Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 2 Дата_________
Тема: «Предложения нераспространённые и распространённые»
Цели.
Обучающая: восстановить знания учащихся о нераспространённых и распространённых предложениях, учить составлению тех и других предложений в устной и письменной речи.
Коррегирующая: содействовать коррекции устной и письменной речи учащихся.
Воспитательная: воспитывать в детях чувство самокритичности.
Оборудование: табл.33, ММК.
Ход урока.
I. Подготовительная часть.
1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
2. Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
II. Основная часть.
1. . Словарная работа: хозяин (стр.6).
- знакомство со значением и правописанием слова,
- составление словосочетаний и предложений, запись одного из них.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний учащихся.
Работа над предложениями. – Сравните 2 предложения, разберите их по членам предложения. В чём их сходство и различие?
Начались каникулы. Начались долгожданные летние каникулы.
Работа по опорной таблице.
Чтение правила по учебнику – с. 6.
Электронная физминутка.
Закрепление.
Работа по учебнику.
Упр. 7 , стр.7. Предложения, противоположные по смыслу, записать парами. Устно переделать их в распространённые.
Н-р. Наступает день. Приходит ночь.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение в парах до конца,
- проверка – фронтально.
2) Творческая работа – упр. 9, стр. 8. Распространить предложения и записать так, чтобы получился рассказ. Задание выполняется коллективно – на доске и в тетрадях.
Ребята 1-й группы – самостоятельно.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 3 Дата_________
Тема: «Однородные члены предложения»
Цели.
Обучающая: познакомить учащихся с однородными членами предложения, учить выделять их в устной и письменной речи.
Коррегирующая:содействовать коррекции устной и письменной речи, обогащать словарь.
Воспитательная:воспитывать в детях чувство взаимоуважения.
Оборудование: табл.№ 2м.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
Введение в тему урока. Работа с записью на доске.
Списать предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения и поставить к ним вопросы.
Весной возвращаются грачи, скворцы, жаворонки. Птицы галдят, шумят, хлопочут. Птицы прилетают в марте, в апреле, в мае.
- В каком предложении несколько подлежащих отвечают на один и тот же вопрос? К какому сказуемому они относятся?
- В каком предложении несколько сказуемых отвечают на один и тот же вопрос? К какому 'подлежащему они относятся?
- В каком предложении несколько второстепенных членов отвечают на один и тот же вопрос? К какому члену предложения они относятся?
3. Знакомство с правилом – стр.10.
Физминутка№ 5. Комплекс упражнений гимнастики глаз.
4. Закрепление.
Составить и записать предложения с однородными членами на предложенные учителем темы.
Задание выполняется на доске и в тетрадях.
Работа по учебнику.
Упр.11 , стр. 9. Списать. Найти и подчеркнуть однородные члены предложения.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение в парах до конца,
- проверка - фронтально.
Ребятам 2-ой группы – индивидуальная помощь.
Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 4 Дата_________
Тема: «Однородные члены предложения без союзов и с одиночным союзом и»
Цели.
Обучающая: познакомить учащихся с однородными членами предложения с одиночным союзом и.
Воспитательная: воспитывать в детях интерес к изучению русского языка.
Оборудование: табл. 5м, карточки с лексическим материалом.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Приведите примеры предложений с однородными членами.
3. Работа с записью на доске.
- Что вы можете сказать о записанных на доске предложениях?
На клумбах красуются колеусы, герань, виола.
На уроке чтения ребята читали, пересказывали, отвечали на вопросы.
- С какой интонацией нужно читать эти предложения?
- А как однородные члены предложения отделяются на письме?
4. Знакомство с правилом – стр. 10.
5. Тренировочные упражнения.
1) Работа с загадками. Упр.12 , стр. 10. Списать. Между однородными членами предложения поставить запятые. Выбрать отгадки (устно). Подчеркнуть однородные члены предложения. Построить схемы.
Образец. Долго плавала, купалась, только сухонькой осталась. О,О,о.
- разбор задания,
- комментированное письмо на доске и в тетрадях,
- проверка.
Физминутка № 5. Комплекс упражнений гимнастики глаз.
2) Упр. 13 , стр.10. Списать. Выделенные слова заменить однородными членами предложения.
Образец. Они принесли из дома различные материалы. Они принесли из дома доски, бруски, фанеру.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение до конца,
- проверка.
Ребятам 2-ой группы – индивидуальная помощь.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся
Организованный выход на перемену.
Урок № 6 Дата_________
Тема: «Связная речь. Составление рассказа из деформированного текста»
Цели.
Обучающая: учить ребят составлять рассказ из деформирванного текста, развивать умение озаглавливать текст с отражением его темы.
Коррегирующая: содействовать коррекции устной и письменной речи, обогащать словарь.
Воспитательная: воспитывать в детях чувство взаимоуважения.
Оборудование: карточки с текстами.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Из чего состоит наша речь?
- Что такое текст?
- Из каких частей состоит текст?
- Для чего служит план текста?
- Что будет с текстом, если поменять местами его части?
Знакомство учащихся с деформированным текстом – стр. 12, упр. 18.
Однажды охотник забыл закрыть дверцу. Поймал охотник белку и посадил в клетку. Он кормил её орешками, семечками и сухариками. Белка убежала в лес. Спросили друзья, почему белка убежала от такого хозяина. Рассказала она зайчику, ёжику и дятлу о своей жизни. Но зашумела листва, и никто не услышал слов белочки.
- Прочитать предложения. Почему их нельзя назвать рассказом?
4. Коллективное составление рассказа из предложенных предложений.
5. Работа над заголовком текста – определение его темы.
Физминутка № 1 для улучшения мозгового кровообращения.
Работа в тетрадях.
Составить и записать из предложений рассказ.
Ребятам II группы – индивидуальная помощь.
7. Проверка написанных работ.
Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 7 Дата_________
Тема: «Работа над ошибками»
Цели.
Обучающая: закрепить правила, на которые были допущены ошибки в работе по развитию речи.
Коррегирующая: формировать навык письма по правилу.
Воспитательная: воспитывать в детях чувство самокритичности.
Оборудование: ММК, тренажёр «Отличник».
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
Анализ написанных работ. Сообщение результатов письма.
Работа над ошибками. Объяснительный диктант.
Посадил, кормил, убежала, спросили, листва; в лес, в клетку.
Физминутка № 2 для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Закрепление.
Работа на тренажёре «Отличник».
- коллективное устное выполнение тестов на безударную гласную и звонкую и глухую согласную в корне слова,
- выполнение с опорой на экран,
- самостоятельное выполнение в парах,
- самопроверка с опорой на экран.
2) Упр.16, стр.11 . Творческая работа. Прочитать вопросы. Написать по ним рассказ «Отлёт птиц». Употреблять в предложениях однородные члены, разделяя, где надо, запятой.
Упр. 20 , стр.16. Записать слова, которые обозначают:
фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе; металлические или бумажные знаки, которыми платят за покупку; часть растения, которая находится под землёй; огородное растение со съедобными клубнями; животное, наиболее близкое человеку по строению тела; оружие охотника.
Работа с загадкой. Записать текст загадки, подчеркнуть слова с разделительным ь, написать отгадку.
Льётся весело вода
В десять струй из носа.
Для здоровья не вредна,
Для растений польза.
Физминутка № 3 для снятия утомления с туловища.
Работа по учебнику.
Упр. 2 , стр15. Списать. Подчеркнуть все изученные орфограммы.
Лепёшки
Прошу вас:
возьмите всего понемножку, и вы испечёте такую лепёшку!
Соли, муки, молока, и крахмала, и простокваши, что долго стояла. Корицы, сметаны, яиц и воды.
От яблок и масла не будет беды.
Орехов, изюма, песка и варенья.
Смешайте как следует всё без стесненья...
А если хотите рецепт уточнить, то бабушке надо моей позвонить.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение в парах до конца,
- проверка.
Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 14 Дата_________
Тема: «Двойные и непроизносимые согласные»
Цели.
Обучающая: восстановить знания учащихся о правописании непроизносимых согласных в корне слова, расширить лексический запас словами с двойными согласными.
Коррегирующая: формировать навыки письма по правилу.
Воспитательная: воспитывать в детях чувство самодисциплины.
Оборудование: табл.№ 6м.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение – фронтальный опрос по правописанию непроизносимых гласных в корне слова.
Тренировочные упражнения.
Работа по учебнику.
Упр. 24 , стр. 18. Чётко прочитайте каждое слово. Назовите пропущенный звук. Какие буквы вы вставите?
2) Устный диктант с использованием тренажёра «Отличник».
Физминутка № 5. Комплекс упражнений гимнастики глаз.
3) Работа по учебнику.
Упр. 33, стр.22. Записать рассказ. Расставить запятые при однородных членах. Подчеркнуть знакомые орфограммы в словах.
Ребятам 1-й группы – записать продолжение рассказа.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение в парах до конца,
Первым 3 учащимся – оценка в журнал.
Дополнительное задание – упр. 32, стр. 22.
Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 16 Дата_________
Тема: «Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова »
Цели.
Обучающая: дать представление учащимся об однокоренных словах и корне как выразителе общего значения в группе однокоренных слов, развивать умения выделять корень слова.
Коррегирующая: развивать операции сравнения и обобщения
Воспитательная: воспитывать в детях культуру поведения на уроке
Физминутка№ 2 для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Работа по учебнику.
Упр.40, стр.28. Списать. Вставить пропущенные корни в однокоренных словах. Родственные слова записать парами.
Образец. Лес, лесная.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение в парах до конца,
- проверка.
2) Упр. 38, стр. 38. Подобрать к данным словам однокоренные. Использовать разные части речи.
Образец. Имя сущ. Имя прилаг. Глагол
повар варёный сварить
- разбор задания,
- комментированное письмо на доске и в тетрадях,
- проверка.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 18 Дата_________
Тема: «Приставка, суффикс, окончание»
Цели.
Обучающая: восстановить знания учащихся о приставке, суффиксе и окончании как о частях слова и смыслоразличительной роли приставки и суффикса в слове .
Коррегирующая: содействовать коррекции произносительной стороны речи.
Воспитательная: воспитывать в детях активность и самостоятельность в работе
Оборудование: таблица № 10м.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Повторение. Разбор предложения по членам предложения.
В воскресенье ребята пойдут в поход на озеро.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Назовите части слова.
- Какая часть слова является главной?
- Что такое окончание? Для чего оно служит?
- Что вы помните о приставке? О суффиксе?
3. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки и суффикса - стр. 29-30, 34.
Вывод.
Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня.
При помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.
Упр. 47, стр. 32. Списать. Употребить выделенные слова с разными суффиксами.
В углу стоял игрушечный стол с маленькими стульями. На одном стуле сидел пушистый заяц. На другом — деревянный человек с длинным носом. На столе стоял малюсенький чайник. В белых чашках дымилось какао. Ваза была наполнена разными сладостями.
- ребята 1-й группы - самостоятельное выполнение, ребятам 2-й группы – индивидуальная помощь.
- проверка.
Физминутка № 5. Комплекс упражнений гимнастики глаз.
Упр.42 стр. 29. Выборочное письмо.
Найти 2 группы однокоренных слов и выписать их. Выделить в этих словах разные приставки.
- разбор задания,
- комментированное письмо на доске и в тетрадях.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся
Организованный выход на перемену.
Урок № 20 Дата_________
Тема: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
Цели.
Обучающая: восстановить знания учащихся об ударных и безударных гласных и способе проверки безударной гласной путём изменения формы слова.
Коррегирующая: развивать операции сравнения и обобщения.
Воспитательная: воспитывать в детях культуру поведения на уроке.
Оборудование: табл. № 8.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
3.Словарная работа . Семена.
- знакомство со значением и правописанием слова,
- составление словосочетаний и предложений, запись одного из них.
II. Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Какие гласные произносятся и пишутся одинаково?
- Какие гласные произносятся не так, как пишутся?
- Как правильно написать безударную гласную в корне слова?
3. Чтение правила по учебнику – с. 41.
Вспомни.
Безударные гласные надо писать так, как они пишутся под ударением.
Для этого надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Сомневаюсь. Проверяю. Пишу.
Тренировочные упражнения.
Упр. 58 , стр.40. Прочитать ряды однокоренных слов. Найти в каждом ряду слово-корень. Назвать ударную гласную в корне. Записать однокоренные слова и подчеркнуть безударную гласную в корне.
Ночёвка, ночной, ночка, ночь, заночевал.
Цветок, цветик, цветник, зацветёт.
Бегать, побег, бегун, бегом, беготня.
Полёт, летать, вылетел, перелёт, лётчик.
Вязал, перевязал, связка, связь, повязка.
Смешной, смешить, рассмешить, смешинка, усмешка.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 строк,
- самостоятельное выполнение в парах до конца,
- проверка.
Физминутка № 1 для улучшения мозгового кровообращения.
1. Не перебивай товарища. Выслушай его до к..нца. 2. Не критикуй человека за его сп..ной. Учись говорить правду в гл..за. 3. Не повышай голоса. Не доводи спор до ссоры. 4. На вопросы отв..чай чётко и обдуманно.
Ребятам 2-ой группы – индивидуальная помощь.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 21 Дата_________
Тема: «Связная речь. Составление рассказа с помощью учителя по теме «Лес осенью».
Цели.
Обучающая: учить ребят составлять связный рассказ на предложенную тему, развивать умение озаглавливать текст с отражением его темы.
Коррегирующая: содействовать коррекции устной и письменной речи, обогащать словарь.
Воспитательная: воспитывать в детях чувство взаимоуважения.
Оборудование: карточки с текстами.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
Беседа с учащимися о наступившей осени, об изменениях в природе, в лесу – обмен мнениями и впечатлениями.
Коллективное составление рассказа с помощью учителя «Лес осенью».
Примерный текст.
Лес осенью.
План
Промелькнуло беззаботное лето.
Лес рад осени.
Дивная пора!
Незаметно промелькнуло беззаботное лето с зелёным нарядом полей и лесов, и хозяйкой стала осень. Погода испортилась. Ясные жаркие дни стали ветреными и дождливыми. Всё загрустило вокруг.
Только лес рад осени. Деревья сбросили летние зелёные платья и поменяли их на осенние пёстрые наряды. Осинка зарумянилась. Клён загорелся бордовыми листьями. Ольха выставила напоказ свои жёлтые ладошки. Берёзка не уступает осинке, тоже гордится своими золотыми листьями.
Но вот подул ветерок, и в воздухе закружились листочки. Влажная от дождя земля пригласила отдохнуть их на пёстром ковре. В такие дни лес дарит ощущение яркого праздника. Дивная пора! Нельзя не поразиться красоте осени!
Физминутка № 1 для улучшения мозгового кровообращения.
Работа в тетрадях.
Самостоятельная запись текста с опорой на карточки.
Ребятам II группы – индивидуальная помощь.
6. Проверка написанных работ.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Лес осенью.
Незаметно промелькнуло беззаботное лето с зелёным нарядом полей и лесов, и хозяйкой стала осень. Погода испортилась. Ясные жаркие дни стали ветреными и дождливыми. Всё загрустило вокруг.
Только лес рад осени. Деревья сбросили летние зелёные платья и поменяли их на осенние пёстрые наряды. Осинка зарумянилась. Клён загорелся бордовыми листьями. Ольха выставила напоказ свои жёлтые ладошки. Берёзка не уступает осинке, тоже гордится своими золотыми листьями.
Но вот подул ветерок, и в воздухе закружились листочки. Влажная от дождя земля пригласила отдохнуть их на пёстром ковре. В такие дни лес дарит ощущение яркого праздника. Дивная пора! Нельзя не поразиться красоте осени!
Лес осенью.
Незаметно промелькнуло беззаботное лето с зелёным нарядом полей и лесов, и хозяйкой стала осень. Погода испортилась. Ясные жаркие дни стали ветреными и дождливыми. Всё загрустило вокруг.
Только лес рад осени. Деревья сбросили летние зелёные платья и поменяли их на осенние пёстрые наряды. Осинка зарумянилась. Клён загорелся бордовыми листьями. Ольха выставила напоказ свои жёлтые ладошки. Берёзка не уступает осинке, тоже гордится своими золотыми листьями.
Но вот подул ветерок, и в воздухе закружились листочки. Влажная от дождя земля пригласила отдохнуть их на пёстром ковре. В такие дни лес дарит ощущение яркого праздника. Дивная пора! Нельзя не поразиться красоте осени!
Лес осенью.
Незаметно промелькнуло беззаботное лето с зелёным нарядом полей и лесов, и хозяйкой стала осень. Погода испортилась. Ясные жаркие дни стали ветреными и дождливыми. Всё загрустило вокруг.
Только лес рад осени. Деревья сбросили летние зелёные платья и поменяли их на осенние пёстрые наряды. Осинка зарумянилась. Клён загорелся бордовыми листьями. Ольха выставила напоказ свои жёлтые ладошки. Берёзка не уступает осинке, тоже гордится своими золотыми листьями.
Но вот подул ветерок, и в воздухе закружились листочки. Влажная от дождя земля пригласила отдохнуть их на пёстром ковре. В такие дни лес дарит ощущение яркого праздника. Дивная пора! Нельзя не поразиться красоте осени!
Лес осенью.
Незаметно промелькнуло беззаботное лето с зелёным нарядом полей и лесов, и хозяйкой стала осень. Погода испортилась. Ясные жаркие дни стали ветреными и дождливыми. Всё загрустило вокруг.
Только лес рад осени. Деревья сбросили летние зелёные платья и поменяли их на осенние пёстрые наряды. Осинка зарумянилась. Клён загорелся бордовыми листьями. Ольха выставила напоказ свои жёлтые ладошки. Берёзка не уступает осинке, тоже гордится своими золотыми листьями.
Но вот подул ветерок, и в воздухе закружились листочки. Влажная от дождя земля пригласила отдохнуть их на пёстром ковре. В такие дни лес дарит ощущение яркого праздника. Дивная пора! Нельзя не поразиться красоте осени!
Урок № 22 Дата_________
Тема: «Работа над ошибками»
Цели.
Обучающая: закрепить правила, на которые были допущены ошибки в работе по развитию речи.
Коррегирующая: формировать навык письма по правилу.
Воспитательная: воспитывать в детях чувство самокритичности.
Оборудование: ММК, тренажёр «Отличник».
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
Анализ написанных работ. Сообщение результатов письма.
`1. Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
2. Оценка работы учащихся.
3. Организованный выход на перемену.
Урок № 23 Дата_________
Тема: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»
Цели.
Обучающая: восстановить знания учащихся правописании звонких и глухих согласных на конце слова, учить подбирать проверочные слова путём подбора однокоренных слов или изменения формы слова.
Коррегирующая:развивать навыки письма по правилу.
Воспитательная: воспитывать в детях культуру взаимоотношений.
Оборудование: табл. № 4.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
2. Актуализация знаний учащихся. Работа с записью на доске.
Утро начинай с заря..ки,
Оставляй постель в поря..ке
И умыться не забу..ь,
Прежде чем пускаться в путь.
- Как проверить написание звонких и глухих согласных в корне слова?
- Подбор проверочных слов.
- Самостоятельная запись стихотворения.
3. Чтение правила по учебнику – с.44.
Тренировочные упражнения.
Упр. 66 , стр.44 – работа с антонимами.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение в парах до конца.
Физминутка № 5. Комплекс упражнений гимнастики глаз.
Работа по учебнику.
Упр. 70, стр. 46.
Прочитать. Списать, вставляя пропущенные согласные. Подобрать к каждому слову группу однокоренных слов. Подчеркнуть слова, в которых непроизносимый согласный произносится чётко и чётко слышится.
Образец. Поздний – поздно, опоздал, опоздание.
- разбор задания,
- комментированное письмо на доске и в тетрадях,
- проверка.
Ребятам 2-ой группы – индивидуальная помощь.
Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 24 Дата_________
Тема: «Тренировочные упражнения в правописании звонких и глухих согласных в корне слова»
Цели.
Обучающая: учить ребят правописанию проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Коррегирующая: развивать навыки письма по правилу.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность в работе.
Вчера я была в лесу. Как много интересного я увидела!
На доро..ку вып..лзла улитка и выставила ро..ки. Деловито работал дятел. Пугливые л..сные мышки н..сли домой з..лёную тра..ку. В ла..ках белки я увидела мухомор. Это для неё лекарство.
Посылаю тебе свои л..сные зарисовки.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложения,
- самостоятельное выполнение до конца,
- проверка.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 26 Дата_________
Тема: «Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме « Состав слова».
Цели.
Обучающая: проверить знания учащихся по теме «Состав слова», развивать навык письма по правилу, воспитывать в детях чувство сознательной дисциплины.
Коррегирующая: развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.
Воспитательная: развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.
Оборудование: таблицы № 35, 31, 46, 62, 2а, 18а.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся - повторение правил по опорным таблицам.
- правописание правил корня,
- гласные и согласные в приставках,
3. Чтение учителем текста диктанта (стр. 48, упр. 76)
Слово о почтовой марке
Почтовая марка — это маленькая картинка. Она наклеивается на конверт. Марки бывают разные: квадратные и треугольные, красные и зеленые. Люди рисуют на марках все самое интересное, что есть у них в стране. Это может быть река и дерево, известный человек и звёздный корабль, редкая птица и сюжет сказки. Первая русская марка вышла в свет 18 января 1858 года.
4. Беседа по восприятию текста диктанта.
- Какие бывают марки?
- Что изображают на этих картинках?
- Когда появилась первая марка?
Физминутка № 1 для улучшения мозгового кровообращения.
4. Запись текста учащимися под диктовку учителя.
Ребята 2-ой группы – по карточкам.
5. Выполнение грамматического задания.
Найти слова на знакомые правила и выпиши по 2 слова в таком порядке:
- с безударной гласной в корне: ...
- со звонкой или глухой согласной в корне: ...
- с двойной согласной: ...
- с непроизносимой согласной: ...
- с непроверяемой гласной: ...
5. Проверка написанных работ.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 27 Дата_________
Тема: «Работа над ошибками»
Цели.
Обучающая: закрепить правила, на которые были допущены ошибки в проверочной работе.
Коррегирующая: формировать навык письма по правилу.
Воспитательная: воспитывать положительные взаимоотношения в классе.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
Анализ написанных работ, сообщение результатов письма.
Повторение правил по опорной таблице.
Тренировочные упражнения.
Объяснительный диктант.
Почтовая, зелёные, в стране, река, дерево; известный, звёздная; редкая, сказка; картинка, конверт, корабль; русская.
Физминутка № 5 – комплекс упражнений для глаз.
Самостоятельная работа с последующей проверкой на экране – зрительный диктант по тренажёру «Отличник».
Работа по учебнику. Подобрать и вставить сложные слова.
Упр. 77 , стр. 49. Работать так: один ученик диктует текст по предложениям, остальные записывают их, комментируя по очереди орфограммы в каждом предложении.
Встреча
Был тёплый денек. Шли девочки по лесной дорожке и рвали ягодки. Вдруг шум в кустах. Подружки ахнули. Медведь лапой ягоды срывает. Девочки бросили корзинки и бежать.
А медведь рад. Ягоды из корзинки прямо в пасть кладёт.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 28 Дата_________
Тема: «Правописание приставок»
Цели.
Обучающая: познакомить учащихся с правописанием приставок с а и о, приставок на согласную.
Коррегирующая: развивать операции сравнения и обобщения
Воспитательная: воспитывать в детях культуру поведения на уроке
Оборудование:табл. № 30м, 57..
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
Работа по опорной таблице – знакомство с правописанием приставок.
Чтение правила по учебнику – с. 59, 64.
Закрепление.
Упр. 94 , стр.60. Образовать слова с данными приставками. Доказать, что это приставки и их нужно писать слитно со словом.
Резать: на-, об-, под-, по-, пере-, от-, над-.
Тянуть: на-, за-, по-, об-, про-, пере-, до-.
Ходить: за-, об-, пере-, про-.
- Составить словосочетания с получившимися словами, записать их.
Образец. Нарезать хлеб, обрезать нитки.
Упражнение выполняется на доске и в тетрадях.
Физминутка №2 для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Упр. 102 , стр.64. Списать. Вставить в приставки пропущенные согласные.
1. Через ходы, через щели хлынул дождик в по..земелье. 2. По..хватили муравьишки жука чёрного под мышки. 3. О..шумела, о..буянила гроза. О..звенели в поле жаворонка трели. 4. Охнул гром на..рывно вдалеке. 5. Она яблочко взяла и тихонько на..кусила. 6. 0..рывает ветер листья сентября. О..ступает плотно пёстрый лес меня.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение до конца,
- проверка.
Ребятам 2-ой группы – индивидуальная помощь.
Первым трём учащимся – оценка в журнал.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 29 Дата_________
Тема: «Приставка и предлог»
Цели.
Обучающая: дать учащимся представление о приставке и предлоге, учить различать их на письме.
Коррегирующая:коррегировать мыслительные операции сравнения и обобщения.
Воспитательная:воспитывать в детях чувство взаимного уважения.
Оборудование: табл.№ 20.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
1. Словарная работа. Сейчас, теперь.
- Прочитайте слова. Как они произносятся? А как пишутся?
- Какие орфограммы в словах нужно запомнить?
- Составить и записать предложения с этими словами.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация знаний учащихся – чтение и разбор статьи о приставке и предлоге – стр. 52.
4. Работа по опорной таблице – различение приставки и предлога.
Физминутка №2 для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
5. Закрепление. Работа по учебнику.
Упр. 80, стр.53. Списать текст, раскрывая скобки.
Отец Тани работал комбайнером. Вечером девочка (по)несла отцу ужин. Над полем (под)нялся густой туман. Таня (за)блудилась. Она (за) кричала, но голос (по) гас в тумане. Таня (на) брела на стог сена и там (за) снула. (Про)снулась от холода. В низине (по) слышался шум комбайна.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение до конца,
- проверка.
Ребятам 2-ой группы – индивидуальная помощь.
Упр. 81, стр.53. Списать текст, раскрывая скобки.
Летом Дима приехал (в) деревню. Пошли (с)дедом (в)лес. Дима бежал впереди. Увидел муравьиную кучу и воткнул (в)муравейник палку. (По)палке забегали муравьи. Подошёл дедушка, покачал головой.
— Большая беда пришла (в)лес. Жил маленький народец, (с)утра (до)вечера трудился. Пришёл враг и всё разрушил.
- Где враг? – не понял Дима.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение до конца,
- проверка.
Ребятам 2-ой группы – индивидуальная помощь.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 30 Дата_________
Тема: «Упражнения на закрепление правописания приставки и предлога»
Цели.
Обучающая: упражнять учащихся в дифференциации приставок и предлогов.
Коррегирующая: развивать навык письма по правилу.
Воспитательная:воспитывать в детях положительные взаимоотношения.
Оборудование:табл. № 3.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
2. Словарная работа. Середина.
- Прочитайте слово. Как оно произносятся? А как пишется?
- Какие орфограммы в слове нужно запомнить?
- Составить и записать предложения с этим словом.
3. Актуализация знаний учащихся.
- Что такое приставка? Приведите примеры слов с приставками.
- Что такое предлог? Как предлоги пишутся со словами?
- Списать слова. Выделить в словах корень и приставку по образцу.
- Подчеркнуть последнюю букву в приставках одной чертой, а первую букву в корне двумя чертами.
- Чётко произнести записанные слова. Как произносится подчёркнутый согласный с гласным?
- Почему между приставкой и корнем стоит разделительный ъ?
3. Работа по опорной таблице.
4. Чтение правила по учебнику – с. 58.
Физминутка№ 1 для улучшения мозгового кровообращения.
5. Закрепление.
Работа по учебнику.
Упр. 90, стр.58 – распределительный самодиктант. Выписать слова в два столбика: в первый столбик — слова с разделительным мягким знаком, во второй — слова с разделительным твердым знаком. Выделить приставку и корень.
2) Самостоятельная работа – упр. 88, стр.57. Списать. В выделенных словах обозначить приставки, подчеркнуть разделительный ъ.
- разбор задания,
- самостоятельное выполнение,
- проверка.
Ребятам 2-й группы – индивидуальная помощь.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 32 Дата_________
Тема: «Четвертной контрольный диктант по теме «Состав слова».
Цели.
Обучающая: закрепить и проверить знания учащихся по теме «Состав слова».
Коррегирующая: развивать навык письма по правилу.
Воспитательная:воспитывать самостоятельность в работе.
Оборудование:индивидуальные карточки, опорные таблицы по теме «Состав слова».
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний учащихся.
Работа по опорным таблицам – повторение правил корня, правописания приставок.
Чтение текста диктанта учителем.
Мои друзья.
Каждую весну, лето и осень я провожу в деревне. Там у меня есть заветные глухие тропинки. Возле них живут мои маленькие друзья: зверьки, птицы, насекомые. Да и каждый кустик, дерево, травка, цветок тоже мои друзья. Я слежу за их жизнью с весны до глубокой осени. Сейчас осень. На лесной поляне ярко краснеет рябина. Дрозды сбиваются в стаи, готовятся к отлёту на юг. (65)
8. Задание . Выписать последнее предложение, подчеркнуть все знакомые орфограммы.
Проверка написанных работ.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Мои друзья.
Каждую весну, лето и осень я провожу в деревне. Там у меня есть заветные глухие тропинки. Возле них живут мои маленькие друзья: зверьки, птицы, насекомые.Да и каждый кустик, дерево, травка, цветок тоже мои друзья. Я слежу за их жизнью с весны до глубокой осени. Сейчас осень. На лесной поляне ярко краснеет рябина. Дрозды сбиваются в стаи, готовятся к отлёту на юг.
Мои друзья.
Каждую весну, лето и осень я провожу в деревне. Там у меня есть заветные глухие тропинки. Возле них живут мои маленькие друзья: зверьки, птицы, насекомые.Да и каждый кустик, дерево, травка, цветок тоже мои друзья. Я слежу за их жизнью с весны до глубокой осени. Сейчас осень. На лесной поляне ярко краснеет рябина. Дрозды сбиваются в стаи, готовятся к отлёту на юг.
Мои друзья.
Каждую весну, лето и осень я провожу в деревне. Там у меня есть заветные глухие тропинки. Возле них живут мои маленькие друзья: зверьки, птицы, насекомые.Да и каждый кустик, дерево, травка, цветок тоже мои друзья. Я слежу за их жизнью с весны до глубокой осени. Сейчас осень. На лесной поляне ярко краснеет рябина. Дрозды сбиваются в стаи, готовятся к отлёту на юг.
Мои друзья.
Каждую весну, лето и осень я провожу в деревне. Там у меня есть заветные глухие тропинки. Возле них живут мои маленькие друзья: зверьки, птицы, насекомые.Да и каждый кустик, дерево, травка, цветок тоже мои друзья. Я слежу за их жизнью с весны до глубокой осени. Сейчас осень. На лесной поляне ярко краснеет рябина. Дрозды сбиваются в стаи, готовятся к отлёту на юг.
Мои друзья.
Каждую весну, лето и осень я провожу в деревне. Там у меня есть заветные глухие тропинки. Возле них живут мои маленькие друзья: зверьки, птицы, насекомые.Да и каждый кустик, дерево, травка, цветок тоже мои друзья. Я слежу за их жизнью с весны до глубокой осени. Сейчас осень. На лесной поляне ярко краснеет рябина. Дрозды сбиваются в стаи, готовятся к отлёту на юг.
Мои друзья.
Каждую весну, лето и осень я провожу в деревне. Там у меня есть заветные глухие тропинки. Возле них живут мои маленькие друзья: зверьки, птицы, насекомые.Да и каждый кустик, дерево, травка, цветок тоже мои друзья. Я слежу за их жизнью с весны до глубокой осени. Сейчас осень. На лесной поляне ярко краснеет рябина. Дрозды сбиваются в стаи, готовятся к отлёту на юг.
Мои друзья.
Каждую весну, лето и осень я провожу в деревне. Там у меня есть заветные глухие тропинки. Возле них живут мои маленькие друзья: зверьки, птицы, насекомые.Да и каждый кустик, дерево, травка, цветок тоже мои друзья. Я слежу за их жизнью с весны до глубокой осени. Сейчас осень. На лесной поляне ярко краснеет рябина. Дрозды сбиваются в стаи, готовятся к отлёту на юг.
Урок № 33 Дата_________
Тема: «Работа над ошибками».
Цели.
Обучающая: закрепить правила, на которые были допущены ошибки в контрольной работе, развивать навык письма по правилу,
Воспитательная: воспитывать в детях чувство дружелюбия, взаимопомощи
Оборудование: карточки с текстами, опорные таблицы.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
Анализ контрольных работ, сообщение результатов.
Самостоятельная работа над ошибками с опорой на таблицу.
Коллективная работа над ошибками.
Объяснительный диктант.
Весна, осень, провожу, тропинка, зверьки, дерево, травка, цветок, слежу, сейчас, на лесной поляне, дрозды, отлёт на юг, в стаи.
Физминутка №2 для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Закрепление.
Работа по учебнику.
Упр. 92 , стр.59. Списать, вставляя разделительные ъ и ь.
Едет по лесу телега. В телеге трясутся корзины так об..ёмистые, что я помещусь в них с головой. В..езжаем березняк. Тут светло. Половина лист..ев уже осыпалась. Переплелись голые суч..я. У берёзовых корней целыми сем..ями растут опёнки. Дедушка срезает грибы ножичком. Вечером с..езжаются гости, и мы едим грибы в сметане.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение до конца,
- проверка.
Ребятам 2-ой группы – индивидуальная помощь.
Дополнительное задание – упр. 110, стр. 68.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.
Оценка работы учащихся.
Организованный выход на перемену.
Урок № 34 Дата_________
Тема: «Тренировочные упражнения в правописании разделительного Ъ после приставок»
Цели.
Обучающая: тренировать учащихся в правописании слов с приставками.
Коррегирующая: коррегировать познавательные способности ребят, вырабатывать навык письма по правилу.
Воспитательная: воспитывать в детях чувство самоконтроля.
Оборудование: табл. № 27.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.
Рапорт дежурного, определение отсутствующих.
Основная часть.
Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Что обозначают разделительные ъ и ь знаки?
- В каких случаях пишется разделительный твердый знак (ъ)? Приведите примеры.
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
3. Тренировочные упражнения.
1) Работа с фразеологизмами. Объяснить смысл выражений из левого столбика, подобрав объяснения из правого столбика. Записать, подчеркнуть разделительные ъ и ь знаки.
Не подъедешь на кривой телеге. —... Плохая услуга.
Съесть вместе пуд соли. —... Не знаешь, как подступиться к человеку.
Медвежья услуга. —... Хорошо и давно знать человека.
Лёгок на подъем.—... Делает вид, что ничего не замечает
Даже бровью не поведёт.— Быстро берётся за дело.
Физминутка№ 2 для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
2) Работа по учебнику.
Упр. 103 , стр.65. Списать. Слова из скобок заменить однокоренными словами с приставкой с-.
- разбор задания,
- комментированное письмо 1-2 предложений,
- самостоятельное выполнение до конца,
- проверка.
Ребятам 2-ой группы – индивидуальная помощь.
III. Заключительная часть.
Итог урока. Вопросы на понимание изученного материала.