kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы по русскому языку для подготовки к ГИА(ОГЭ) 9 класс на тему: "Стилистика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная работа представляет собой небольшой материал по стилистике. в работу входит изучение стилей русского языка, особое внимание заостряется на изучении художественного языка, а также - на стилистических фигурах и тропах. Стилистика является одной из самых сложных разделов русского языка и мало поддается усвоению. Школьникам 9 класса материал может быть полезен при подготовке к Государственной итоговой аттестации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы по русскому языку для подготовки к ГИА(ОГЭ) 9 класс на тему: "Стилистика"»

Язык является средством общения. Благодаря языку люди выражают свои мысли, общаются друг с другом. Общение между людьми может проходить в устной и письменной форме, в официальной и неофициальной обстановке. Особенности языка в конкретных условиях их использования изучаются в разделе языкознания, который называется стилистикой.


Стилистика-наука о стилях и стилистических средствах языка.

Слово стиль происходит от лат. stylus-остроконечная палочка. В древности оно означало заострённую с одного конца и закруглённую с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим - в виде лопаточки - стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение: «Чаще поворачивай стиль!», т.е. чаще исправляй, переделывай, переписывай.

Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики - умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

Это понятие намного шире. Оно включает совокупность приёмов использования средств языка, характерных для какого-либо писателя, произведения, жанра: стиль Пушкина, стиль Толстого, стиль «Евгения Онегина», стиль романтиков, стиль фельетона;

б) и отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической их окраски: стиль официальный, стиль торжественный, стиль юмористический и т.д.;

в) и построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса: стиль небрежный, стиль простой и т.д.

Выдающийся лингвист академик В.В. Виноградов различает, например, стилистику языка, стилистику речи и стилистику художественной литературы.

Стили языка делятся на: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и книжный.

В данный момент нас интересует стиль художественной литературы (книжный).

Стилистика художественной литературы имеет предметом своего исследования все элементы стиля художественного произведения. Стиля писателя, стиля литературного направления и т.д., т.е. способы индивидуального или канонизированного целой писательской школой применения разнообразных средств общего языка.

Художественный стиль речи выделяется не всеми учеными, и рассматривается он в основном как язык художественной литературы.

Х у д о ж е с т в е н н ы й с т и л ь р е ч и о т л и ч а е т ся о б р а з н о с т ь ю, ш и р о к и м и с п о л ь з о в а н и е м и з о б р а з и т е л ь н о-в ы р а з и т е л ь н ы х с р е д с т в я з ы к а.

В художественном стиле речи, кроме типичных для него языковых средств, используются средства и всех других стилей, в особенности разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля и жаргонные, грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции - э с т е т и ч е с к о й.

Художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом. Той воспринимаемой на слух или зрение материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова- поэт, писатель- находит, по выражению Л.Н. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Всё это только доступно языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота - в произведениях художественной литературы, и всё это достигается художественными средствами языка.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многими из них мы уже знакомы. Это такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д.

Тропы (греч. tropos-поворот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов:

Гипербола- преувеличение размера, силы, значения какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал ( В. Маяковский).

Литота – приём, обратный гиперболе, т.е. образное выражение преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого: Ваш шпиц, прелестный шлиц, не более напёрстка (А. Грибоедов). Литота часто принимает форму сравнения: Лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах…, а сам с ноготок! ( Н.Некрасов).

Ирония - тонкая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики героев, предмета. Например, А.С. Пушкин пишет о светском щёголе: Весь спрятан в галстук, фрак до пят, дискант, усы и мутный взгляд. За внешне беспристрастной характеристикой скрывается усмешка, и читатель понимает иронию автора, хотя тот сохраняет серьёзный тон.

Метафора- слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве:

Вокруг белеющих прудов

Кусты в пушистых полушубках,

И проволока проводов

Таиться в белоснежных трубках.

(С. Маршак)

Поэт сравнивает снег, засыпавший кусты, с пушистым полушубком: он тоже мягкий, белый и греет.

Ель рукавом мне тропинку завесила. Слово рукавом создаёт яркий художественный образ. Читателю представляется густая раскидистая ель, которая завешивает проход на тропинке своей ветвью, словно длинным свисающим рукавом.

Метонимия- слово, употреблённое в переносном значении, основанном на смежности. Когда М. Исаковский пишет: Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь, то каждому ясно, что это ходит человек с гармонью. К метонимии обращался А.С. Пушкин, рисуя «волшебный край» (театр): Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла- всё кипит…

Эпитет - красочное, образное определение, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное определение к другому. С помощью эпитетов авторы конкретизируют явления или их свойства.

Для устного народного творчества характерны постоянные эпитеты. Трудно не согласиться, что лучшим определением моря, сразу вызывающим в воображении его вид, является эпитет синее. Что нельзя лучше передать необъятный простор степи, чем эпитетом раздольице чисто поле. Девица в русских сказках характеризуется эпитетом красная, а молодец- добрый.

Сравнение- сближение двух явлений, чтобы пояснить одно через другое. В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, в стихотворении Н. Рубцова «Оттепель» предмет сравнения-дома на тёмной улице, образ сравнения-декорации, признак сходства - неясность очертаний, необычное освещение, создающее иллюзорность картины:

Нахмуренное, с прозеленью, небо,

Во мгле, как декорации, дома.

Асфальт и воздух

Пахнут мокрым снегом,

И веет мокрым холодом зима.

На этих трёх элементах построено сравнение: Во мгле, как декорации, дома.

Сравнение служит для описания различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Густое, как синька, море (К. Паустовский); Как пена, грудь её бела… как тучи, локоны чернеют… её уста, как роза, рдеют (А. Пушкин). Сопоставляемые предметы могут сближаться на основании сходства функций: Ярким солнцем в саду пламенеет костёр, и, сжимаясь, трещит можжевельник; точно пьяных гигантов столпившийся хор, раскрасневшись, шатается ельник (А. Фет).

Сравнения бывают различными по структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, как будто, что и т.д.:

Морозец звонок, как подкова.

Перефразируя Глазкова

Трамваи, как официантки,

Когда их ждёшь, то не идут.

(Д. Самойлов)


Небо влажное от умиленья,

Как художник, на город глядит.

(И. Уткин)

Эти же союзы могут присоединяться и придаточные сравнительные предложения: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду (С. Есенин).

Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Буквы муравьями тлеют на листах (Э. Багрицкий).

Бывают сравнения, которые передаются формой сравнительной степени наречия или прилагательного: Земля пушистее ковра под ним лежала (Н. Тихонов).

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает: Там океан горит огнём, как ад, а медузы похожи на кружевные юбочки балерины (К.Паустовский).

Особой формой образного сравнения являются отрицательные сравнения, в которых один предмет противопоставляется другому:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н. Некрасов)

Иногда для сравнения автор использует сразу два образа, предоставляя читателю право выбрать наиболее точный: Как в пулю сажают вторую пулю или бьют пари по свечке, так этот раскат берегов и улиц Петром разряжен без осечки (Б.Л. Пастернак).

Как и всякие тропы, сравнения бывают общеязыковыми и индивидуально-авторскими: голубой как небо, зелёный как трава.

Художественные сравнения авторов новы и необычны: это проявляется в описании одних и тех же предметов у разных авторов. В таких сравнениях ярко отражается присущее только автору индивидуальное восприятие действительности.


Олицетворение- перенесение свойств живых существ на неодушевлённые предметы. Под пером писателя часто оживают окружающие нас предметы: море дышит полной грудью, лес настороженно молчит, волны ласкаются к берегу…. В рассказе «Железная старуха» А. Платонов пишет: Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету.

При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Зелёная причёска, девичья грудь, о тонкая берёзка, что загляделась в пруд? (С. Есенин). Ещё чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь человеку: И цветущие кисти черёмух мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пастернак). Очень часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы:

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

(С.Есенин)

Перифраза- замена собственного имени или названия описательным выражением.

Синекдоха- перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между этими явлениями: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин).


К выразительным средствам языка относятся стилистические фигуры или фигуры речи:ритм, рифма, интонация, анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Анафора- повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Ею нередко пользуются поэты:

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём.

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

(М.Ю. Лермонтов)

Бессоюзие заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов придаёт высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картин. Рисуя картину Полтавского боя, А.С. Пушкин использует данную конструкцию, передающую стремительность происходящего:

Швед, русский-колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

Многосоюзие заключается в намеренном использовании одного и того же союза, чтобы выделить соединяемые ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы подчеркивают незаконченность ряда и выражают значения усиления: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В.Г.Короленко).

Антитезой называется стилистический приём, заключающийся в резком противопоставлении понятий, образов в художественной речи. Контрастное восприятие мира характерно для поэтического творчества М. Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой и др. Антитеза основывается на явлении антонимии. Авторы используют не только языковые, но и контекстуальные, индивидуально-авторские антонимы:

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

(М. Лермонтов)

Антитеза широко используется в заголовках: Дни и ночи, Живые и мёртвые (К.Симонов); Вверх-вниз (Р.Рождественский); Рассуждая длинно и коротко (М.Кольцов). Этот приём характерен для сентенций, крылатых фраз: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А.С.Грибоедов).

Оксюморон заключается в необычном соединении слов, выражающих логически несовместимые понятия, резко противоречащие по смыслу и взаимно исключающие друг друга: За нами - штормовая тишина! Холодным станет зной! (Р.Рождественский).

Этот приём настраивает читателя на восприятие противоречивых явлений, нередко - борьбы противоположностей:

И чибисы плачут - от света, простора,

От счастия - плакать, смеясь.

(И.Бунин)

Инверсия - слова располагаются в ином порядке: Не долги летние ночи!

Риторический вопрос-сосредоточение внимания читателя на той или иной проблеме, явлении.

Параллелизм - развёрнутое сопоставление двух и нескольких явлений.

Умолчание-пропуск в речи отдельных слов, целых словосочетаний.

Эпифора-повторение заключительных слов в строфах, в стихах.

Рифма - звуковой повтор, имеющий место в двух строках.



Художественный стиль литературы выделяется учеными среди функциональных стилей основными признаками:

  1. использование в художественных произведениях;

  2. изображение с его помощью живой картины, предмета, состояния, передачу читателю чувств и настроений автора;

  3. конкретность, образность и эмоциональность высказывания;

  4. наличие особых языковых средств: слов с конкретным значением, со значением сравнения, сопоставления, слов в переносном употреблении, эмоционально-оценочных и т.д.


Другие учёные считают синонимами выражения «стиль художественной литературы» и «язык художественной литературы».

Язык художественной литературы представляет собой наиболее полное выражение общенационального языка. В произведениях художественной литературы художник слова пользуется почти не ограниченной свободой в выборе языковых средств, для создания убедительных, запоминающихся образов, для эстетического воздействия на читателя.

Широко представлена в языке художественной литературы разговорная речь, поскольку в произведениях часто используется диалог. Например, абсолютно невозможно заменить просторечную и диалектную лексику в произведениях В.Шукшина литературными словами, чтобы не разрушить всё произведение. Всё это относится и к стилю художественной литературы, т.об., язык и стиль художественной литературы составляют одно целое, дополняя друг друга.

Стиль художественной литературы богат графической подачей того или иного произведения. Например, это фигурное расположение текста, или смена шрифтов: таким приёмом пользовался В.Брюсов. Лесенкой пользовался В.Маяковский:

Слово –

полководец

человечьей силы.

Марш!

Чтоб

время

сзади

ярдами рвалось.

Лесенка, по мнению поэта, устраняет смысловые разночтения и ярче показывает авторский замысел.

Акростих, т.е. стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово. Например, у А.Ахматовой:

Ангел лёг у края небосклона,

Наклоняясь, удивлялся безднам.

Новый мир был тёмным и беззвёздным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона…

Широко используется приём перебоя шрифтов.

Ф.М.Достоевский в «Преступлении и наказании» выделяет курсивом слово, играющее важную роль, но пока непонятную для читателя.

С помощью разрядки автор выражает эмоциональное состояние героя: Ка-а-к! Ты подкупать меня! (М.Е.Салтыков - Щедрин).

Ещё один приём - использование цифр, «вклинивание» их внутрь слова. Таким приёмом пользовались Л.Кондратенко, А.Вознесенский и т.д.

Звукопись, т.е. подбор сочетания звуков, употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховое впечатление от изображаемого явления. Повторение согласных звуков - аллитерация, а согласных - ассонанс.


Подводя итог выше сказанному, стоит отметить, как богат стиль художественной литературы: составом языковых средств, стилистическими фигурами, графическими приёмами. Без всего этого художественное произведение не было бы таким красочным и точным!!!





Литература:


  1. «Русский язык». Большой справочник для школьников и поступающих в вузы», Т.М.Воителева, К.А.Войлова, Н.А.Герасименко, Москва, изд.«Дрофа», 2000 год;

  2. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Москва, изд.»Просвещение», 2002 год;

  3. «Стилистика русского языка в старших классах», Н.А.Плёнкин, Москва, изд. «Просвещение», 1975 год.














Составитель: Гурлова Юлия Александровна (13.08.86)



8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Материалы по русскому языку для подготовки к ГИА(ОГЭ) 9 класс на тему: "Стилистика"

Автор: Гурлова Юлия Александровна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 253060


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства