Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование АМО на уроках русского языка и литературы"»
Мастер – класс по использованию технологии модерации и АМО.
Цель: поделиться с участниками мастер-класса некоторыми приемами использования технологии модерации и активных методов обучения
Задачи:
Создать условия для профессионального самосовершенствования учителя;
Передать опыт использования технологии модерации и АМО путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Отработать методические приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
Доказать эффективность использования данных методов.
Оборудование: компьютер, проектор;
- Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас в этой аудитории. Сегодня мне бы хотелось поделиться своими умениями в области использования активных методов обучения на различных этапах урока. Давайте сейчас на минуту представим, что мы не щкольные учителя, над нами не довлеет ФГОС, программы, которые нам необходимо пройти во что бы то ни стало. Предлагаю окунуться в мир детства и вспомнить любимого всеми персонажа М.Твена Тома Сойера.
(Видеофрагмент из фильма «Том Сойер» (21.30.- 26.40)
Всем нам знаком эпизод с покраской забора, которая не вдохновляла героя. С подобной ситуацией мы сталкиваемся в школе, когда ставим перед учениками задачу, но не можем вызвать интерес к ее выполнению.
Но хитроумному Тому удалось вовлечь в этот процесс своих друзей. Результат превзошел все ожидания.
- Как вы думаете, имеет ли отношение к теме мастер – класса метод, который использует Том для мотивации друзей к выполнению работы?
Ответ:
- Имеет, самое прямое. Он превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые ценные для них вещи.
Учитель:
Действительно, в игровой форме Том мотивировал ребят на покраску забора. Значит, в любой деятельности нужна мотивация. А в школе особенно важно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ.
Еще древний китайский философ и мыслитель Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму», а современные исследователи доказали, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим, слышим и произносим
И на 75% запоминаем информацию, если говорим и участвуем в реальной деятельности.
Графически это можно представить так:
Давайте посмотрим, как можно мотивировать детей на активную работу. В этом мне в моей работе помогает технология модерации и АМО. Для того чтобы урок был ярким и интересным, я применяю технологию модерации, которая основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.
Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
При данной технологии ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию на уроке. Принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с учениками.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Эффективность работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов. Более всего для модерации подходят активные методы обучения.
АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Эти методы я использую на разных этапах урока. Это вовсе не значит, что они уместны на каждом уроке и на всех его этапах. Например, на этапе ожидания я часто использую метод «Ладошки» и вам предлагаю выразить свои ожидания от сегодняшнего мастер-класса. Ожиданий может быть несколько, поэтому можно смело использовать все пальцы.(Узнать больше об АМО, хочу научиться технолоии модерации, узнть, кто тако модератор)
Здесь можно пофантазировать и использовать также «Дерево ожиданий» (на слайде фотографии показать)
(участники написали)
В конце занятия мы вернемся к ним и узнаем, оправдались ли ваши ожидания.)
Уроки литературы открывают большие возможности для применения такого метода, как прием «тонких» и «толстых» вопросов. Я немного его видоизменила и с успехом использую этот метод на этапе проверки домащней работы. Ни для кого не секрет, что заставить ребенка прочитать произведение очень непросто, а мои ученики знаю, что я с легкостью смогу определить, читали ребята текст или нет с помощью этого метода. Ребятам тоже очень нравится этот метод, потому что у них появляется замечательная возможность проявить себя. Обычно на уроке дети очень активны, вскакивают с мест, хотят задать свой вопрос, но как только я решила снять их на видео, они немного растерялись. Тем не менее, я предлагаю вам посмотреть, как это работает на уроке.
На этапе вхождения в тему мне, как литератору, интересен метод «Ассоциации». Он оправдан, когда на уроках литературы мы говорим о любви, добре, счастье, семье, о дружбе. Предлагаю написать и вам свои ассоциации по теме «Семья». Для этого поработаем в парах.
• Если семья — это постройка, то какая…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это название фильма, то какого…
• Если семья — это настроение, то какое…
Обсуждение возникших ассоциаций.
- Почему у вас возникла именно такая ассоциация?
Ответы.
Я считаю, что на уроках – диспутах ребята открываются с неожиданной стороны. Моим излюбленным методом является групповая дискуссия, которая уместна на этапе обсуждения темы. Как это обычно происходит? Очень часто накануне Дня единства я провожу урок литературы или классный час на тему «В единстве наша сила». Я делю класс на 2 группы и ставлю проблемный вопрос. Согласны ли вы с поговоркой: один в поле не воин? Поскольку это урок – диспут, одна группа выражает аргументированно свое согласие, что один в поле не воин, а вторая опровергает поговорку, которую можно перефразировать так: И один в поле воин.
Ребята обсуждают в группах вопрос, подбирают убедительные аргументы. После обсуждения темы можно в форме тезисов представить выводы. Это помогает сделать мне «Доска объявлений».
Тезисы могут быть такие:
Да: Факты из истории - Русь в период феодальной раздробленности, смутное время.
Нет: Из литературы – герой романа Б.Васильева «В списках не значился» Плужников, Капитан Тушин из романа Л.Толстого «Война и мир».
И на этапе завершения урока можно использовать активный метод подведения итогов занятия «Шкатулка наших достижений».
Предлагаю посмотреть, что из себя представляет этот метод. Можно работать как индивидуально, так и в группах.
Уважаемые коллеги, я хочу с вами поделиться копилочкой АМО и моодерации, составленной образовательным порталом «Мои университеты» г. Москвы. Здесь имеется богатый материал по использованию АМО.
Подводя итоги, вернемся к нашим ожиданиям и озвучим, оправдались ли они?
Таким образом, технология модерации и АМО создает необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить подходы к решению проблем, устанавливать контакты, слушать, сотрудничать, вступать в общение.