы …………………………………………… 20

































    1. Введение

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится создание инновационной модели общего среднего образования, сочетающей лучшие традиции российской и мировой образовательных систем. Необходимо обеспечить подготовку поколения свободных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. Исходя из новой стратегии, изменились образовательные запросы семьи, общества и государства. Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Достижение этой цели невозможно без широкого внедрения ИКТ во все сферы жизни, без использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), а также без использования в образовательном процессе в формировании гармонично развитой личности технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Современные  педагогические технологии ставят цели научить ребят самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания  и самовыражения     личности, сформировать у обучающихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности.

С изобретением компьютера, а также после создания всемирной компьютерной сети Интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. Эти изменения коснулись также и образования. В большинстве случаев процесс подготовки уроков в настоящее время осуществляется с помощью информационных технологий, с использованием ЭОР. Компьютерные технологии часто являются незаменимыми во время проведения учебных занятий, так как дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету.

Применение информационных технологий, использование электронных образовательных ресурсов в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность обучающихся и развивает творческий потенциал.

Целью работы стало повышение у обучающихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ, электронных образовательных ресурсов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить существующую психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

  2. Выявить условия, средства и способы, способствующие повышению у обучающихся интереса к урокам русского языка и литературы.

  3. Проанализировать использованные в работе педагогические технологии, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к урокам русского языка и литературы.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо  (РКМЧП) - это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.

Применение  технологии РКМЧП дает возможность создания условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей обучающихся.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:


  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.




2. Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках литературы и русского языка.

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать обучающегося к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному

опыту обучающихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вызнаете о…?»). На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс -минус- интересно; плюс-минус-вопрос. Предполагается последовательное включение обучающихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок).

Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.

Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность обучающимся: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста, ведение различных записей, выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?).

Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма.

Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют

исключительной новизны для преподавателя. Вместо «вызова» более привычно для преподавателя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний обучающихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал обучающихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. Модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице.

Т а б л и ц а

Модель построения уроков в технологии развития критического мышления

Тип урока

Работа с информационным текстом;

Работа с художественным тестом;

Взаимообучение;

Урок-исследование.

Вызов

Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка и т.д.

Рассказ-предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая

систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные

утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа,

рассматривание иллюстраций и т.п.

Верные- неверные суждения; корзина идей и т.д.

Мозговой штурм

Осмысление

Маркировка текста; ведение различных записей;

Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на

поставленные в первой части урока вопросы

Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия

Возвращение к кластеру

Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам

Сводная таблица

Предсказание

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: преподавателю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы преподавателя и обучающихся.

Методические приемы технологии РКМЧП

«Ключевые слова»

Стадию вызова на уроке литературы можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных преподавателем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Например, на уроке по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» можно предложить ребятам поиграть в игру «Верите ли вы, что…».

Правила игры:

1. На столах обучающихся лежат листочки, на которых начерчена таблица, как и на доске. Цифрами указаны № вопросов.

2. Преподаватель читает вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Обучающиеся обсуждают ответы в группах.

3. Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Примерные вопросы:

1) … основной конфликт в романе «Отцы и дети» построен на идеологических спорах между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым?

2) … Ситников и Кукшина являются нигилистами и последователями Евгения Базарова?





Кластеры

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуется модель

солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Обучающиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал (эти направления могут быть предложены преподавателем). Таким образом, обучающиеся выходят на собственное целеполагание. Информация записывается. Чтобы разрешить противоречия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на все вопросы, возникшие при систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть предположения обучающихся, расширить знания по данной теме, предлагается текст.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», выделение новых. На стадии рефлексии работа с кластерами завершается.

Прием «Кластер» предполагает предварительную подготовку преподавателя: ключевое понятие урока (допустим «Имя существительное») записывается в центре страницы, вокруг располагаются 8 – 10 пустых квадратов. Преподаватель просит называть возникающие у обучающихся слова-ассоциации с заданным понятием («именование», «предмет», «реальность»,

«абстрактность», «склонение», «связь с другими словами» и т.д.), фиксирует их в пустых квадратах в порядке озвучивания. Затем объекты-ассоциации выделяются, перемещаются, при помощи функции доски, окрашиваются, таким образом, производится их систематизация по группам на основе общности признаков («значение», «грамматические признаки»). Результат проведенной операции – наглядное представление ключевого понятия урока и его параметров; обучающиеся, опираясь на визуально-словесную информацию, структурированную на экране, формулируют задачи урока.

Таблицы

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Самой популярной на уроках русского языка и литературы является сводная таблица. Можно рассматривать данный прием, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

«Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить

параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто:

Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Основной смысл использования приема «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым обучающиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами обучающиеся. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения обучающихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами обучающиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме

понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Например, сравнительная таблица при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Линия сравнения романа с художественным фильмом

Автор произведения

Жанр произведения

Положительные качества героев.

Отрицательные качества

Сравнительную таблицу можно использовать не только при работе с

художественными текстами, но и при работе с информационным текстом.

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть обучающимся не только

отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у них могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так

как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Ребята обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам.. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие монологической речи. У ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы

охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.

Вопросы

Из жизненного опыта все знают, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому ребят необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это

проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

Толстые ? Тонкие ?

• дайте объяснение, почему...

• почему вы думаете...

• почему вы считаете...

• в чем разница...

• предположите, что будет, если...

• что, если...

• кто...

• что...

• когда...

• может...

• будет...

• мог ли...

• как звали...

• было ли...

• согласны ли вы...

• верно ли...

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

на стадии вызова - это вопросы до изучения темы;

на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

при размышлении - демонстрация пройденного.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию обучающихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Прием «Лови ошибку»

Цель: актуализация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме,

развитие критического подхода к получаемой информации.

Время выполнения: 5-6 минут

Описание приема.

Преподаватель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает обчающимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Преподаватель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Зигзаг

Данную стратегию уместно использовать для развития у обучающихся следующих умений:

анализировать текст совместно с другими людьми;

вести исследовательскую работу в группе;

доступно передавать информацию другому человеку;

самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы. Стратегия «Зигзаг» используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно

рабочими) - 5 человек.

1. Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание – организация работы с текстом большого объема – само по себе служит вызовом.

2. Смысловая стадия. Обучающиеся делятся на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый обучающийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы обучающиеся переходят в другие группы – группы экспертов.

3. Стадия размышления: работа в группе «экспертов».

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто

будет проводить итоговую презентацию. Затем обучающиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Синквейн

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн.

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:

Название (обычно существительное)___________________________

Описание (обычно прилагательное)____________________________

Действия___________________________________________________

Чувство (фраза)_____________________________________________

Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:

Лесник

Одинокий, старый,

Помогает, защищает, спасает,

Помогаешь ты - помогают тебе!

Хранитель.

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и

другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Эссе

Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе на основе знакомства обучающихся с  различными точками  зрения на один и тот же вопрос. Данный приём продуктивен при знакомстве на уроках литературы с критическими  статьями, посвящёнными произведению. Вошло в  систему проведение уроков по темам: «Образ Катерины в русской критике XIX – XX века (по драме А.Н. Островского «Гроза»)», «Герой или Асмодей нашего времени? (оценка образа Е. Базарова в русской критике XIX - XX века)»,  «Образ Луки  в русской критике XX века (по драме М. Горького «На дне»)», «Такой разный Маяковский… (оценка творчества поэта в русской критике XX века)».

Модель написания эссе.

1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.

2. Работа над черновиком.

3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.

4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

5. Публикация. Чтение на аудиторию.

Можно ещё много говорить о технологии РКМЧП. Она не отрицает полезное старое. Она даёт возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие обучающимся самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное.


3.Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ и электронных образовательных ресурсов

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый преподаватель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его увлекательнее.

Внедрение ИКТ  на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время преподавателя, но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Применение мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют обучающихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда текст сопровождается  демонстрацией  обучающимся красочных схем, для пояснения используются различные  звуки  и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал. Важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.

Современный урок выгодно отличается от урока, где главными инструментами преподавателя были мел и тряпка.  Но для того чтобы сделать его интересным, преподаватель должен владеть современными образовательными технологиями и средствами обучения.

В настоящее время создано множество  различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Эти коллекции постоянно пополняются учебными и методическими материалами, помогающими  преподавателю  использовать современные  методы обучения.  Использование ЭОР повышает  наглядность, интерактивность.  Это анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения,  правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.

Остановимся на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.

Это, например, презентации. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что нужно для разных этапов учебной деятельности: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

Анимации и иллюстрации применяются при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также данные ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.   С помощью таблиц ребята учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).

На этапах повторения и закрепления материала большую роль играют интерактивные тесты. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило.

Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий на занятиях. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача преподавателя теперь заключается не только в том, чтобы дать обучающимся знания, но и в том, чтобы научить искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим ИКТ помогают преподавателю в достижении этой цели.

Что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета, использование ЭОР.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся;

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  • повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

  • активизируют познавательную деятельность обучающихся;

  • развивают творческий потенциал обучающихся;

  • осовременивают урок.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для обучающегося он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции преподавателя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий преподавателя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных  технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках:

  • визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

  • интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

  • тренажёр;

  • контроль за умениями, навыками обучающихся;

  • самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.

Применение ИКТ и ЭОР помогает на уроках русского языка и литературы стимулировать познавательную деятельность обучающихся, что достигается путем участия их в создании презентаций по новому материалу; подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов- при закреплении материала на уроке; способствует глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; визуализирует учебный материал; интегрирует смежные дисциплины: историю, мировую художественную культуру, музыку; повышает мотивацию учения ребят и вызывает устойчивый интерес к изучаемым предметам; делает разнообразнее формы представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; стимулирует воображение обучающихся; способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает преподавателю управлять потоком ассоциаций, будить воображение обучающихся, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед преподавателем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Обучающиеся за урок не только познакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотрят отрывки из фильмов, прослушают аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывают на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово преподавателя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Например, в качестве тренажёра при контроле за умениями, навыками обучающихся. Такой тестовый контроль при формировании умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Данный способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

  • повысить интерес обучающихся к предмету;

  • повысить успеваемость и качество знаний обучающихся;

  • сэкономить время на опрос обучающихся;

  • дают возможность обучающимся самостоятельно заниматься не  только на уроках, но и в домашних условиях;

  • помогают и преподавателю повысить уровень своих знаний.

Незаменимы ИКТ-технологии и электронные образовательные ресурсы при самостоятельной поисковой, творческой работе обучающихся, так как дают самые широкие возможности для развития их творческого потенциала. При умелом наставничестве педагога подросток научится среди обилия информации в Интернете находить нужную, научится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Преподаватель русского языка и литературы уже сталкивается с тем, что обучающиеся приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать преподаватель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков.Обучающиеся оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и  преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ и ЭОР на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность обучающихся в изучаемом материале. Вместе с тем уроки с использованием данных инновационных технологий следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Используя информационные технологии и электронные образовательные ресурсы на своих уроках, преподаватель решает не только задачу подготовки обучающегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.


4. Заключение

Современный преподаватель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающегося – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных ребят и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить их видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Таким образом, использование технологий РКМЧП, ИКТ с ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности даёт высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает интерес к предмету, развивает у них логическое мышление. Я думаю, что мои обучающиеся смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Развитие информационных технологий привело к появлению электронных средств, не только поставляющих знания, но и предлагающих механизмы ее освоения и контролирующих результаты обучения. В новой модели образования компьютер не только вычислительная машина, но необходимый элемент целостной структуры учебной деятельности, коммуникационное устройство, обеспечивающее взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, открывающее новые педагогические возможности использования новых источников информации, локальных и глобальных компьютерных сетей.

Компьютер, конечно, не заменит преподавателя, но позволит индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и литературе и сохраняет устойчивый интерес к предметам.

Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения, а также с технологией РКМЧП,




5. Список использованной литературы


  1.  Русский язык. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. -М., 2009

  2.  Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48с. (Стандарты второго поколения).

  4.  Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод пособие. Пермь:  Пермский государственный университет, 2007.

  5. НФПК ИСО (электронный ресурс)

  6. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – Федеральное агентство по образованию (электронный ресурс СБППО).

  7. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград.: Учитель, 2007.

  8. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – Москва.: Бином, 2005.

















13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богодухова Ольга Витальевна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства