kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лежнева Ирина Викторовна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. План работы по подготовке к экзамену

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лежнева Ирина Викторовна»

Систематическая подготовка к основному государственному экзамену является одним из важнейших составляющих при повышении качества образования по русскому языку. Итоговая аттестация – серьёзная проверка учебной деятельности обучающегося под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того,.

Далее я представлю некоторые наработки из личного опыта по подготовке к ОГЭ.

Основной целью своей педагогической деятельности считаю создание комфортных условий для получения необходимых знаний, умений и навыков обучающимися.

Работу свою начинаю с чётко составленного плана на год. Он стал в моей работе традиционным, лишь иногда дополняясь и изменяясь. Это зависит от изменений в структуре ОГЭ а также с приходящим опытом, появления инноваций.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ОГЭ: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, , контролирующий.

Следуя данным принципам, формирую у обучающихся навыки самообразования, самостоятельной работы, критического мышления, самоконтроля.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

- психологический настрой учащихся;

- организация информационной работы по подготовке к ОГЭ;

рациональное использование ресурсов ИКТ (онлайн-тестирование, , тренинги, аудиотексты, презентациии др);

- систематическое повторение на уроках и при выполнении домашних заданий;

- работа с текстом (в том числе и на уроках литературы);

- создание банка тестовых заданий;

- проведение кружка «Грамотеи»

- ведение индивидуальных тетрадей учащимися по самоподготовке;

- консультации для учащихся;

- проведение диагностических работ (: сентябрь, декабрь, март, апрель плюс пробные ОГЭ, с выездом в основную школу- ноябрь, февраль, апрель);

- ведение диагностических индивидуальных карт учащихся;

- аналитическая деятельность и работа над ошибками;

- проведение экзамена и его анализ.


План

работы

по подготовке к ОГЭ

по русскому языку

выпускников 9 класса

на 2018 - 2019 учебный год

учителя русского языка и литературы

Лежневой И.В.




2018

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-го класса к прохождению итоговой аттестации.

Задача: формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.


№ п/п

Мероприятие

Сроки

Отметка о выполнении

Самообразование

1

Изучение нормативно – правовой базы по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации.

Сентябрь


2

Ознакомление с контрольно-измерительными материалами по подготовке учащихся к ОГЭ (цели, содержание, демоверсия, спецификация, кодификатор, общие научно-методические подходы к оценке выполнения задания, процедура проверки экзаменационных работ).

Октябрь


3

Изучение методических рекомендаций.

Сбор информационного материала.

Октябрь


4

Накопление цифровых методических ресурсов в форме создания систематизированной базы в виде файлов, содержащих материалы по подготовке учащихся к ОГЭ.

Октябрь - май


5

Выполнение тестовых заданий в on-line режиме.

В течение года



6

Разработка памяток и рекомендаций для учащихся.

Ноябрь


7

Составление подробного и качественного анализа диагностических работ учащихся.

После проведения диагностических работ


11

Составление индивидуальных рекомендаций для учащихся.

Январь




Работа с обучающимися

1

Организация групповых консультаций.

Каждый понедельник,15.00.


2

Ознакомление обучающихся с особенностями заполнения бланков по русскому языку.

В течение года


3

Отработка заполнения бланков

В течение года


4

Работа с тестами. Выявление и оценивание уровня подготовки к ОГЭ.

В рамках уроков.


5

Организация индивидуальных занятий по русскому языку (работа над пробелами в знаниях).

Понедельник, 15.00.


6

Ведение «Диагностических карт учащихся, класса».

После проведения диагностических работ


7

Организация консультирования по вопросам повышенной трудности.

Период каникул


8

Проведение диагностических работ и работы над ошибками.

4-я неделя каждого месяца


9

Рекомендовать электронный банк рекомендаций по подготовке к ОГЭ

В течение года


10

Проведение кружка «Грамотеи» по подготовке к ОГЭ (по отдельному плану)

В течение года


Работа с родителями

1

Информирование родителей о результатах мониторинга и выполнения диагностических работ на родительском собрании класса.

По плану проведения классного руководителя 9 класса


2

Организация индивидуальных встреч с родителями.

По необходимости


Работа с классным руководителем 9 кл.

1

Подготовка документов для формирования базы данных выпускников.

Сентябрь


2

Ознакомление учащихся, родителей (лиц, их заменяющих) с нормативными документами по итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Сентябрь


3

Контроль за посещаемостью учащимися консультаций по подготовке к итоговой аттестации.

В течения года


4


Проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими).

В течения года


5

Создание «Листа успешности» и отслеживание работы с ним. Своевременное информирование родителей о достижениях учащегося.

В течения года






Далее остановлюсь на самых важных моментах в системе подготовки к ОГЭ.

Систематическая подготовка к ОГЭ с 5 класса

Я обучаю детей русскому языку с 5 по 9 класс. Конечно, с одной стороны, это сложно, требует очень много энергии и сил. Но, с другой стороны, это даёт возможность начать работу над подготовкой к экзамену уже с 5 класса. Ребёнок всегда в поле зрения. Своевременно обратить внимание учеников на теорию языка, усилить работу по развитию речевых навыков, по тестовым заданиям. Например, экзаменационные тесты за курс основной школы содержат в обязательном порядке задания, посвящённые разделу «Морфемика. Орфография», уже изученному в 5 классе. Например, правописание приставок и др. Таким образом, эти задания я стараюсь отработать в 5 классе, и в последующие годы лишь повторяем уже знакомый материал. Считаю целесообразным уже в 5-6 классах познакомить учеников со структурой экзаменационного теста на уровне уже изученных тем и заданий. Это я делаю, используя тесты на печатной основе или электронные тренажёры, карточки и т.п. Даю задание детям: составить карточки для одноклассника по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с», «Правписание чередующихся гласных в корне» и т.д. Темы можно выбрать разные. Я беру те темы, которые считаю наиболее трудными и которые необходимо знать очень хорошо, чтобы быть грамотными и сдать успешно ОГЭ. Работая над изложениями, обучаю ребят составлять планы, записывать опорные слова, учу воспринимать тексты на слух. Провожу разнообразные упражнения по улучшению памяти. свои варианты. Таким образом, проводя систематическую работу по подготовке к ОГЭ с 5 класса, в 7-8 классах ученики справляются с экзаменационным материалом.



Использование современных технологий при подготовке к ОГЭ.

Информационно-коммуникативные технологии.

В современном обществе в век компьютеров, планшетов, без информационно-коммуникативных технологий не обойтись. ИКТ применяются не только в образовании, но и во многих областях нашей жизни. Считаю очень важным применение таких технологий в обучении, так как это наглядно, доступно. Мой очучающиеся зарегистрированы на сайте «Учи .RU/. Решаем тесты по темам на сайте «Решу ОГЭ», капканы ОГЭ.

ИКТ применяю не только по самоподготовке выпускников к экзамену, но и при изучении новой темы, закрепления, проверке. Это тренажёры, презентации, видеоролики, аудио и видео и т.д. Некоторые из них беру в интернете, некоторые выполняю сама. Но также привлекаю учащихся.Таким образом, применение ИКТ при подготовке к ОГЭ – это повышение мотивации обучения, активизация деятельности учащихся, создание ситуации успеха и положительного настроя , возможности применения индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.И самое главное, используя ИКТ, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не должен полностью заменить учителя, а только являться хорошим помощником.

Тестовые технологии



На всех этапах обучения по темам, по классам использую тестовые технологии. Это тесты с выбором и без выбора ответов, на заполнение пропусков, на соответствие, на установление правильного или неправильного ответа. В основном пользуемся тестами ФИПИ И. Цыбулько.В нашей школе классы небольшие. Есть по 5-7 и даже по 3 ученика. В таком классе можно построить работу над сочинением – рассуждением таким образом: распределяются обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3- пишет заключение. Когда работа готова, класс предъявляет наработанное. Затем выбирается лучший вариант каждой части сочинения. В дальнейшей работе от текста к тексту роли учеников должны меняться. Так постепенно все ученики учатся работать над каждым этапом сочинения. Также отрабатываются умения разделения текста на абзацы.

Алгоритм – один из эффективных приёмов работы над повышением грамотности

Учителя-практики понимают, что проблема формирования у детей грамотности – одна из главных в преподавании русского языка.

Для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую зоркость, память, слух. Но как добиться того, чтобы учащийся смог различить в потоке речи до письма отдельные орфограммы и выбрать быстро правильное написание. Нам хорошо знакома ситуация, когда заучивания учащимися правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.

Овладение новым понятием или обобщением происходят постепенно в процессе деятельности человека.

Приёмов и методов существует много. Все они подробно изложены в методической литературе, в той или иной степени являются эффективными. У каждого метода и приёма есть свои плюсы. За годы работы учителем пришла к выводу, что одним из эффективных приёмов работы над повышением грамотности является составление алгоритмов и использование их учащимися.

Сначала нужно познакомить учащихся с понятием алгоритма.

Алгоритм — это набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: определённость, конечность, ввод, вывод, эффективность

Наиболее важным является то, что дети сами приходят к выводу, что алгоритмом можно назвать план, правило, инструкцию или рецепт,

Я использую следующие алгоритмы при подготовке к ОГЭ:

1.Алгоритм написания изложения

2.Алгоритм выполнения заданий 2-14

3..Алгоритм написания сочинения 15.1, 15.2, 15.3

Например ОГЭ. Задание № 1. Сжатое изложение.

10 необходимых шагов. Алгоритм написания.

1. Прослушайте текст. Во время первого прослушивания начинайте сразу делать записи, отмечая микротемы. Обратите внимание на более длительные паузы – это абзацы! Помните: в тексте – 3 микротемы, т.е. 3 абзаца.

2. Прослушивая текст второй раз, записывайте ключевые слова и фразы.

3. Работая над восстановлением текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.

4. Определите способы сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)

5. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Учитывайте смысловые связи между эпизодами (логические, временные, пространственные и т.п.).

8. Пересчитайте слова (пусть будет около 90 слов – не менее!)

9. Отредактируйте изложение (проверьте на наличие ошибок).

10. Перепишите аккуратно в бланк (помните: все буквы и знаки препинания

должны четкими, не вызывающими сомнений у проверяющего эксперта)


Помните о главных условиях:

1. 1. Вы должны передать содержание и(основную мысль) как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

2. Вы должны применить хотя бы один способ сжатия в каждом абзаце.

3. Объём изложения – не менее 70 слов.

* Напомним! К приемам сжатого изложения относятся:

1)сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,

2)образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3)сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4)разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5)перевод прямой речи в косвенную;

6)пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7)пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

УДАЧИ!!!

Таким образом, данный приём играет важную роль при повышении качества образования.

Мои обучающиеся имеют папку по подготовке к экзамену. Где у них собран весь раздаточный материал, включая алгоритмы выполнения

Сжатое изложение - самая сложная часть экзамена.

Самой сложной частью экзамена по русскому языку считаю часть 1, а именно чтение текста незнакомцем. Выпускнику сложно воспринять на слух «чужой» голос. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту требует не только мобилизации памяти школьника, но и структурированного восприятия содержания текста. В 8-9 классах изложение пишем исключительно на основе аудиотекста. В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на 2. К середине 8-го класса прослушивание текста строго идёт 2 раза. На занятиях по подготовке к экзаменам, на консультациях, а консультации у нас начинаются с 8 класса.,стараюсь почаще проводить сжатые изложения. Предлагаю ученикам написать только на черновиках. Но даю установку, главное – изложить, применяя алгоритм и выполнить проверку всех видов ошибок с обязательным применением орфографического словаря. Важно приучить ребят пользоваться словарём. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих уроках пользоваться словарями. Тем самым повышая орфографическую грамотность, развивая и улучшая память. Совет-

Сочинение-рассуждение. Задание 15 (на выбор)

Мои ученики выбирают задание 15.3. Поэтому я подробнее расскажу, на что я обращаю особое внимание при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Знакомство начинается со структуры сочинения-рассуждения ещё в 5 классе С алгоритмом экзаменационного сочинения-рассуждения знакомлю в 8 классе: тезис (толкование понятия и комментарии к нему); привести примеры (доказательства, аргументы), один из прочитанного текста, другой из жизненного опыта, либо оба из прочитанного текста; вывод (поясняю детям, что вывод – это доказанный тезис). Далее идёт постоянная систематическая отработка данного алгоритма. В 9 классе выпускники наизусть знают алгоритмы написания сочинения и изложения и умеют ими воспользоваться, справляясь с заданиями части 1, 3. Подготовка к данному заданию также идёт и на уроках литературы, когда нужно дать ответ на вопросы типа «Почему ты считаешь…», «Зачем герой так сделал…», «За что я осуждаю…», «Урок герою..», « и т.п., дать письменный ответ на вопрос «Понравился ли рассказ и почему?», «Мой любимый герой?» «Моё любимое стихотворение». В таких случаях призываю детей добавлять пример из жизненного опыта.

Диагностические карты

В 9 классе завожу на каждого учащегося диагностическую карту, в которой отражена оценка, процент выполнения, количество баллов, дата написания диагностической работы. Также отражены допущенные ошибки. Ребята, знакомясь с результатами, сравнивают, делая выводы. Диагностические карты ведутся в системе и работа по ним ведётся постоянно.

Самоподготовка.

Организация самоподготовки к ОГЭ начинается с 8 класса. Выпускник заводит тетрадь, в которой выполняет самостоятельно различные задания, тесты, пишет изложения и сочинения. Проверка данных тетрадей также проходит систематически. В 8 классе 1-2 раза в четверть.

Работа с родителями. Работа с родителями осуществляется с 5 класса, где на родительском собрании знакомим родителей со структурой ОГЭ. Если есть изменения, то довождим до сведения родителей обязательно. Кроме выступлений на родительском собрании, провожу индивидуальные беседы

Работа с классным руководителем, администрацией школы. Тесно работаю с классным руководителем и администрацией школы, довожу до их сведения результаты, успехи и неудачи выпускника.

Подводя итог всему вышеизложенному, нужно отметить, что работа по подготовке к ОГЭ идёт систематически, что созданы комфортные условия для получения знаний, умений, навыков, что охвачены все структуры. Главным критерием целенаправленной систематической работы по подготовке к экзамену является результат сдачи ОГЭ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лежнева Ирина Викторовна

Автор: Ирина Викторовна Лежнева

Дата: 30.09.2021

Номер свидетельства: 587842


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства