Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Имя числительное»
Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Имя числительное»
В данной работе представлены задания для формирования УУД у учащихся при изучении темы "Имя числительное"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Имя числительное»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №120
с углубленным изучением отдельных предметов»
Московского района города Казани
Контрольно-диагностические материалы
для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу
«Имя числительное»
Автор:
Воробьева А.А., МБОУ «Школа № 120» Московского района г. Казани
Казань, 2016
Оглавление
Пояснительная записка
Контрольно-диагностический лист по разделу «Имя числительное».
Регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Список использованных документов и источников информации.
Пояснительная записка
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания. Система образования сегодня отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Федеральный государственный стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального и основного обучения.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логиков возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют его образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
В данной проектной работе мы представили контрольно- диагностический лист, который включает в себя планируемые результаты основной образовательной программы по русскому языку в 6 классе по разделу «Имя числительное». В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.
Диагностические задания на познавательные УУД направлены на оценку умений работать с информацией для выполнения учебного задания, на становление логических познавательных УУД (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить, обобщить), на основе которых формируется умение учиться.
Большинство заданий по диагностике коммуникативных УУД составлено на основе работы с текстом малого и большого объема, различных стилей и типов, что является важнейшим условием формирования метапредметных планируемых результатов.
Представленный в работе материал соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т.А.Ладыженской. Учитель может использовать этот материал на уроках, в качестве домашних заданий, а также в целях диагностики и оценки сформированности у школьников универсальных учебных действий.
Контрольно – диагностический лист по разделу «Имя числительное»
Тематическое планирование
Планируемые результаты ООП
Имя числительное
как часть речи
Знать: понятияимя числительное, количественные/порядковые числительные; особенности имени числительного как части речи. Уметь распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные и подчеркивать их как члены предложения; грамотно употреблять числительные в устной и письменной речи
Простые и составные числительные
Знать: понятияпростые /составные числительные. Уметь: различать простые и составные числительные и грамотно употреблять их в речи
Мягкий знак на конце и в середине числительных
Знатьусловия написанияь на конце и в середине числительных. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически
Разряды количественных числительных
Знать: понятиеколичественные числительные; разряды количественных числительных. Уметь определять разряд и синтаксическую роль количественных числительных
Числительные, обозначающие целые числа
Знать особенности склонения количественных числительных, обозначающих целые числа. Уметь: правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа
Дробные числительные
Знать понятиедробные числительные; особенности склонения дробных числительных. Уметь: распознавать дробные числительные и правильно употреблять их в устной и письменной речи
Собирательные числительные
Знать понятиесобирательные числительные; особенности сочетания собирательных числительных с существительными. Уметь: правильно писать падежные окончания собирательных числительных; грамотно употреблять собирательные числительные в речи
Порядковые числительные
Знать: понятиепорядковые числительные; значение порядковых числительных; особенности склонения простых и составных порядковых числительных. Уметь: распознавать порядковые числительные и определять их синтаксическую роль; согласовывать порядковые числительные с существительными; писать порядковые числительные на -сотый, -тысячный, -миллионные, -миллиардный слитно; правильно употреблять порядковые числительные в названиях событий и праздников
Морфологический разбор имени числительного
Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор имен числительных
Повторение и обобщение изученного об имени числительном
Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: определять морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; применять правила правописания числительных; грамотно употреблять числительные в речи
2. Регулятивные универсальные учебные действия
1. Работа в парах. Задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ об имени числительном по плану, который есть в учебнике, расскажи его соседу по парте. Поставь оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).
1) Понравилась ли вам эта считалочка? Знакома ли вам она?
2) Какую роль играют числительные: информативную; эстетическую; образную; ритмическую. Отметьте правильный ответ.
Раз, два, три, четыре, Жили мушки на квартире. К ним повадился сам-друг, Крестовик, большой паук. Пять, шесть, семь и восемь, Паука мы вон попросим: «К нам, обжора, не ходи. Ну-ка, Мишенька, води».
3. Цифровой диктант.
Каждый вопрос произносится учителем, ученики записывают свой ответ в виде цифр.
- Назовите количество испытаний, которые проходят герои русских сказок.
- Вставьте числительное в пословицу «Дом о ….. углах».
- Вспомните название сказки, в которой главными героями являются волк и козлята. Какое числительное упоминается в названии?
- Действие народной сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
происходит около реки Смородина. Какое числительное зашифровано в слове «смородина»?
1) Какое числительное у вас получилось? ( 3 471)
2) Просклоняйте письменно числительное, соблюдая правила орфографии и орфоэпии.
4. Проведите экспресс-исследование:
1) Узнали сказку?
2) Обратите внимание на последнюю строку. Что придает тексту использование числительных (комический эффект, образность, гиперболизация и т.д.)?Отметьте правильный ответ.Сравните сэталоном.
Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят – Четырьмя все три глядят. (А.С. Пушкин)
5. Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные.
….голова хорошо, а …. - лучше. …. раз отмерь – …. отрежь. Не имей …. рублей, а имей …. друзей. …. ложками кашу не едят. ….. одного не ждут.
6. Цифровой диктант. Прослушайте утверждение и поставьте + или – в клеточку, соответствующую номеру задания.
1) Числительное-это член предложения, который отвечает на вопросы: сколько? И какой?
-
2) Количественные числительные указывают на порядок предметов при счёте.
-
3) Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные.
+
4) В предложении нет ошибки в употреблении числительного: «На обеих
деревьях лопнули почки.»
-
5) В предложении допущена ошибка в употреблении числительного: «В ураган ветер достигал сорок метров в минуту.»
+
6) В предложении нет ошибки в употреблении числительного:»К тридцать второму дому подъехала машина.»
+
7) При изменении составного количественного числительного меняется каждое слово.
+
8) В предложении нет ошибки в употреблении числительного: «Двое друзей шли в кино, а двое подруг- на дискотеку.»
-
9) При склонении составного числительного изменяется только последнее слово.
+
10) В дробном числитель склоняется как целое число, а знаменатель -как прилагательное.
+
№ утверждения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Твой ответ
Эталон
7. Сформулируйте и запишите цель тестового задания.
Один, одиночка, одиночество, однодневка;
Пять, пятёрка, пятерня, пятилетка.
Четырехугольник, четыре, четвёрка, четвертак.
Троеборье, три, тройка, треугольник.
- Составьте инструкцию: «Как нужно действовать, чтобы отличить числительные от других частей речи с числовым значением».
8 . Рассмотрите схему. По аналогии дополните Имя числительное. Назовите сходства и различия между этими частями речи. Сравните свое определение с определением в учебнике. Что еще можно дописать в схему?
Вариант заполнения кластера:
9. Чья речь должна являться эталоном?
(Речь дипломатов, политиков, дикторов.)
К сожалению, сегодня это не всегда так. Ниже представлены пословицы и поговорки, которые используют в своей речи ведущие. Представьте себя корректорами. Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму. Исправьте и объясните ошибки в употреблении числительных.
Семеро пятниц на неделе. ( Семь. Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола.)
Двоим смертям не бывать, одной не миновать. (Двум)
Трое осудят, десять рассудят. (Десятеро. Количественное числительное не сочетается с глаголом)
Убить обоих зайцев. (Двух. Собирательные числительные не сочетаются с названиями животных.)
Как двое капель воды. (Две капли. Существительное капля не называет парный предмет и не относится к существительным, имеющим форму только множественного числа, поэтому с собирательным числительным сочетаться не может.
10.Составьте план подготовки к словарному диктанту по теме «Имя числительное». Попросите продиктовать соседа по парте 20 любых числительных из предложенных списков.Оцените ответы друг друга. Четырнадцатый, двадцать вторая, трое, оба, одна тысяча триста семьдесят три, двадцать пять, двести двадцать, шестьдесят, семеро, десятый, сорок седьмой, одиннадцатый, сотый, пятьдесят пять.
3. Познавательные универсальные учебные действия
1. 1) Из приведенных слов составьте пословицы и поговорки, запишите получившиеся варианты. Подчеркните числительные, определите разряд.
2) К каким тематическим группам можно отнести пословицы и поговорки? Дополните каждую группу своими примерами.
3) Напишите сочинение - миниатюру по одной из пословиц.
4) * Узнайте значения слов «недуг», «перебедовали», используя толковый словарь.
2. Подготовьте развернутый ответ - исследование на вопрос:
« А знаете ли вы, что имя числительное - сравнительно молодая часть речи, ведь раньше на Руси числа обозначались буквами?» Вам помогут это сделать словари и Интернет-ресурсы. Проиллюстрируйте свою работу конкретными примерами.
3. 1) Являются ли именами числительными следующие слова, имеющие числовое значение? По толковому словарю определите значения устаревших слов, выпишите в тетрадь.
3) Вспомните, в каких жанрах устного народного творчества встречаются данные слова. Приведите примеры.
4. Создайте проект: «Для чего используются числа в сказках?» Примерные направления:
Числа в сказках используются для обозначения:
- количества главных героев;
- количества испытаний, которые должны пройти герои;
- количества предметов, участвующих в действиях (3 посоха, 3 топора и др.);
- волшебных качеств, присущих предметам;
- расстояния до царства, в котором происходят сказочные события;
- возраста героев;
- количества денег;
- температуры на дворе;
- количества лет, проведенных на военной службе и т.д.
5. Прочитайте пословицы, выпишите те из них, в которых выделенные слова являются числительными.
- Сколь уголь камнем ни три – белым не станет.
- Такая красивая, что в окно глянет – конь прянет, на двор выйдет – три дня собаки лают.
- Три много и три мало губят человека: много говорить и мало знать; много тратить и мало иметь; много воображать и мало стоить.
- Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.
- Пятеро сыновей подрастают, а они о шестом мечтают.
- Имя хозяина носит, а семью прокормить не может.
-Бедняк тот, кто охвачен жадностью, пусть он владеет семью островами.
6. Немало есть русских народных загадок, в которых используются имена числительные. Определите, как они помогают отгадать задуманное слово. Из текстов загадок выпишите числительные, распределяя их на три группы: количественные, порядковые, собирательные.
Утром - на четырех ногах, в полдень – на двух, вечером – на трех.
Горшочек умен, семь дырочек в нем.
На одном поводу двенадцать коней поведу.
Двое сидят, двое лежат, пятый ходит, шестой водит.
Четыре уха, а перьев не сосчитать.
Семьдесят одежек, и все без застежек.
Шесть ног, две головы, один хвост.
Четыре братца под одним шатром сидят.
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем.
Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят.
Один льет, другой пьет, третий зеленеет и растет.
(Отгадки: 1) Детство, зрелость, старость; 2)Голова человека; 3)Грабли; 4)Дверь; 5)Подушка; 6)Капуста; 7)Всадник и лошадь; 8)Стол; 9) Руки и пальцы; Плетень, забор; 11) Дождь, земля, рожь)
7. Спишите фразеологизмы, вставляя вместо пропусков нужные слова, определите падеж этих слов, выделите окончания. Дополните список фразеологизмов, в состав которых входят имена числительные (2 – 3 примера)
1) Заблудиться в …. соснах. 2) Согнуться в … погибели. 3) Давать … очков вперед. 4) … за всех, все за … . 5) Между … огней. 6) Сидеть в … стенах. 7) Как в телеге … колесо. 8) Лить слезы в … ручья. 9) Знать как свои … пальцев. 10)На все … стороны. 11) … лишний. 12) Опять … . 13) … пядей во лбу. 14) … сапога пара.
8. Прочитайте текст, объясните его название. Вместо пропуска вставьте известные вам фразеологизмы и пословицы.
ТАИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
Семь – особое число, в нем есть некое волшебство.
Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь чудес на свете..
Немало фразеологизмов и пословиц с числительным семь: семь раз отмерь, а один отрежь…
Чем же это объяснить? Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла другим народам и дошла до нас.
Число семь считалось священным и было весьма распространено.
- А что вы знаете о загадочном числе семь? В случае затруднения воспользуйтесь ресурсами Интернета;
- Найдите в тексте числительные и подчеркните их как члены предложения;
- Найдите в тексте составное числительное и выполните морфологический разбор.
9.
« Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова указывает 270 слов, образованных от числа один. Какое общее значение объединяет эти однокоренные слова?
1) Запишите несколько слов из этой группы. Определите части речи этих слов. Сделайте выводы;
2) Вспомните пословицы и поговорки, в составе которых есть числительное один.
10. Работа с фразеологизмами и пословицами.
– Где мы используем числительные?
(На карточках записаны фразеологизмы и пословицы, прикреплены к доске).
1) На седьмом небе.
2) Одна пчела немного мёду натаскает.
3) С пятого на десятое.
4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
5) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.
6) Как свои пять пальцев.
- Прочитайте выражения. Как они называются? (Фразеологизмы; пословицы)
- Что такое фразеологизмы? Пословицы?
(Фразеологизмы – это устойчивые выражения в переносном значении.
Пословицы – предложения, в которых заключена народная мудрость).
- Объясните смысл выражений. Обобщите, что вы знаете об именах числительных: что они называют и нужны ли они в речи, на какие вопросы отвечают и как изменяются?
11. Вспомните знакомые с детства считалки, запишите их и определите эстетическую роль числительных в них.
Раз, два, три, четыре, Жили мушки на квартире. К ним повадился сам- друг, Крестовик, большой паук. Пять, шесть, семь и во- семь, Паука мы вон попросим: «К нам, обжора, не ходи». Ну-ка, Мишенька, води. 5. Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать, всюду ходит волк, волк, он зубами щелк, щелк. 3. Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет.
12.1) Назовите былины, в которых вам встречались числительные.
Каков характер использования числительных в былинах? Дайте аргументированный ответ. (В них часто используется числительное три, главным образом в троекратных повторах, а также для обозначения временных отрезков – три года, три месяца, три дня и три ночи; особенно следует подчеркнуть значение числительных в создании гипербол: богатырская палица весом в триста пудов, шлем в сорок пудов, богатырь пьет чарку в полтора ведра, хлеба ест по семи пудов, бьется Илья Муромец с сорока тысячами разбойников и т.д.)
2) А что вы знаете о значении числа 7?За справками обратитесь кматериалам Интернета. (Оно тоже считается священным, магическим, счастливым, часто упоминается в христианских священных книгах. Богословы трактуют это число как соединение чисел 3 – Божественное совершенство и 4 – мировой порядок.) кто больше приведет примеров пословиц и поговорок с этим числом? (Ребята записывают и затем читают свои примеры: «Семи пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Для любимого дружка семь верст не околица», «За семь верст киселя хлебать», «Семь бед – один ответ», «За семью морями», «На седьмом небе», «Седьмая вода на киселе», «Семеро одного не ждут», «Лук от семи недуг» и т.д.)
13. Работа в группе.
Как вы понимаете смысл следующих пословиц и поговорок:
1) Лентяй да шалопай – два родных брата; 2) Двадцать пять лет - солдатский век; 3) В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет; 4) Трус умирает сто раз, а герой — один раз; 5) Один пашет, а семеро руками машут;
6) Одна голова хорошо, а две – лучше.
Выделите числительные, охарактеризуйте их.
Попробуйте нарисовать шутливый рисунок, обыгрывая одну из пословиц или поговорок.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Определите, к какому фольклорному жанру относятся данные примеры.
1) Алина, калина, Красная малина. Она вышла к нам играть, Раз, два, три, четыре, пять. Раз, два, три. Выйди и ты. Алина, Полина - Красная малина. Раз, два, три, четыре, пять, будем вместе играть, пять, шесть и малину есть.
2) А между нами, малышами, кое - кто не слушается мамы, Раз, два, три, видимо , это будешь ты. 3) Аты-баты — акробаты, Аты-баты не солдаты. Аты-баты не наступают, Они в цирке выступают. Аты-баты — акробаты могут номер показать . Раз, два, три, четыре, пять. 4) . Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдет, тот и прятаться пойдет! (считалки)
- По каким признакам мы можем определить, к какому жанру устного народного творчества относятся примеры? Какая часть речи всегда присутствует?
- Попробуйте применить эти считалки, работая в группе и выбирая того, кто будет отвечать на вопросы по теме: «Имя числительное».
- Придумайте свою считалку на тему: «Я и мой класс».
2. Разгадай кроссворд.
Данный кроссвордпроверяет уровень усвоения обучающимися теоретического материала по теме: «Имя числительное». Может использоваться как в парной, так и в групповой работе.
По горизонтали:7. Самостоятельная часть речи, которая может быть записана словами и цифрами. 8. Каким членом предложения является слово, если оно изменяется по родам, числам и падежам? 10. Каким членом предложения обычно является слово, если оно стоит в косвенном падеже? 12. Каким является имя числительное, если оно записано несколькими словами? 13. Каким членом предложения является имя числительное в предложении: Высота комнаты - три метра? 14. Непостоянный грамматический признак, которым обладают все имена числительные? 15. Разряд количественных числительных по значению?
По вертикали:1. Разряд имени числительного, которое образовано с помощью суффикса -ер-. 2. Разряд имен числительных, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? 3. Сколько падежных форм имеет числительное девяносто? 4. Какой постоянный грамматический признак есть у числительного миллион? 5. Разряд имен числительных, которые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос который? 6. Каким членом предложения является имя числительное, относящееся к разряду п.1, если оно употреблено в форме именительного падежа? 9. Разряд имени числительного по значению, если оно обозначает количество частей целого. 11. Разряд имени числительного по структуре, если оно состоит из одного слова.
Составьте вопросы по теме урока « Склонение количественных числительных».
4 Прочитайте былину «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича».
1) Выпишите предложения, в составе которых есть числительные, охарактеризуйте их(например , «Ещё жил- то Никита шестьдесят годов, снёс- де Никита шестьдесят боёв» и т.д.);
2) Вспомните, какие признаки отличают былину от других жанров устного народного творчества. А какие былины вы уже прочитали? Составьте вопросы, в ответах на которые будут звучать числительные (например, « Сколько просидел на печи ИльяМуромец?»). Работа в группе.
5. Придумайте сказку, используя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Имя числительное».
6. Поработайте над своей устной и письменной научной речью. Подготовьте связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени числительном». Построить свой рассказ тебе поможет план, который есть в учебнике. Помните, каждую свою мысль нужно подтвердить примером.
- Запишите диалог с именами числительными. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои.
- Напишите сочинение на тему «Портрет Имени числительного » (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. – в зависимости от формулировки темы).
7. Прочитайте выразительно диалог.
Трёхлетняя Марина спросила у матери, скоро ли вернётся папа.
– Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Одна нога здесь, другая там, – ответила мама.
Марина стала как-то странно вертеться.
– Я оглядываюсь, оглядываюсь, а папы нет, и ноги его нет.
Ответьте на вопросы:
Что имела в виду мама Марины? Почему девочка не поняла ее?
Выпишите фразеологизм, в котором есть числительное. Напишите сочинение - миниатюру на тему: «Как я понимаю смысл фразеологизма «одна нога здесь, другая там».
8.Составьте небольшой монолог на тему «Почему числительное «пятьдесят» необходимо писать с мягким знаком, а числительное «восемнадцать» без мягкого знака. Приведите примеры из пословиц, поговорок, русских народных сказок.
9. Напишите сочинение – рассуждение на тему «Зачем нужны числительные». В качестве аргументов используйте пословицы, поговорки, фразеологизмы, русские народные сказки , где встречаются имена числительные.
10. Составьте небольшой диалог на одну из предлагаемых тем. Используйте в нем пословицы, поговорки, фразеологизмы, где встречаются имена числительные
1.Разговор с учителем о собирательных числительных. 2.Разговор с другом по телефону о разрядах числительных. 3. Разговор с приятелем о правописании имён числительных.
Список использованных документов и источников информации.
I. Литература
Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М, 1988.
Аникин В.П. Русский фольклор. – М.: Худ. Лит.,1985.
Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1955; то же: М., 2001.
Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.
Гвоздарёв Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. – М.: Просвещение, 1998.
Дейкина А.Д. Русский язык: Универсальные учебные материалы: 5-6 классы / А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Вербум-М. 2008. - 172 с.
. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. / Н.В.Егорова Н.В. - 2-е изд. - М. : ВАКО, 2015. - 416 с.
Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., 13-е изд., стереотип. – М., 2007.
Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989.
Львова С.И. Русский язык 6 класс: Пособие для учащихся.- 2 изд.- М.: Дрофа, 2007.
Марголинская Е.Е., Школьный словарик крылатых слов русского языка. - Издательский дом А.Громова, М.: Вахмурка, 2004;
Молотков А. И. Фразеологический словарь русского языка. – М., 1967; 4-е изд. – М., 1987.
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
Телия В.Н. Что такое фразеология. – М.: Наука, 1996.
Толстой Л. Н. Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина. - М.: Дет.Лит., 1984.
Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. – М., Русский язык – Медиа, 2007.
Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX в. – М., «Аванта +», 1999.
II. Электронные ресурсы
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: orenipr.ru rmo_2011docs|13uo37.doc – Заглавие с экрана.
Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.su ov|programma_razitiya_univversalnuh... – Заглавие с экрана.