Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская "Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка и литературы"»
Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка и литературы
Учителя-словесники отчетливо осознают исключительную важность проблемы формирования мотивации и считают, что лингвистическое содержание школьного курса русского языка требует новых подходов в организации процесса обучения. Вместе с тем ими хорошо осознаются и те негативные стороны учебного процесса, которые мешают формированию мотивации. Известно, что на уроках (и не только русского языка и литературы) превалирует стиль напряженного ожидания («спросят — не спросят»); дети пассивны за партой, поскольку им не хватает эффекта новизны, не увлекают стандартные формы работы, средства обучения. А ведь научить можно тогда, когда ребенок хочет знать и хочет научиться.
Считаю, что стиль обучения и общения на уроке нуждается в пересмотре. Существенный недостаток преподавания — отсутствие опоры на эмоциональную сферу детей, что связывается словесниками, в основном, с традиционным изучением уровневых единиц языка, абстрактностью языкового материала, который обычно запоминается механически; недостаточной коммуникативной направленностью процесса обучения, а также отсутствием технологий, учитывающих важность и ведущую роль эмоционального компонента в учебной деятельности.
Анализ учебного процесса в современной школе обнаруживает недооценку того факта, что в ситуации обучения взаимодействуют два фактора — собственно деятельность учителя (процесс организации, предмет освоения, учитель с его методикой, опытом и др.) и личность ученика (запросы, интересы, потребности, цели). Следовательно, необходимо иметь в виду, что формирование мотивации обучения складывается из двух направлений работы: раскрыть мотивационный потенциал самого предмета, с одной стороны, и раскрыть потенциал личности учителя и ученика, с другой.
Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников (познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший — продуктивно-творческий уровень развития.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно- технологических и коммуникативных умений.
Как мотивировать школьников на изучение русского языка? Этот вопрос особенно актуален для меня.
Прогнозирование результатов.
В результате применения данных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
— повышение уровня мотивации обучающихся,
— формирование интереса к процессу решения учебных задач;
— повышение познавательной активности обучающихся;
— прочное усвоение учебного материала, повышение качества знаний;
— повышение самооценки обучающихся;
Под мотивацией понимается любое желание, стремление, интерес, потребности, направленные на определенный объект (процесс обучения) и побуждающие к деятельности или действиям.
Учебная мотивация формируется успешно, если процесс обучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:
ситуация предвосхищениядобровольное (обязательное)
будущего результата МОТИВАЦИЯвключение впроцесс
познания познания
опора на эмоциональнуюопора на механизмы
сферутворческой деятельности
Но мотивация не формируется сама по себе, ее целенаправленное, а не стихийное действие обеспечивает, прежде всего, личность самого преподавателя, его способность создать благоприятную атмосферу, при которой возможны сотрудничество и сотворчество; его умение и желание достигнуть результата, при котором знания, умения и навыки, полученные учащимися, будут системными, прочными и долговременными.
Таким образом, положительная мотивация в учебно-познавательной деятельности учащегося складывается из:
атмосферы в группе
сотрудничества преподавателя и учащегося
МОТИВАЦИЯ личности преподавателя
формы преподнесения материала
Методические рекомендации.
Очень многие понятия в русском языке остаются для детей формальными, потому что мы часто недооцениваем самого слова. Сделать многие понятия «живыми» для учащихся можно созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности, которая вызывает у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка.
Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, является средством создания положительного фона всего урока. Ведь ученик не может мыслить творчески, если он боится ошибиться. Поэтому авторитарная педагогика для «живого» урока неприемлема.
Как сделать урок «живым»? На уроках русского языка, как и на других дисциплинах, можно использовать ряд упражнений и приемов, позволяющих формировать и повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Вот приёмы и упражнения, используемые мной на уроках:
Приемы и упражнения
Примеры
«Экзаменаторы». Учащиеся на дом получают задание подготовить ряд вопросов по теоретическому материалу. А на уроке они начинают «экзаменовать» преподавателя. И если при подобном опросе преподаватель «допустит ошибку», то радости учащихся не будет конца, хотя они и понимают, что это всего лишь игра и ошибка преподавателем была сделана намеренно. Практика показывает, что сначала это домашнее задание выполняют самые ответственные учащиеся. Но вскоре в «игру» включаются все.
«Загадки». Учащиеся любят работать у доски. Это можно использовать и для формирования положительной мотивации. Загадки составляются на основе омонимии, на основе толкования слов, пословиц. Те, кто первым отгадал слово, делают его фонетический, морфологический или словообразовательный разбор. Остальные ученики проверяют себя и работающего у доски. Полезность подобной работы связана с тем, что обогащается словарный запас учащихся за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных, грамматический строй речи.
Задание 1.
Взятое взаймы и
обязанность (долг).
Обогревать и заставлять тонуть (топить).
Задание 2.
Свежезамороженный
дождь (град).
Задание 3.
Продукт, который маслом не испортишь
(каша). Она в лес не
убежит (работа).
«Орфографические задачки». Это упражнение — своеобразный диктант, который позволяет проверить не только умения учащихся правильно написать слово, но их знания значений терминов и понятий. В таком диктанте учащимся предлагают записать слово, которым можно заменить словосочетание, дающее определение этому слову.
Задания.
План предстоящей работы
(программа).
Лучший образец (идеал). Тысяча тысяч (миллион). Графическое обозначение звука на письме (буква). Часть слова перед корнем (приставка).
«Почему?» Задание представляет собой ряд вопросов, целью которых является активизация мыслительной деятельности при воспроизведении полученных ранее знаний. Главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение. Таким образом, формируется умение строить связное высказывание в научном стиле.
Задания.
Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
Почему оба слова написаны правильно? Чем отличаются слова: стукнете – стукните; вырастишь – вырастешь.
«Научите». Многие учащиеся отличаются равнодушием к процессу учения или отрицательным к нему отношением. Но если им передать часть полномочий преподавателя, ситуация меняется. Достаточно учащимся сказать: «Помогите… Научите…». Сразу проявляется активность и желание работать.
«Ораторская речь». За одну — две минуты учащийся убеждает весь класс в том, что изучение этой темы необходимо.
«Синквейн». Этот прием помогает понять, как ученики усвоили материал урока. Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:
первая строка – имя существительное или
местоимение, обозначающее предмет, о
котором пойдет речь;
вторая строка – два прилагательных или
причастий, описывающих признаки предмета;
третья строка – три глагола, описывающие
действия предмета;
четвертая строка – фраза из четырех слов,
выражающая отношение к предмету;
пятая строка — слово-синоним к первому.
____
____ ____
____ ____ ____
____ ____ ____ ____
____
Она
Интересная, фантастическая.
Рассказывает, развлекает, воспитывает.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Книга.
Необычное определение темы.
В начале занятия учитель читает стихотворную загадку о восклицательном знаке. Ребята понимают, что тема урока – восклицательные предложения. Звучат строки стихотворения ( известного ученикам поэта) с однородными членами — речь пойдет о предложениях с однородными членами.
Нестандартные темы сочинений
Сочинение лингвистических сказок.
«Воскресенье. Утро. Май», «Настоящий мальчишка (девчонка). Какой он (она)?»
«Приключения в Стране Местоимений», «Автобиография Митраши»
«Удивляй!» Удивление – начальная фаза развития познавательного интереса.
Что произойдет, если…? – В таких вопросах рассматривается парадоксальная ситуация.
— Что произойдет, если в русском языке не станет синонимов?
— Что произойдет, если люди не смогут пользоваться в речи именами числительными?
«Верю — не верю»
• Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что….»
• — Верите ли вы, что в слове примерять (платье), в корне пишется е, т.к. после корня нет суффикса а?
• — Верите ли вы, что в числительном семьсот в середине пишется ь?
При изучении нового материала можно предложить дифференцированные задания.
«На вкус и цвет»:
•Выполните то задание, которое вы считаете наиболее интересным:
1)выполнить два упражнения из учебника;
2)написать по памяти , сформулировать правило с примерами;
3)переписать на точность страницу текста из книги.
«Анкета». Каждый ученик получает анкету, включающую вопросы, позволяющие полностью повторить тему.
Анкета по теме «Лексика»
1. Что такое лексика?
2. Какие слова называются однозначными (примеры)
3. Какие слова называются многозначными (примеры)
4. Омонимы – это… (примеры)
5. Синонимы – это… (примеры)
6. Антонимы – это… (примеры)
7. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?
На этапе подведения итогов урока проводим рефлексию:
На уроке я…
Узнал…
Научился…
Понял…
Наибольшие трудности почувствовал…
Я не умел, а теперь умею…
На следующем уроке я хочу…
На уроках русского языка в 7 классе для формирования познавательных и социальных мотивов, которые проявляются в стремлении к получению новой информации, в поиске решений задач, в успеваемости и посещении занятий, в стремлении к заданиям пониженной или повышенной трудности, передо мной стояли задачи:
1) создавать ситуации:
— выбора при имеющихся вариантах ответа
— ситуации свободного выбора без ответов
— ситуации выбора с ограничением (соревнование, оценивание другим человеком.
2) формировать цели на всех этапах урока (конечных и промежуточных; учебных, познавательных, социальных)
Большое влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Интерактивное обучение – это обучение в ходе диалога (работа в малых группах, обучающие игры, тестирование, разминки, разрешение проблем и пр.). Такие методы обучения вызывают познавательную активность, формируют потребность в изучении материала, способствуют созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации.
Формирование мотивации в зависимости от организационных форм:
— индивидуальная работа с конкретным обучающимся вызывает в нем самоуважение, волю, стремление к самоконтролю;
— работа в парах развивает чувство поддержки, взаимовыручки, способность к сотрудничеству;
— работа в малых группах развивает коммуникативные умения, соревновательность, позволяет проявить индивидуальность при обсуждении общих проблем. При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, доказывать свою правоту.
Формировать и развивать мотивацию – не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации, где бы желательные мотивы и цели складывались с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приемов развития мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изученному предмету.
Уроки, на которых преподаватель использует приемы, влияющие на формирование и развитие положительной мотивации, позволяют утверждать, что повышается активность учащихся, взаимоотношения преподаватель — учащийся, учащийся — преподаватель становятся открытыми, позитивно эмоциональными, продуктивными, растет работоспособность учащихся, увеличивается количество самостоятельных действий, основанных не только на рациональности, но и эмоциональности учащихся, укрепляются познавательные интересы, а следовательно, положительно сказывается на качестве знаний.
Заключение
При формировании мотивации учителю необходимо начать с диагностики, чтобы выявить исходное состояние мотивации обучающихся.
Следующим этапом формирования мотивации станет постановка целей воспитания мотивации, а также отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации, которые позволят за небольшой срок обеспечить максимальный в данных условиях результат развития мотивации.
Применение разнообразных учебных материалов и приемов учебной работы способствует повышению интереса к предмету.
Наиболее эффективными методами обучения для развития мотивации являются проблемное обучение и интерактивные методы.
Большое влияние оказывает благоприятная атмосфера в коллективе, применение коллективной работы.
Одним из действенных средств повышения мотивации является отношение учителя к учащимся, к преподаваемому предмету.
Учитель формирует на уроке положительное отношение к новым знаниям, создает ситуации успеха, создает эмоциональный настрой на урок.
Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Учитель помогает ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации.
Приложение
Упражнения и педагогические приёмы, позволяющие формировать и развивать мотивацию.
1. Метафоры – притчи.
Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость.
Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» — спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» — сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее», — посоветовал мудрец. «не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!» — ответил упрямый.
2. Подростки в силу своих возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания. Предлагаю им на уроке поговорить, например, о свойствах памяти и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию словарного диктанта.
3. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:
А. На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого?
Какая нужна помощь?
Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
В. Записать не менее шести ответов на вопросы:
— Чего не случится, если я буду писать грамотно?
— Чего не случится, если я не буду писать грамотно?
— Что случится, если я буду писать грамотно?
— Что случится, если я не буду писать грамотно?
Эти опросники провожу в начале года и в конце. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.
4. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщаю о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам, а от зачёта, если получил «зачтено» по 90% изученного материала данной темы.
5. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
6. Упражнения на развитие визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.
Упражнения типа «что ты видел, слышал, чувствовал, когда ехал в школу, во время прогулки по осеннему парку, когда выполнял домашнее задание по русскому языку и т.д.
7. В начале урока:
— Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
— А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
— Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.
— Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.
8. Оратор.
За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
9. Автор.
— Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему?
10. Фантазёр.
На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.
11. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делаю это через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
— Что вы уже знаете по этой теме?
— Подберите слова на эту тему.
— Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!
12. Профи.
Исходя из особенностей будущей профессии, ответить на вопрос, зачем нужно изучение этой темы.
Работая в условиях ФГОС, учитель создаёт активную познавательную атмосферу на уроке, и это заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.