kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Развитие ассоциативного мышления на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по русскому языку "Развитие ассоциативного мышления на уроках русского языка" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Развитие ассоциативного мышления на уроках русского языка»»

Мастер-класс учителя русского языка и литературы Фарукшиной Л.Р.


«Развитие ассоциативного мышления на уроках русского языка»


Слайд 1. Игра-разминка.

Все вместе вы должны ответить на вопрос, который я вам задам.

Какого цвета снег? Какого цвета бумага?

Какого цвета молоко?

Что пьет корова? (воду)

Не расстраивайтесь. Это одна из самых первых ассоциаций из детства, связанных с коровой и молоком.


Слайд 2 Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому (Жан-Жак Руссо)


По мнению учащихся урок не только должен вооружать знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание. А такой урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Вы можете сказать, какой метод был использован при выполнении задания? Почему так решили? (слайд 3)

(Слайд 4) Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации), т.е. это процесс, при котором в голове у человека возникают различные образы, связанные с конкретной ситуацией или символом. Данный метод, скорее всего, для творческого учителя.

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету; 
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию; 
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству


Слайд 5 Тема моего мастер-класса «Развитие ассоциативного мышления на уроках русского языка»


Обращаем внимание на картинки (слайд 6). О чем они заставляют вас задуматься?.

Возможно, это какие-то воспоминания из прошлого. А теперь попробуем подобрать к каждой картинке слово-характеристику, т.е. как можно назвать одним словом то, что здесь представлено? Вот слова-подсказки: причина, гордость, мечта, опыт.


2. Приступим к выполнению следующего задания. Перед вами фотографии и несколько слов, но они разделены на части. Сейчас по команде вы должны будете найти часть морфемы и составить слова. Затем подобрать одно подходящее слово к фотографии. Что вы можете сказать о той работе, которую сейчас выполняете? Какой вид разбора перед вами? Морфемный.

Выйдете, пожалуйста. Встаньте лицом к аудитории. Получились слова:

Бескорыстная, творческая , опытная, спортивная, дружелюбная, артистичная


5 А теперь попробуем составить предложение с этими словами. (слайд 8)

Учитель – опытная, спортивная, творческая, дружелюбная, артистичная и бескорыстная личность.

Думаю, все согласны. Спасибо, можете садиться.

Как вы думаете, где можно применить данный ассоциативный метод? Каковы результаты данного метода?

Этот метод применяется на уроках русского языка, также на уроках литературы, например, при изучении творчества писателей, анализе произведений, характеристике героев. Данное занятие развивает культуру ассоциативного мышления при выполнении интеллектуальных упражнений, а значит улучшает результат обучения. Также подходит и для уроков истории, обществознания, родного языка. Можно было бы продолжить урок, производя дальше и словообразовательный разбор, который необходим при подготовке ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.


Результатами работы данного метода являются:

  1. творческая активность детей;

  2. раскрепощение личности каждого ребёнка;

  3. создание ситуации успеха;

  4. обогащение словарного запаса;

  5. развитие логического мышления;

  6. улучшение памяти учащихся;

  7. приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;

  8. усиление мотивации в обучении.

(Слайд 9)


Как вы видели сами, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям.

Напоследок, возможно, знакомые уже для вас слова, которые могут быть путеводителем для любого из нас)


Слайд 7 Выбор за тобой

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта.

«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом».


Всякий вправе творить по-своему. (Флакк Квинт Гораций).

Творите, дорогие учителя. Создавайте свои уроки. Спасибо за поддержку и внимание.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Мастер-класс «Развитие ассоциативного мышления на уроках русского языка»

Автор: Фарукшина Лилия Ринатовна

Дата: 23.08.2020

Номер свидетельства: 556315


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства