Культурологический подход в контексте современного урока русского языка и литературы
Культурологический подход в контексте современного урока русского языка и литературы
Данный файл содержит статью "Культурологический подход в контексте современного урока русского языка и литературы". Метериал актуален в свете реализации федерального государственного стандарта нового поколения, так как воспитательный аспект при его реализации выходит на первый план. Статья может быть интересна заместителям директора по научно-методической работе, учителям русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культурологический подход в контексте современного урока русского языка и литературы »
Культурологический подход в контексте современного урока
Н.А. Андреева
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он, находясь в контексте современной ему культуры, приобретая черты этой культуры, является, таким образом, сам продуктом культуры и, одновременно, его носителем. Именно поэтому даже самый неудачный урок, проведенный в школе, является показателем вполне определенной культуры, и мы можем обсуждать культуру данного урока.
В своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики.
Каждый школьник в годы своего ученичества посетит почти 10 тыс. уроков. Именно уроку посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков.
Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно-иллюстративного до проблемно-развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. Это «живая клеточка» учебно-воспитательного процесса. Он несет в себе индивидуальные представления о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет.
Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях урока как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы и содержание обучения и образования, вводит критерии продуктивности и творчества в деятельность и взрослого, и ребенка.
Развитие культурологического подхода можно рассматривать как одно из условий становления нового направления гуманитарного знания – культурологии образования. Ее появление обусловлено тем, что в сфере образования проявляются отрицательные социокультурные факторы и противоречия:
недостаточный культурный уровень некоторых обучающихся и их семей;
низкий уровень материальной базы многих учебных заведений, затрудняющий качественную организацию культурной деятельности;
недостаточная связь и взаимодействие учреждений образования с прочими субъектами социокультурного комплекса;
низкий уровень культуры общения, культурной грамотности основной массы выпускников, которые в дальнейшей жизни не могут обеспечить своим трудом необходимую высокую культуру современного производства и требуемого качества жизни [4, с.47].
Культура человека проявляется глубинно. Она непосредственно не транслируется, не передается от учителя к ученику как некая установка. Она вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни. Культура не единый монолит, а динамическое образование, результат самых разнообразных достижений человечества: материально-технических, духовных, гигиенических, социальных, индивидуально-психологических.
Все эти достижения вбирает в себя и воспроизводит урок: в речи, внешнем виде, логике построения урока, воспитательных средствах, культуре мышления, в мимике, пластике, жестах и т.д. Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.
Культура современного урока начинается с учителя. Учитель является носителем определенной культуры, несет в себе индивидуальное представление о культуре, его становление как личности тесно связано с особенностями культурного пространства времени, в котором он живет. Он строит урок в соответствии с представлением о достойном. Ему приходится быть гибким при взаимоотношении с учеником: выслушать, понять его, вовремя подсказать, остановить, предупредить, постараться убедить.
Перемещение центра отношений насыщает урок эмоционально, делает детей активными, снимает утомляемость, поддерживает высокий уровень интереса к мыслительной деятельности.
Что бы ни говорили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
От урока тянутся сотни незримых связей к внеклассной и внешкольной работе, к взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы в школе, к внутришкольной культуре. Урок - не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности.
Современный урок – культурологический феномен, созданный педагогической мыслью; продукт восхождения человечества к бесконечному процессу познания и осмысления Мира [2, с.23].
Наряду с катастрофическим снижением речевой культуры населения в ряде социальных групп формируется агрессивная среда, расшатывается понятие языковой нормы, неоправданно расширяется понятие допустимого в речевом словоупотребления. Явно недостаточными остаются у выпускников школ навыки устного общения, речь современной молодежи крайне убога. Снижение культурного уровня современного общества является постоянной темой обсуждения. Проблема эта более чем актуальна и для школы. Поэтому школа, если она по-настоящему культуросообразна, должна не подталкивать просто к усвоению готовых знаний, а ставить ребенка в такие условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы [2, с.62].
Именно поэтому культура современного урока – это, прежде всего:
практическая направленность на выработку речевых навыков;
широкое использование активных форм обучения;
концентрическое изучение материала (этикет, речевой этикет, ведение диалога и монологическая речь изучаются на соответствующих возрасту учащихся уровнях трижды: в начальных, средних и старших классах);
переход от продуктивных к рецептивным приемам изучения предмета в старших классах;
обучение аргументации и толерантному ведению спора как исходные положения обучения в средних и старших классах;
грамотное использование технических средств обучения, в том числе видеоанализа и видеосъемки в процессе обучения на всех его ступенях [5, с.527].
Современный урок вбирает в себя все эти достижения, каждую минуту урочной работы с детьми в речи, одежде, культуре мышления, в мимике, жестах, запахах, цветовой гамме класса. Он становится источником поведения, привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия.
Дидактическая ситуация современного урока, по мнению О.Мацкайловой, – это не просто совокупность, но и система дидактических условий становления ученика, сознательно конструируемая и используемая учителем в целях обучения и воспитания [3, с.23]. Подобное понимание урока дает возможность определить его как специально организованную среду с обязательным сопровождением любого его элемента условиями, благоприятными для успешной учебной деятельности школьника.
В уроке должно содержательно просматриваться пространство дидактической ситуации через ситуацию открытости, ситуацию успеха, ситуацию поддержки, коммуникацию.
Ситуация открытости – ситуация, в которой ученик имеет возможность быть успешным настолько, насколько он может быть успешным.
Ситуация успеха – это залог положительного отношения к учению, это дополнительный импульс к активной работе.
Ситуация поддержки – исключение нарочитой информационной направленности урока, индивидуальное проецирование конкретных мер по оказанию поддержки в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах познания.
Коммуникация – плодотворное общение, направленное на субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика [1, с.44].
Ребенок не только должен приобрести на уроке умение правильно рассуждать, мыслить, но и работатьнад культурой общения, которая включает культуру речи, изучение правил этикета, поведения, речевого этикета в различных коммуникативных ситуациях, освоение норм общения с разными категориями собеседников (старшими, младшими, вышестоящими, взрослыми, знакомыми, незнакомыми, мужчинами, женщинами и т.д.)
Кроме прочего, необходимо учить школьников правилам эффективного общения: умению убеждать, доказывать свою точку зрения, находить аргументы, корректно спорить, регулировать конфликты и не допускать их, воспитывать толерантность в общении, культуру публичного выступления, умение вести дискуссию.
Только таким образом решается одна из задач современного образования - приобщение человека к культурным ценностям, т.е. обращение природного человека в человека культурного. В.А.Ситаров рассматривает образование «как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека» [3, с.8].
Итак, урок – культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями, он создан педагогической мыслью, он - продукт восхождения человека к бесконечному процессу познания и осмысления мира. Современный урок – урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, представить человеку максимум свободы для персонального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного внутреннего развития каждого ребенка.
Литература
1.Дидактика средней школы/ Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982.
2.Крылова Н.Б. Культурология образования. – М., 2010.
3.Культурология образования: современный урок. Коллективная монография. Выпуск 2/ Под ред. Л.П.Качаловой, Е.В.Телеевой. – Шадринск, 2004. – 148с.
4.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.:Педагогическое общество России, 2005. – 608с
5.Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия// Методист. – 2003. - № 1. – С.30-39.