kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы повышения лексической компетентности на уроках РКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются методы повышения лексической компетентности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы повышения лексической компетентности на уроках РКИ»

Методы повышения уровня лексической компетенции

Общение на иностранном языке не может осуществляться без наличия у говорящего определенного запаса слов и умения пользоваться ими в устной и письменной речи. В практическом курсе РКИ обучение лексике происходит в совокупности с обучением фонетике и грамматике. Поэтому работе над лексикой на всех этапах обучения русскому языку как иностранному отводится исключительно большое место, при этом на разных этапах она имеет преимущественные задачи и организуется на базе разных принципов.

Наиболее эффективным методом повышения лексической компетенции являются игровые упражнения.

Классификация игр проводимых на уроках РКИ:

1. Настольные игры: лото, домино, карточки. В основном такие игры используются для того чтобы автоматизировать изученную лексику и грамматические формы. Также настольные игры способствуют лучшему запоминанию сочетания числительного и существительного, спряжения глаголов, управления глаголов, видовых пар.

2. Игры-соревнования. Например: «Кто больше?», «Эстафеты», «Кто быстрее». Такие игры используются для запоминания, автоматизации, и воспроизведения слов, для правильного употребления слов в речи.

3.Игры с использованием, карт, лабиринтов, схем, планов. Например: « Путешествие», «Рассказы о городе». Такие игры чаще всего применяются для развития навыков говорения о передвижении в пространстве. Способствуют правильному употреблению в речи глаголов движения, предлогов, приставочных глаголов.

4. Игры с использованием предметов: мяч, юла, секундомер, игрушка. Такие игры способствуют лучшему запоминанию новой лексики, а также активизации изученной лексики.

5. Игры-загадки. Например: «Что это?», «О чем эта история?», «Кто это?». Игры такого типа развивают коммуникативные навыки студентов.

6. Игры-упражнения. Например: «Стенка», «Эхо», «Круг в круге», «Снежный ком». Такие игры используются для многократного повторения одного и того же материала, способствуют лучшему запоминанию лексики.

7. Игры-тексты. Например: «Лом» ? в этой игре студентам даются отрывки текстов, которые необходимо собрать. Игры такого типа развивают навыки понимания синтаксической структуры фразы и текста.

8. Фольклорные игры-забавы. Например: «Гуси-гуси». Такие игры чаще всего используются как фонетические упражнения и развлечения, а также для знакомства с культурным наследием носителей языка.

9. Игры-движения. Игры, направленные на выполнения гимнастических упражнений. Такие игры используются как упражнения на расслабление, активизацию и переключение внимания, снятие напряжения.

10. Конкурсы, диспуты, дискуссии. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков студентов.

11. Игры для развития памяти, внимания учащихся. Например: «Снежный ком». Способствуют лучшему запоминанию лексики, активизации новых слов.

12. Игры-скетчи, ролевые игры. Способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Также возможна классификация игр с точки зрения вырабатываемых умений по видам речи, по типам компетенций:

1. Фонетические игры.

2. Лексические игры.

3. Грамматические игры.

4. Речевые игры.

5. Ролевые игры.

В зависимости от тех методических задач, которые решаются в процессе игры, различают следующие типы игровых заданий:

1.Игровые некоммуникативные задания используются для запоминания, отработки языковых форм, лексики, речевых моделей, а также для формирования речевых механизмов.

2. Игровые предкоммуникативные задания используются для формирования и развития лексических, грамматических, фонетических и речевых умений и навыков. Задания этого типа позволяют осуществить переход от овладения языковым инструментарием к общению на изучаемом языке.

3. Игровые коммуникативные задания применяются при формировании коммуникативной компетенции (включая языковой, психологический, социолингвистический аспекты) в четырех видах речевой деятельности. Задания этого типа развивают способность учащихся решать средствами изучаемого языка актуальные задачи общения. К заданиям этого типа относятся игры-конкурсы, ролевые и деловые игры.

В методике игровые методы рассматриваются как специальная система обучения, отличающаяся от традиционных следующими параметрами: максимальная активизация учащихся на занятиях; мобилизация скрытых внутренних возможностей личности студента; максимальное использование всех средств воздействия на личность учащегося. Коммуникативные цели обучения РКИ предполагают реальность ситуации, возникающей на занятии и соотнесенность социокультурной и коммуникативной компетенций в реальные коммуникации. Организовать такую деятельность можно, прежде всего, за счет оптимизации образовательного процесса. Необходимо учитывать следующие факторы: контингент учащихся, их потребности и возможности, эффективность методов и приемов обучения, ритм и темп урока.

Место игры на уроке:

1.Игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого- либо материала: звуков, букв, речевых образцов, грамматических форм. Игры - соревнования рекомендуется проводить в первые же недели обучения. Победителями считаются учащиеся, качественнее и быстрее выполнившие задание.

2. Каждая игра преследует определенные цели. Намечая игру, преподаватель должен ясно осознать, какие знания у учащихся он будет закреплять с помощью этой игры, какие развивать навыки и умения.

3. В какой части урока следует проводить игру, зависит от её характера и цели. Спокойные игры, такие, как разыгрывание диалогов по ролям, игры на образовании слов, возможны на любом этапе урока. Оживленные игры, связанные с какими - либо движениями, наиболее целесообразны в конце урока. Также в конце урока проводятся игры, по окончании которых требуется подведение итогов, обсуждение результатов.

Организация игры

Перед тем как начать игру, преподаватель сообщает, на каком материале она будет проводиться, иногда сообщает о возможных трудностях. Преподаватель сообщает задачу и объясняет правила игры, показывает образец, как надо выполнять игровое действие. Нельзя начинать игру, не убедившись, что все учащиеся поняли, что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, направляет действия учащихся. Преподаватель осуществляет контроль над соблюдением правил игры. Иногда он назначает ведущих, если это требуется по ходу игры. Следует стремиться к тому, чтобы руководили процессом игры ведущие из числа учащихся. Это позволит ведущим проявить самостоятельность, инициативу, а играющие получат большую свободу действий, игра будет проходить более целенаправленно и эффективно.

Проведение игры

1. В процессе игры преподаватель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу студентов. Если ответ неверен, следует тактично поправить ученика.

2. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный темп порождает длительное ожидание своей очереди, потерю интереса к игре.

3. Недопустимо в процессе игры обилие замечаний дисциплинарного порядка. В игре учащиеся должны чувствовать себя свободно, непринужденно, самостоятельно.

4. Преподаватель следит за соблюдением правил игры, стараясь не допускать нарушений.

5. Многие игры проводятся как соревнование команд, групп. В этом случае избираются капитаны команд. Капитаны осуществляют контроль правильности ответов. В каждую команду лучше включать учащихся с различной подготовкой, стремясь, чтобы по возможности в командах были равные силы.

6. По окончании игры подводятся итоги, объявляются победители. В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с преподавателем. Учащиеся обсуждают результаты игры.

Выбирая игру, необходимо помнить:

1. О возрасте учащихся;

2. О педагогической ценности игры (с какой целью проводится игра);

3. О времени, которое требуется для проведения игры;

4. О ясности указаний;

5. О роли преподавателя в игре.

При изучении лексики целесообразно применение элементов триз-технологии. Выполните следующие задания (темы: «Омонимы. Синонимы. Многозначные слова»):

«Он взял в руки лук…» А продолжение этой истории зависит от того, что это был за лук - репчатый или стрелковый. Наша сегодняшняя игра посвящена омонимам - словам, которые звучат и пишутся одинаково, но при этом означают нечто совершенно различное.

Ваша задача - объединить эти слова в одном предложении.

Пример:

“Он взял в руки ЛУК и выстрелил из него в ЛУК, который служил ему мишенью”.

Лист

Кран

Очки

Норка

Кисть

Бор

Среда

Планировать

Гладь

Наряд

Ключ

Дробь

Роман

Свет

Коса

«Придумай рассказ»

Прочитайте эти пять слов: доска, конь, напряжение, клетка, рука.

А теперь придумайте мини-рассказ, в котором были бы все пять слов.

Чтобы было интереснее, поместите эти “шахматные” слова в другой контекст!

«Другими словами»

Вы произносите предложение. Ваша задача – перефразировать его. При этом нельзя повторять слова, кроме союзов и местоимений, нельзя использовать однокоренные слова. Главное - смысл предложения должен сохранится.

Мама мыла раму. (Дочка бабушки протирала окантовку окна)

Жили у бабуси два веселых гуся.

Вчера мы с родителями ходили в зоопарк.

В траве сидел кузнечик.

«На одну букву»

Придумайте рассказ-характеристику про ребенка (или про себя).

Но с одним условием: все слова в рассказе должны начинаться на первую букву имени!

Например:

“Стёпа смелый, серьезный, смешной, свободолюбивый, симпатичный. Спящий Степа сопит. Стремится саботировать сад. Смотрит сериал с собаками. Сочиняет сказки. Серьезно собирается стать сильным. Свободно странствует скоростными самолетами. Стремительно съедает сосиски, сыр, спагетти.

Стёпа - супер сын!”


Источники:

1. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / под ред. А. Н. Щукина. – М. : Рус. язык, 2003. – 304 с.

2. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. – М. : Рус. язык, 1977. – 216 с.

3. Tornbury S. How to teach vocabulary / S. Tornbury. – Oxford, 2007. – 187 p.

4. Аркадьева Э. В. Лексика в практическом курсе русского языка / Э. В. Аркадьева, Г. В. Горбаневская, Н. Д. Кирсанова // Живая методика : для преподавателя русского языка как иностранного. – М. : Рус. язык. Курсы, 2005. – С. 180–246.

5. Азарина Л. Е. Игры на уроках РКИ / Л. Е. Азарина // Вестник ЦМО МГУ. – 2009. – № 3. – С. 102–109.

6. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/lingvo/2013/02/2013-02-46.pdf

7. http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2020/03/Loseva.pdf





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методы повышения лексической компетентности на уроках РКИ

Автор: Зубарева Нина Алексеевна

Дата: 04.12.2020

Номер свидетельства: 565416


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства