Методическая копилка (из опыта работы учителя - филолога) "Приемы проектной и исследовательской деятельности в работе учителя"
Методическая копилка (из опыта работы учителя - филолога) "Приемы проектной и исследовательской деятельности в работе учителя"
В данной статье автор говорит об актуальности исследовательской и проектной деятельности в современном образовании. Приводит примеры традиционных и нетрадиционных приемов организации проектной и исследовательской деятельности. Подробно рассказывает о методическом приеме "Фишбоун".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка (из опыта работы учителя - филолога) "Приемы проектной и исследовательской деятельности в работе учителя"»
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 24 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Методическая копилка (из опыта работы учителя-филолога)
«Приемы проектной и исследовательской деятельности
в работе учителя»
Подготовил: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Яйцова Ирина Леонидовна
2020 год
Методическая копилка (из опыта работы учителя-филолога)
«Приемы проектной и исследовательской деятельности
в работе учителя»
Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
В настоящее время существует большой выбор методов и приемов, которые формируют у обучающихся навыки проектной и исследовательской деятельности. Всем нам хорошо известны традиционные приемы:
самостоятельная работа с литературой;
наблюдения;
демонстрация;
вербальные методы.
Входят в практику педагогов и нетрадиционные приемы организации проектной и исследовательской деятельности:
мозговой штурм;
метод скоростного эскизирования;
метод новых вариантов;
бионический метод;
фишбоун;
попс – формула.
Выбор приемов и методов зависит от типа и целей урока. Исследовательская и проектная деятельность может стать частью (элементом) урока, а может представлять собой целый урок. Важно, чтобы учитель постепенно «вводил» эти самые элементы и «вооружал» учащихся умениями проводить исследование и создавать проект.
Одним из методических приемов, который можно использовать на уроках, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое «Фишбоун»?
Для того, чтобы раскрыть суть данной методики, обратимся к истории её возникновения. В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы, учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.