Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа все производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов — все это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать учащихся — это значит развивть в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией.
В связи с установкой на развитие мышления учащихся учителя все чаще применяют такие методы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности, в частности лабораторные работы по русскому языку.
Привычным делом как для учителя, так и для ученика являются лабораторные работы по естественно-научным предметам. На уроках русского языка термин «лабораторная работа» звучит редко, «но по существу многие традиционные виды работы проводятся как лабораторные работы: языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложения, сочинения, то есть на этапе усвоения и закрепления нового материала. Исходя из практического и экспериментального опыта, можно прийти к выводу, что лабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь свое определенное самостоятельное место в методике преподавания русского языка, так как заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала.
Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящих перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся.
Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности. Заслуживают одобрения и большего внимания темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов, имеющих отношение к разным языковым уровням.
Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.
Тема, начатая на практических занятиях, может быть продолжена в лабораторных работах, и наоборот.
Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание должно включать этапы исследования:
Как особый вид самостоятельной работы учащихся лабораторные занятияформируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы.
При проведении лабораторных работ следует учитывать следующие параметры:
Задания для индивидуальной и групповой работы. Оптимальное количество учащихся в группе — 6-8 человек. Важно продумать оценочный лист, в котором будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом.
Время выполнения лабораторной работы.
Структура (алгоритм) проведения лабораторной работы:
1) подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней;
2) проведение лабораторной работы:
а) четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;
б) оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;
в) самостоятельное выполнение лабораторной работы. Для этого очень важно определить время выполнения работы. Основная функция учителя на этом этапе работы — контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы;
г) подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.
4.Каждая работа учащихся оценивается учителем. Результаты лабораторной работы тщательно анализируются в классе. Материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материала проверяется при проведении в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.