kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Корригирующие задания на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка заданий, используемых на уроках русского языка, с целью предупреждения дисграфии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Корригирующие задания на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья"»

М.А. Скирта

учитель русского языка и литературы Горловской специальной общеобразовательной школы- интерната №16


Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.

Аристотель



Корригирующие задания на уроках русского языка

для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Значительная часть детей с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь.

Одна из основных задач специальной школы - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе.

Ребенок с ограниченными возможностями, в частности с проблемами в речевом развитии, нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Без учета закономерностей психического и личностного развития социально-реабилитационная деятельность будет представлять лишь свод правил и приемов, лишенных конкретного содержания. Это ориентирует учителя на личностный подход в работе с каждым конкретным ребенком, у каждого из них свои проблемы и свои особенности, обусловленные ограниченными возможностями жизнедеятельности. Такой подход помогает развивать обучающегося как личность, устойчивую к социальным невзгодам. Благодаря этому, ребенок постепенно становится хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели, необходимо сформировать личность воспитанника как субъекта деятельности и общения.

Задача учителя состоит в том, чтобы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения ребенка с ограниченными возможностями в личностном становлении.

Основная идея коррекционно-развивающего обучения была сформулирована ранее Л.В.Занковым: «Дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят известные плоды и в развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников».

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа определяется как система специального обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. В рассматриваемом аспекте целью коррекционно-развивающей работы является исправление или доразвитие психических и физических функций ребенка с особыми образовательными потребностями в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Образование включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие. Поскольку развитие учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие должно присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Важнейшим научным основанием организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения является теория формирования учебной деятельности.

Коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе предполагает направленность всех мероприятий на утверждение самоценности личности, на создание условий для успешной деятельности каждого ребенка, на повышение внутренней мотивации, потребности воспитанника в познавательной деятельности, потребности в самооценке и саморазвитии. Специальными задачами школы, где учатся дети с речевыми патологиями, помимо обычных задач образования по развитию и социализации обучающихся, является коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной, трудовой и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизации внутреннего мира ребенка. Комплексное решение задач повышает эффективность педагогической работы.

Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. В процессе обучения русскому языку обеспечивается коррекция высших психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение языку детей с ограниченными возможностями здоровья имеет практическую и коррекционную направленность. Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Кроме того, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности. Коррекционная направленность обучения языку заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекции имеющихся у всех у них психофизических недостатков (речь, слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственная ориентировка, общая моторика и моторика мелких мышц руки), что относится к общей коррекции развития учащихся. При этом главное место в системе обучения русскому языку занимает исправление дефектов речевого развития учащихся.

Работая с данной категорией детей можно увидеть, что во время уроков русского языка появляются паузы, когда дети не работают. Рассмотрев различные рекомендации по оптимизации обучения в специальной школе, можно прийти к выводу: делая ставку на развитие компенсаторных механизмов ребёнка, через систему специально разработанных учебных заданий, предлагается увеличить интенсивность его учебного поведения путём одновременного комплексного реагирования различных анализаторов с последующей сменой доминантного.

Используя принципы коррекционно-развивающего обучения (динамичность восприятия; продуктивная переработка информации; коррекция и развитие высших психических функций; формирование и развитие учебной мотивации) разработаны различные учебные задания, подобраны пословицы, поговорки, загадки, направленные как на развитие высших психических функций, так и на усвоение учебной программы. По 1-2 заданию вводилось на каждом уроке и учащиеся научились мыслить, что сразу после объяснения, анализа и т.д. они будут сами выполнять похожее задание, но у каждого будет своё.

         После использования коррекционно-развивающих упражнений, малых фольклорных жанров на уроках русского языка, у учащихся активизируется интерес к учению, пропадают «неработающие паузы», возникает потребность внимательно слушать объяснения учителя, появился спортивный азарт в выполнении заданий.

Некоторые задания хочу предложить вашему вниманию.




Пословицы и поговорки.


«Правописание жи – ши, ча – ща, чу - щу»

1. Давши слово, держись, а, не давши, крепись.2. Жизнь прожить – не поле перейти.

3. Шило в мешке не утаишь. 4. Не торопись отвечать, торопись слушать. 5. Грибы ищут – по лесу рыщут.6. Чужим богат не будешь.7. Век живи, век учись. 8. Яйца курицу не учат. 9. Шила в мешке не утаишь. 10.В чужие сани не садись.


«Безударная гласная в корне слова»

1. Тот герой, кто за Родину стоит горой. 2. Смелость города берёт. 3. Большой говорун – плохой работник. 4. Тогда пляши, когда играют. 5. Утро вечера мудренее. 6. Беда ум родит. 7. У страха глаза велики. 8. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. 9. О дереве судят по плодам, а о человеке – по его делам. 10. По платью встречают, по уму провожают.


«Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»

1. За большим подъёмом и спуск большой.

2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.


«Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова»

1. Зимою шубка не шутка. 2. Кошке игрушки, а мышке слёзки. 3. В зимний холод всякий молод. 4.Мёд есть – в улей лезть. 5. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. 6. Хвост голове не указка. 7. Хлеб – всему голова. 9. Мал золотник, да дорог.10. Снег глубок – год хорош.


«Правописание имени существительного с шипящими на конце»

1. На помощь надейся, а сам не плошай. 2. Спящий кот мышь не поймает. 3. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. 4. Хорошую речь хорошо и слушать.


«Правописание разделительного мягкого знака»

1. Где хотенье, там и уменье.

2. Терпенье и труд всё перетрут.

3. Всяк кузнец своего счастья.

4. Повторенье – мать ученья.


ЗАГАДКИ.

При разгадывании загадок:

1. формируется любовь народному творчеству, родному языку;

2. ребёнок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;

3. мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;

4. развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакций;

5. расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь;

Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, рассуждению и доказательству.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.


СОЧЕТАНИЯ ЖИ – ШИ

  1. Сами крошки, боятся кошки: под полом живут, туда всё несут ( мыши ).

  2. Ползун ползёт, иголочки везёт ( ёжик ).

  3. Два берёзовых коня по снегам везут меня. Кони эти рыжие, а зовут их … (лыжи ).

  4. С неба падают зимою и кружатся над землёю лёгкие пушинки, белые … (снежинки).

  5. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф. Не потому, что гордый нрав, а потому, что он … (жираф ).

  6. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются ( кувшинки ).

  7. Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит. (Шиповник )


СОЧЕТАНИЯ ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ

  1. Ночь. Но если я захочу, щёлкну раз – и день включу. (Выключатель )

  2. Идут, идут, а всё тут, да тут. ( Часы )

  3. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. ( Туча )

  4. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. ( Щука)

  5. Горит столб, а дыму нет. ( Свеча )

  6. Из горячего колодца через нос водица льётся. ( Чайник)


СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, НЧ

1. Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу, и сиделка на носу? (Очки)

2.Шевелились у цветка. Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка)

3.Стальной конёк по белому полю бегает, за собой чёрные следы оставляет. (Ручка)

4.Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)

5.Золотое решето черных домиков полно; сколько чёрненьких домков, столько беленьких жильцов. ( Подсолнечник)

6.Я маковой крупинкой упала на тропинку, остановила вас – закончила рассказ. (Точка)


БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

1.Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)

Растёт на траве Алёнка в красной рубашонке. Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника)

2. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут её … (Лиса)

3. Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень? (Часы)

4. Хороводами и вряд в шпаках молодцы стоят. (Грибы)

5. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (Роса)

6. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна)


Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

1. В густом лесу под ёлками, осыпанный листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой. (Ёж)

2. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)

3. Хвост на дворе, нос в конуре. Кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. (Ключ)

4. Махнула птица крылом и покрыла свет одним пером. (Ночь)

5. Что за весенняя чёрная птица л юбит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя, чёрная птица прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

6. В поле тычинка – золотая вершинка. (Рожь)

7. Зимой нет теплей, летом нет холодней. (Печь)

8. Ростом мал, да удал, от меня ускакал. (Мяч)

Работая в школе – интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи, я поняла, что нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия), - это самые распространенные логопедические диагнозы. Симптоматика дисграфии характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью механизмов. Большая распространенность дисграфии обусловлена недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

С целью предупреждения дисграфических ошибок на уроках русского языка я использую корригирующие задания.

Первая группа заданий направлена на уточнение лексической и грамматической сочетаемости синонимов с целью устранения распространённых в связной речи учащихся семантических ошибок.

Задание 1.

Дан ряд синонимов. Образовать возможные по смыслу сочетания.

Сердитый, порывистый, острый, злой / человек

Смышленая, умная, мудрая, рассудительная / собака

Крепкий, порывистый, злой, трескучий / ветер

Задание 2.

Соединить подходящие по смыслу слова. Что в первом столбике?

Груда солома

Ворох журналы

Кипа развалины

Вторая группа заданий связана с использованием текстов, имеющих лексические пропуски и с преобразованием лексико-семантического строя текста.

Задание 1.

Вставить пропущенные слова: разобрать, одолеть, разбить, победить, освоить.

1. Под стенами Сталинграда советские войска … отборные части фашистской армии. 2.Очень трудно, даже хорошему прыгуну … планку на высоте 2 м 20 см. 3. Опытным врачам удалось … коварную болезнь. 4. В матче по шахматам российский шахматист … своих зарубежных противников. 5. Миша никак не мог … трудную задачу по математике.

Задание 2.

Вставить пропущенные слова (к каждой паре предложений даётся два синонима, в данном случае однокоренные).

1. В лесу стояли ( высокие – высотные ) столетние сосны. В нашем городе много (высоких – высотных) зданий.

2. Обед был ( сытный – сытным ). ( Сытый – сытный ) голодного не разумеет.

3. К нам подошёл ( соседний – соседский ) мальчик. Мой друг живёт в (соседнем – соседском ) доме.

4. Мальчик потерял вчера на прогулке свою ( единую – единственную ) пару перчаток. На стройке работал ( единый – единственный ) дружный коллектив.

Задание 3.

Заменить в предложениях слово подняться близкими по значению.

(Встали, повысилась, улучшилось, взошло, начался ). Сделать вывод, что это слово многозначное.

1. Учитель вошёл в класс, и ученики поднялись со своих мест.

2. У больного пропал аппетит, поднялась температура.

3. После того как больной стал принимать лекарства, ему стало лучше, у него поднялось настроение.

4. Вова так начал своё сочинение : «Было тихое морозное утро. Солнце поднялось над горизонтом. Вчера вечером поднялся сильный ветер, а к утру он стих…»

Третья группа заданий представляет для учащихся наиболее трудные задания. Они связаны с использованием отдельных слов-синонимов, с анализом оттенков значений, которые имеют компоненты синонимического ряда.



Задание 1.


Расположить слова по степени нарастания признака, действия.

О б р а з е ц.

1. Большой. 2. Значительный. 3. Огромный. 4. Громадный. 5. Колоссальный.

1. Прекрасный, хороший, великолепный, отличный, превосходный.

2. Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный.

3. Грусть, скорбь, печаль, тоска.

4. Порок, слабость, недостаток.

5. Ярость, бешенство, исступление, гнев.

6. Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться.

7. Принёсся, пришёл, приплёлся, примчался.

Задание 2.

Придумать предложения со словами синонимического ряда.

Бороться – сражаться—воевать – биться.

Перерыв – пауза – остановка – передышка.

Малыши – дети – детвора – ребята.

Кроме того, в своей практике использую и другие корректирующие упражнения для дисграфиков. Например,

1) Упражнение «Корректурная правка».

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

2) Упражнение «Пишем вслух».

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Например: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (ведь на самом деле мы произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек - загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Таким образом, комплексное решение задач повышает эффективность педагогической работы. Через такую деятельность развивается не только речь ребёнка, но и его личностные качества, а, следовательно, это способствует его социальной адаптации.



Список использованной литературы.


1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя. М., 1991.


2. Волина В.В. Праздник Букваря. М., 1997.


3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. М., 1991.


4. Журнал «Логопед» №5 2010 Ягелева С.Л.«Взаимодействие в коррекционно-речевой работе учителя-логопеда и учителя начальных классов» с.72-80.


5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов-на-Дону; Спб., 2004.


6. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учереждений и школ различных типов. М., 2005.




























 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Скирта Марина Анатольевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394353


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства