kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Обобщение опыта по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку".

Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку»

3


Личностно- ориентированный подход в обучении русскому языку.

Современная структура образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения, которое предполагает

-признание ребенка субъектом развития, обучения, воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе образовательных воздействий;

- признание способностей ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;

- смену позиций педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

Безусловно, что при личностно-ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность расширяла круг знаний, умений и навыков и обеспечивала, в то же время, личностное самоопределение учащихся, содействовала становлению человека, его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает новое понимание структуры, методов работы на уроке. Сравниваются виды обучения (традиционные и личностно-ориентированный подход в обучении).

На уроках русского языка давно практикуются индивидуальные карточки с заданиями разных уровней сложности. Например:

Базовый уровень

(Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки)

1.Темно очень ш…потом ответил Жиган. 2. Блес( ? )нула звёздочка с белым венком и Димка едва (не) вскрикнул от удивления, узнав в ренен…м незнакомца. 3. Поник головой раненый и спросил у Димки мальчик ты никому (не) скажешь. 4. Ну что мальчуганы не слыхать, как там? 5. Д…вай Димка гвоздь, а то я мамке скажу, что ты колбасу воробушкам т…скал. 6. Незнакомец охотно ра…говаривал с детьми, ра…казывал и шутил даже. 7. Димка заёрзал бе…покойно на стуле и с..ёжился под устремлённым на него взглядом. 8. Солнце ст…яло ещё высоко над никольским лесом когда выбежал на дорогу Жиган. (А. Гайдар)

Повышенный уровень

Расставляя пропущенные знаки препинания, выпишите предложения в таком порядке: 1) простые с однородными членами; 2) простые с обращением; 3) сложные; 4) с прямой речью.

Графически обозначьте однородные члены, обращение, прямую речь.

В оценке знаний учитель отказывается от оценки личности ученика « плохой или « хороший»: Надо помнить, что объектом педагогической деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения являются не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю в процессе обучения. Таким образом, содержание и организация образовательного процесса должны быть ориентированы, прежде всего, на личностное развитие учащихся

Личностно- ориентированная среда на уроке русского языка – это, прежде всего развивающая речевая среда, основой которой является текст. Обязательным условием работы на уроке при этом являются предоставление ученику возможности выбора (цели урока, текста заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.), ориентация на диалог и полилог, создание атмосферы доброжелательности, когда поощряется самостоятельность, инициатива, творчество. Как показала практика, такое обучение на основе текста становится эффективным, если строится с учетом возрастных, психологических, индивидуальных возможностей школьников, через активизацию их эмоций, интеллектуального интереса, мотивацию, а также через изучение и учет учебных переживаний. Личностно ориентированное образование – целостный психологический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалога, обмена мыслями, создания произведений индивидуального и коллективного творчества. Это образование, которое обеспечивает личностно смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности и, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию, помогает ей самостоятельно решать свои жизненные проблемы.

Принцип наглядности – один самых известных принципов обучения, использующийся с древнейших времен.

Применение наглядности на уроках русского языка напрямую связано с развитием сенсорных способностей детей. Развитию творческого видения мира способствует, в частности, использование на уроках условных графических изображений: наглядных образов, алгоритмов, таблиц и схем. Современный школьник, работая с учебной информацией, отдает предпочтение легко обозримым схемам, таблицам, графикам, т.е. таким средствам, которые облегчают память, делают доступной информацию любой.

В процессе работы с наглядным материалом, пособием воспитывается культура умственного труда школьников, осваиваются способы индуктивного и дедуктивного мышления, мыслительные операции сравнения и сопоставления, классификации и идентификации.

Коммуникативный подход в преподавании русского языка определил поиск новых методов обучения. Наряду с традиционными для школы имитационным методом усвоения речи, с такими его ведущими приемами обучения, как изложение и сочинение по образцу, все большее значение приобретает стимулятивно-мотивационный метод, который реализуется в различного рода ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации. Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие - туристов), устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У портрета ...», составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером, обоснование выбора подарка (ролевая игра «В магазине»: диалог ведут «покупатель» и «консультант торгового зала») и т.п.

Эти упражнения, развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Следует отметить, что организация на уроке речевых ситуаций и выполнение учащимися различных видов ситуативных упражнений не само-цель, а средство формирования коммуникативных умений и навыков школьников, способ накопления материалов для сочинения. Так как письменная речь развивается, если она сопоставляется с уже усвоенной устной речью, считаю возможным и необходимым разумное чередование устной и письменной форм речи на уроках русского языка, в частности на уроках развития речи.

Русский язык и литература – основные школьные дисциплины, способствующие социализации нового поколения; - формирование речевой личности, способной быть активным членом общества; - потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией; - практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся; - формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической компетенций.

Целью педагогической деятельности по данной технологии является интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом. Путь к этой цели – практическое пользование языком.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом: - комплексная работа с текстом; - лингвистический анализ текста

- тематические (речевые) уроки; - «самодиктанты»;

- лексические разминки;- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;

- редактирование текста;

- различные виды диктантов; - интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами; - сравнение 2-х текстов; - коммуникативные и игровые ситуации.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например: урок-практикум; - урок-исследование; - урок-тест; - урок-конкурс; - урок-игра. Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.

Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции: понимать читаемый текст, определять тему и основную мысль текста, формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы. Примерный план анализа текста любого типа речи:

  1. Выразительное чтение текста.

  2. Словарная работа.

  3. Тема текста.

  4. Идея текста.

  5. Тип текста.

  6. Стиль текста.

  7. Выразительные средства речи и их роль.

Используя личностно- ориентированный подход, я последовательно и сознательно создаю на уроке ситуацию успеха, выражающуюся в позитивных моментах:

- переживание успеха внушает ученику уверенность в собственных силах;

-появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;

- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру.

Педагогическая деятельность в условиях личностно- ориентированного обучения выражается в положительных результатах: знания приобретают системность, становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.























Список литературы:

1. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.

2. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии, 1995.

3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку

Автор: Земцова Галина Сергеевна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства