Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Социализация личности учащихся посредством изучения русского языка и литературы"»
5
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 51»
Социализация личности учащихся посредством изучения русского языка и литературы
Выполнила преподаватель русского языка и литературы
Мальцева Е.С.
г.Каменск-Уральский
2019 г.
Содержание:
I. Введение
II.Основы социализации языковой личности
III.Социализация личности учащихся путём формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
IV. Заключение
Динамичные изменения в обществе начала XXI столетия, среди которых немалое место занимает информатизация, затронули все сферы общественной жизни, включая и систему образования.
Общество ставит перед образованием задачу обеспечить каждому человеку подготовку к жизни в условиях стремительной смены информационных потоков, быстрой адаптации к изменяющейся социокультурной ситуации, к активной, самостоятельной деятельности в новых информационных условиях. Первостепенное значение при этом приобретают проблемы взаимодействия между людьми, и язык как основа этого взаимодействия, становится базой формирования «человека информационного», «человека сетевого», в конечном итоге – нового человека новой эры. Образование, сообразуясь с современными потребностями социума, призвано готовить такого человека.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость создания «условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». Соответственно новый социальный заказ актуализирует проблему социализации личности учащегося.
Центральным понятием современной лингводидактики становится понятие «языковой личности» - «человека как носителя языка». Знаменитый лингвист-социолог Ю.Н. Караулов своими исследованиями доказал, что для формирования социализированной « языковой личности» очень важно обучение с применением междисциплинарных связей, что во многом предопределялось уже самой теорией «языковой личности», базирующейся на единстве философского, психологического, литературоведческого, лингвистического, культурологического, социологического подходов. Кроме того, как утверждал знаменитый лингвист-социолог, для полноценной социализации личности наряду с практическим владением языком и знанием лингвистической теории необходимо формировать коммуникативную компетенцию (правила речевого поведения и социокультурного общения), что с успехом мы можем реализовать на уроках русского языка и литературы.
Что же такое коммуникативная компетенция?
Коммуникативная компетенция как потенциальная характеристика « человека общающегося, успешно взаимодействующего с людьми», представляет собой комплекс знаний и умений, необходимых для эффективной речевой деятельности.
Уникальность предметов «русский язык» и «литература» состоит в том, что их освоение происходит в процессе осуществления всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо), в их непрерывной взаимосвязи.
Предметом и средством обучения на уроках русского языка и литературы является текст. На уроках возможно использование разных типов развернутых текстов, иллюстрации и элементы оформления как компоненты поликодового текста; на уроках создаются устные тексты ,ученика и учителя, письменные тексты ученика и т. д.
Коммуникативное пространство уроков русского языка и литературыпредставляет собой диалог разных видов: автора текста и ученика-читателя, ученика и учителя, ученика и ученика и т.д.
Вышесказанное позволяет утверждать, что эффективное развитие коммуникативных умений, и, сдедовательно, социализация учащихся происходит, если учитель максимально использует коммуникативные возможности уроков русского языка и литературы и целесообразно организует учебную (речевую) деятельность.
Какие же еще задания следует давать учащимся для формирования коммуникативной компетенции?
Прежде всего необходимо создать возможность для организации всех видов речевой деятельности.
Важно уделить внимание следующим принципам и приемам работы:
развитие всех возможных форм диалога, обучение умению формулировать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать позицию собеседника. Важно давать задания не только организующие диалог на уроке, но и за пределами школы (« Спроси у старших»).
Хорошо если на уроке будут использованы элементы дисскусии. В таком случаю учителю необходимо взять на себя роль коммуникативного лидера-ведущего, направлять речевое поведение участников и подвести итоги обсуждения. Например, на уроке литературы в 5 классе при изучении повести Н.В.Гоголя « Ночь перед Рождеством» можно задать вопрос: «Достойна ли Оксана, на твой взгляд, царских черевичек? Объясни почему ты так думаешь?» Если в классе сложились разные точки зрения, организуйте дискуссию.
Эффетивным способом речевого развития является анализ образцов. Литературные тексты представляют собой многообразие диалогов. Уделим особое внимание наблюдению за речевым поведением персонажей. Например, ответим на вопрос: « Что помогло не поссориться Насте и Митраше?» ( М.М. Пришвин «Кладовая солнца»).
Обязательным этапом речевой деятельности является обучение школьников анализу собственного речевого поведения (рефлексии), от умения анализировать свою речь напрямую зависит возможность её совершенствования. Приведем пример заданий, способствующих развитию рефлексивных умений школьников: Все ли тебе понятно в прочитанном тексте? В случае затруднения обратись за разъяснением к учителю или товарищам. Что нового ты узнал из текста? Какая информация уже была тебе известна? Подумай, по каким критериям следует оценивать устные рассказы? Подготовь памятку для жюри.
Необходимо также развивать дискурсивную компетенцию школьников- умение оценивать речевую ситуацию (в частности, учитывать особенности партнера по общению). Например, задание может быть таким: «Расскажи сказку « Хрустальная гора» разным слушателям, стараясь заинтересовать их: малышу-дошкольнику, профессору, который не верит в чудеса, очень занятому деловому человеку».
Важную роль также играет умение строить письменные и устные высказывания в определённом жанре-например, устное монологическое высказывание в жанре « объяснение», или письменное в жанре « аннотация».
Кроме того, учитель по своему усмотрению может организовать задания в парах (микрогруппах), моделируя таким образом дополнительные варианты речевого взаимодействия учащихся.
Работа в парах позволит учителю включить в учебную деятельность на уроке каждого ученика. Учащиеся, оказавшись в ситуации общения, приобретают навыки, востребованные жизненной практикой. К тому же совместная деятельность способствует решению сразу несколько задач:
Приблизить учебные условия к естественным условиям речевой практики.
Помочь всем учащимся включиться в общую работу класса, т.к. многие не могут самостоятельно включиться в эту работу.
Дать каждому ученику возможность участвовать в решении учебных задач на уроке.
Развивать у учащихся умение планировать свою работы.
Развивать коммуникативные умения учащихся.
Следует тщательно продумать подбор учащихся в пары. Не стоит объединять их только по желанию, так как пары могут получиться разные по уровню знаний, могут вызвать противостояние по отношению друг к другу, следствием чего будет нежелание работать в паре. Можно использовать такой принцип подбора пар:
Учителем назначаются ответственные за совместную работу. При этом учитывается степень подготовленности ученика по предмету.
Каждый ответственный выбирает к себе в пару одного ученика из остальных учащихся.
Таким образом образовавшиеся пары получаются почти равносильные по уровню знаний, при этом в некоторой степени учитываются личные симпатии учащихся.
Ответственный отвечает за работу пары в целом, предлагает алгоритм выполнения задания, распределяет обязанности. Нужно несколько занятий (3-4), чтобы ученики сработались в парах. В дальнейшем состав пар лучше изменить, чтобы учащиеся получили опыт сотрудничества с другими одноклассниками.
Взаимоотношения вместе работающих учеников регулируются коллективно выработанными правилами, отражёнными в памятке.
Памятка для работающих в паре (группе).
Будьте доброжелательны и терпеливы друг к другу.
Не перебивайте своих товарищей, учитесь слушать и слышать друг друга.
Будьте внимательны к высказываниям других.
Принимайте участие в обсуждении проблемы.
Работа в парах состоит из нескольких этапов:
Чтение задания для более осознанного его понимания.
Обмен информацией, принятие решения насчёт содержания и формы предъявления материала. Составление плана ответа.
Представление ответа.
Задания дифференцированы по степени сложности, по сформированности общеучебных умений и навыков, по уровню знаний по предмету. При распределении заданий учитывается также темп деятельности учащихся, индивидуальные особенности (особенности внимания, памяти, степень развитости мыслительных умений). Это могут быть задания репродуктивного характера (сообщение по плану, устный ответ по информационной карточке, пересказ фрагментов произведения и т. п.) и более сложные (самостоятельный анализ части, эпизода произведения, понимание, домысливание, оценка рассказанного автором с опорой на анализ, сравнение, синтез).
Требования к ответам (оформлены в виде памятки).
Отвечать громко, чётко, с соблюдением пауз и правильной интонации.
Говорить на тему, обозначенную в задании.
Излагать материал логично и последовательно с необходимыми обобщениями и выводами.
Ясно формулировать основную мысль высказывания для записи в тетрадях одноклассниками.
Чтобы поддержать интерес к выступлению одноклассников из других пар, после выступления каждой пары всеми учениками делаются записи в тетради (письменное оформление выводов, обобщений, табличная систематизация материала и т. п.)
В конце урока подводится итог-обобщение в виде заключительного слова учителя или обобщающей беседы со всем классом.
За работу в паре ставятся одинаковые оценки работающим вместе ученикам. Учитывается не только содержательная сторона ответа (отбор наиболее существенных фактов и сведений для раскрытия основной мысли высказывания, последовательное изложение материала с необходимыми обобщениями и выводами, грамотное речевое оформление), но и характер взаимодействия в паре (терпеливое отношение друг к другу, взаимопомощь, участие в обсуждении задания, способах его решения и т.п.).
Такая форма работы активизирует учебную деятельность школьников, вырабатывает навыки сотрудничества и делового общения, способствует развитию доброжелательных отношений в классе между детьми.
В качестве приложения предлагаются образцы заданий для работы в парах:
Задания для работы в парах (микрогруппах).
Тема: «Имя числительное». 1. Просмотрите пословицы, связанные с числом. В каких пословицах пропущено собирательное числительное , а в каких – количественное?
(…) одного не ждут.
Лук от (…) недугов лечит.
На одной неделе (…) пятниц.
Прослушайте пословицы и проверьте свои предложения.
2.Подчеркните числительные и сочетания к ним как члены предложения.
3.Посоревнуйтесь , кто больше вспомнит и запишет без ошибок пословиц и поговорок с числительными.
4. Проанализируйте числительные, обозначающие десятки первой сотни. Попробуйте самостоятельно объяснить как образовались слова первого ряда.
5. А известно ли вам, откуда взялось числительное сорок, с какими другими русскими словами связано? Почему числительное девяносто построено иначе чем другие названия десятков первой сотни?
Найдите в интернете информацию о происхождении этих числительных.
Тема: « Анализ сочинения»
Прочитайте школьное сочинение, написанное по повести Г.Н. Троепольского « Белый Бим Чёрноее Ухо».
Она белая с черным ухом. Уши вислые. Хвост настоящий. Порода охотничья, не овчарка. Ласковая. Играл один раз, но какой-то дядька-зуда увел, дурной старикан и неподобный ни на что. Не кусается. Мама и папа ее любить не могут, она чужая, с желтой табличкой на шее. За что люблю, не знаю, просто так. Кур, гусей, овцы, олени, мыши люблю, но мышей боюсь. Лося пока не видел, они в городе не живут. Животных любить надо, а собака — лучший друг человека.
Понравилось ли вам сочинение? Почему? Попробуйте объяснить какие ошибки встречаются в этом тексте. Как по-вашему нужно описать собаку, которую герой считает лучшим другом человека? Перепишите это сочинение, исправляя ошибки автора.
Суть таких заданий – в возможности реализации познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся. Современная школа должна готовить ученика-социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений, т.е. ученика социализированного. Данная задача и выполняется путём формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Таким образом, используемая система работы по социализации личности учащихся посредством изучения русского языка и литературы способствует формированию мобильной, толерантной личности, успешной в любом виде деятельности, умеющей делать выбор и отвечать за него, готовой к постоянному самосовершенствованию, профессиональному самоопределению. И первейший задачей курса русского языка и литературы в школе должна стать проблема социолизации личностиученика, самовключение её в определённый социум как представителя русского народа, русской нации, российского государства.
Литература:
1.Алгоритм успеха. Русский язык и литература №4, Москва, 2018 г.