kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методики формирования смыслового чтения у обучающихся с задержкой психического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение в современном информационном обществе имеет "Мета-предмет" характер и навыки чтения относятся к УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методики формирования смыслового чтения у обучающихся с задержкой психического развития.»

Соловьева Т.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ «С(К)СОШ И» г.Чусовой

[email protected]



МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.



Исходя из текущей ситуации развития российского образования на этапе и реализации ФГОС ООО, можно сделать вывод, что "роль чтения в школе как основы, основы междисциплинарных связей, как общеучебного навыка" Чтение в современном информационном обществе имеет "мета-предмет" характер и навыки чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речемоторный, речевой слух).

Но не все учащиеся способны легко овладеть чтением.

Многочисленные нарушения речи, ослабленное внимание и память, неблагоприятные семейные условия приводят к трудностям для учащихся в формировании необходимого навыка... Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети испытывают интерес, желание читать, иногда может развиваться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще больше усугубляет негативное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, литературы и русского языка. А дети с ЗПР испытывают большие трудности. Поэтому обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих в подразделении.

Следовательно, обучение детей с ограниченными возможностями требует поиска специальных методов, техник и технологий.

Особенность уроков в классе, в котором обучаются дети с ЗПР, заключается в том, что они должны решать не только общеобразовательные и воспитательные, но и коррекционно-развивающие задачи. Коррекционно-развивающие задания урока направлены на преодоление трудностей в развитии внимания, исправление трудностей в словесно-логическом мышлении и мыслительных процессах, увеличение объема памяти, создание положительной мотивации к процессу обучения. Решение этих задач помогает создать комфортные условия для успешного обучения ребенка с ограниченными возможностями.

Интерес к чтению возникает, когда ребенок свободно владеет сознательным чтением и у него разработки образовательные и познавательные мотивы к чтению. Одним из вариантов повышения качества чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья является целенаправленная работа по формированию смыслового чтения.

Я остановлюсь лишь на некоторых методических приемах, которые я использую в своей деятельности, которые формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией и благоприятно влияют на развитие смыслового мышления детей с ЗПР.

Техника "Поймай ошибку"

Найдите и вычеркните все неправильные буквы.

Учащиеся с ограниченными возможностями испытывают трудности с запоминанием изображения буквы и ее воспроизведением.

Прием "Кредитов"

Этот метод может быть использован для концентрации большого объема информации. При использовании этой техники можно просмотреть сюжет любого произведения. При пересказе текста учащиеся с высоким уровнем воспроизводят без какой – либо поддержки, со средним уровнем - на основе плана или опорных слов, а учащиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают на основе картинок-подписывают к ним "названия". Учащиеся читают текст и находят строки, объясняющие, что изображено на картинке.

Техника "Ассоциативного куста"

Это один из основных методов работы с информацией перед чтением. Учитель дает ключевое слово или название текста, учащиеся записывают все возможные ассоциации вокруг него, указывая стрелками смысловые связи между понятиями. Это дает возможность актуализировать имеющие знания, активировать познавательную активность учащихся и мотивировать их к дальнейшей работе с текстом.

Техника "Древо мудрости".

Сначала дети читают текст быстро, но внимательно. Затем каждый пишет записку (на яблоке), в которой задается вопрос согласно тексту, и прикрепляет ее к нарисованному дереву (на доске). Затем, один за другим, все подходят к дереву, “отрывают” записку и отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и отвечают. Прежде чем сорвать с дерева вопросы листья, дети еще раз перечитывают данный текст. В конце определяются лучшие эксперты.

Прием "Вопросы по стикерам"

Эта техника очень хорошо работает в классе. Сначала учится текст, предложенный учителем; затем формулируются вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как, почему, и пишутся на наклейках. Затем эти вопросы группируются по категориям сложности, а затем учащиеся отвечают на эти вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности. Активность класса повышается, текст учится достаточно глубоко, информация сохраняется надолго.

Прием "Синквейн"

В переводе с французского слово " cinquain "означает"пять". В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования этой стратегии на уроке чтения. Это стихотворение из 5 строк, представляющее собой синтез информации в сжатой форме, что позволяет описать суть концепции или поразмышлять на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность обобщить полученную информацию, выложить сложные идеи, чувства и замыслы в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Учащиеся с ОВЗ представляют значение синквейна с помощью рисунка. Они могут составить синквейн в классе или дома.

Перечисленные выше методики, на мой взгляд, способствуют преодолению дефицита развития детей с ограниченными возможностями, помогают вовлечь их в деятельность и способствуют развитию и формированию смыслового чтения, развитию навыков и умений учащихся с ограниченными возможностями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Соловьева Татьяна Николаевна

Дата: 29.11.2022

Номер свидетельства: 618734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства