Просмотр содержимого документа
«Методы повышения лексической компетентности на уроках РКИ»
Методы повышения уровня лексической компетенции
Общение на иностранном языке не может осуществляться без наличия у говорящего определенного запаса слов и умения пользоваться ими в устной и письменной речи. В практическом курсе РКИ обучение лексике происходит в совокупности с обучением фонетике и грамматике. Поэтому работе над лексикой на всех этапах обучения русскому языку как иностранному отводится исключительно большое место, при этом на разных этапах она имеет преимущественные задачи и организуется на базе разных принципов.
Наиболее эффективным методом повышения лексической компетенции являются игровые упражнения.
Классификация игр проводимых на уроках РКИ:
1. Настольные игры: лото, домино, карточки. В основном такие игры используются для того чтобы автоматизировать изученную лексику и грамматические формы. Также настольные игры способствуют лучшему запоминанию сочетания числительного и существительного, спряжения глаголов, управления глаголов, видовых пар.
2. Игры-соревнования. Например: «Кто больше?», «Эстафеты», «Кто быстрее». Такие игры используются для запоминания, автоматизации, и воспроизведения слов, для правильного употребления слов в речи.
3.Игры с использованием, карт, лабиринтов, схем, планов. Например: « Путешествие», «Рассказы о городе». Такие игры чаще всего применяются для развития навыков говорения о передвижении в пространстве. Способствуют правильному употреблению в речи глаголов движения, предлогов, приставочных глаголов.
4. Игры с использованием предметов: мяч, юла, секундомер, игрушка. Такие игры способствуют лучшему запоминанию новой лексики, а также активизации изученной лексики.
5. Игры-загадки. Например: «Что это?», «О чем эта история?», «Кто это?». Игры такого типа развивают коммуникативные навыки студентов.
6. Игры-упражнения. Например: «Стенка», «Эхо», «Круг в круге», «Снежный ком». Такие игры используются для многократного повторения одного и того же материала, способствуют лучшему запоминанию лексики.
7. Игры-тексты. Например: «Лом» ? в этой игре студентам даются отрывки текстов, которые необходимо собрать. Игры такого типа развивают навыки понимания синтаксической структуры фразы и текста.
8. Фольклорные игры-забавы. Например: «Гуси-гуси». Такие игры чаще всего используются как фонетические упражнения и развлечения, а также для знакомства с культурным наследием носителей языка.
9. Игры-движения. Игры, направленные на выполнения гимнастических упражнений. Такие игры используются как упражнения на расслабление, активизацию и переключение внимания, снятие напряжения.
10. Конкурсы, диспуты, дискуссии. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков студентов.
11. Игры для развития памяти, внимания учащихся. Например: «Снежный ком». Способствуют лучшему запоминанию лексики, активизации новых слов.
12. Игры-скетчи, ролевые игры. Способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.
Также возможна классификация игр с точки зрения вырабатываемых умений по видам речи, по типам компетенций:
1. Фонетические игры.
2. Лексические игры.
3. Грамматические игры.
4. Речевые игры.
5. Ролевые игры.
В зависимости от тех методических задач, которые решаются в процессе игры, различают следующие типы игровых заданий:
1.Игровые некоммуникативные задания используются для запоминания, отработки языковых форм, лексики, речевых моделей, а также для формирования речевых механизмов.
2. Игровые предкоммуникативные задания используются для формирования и развития лексических, грамматических, фонетических и речевых умений и навыков. Задания этого типа позволяют осуществить переход от овладения языковым инструментарием к общению на изучаемом языке.
3. Игровые коммуникативные задания применяются при формировании коммуникативной компетенции (включая языковой, психологический, социолингвистический аспекты) в четырех видах речевой деятельности. Задания этого типа развивают способность учащихся решать средствами изучаемого языка актуальные задачи общения. К заданиям этого типа относятся игры-конкурсы, ролевые и деловые игры.
В методике игровые методы рассматриваются как специальная система обучения, отличающаяся от традиционных следующими параметрами: максимальная активизация учащихся на занятиях; мобилизация скрытых внутренних возможностей личности студента; максимальное использование всех средств воздействия на личность учащегося. Коммуникативные цели обучения РКИ предполагают реальность ситуации, возникающей на занятии и соотнесенность социокультурной и коммуникативной компетенций в реальные коммуникации. Организовать такую деятельность можно, прежде всего, за счет оптимизации образовательного процесса. Необходимо учитывать следующие факторы: контингент учащихся, их потребности и возможности, эффективность методов и приемов обучения, ритм и темп урока.
Место игры на уроке:
1.Игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого- либо материала: звуков, букв, речевых образцов, грамматических форм. Игры - соревнования рекомендуется проводить в первые же недели обучения. Победителями считаются учащиеся, качественнее и быстрее выполнившие задание.
2. Каждая игра преследует определенные цели. Намечая игру, преподаватель должен ясно осознать, какие знания у учащихся он будет закреплять с помощью этой игры, какие развивать навыки и умения.
3. В какой части урока следует проводить игру, зависит от её характера и цели. Спокойные игры, такие, как разыгрывание диалогов по ролям, игры на образовании слов, возможны на любом этапе урока. Оживленные игры, связанные с какими - либо движениями, наиболее целесообразны в конце урока. Также в конце урока проводятся игры, по окончании которых требуется подведение итогов, обсуждение результатов.
Организация игры
Перед тем как начать игру, преподаватель сообщает, на каком материале она будет проводиться, иногда сообщает о возможных трудностях. Преподаватель сообщает задачу и объясняет правила игры, показывает образец, как надо выполнять игровое действие. Нельзя начинать игру, не убедившись, что все учащиеся поняли, что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, направляет действия учащихся. Преподаватель осуществляет контроль над соблюдением правил игры. Иногда он назначает ведущих, если это требуется по ходу игры. Следует стремиться к тому, чтобы руководили процессом игры ведущие из числа учащихся. Это позволит ведущим проявить самостоятельность, инициативу, а играющие получат большую свободу действий, игра будет проходить более целенаправленно и эффективно.
Проведение игры
1. В процессе игры преподаватель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу студентов. Если ответ неверен, следует тактично поправить ученика.
2. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный темп порождает длительное ожидание своей очереди, потерю интереса к игре.
3. Недопустимо в процессе игры обилие замечаний дисциплинарного порядка. В игре учащиеся должны чувствовать себя свободно, непринужденно, самостоятельно.
4. Преподаватель следит за соблюдением правил игры, стараясь не допускать нарушений.
5. Многие игры проводятся как соревнование команд, групп. В этом случае избираются капитаны команд. Капитаны осуществляют контроль правильности ответов. В каждую команду лучше включать учащихся с различной подготовкой, стремясь, чтобы по возможности в командах были равные силы.
6. По окончании игры подводятся итоги, объявляются победители. В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с преподавателем. Учащиеся обсуждают результаты игры.
Выбирая игру, необходимо помнить:
1. О возрасте учащихся;
2. О педагогической ценности игры (с какой целью проводится игра);
3. О времени, которое требуется для проведения игры;
4. О ясности указаний;
5. О роли преподавателя в игре.
При изучении лексики целесообразно применение элементов триз-технологии. Выполните следующие задания (темы: «Омонимы. Синонимы. Многозначные слова»):
«Он взял в руки лук…» А продолжение этой истории зависит от того, что это был за лук - репчатый или стрелковый. Наша сегодняшняя игра посвящена омонимам - словам, которые звучат и пишутся одинаково, но при этом означают нечто совершенно различное.
Ваша задача - объединить эти слова в одном предложении.
Пример:
“Он взял в руки ЛУК и выстрелил из него в ЛУК, который служил ему мишенью”.
Лист
Кран
Очки
Норка
Кисть
Бор
Среда
Планировать
Гладь
Наряд
Ключ
Дробь
Роман
Свет
Коса
«Придумай рассказ»
Прочитайте эти пять слов: доска, конь, напряжение, клетка, рука.
А теперь придумайте мини-рассказ, в котором были бы все пять слов.
Чтобы было интереснее, поместите эти “шахматные” слова в другой контекст!
«Другими словами»
Вы произносите предложение. Ваша задача – перефразировать его. При этом нельзя повторять слова, кроме союзов и местоимений, нельзя использовать однокоренные слова. Главное - смысл предложения должен сохранится.
Придумайте рассказ-характеристику про ребенка (или про себя).
Но с одним условием: все слова в рассказе должны начинаться на первую букву имени!
Например:
“Стёпа смелый, серьезный, смешной, свободолюбивый, симпатичный. Спящий Степа сопит. Стремится саботировать сад. Смотрит сериал с собаками. Сочиняет сказки. Серьезно собирается стать сильным. Свободно странствует скоростными самолетами. Стремительно съедает сосиски, сыр, спагетти.
Стёпа - супер сын!”
Источники:
1. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / под ред. А. Н. Щукина. – М. : Рус. язык, 2003. – 304 с.
2. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. – М. : Рус. язык, 1977. – 216 с.
3. Tornbury S. How to teach vocabulary / S. Tornbury. – Oxford, 2007. – 187 p.
4. Аркадьева Э. В. Лексика в практическом курсе русского языка / Э. В. Аркадьева, Г. В. Горбаневская, Н. Д. Кирсанова // Живая методика : для преподавателя русского языка как иностранного. – М. : Рус. язык. Курсы, 2005. – С. 180–246.
5. Азарина Л. Е. Игры на уроках РКИ / Л. Е. Азарина // Вестник ЦМО МГУ. – 2009. – № 3. – С. 102–109.