kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольные работы по русскому языку для студентов неязыковых вузов Узбекистана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Варианты контрольной работы по русскому языку предназначаются для студентов неязыковых вузов Узбекистана как один из способов контроля знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по русскому языку для студентов неязыковых вузов Узбекистана»

ВАРИАНТ 1


ЗАДАНИЕ 1:

Прочитайте текст. Составьте и запишите вопросы к нему.

ЯЗЫК – ЭТО ОКНО В НОВЫЙ МИР.

Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучшего средства общения. Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком. Благодаря языку ты встречаешься с великим множеством людей. Благодаря языку у тебя появляются друзья в других странах и даже в отдалённых временах. Но главное – новый язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям.

Язык – это орудие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия ещё никто не придумал.

Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве», его степенную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей.

Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным; ласковым и разящим. Он томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, « как колокол на башне вечевой», у Лермонтова, рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в стихах Блока.

Богатства русского языка неизмеримы. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт. Так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.
Язык – удивительный из даров, которыми наделён человек, могучее его орудие в трудовой и творческой деятельности. Именно язык помогает человеку проникнуть в тайны сложнейшего и безгранично разнообразного мира, приобщиться к достижениям прошлых веков, обмениваться мыслями с настоящим и передавать мысли грядущим поколениям, познавать законы природы и общества, двигать вперёд науку, технику и искусство.

Вот почему умение читать на русском языке и понимать прочитанное так необходимо вам, будущим врачам, - это позволит владеть новой научной информацией в области вашей специальности, не дожидаясь перевода на родной язык, а значит более грамотно лечить и предотвращать серьёзные болезни, продлевать жизнь каждого человека, живущего в нашей стране.

ЗАДАНИЕ 2:

Записать данные имена существительные и определить их род.

ОБРАЗЕЦ: речь – сущ-е жен. рода;

Язык, слово, речь, разговор, беседа, богатство, значение, произношение, интерес, статус.

ЗАДАНИЕ 3:

Запишите предложения и определите их главные члены (подлежащее и сказуемое).

ОБРАЗЕЦ: Я изучаю русский язык.

Я – подлежащее, изучаю – сказуемое.

1.В каждой стране народы говорят на разных языках.

2.На русском языке написана богатейшая литература, отражены достижения всего человечества исторический опыт русского народа.

3.Государство обеспечивает всем гражданам право пользоваться как узбекским, так и русским языком и другими языками.

ЗАДАНИЕ 4:

Вставьте вместо точек и запишите подходящее придаточное предложение.

1.Новый язык стоит учить потому, …

а) что он проложит тебе дорогу к другим людям.
б) если многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Паустовский).

в) чем больше я читал, тем белее книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее

становилась для меня жизнь. (М.Горький).

2. Признано и установлено, …

а) надо стараться, прежде всего, прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов. (Л.Толстой).

б) человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во Вселенной. (С.Маршак).

в) что искусство слова родилось в глубокой древности из процессов труда людей. (М.Горький).

3. Местное слово может обогатить язык, …

а) но нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский).
б) только если оно образно, благозвучно и понятно. (Паустовский).
в) что русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатствах лишь тому, кто кровно любит и знает «от косточки» свой народ и чувствует

сокровенную прелесть нашей земли. (К.Паустовский).

ЗАДАНИЕ 5:

Выпишите только те пословицы и поговорки, в которых говорится о «слове».

1. Доброе слово лучше мягкого пирога. 2. Не плюй в колодец, откуда пьёшь воду. 3. Старые башмаки никогда не жмут. 4. Ласковым словом и змею из норы выманишь. 5. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. 6. Доброе слово в жемчугах ходит. 7. Лучше быть здоровым нищим, чем богатым королём.

ЗАДАНИЕ 6:

Переведите данные предложения на русский язык и запишите их.

1. Kitob - bilim xazibasi.

2. Kitob orqali bizda ajdodlar merosi yetib keladi.

3. Kitobni ehtiyot qilibg.

ВАРИАНТ 2

ЗАДАНИЕ 1:

Прочитайте текст. Составьте и запишите вопросы к нему.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ

Республика Узбекистан имеет свои государственные символы –

Флаг, Герб, Гимн, утверждённые Законом.

Конституция Республики Узбекистан, Статья 5

Гражданам свободного Узбекистана дороги священные символы независимости – Государственный флаг, Государственный Герб, Государственный Гимн. Они являются важнейшими символами духовности, воспитываю гордость и уважение к отчему краю. Наш флаг гордо реет в созвездии других знамён страны.

Закон «О Государственном флаге Республики Узбекистан» принят 18 ноября 1991 года на восьмой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан.

Символика Государственного Флага Республики Узбекистан продолжает лучшие традиции, свойственные флагам могущественных держав, существовавших на территории страны, одновременно отражает природные особенности республики, национальную и культурную самобытность народа.

Небесно-голубой цвет на флаге – символ голубого неба и чистой воды. Лазурный цвет почитаем на Востоке, его избрал когда-то для своего флага и великий Амир Темур.

Белый цвет – символ мира и чистоты. Молодое независимое государство должно преодолеть на своём пути высокие перевалы. Белый цвет на флаге означает доброе пожелание, чтобы путь был чист и светел.

Зелёный цвет – олицетворение благодатной природы. В настоящее время во всём мире ширится движение по охране окружающей среды, символом которого тоже является зелёный цвет.

Красные полосы – это жизненные силы, пульсирующие в каждом живом существе, символ жизни.

Полумесяц соответствует многовековой традиции народа Узбекистана. Полумесяц и звёзды – символ безоблачного неба, мира. На нашем флаге 12 звёзд. Число 12 считается знаком совершенства.

Закон « О Государственном гербе Республики Узбекистан» принят 2 июля 1992 года на десятой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан.

В центре герба изображена птица Хумо с раскрытыми крыльями – символ счастья и свободолюбия, Наш великий предок Алишер Навои характеризовал птицу Хумо как самое доброе из всех живых существ.

В верхней части герба находится восьмигранник, символизирующий знак утверждения республики, внутри – полумесяц со звездой.

Изображение солнца – пожелание, чтобы путь нашего государства был озарён ярким светом. Одновременно оно указывает на уникальные природно-климатические условия республики.

Колосья – символ хлеба насущного, стебли с раскрывающимися коробочками хлопка – главное богатство нашей солнечной Земли, прославившее её во всём мире. Колосья и коробочки хлопка, перевитые лентой Государственного флага, означают консолидацию народов, проживающих в республике.

Закон «О Государственном гимне Республики Узбекистан» принят 10 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан.

Создателями гимна являются поэт Абдулла Орипов и композитор Мутал Бурханов. Гимн является торжественной песней, принятой как символ государственного единства. Гимн воспевает нашу Родину – Узбекистан, прославляет её недра, возвеличивает узбекский народ.

Почитать эти символы – значить укреплять своё личное достоинство, уверенность в своей стране и в самом себе. Человек, гордый своей страной, может сделать очень многое, чем прославит семью и его Родину.

ЗАДАНИЕ 2:

Записать данные имена существительные и определить их род.

ОБРАЗЕЦ: республика – сущ-е жен. рода;

Гимн, герб, флаг, Конституция, символ, демократия, независимость, республика, гражданин, государство.

ЗАДАНИЕ 3:

Запишите предложения и определите их главные члены (подлежащее и сказуемое).

ОБРАЗЕЦ: Узбекистанцы являются патриотами своей страны.

Узбекистанцы – подлежащее, являются – сказуемое.

1.Важным символом нашей молодой независимой Республики является государственный флаг.

2. Герб Республики Узбекистан отражает чаяния нашего народа о мире и счастье.

3. Каждый гражданин нашей страны знает свои права и обязанности.

ЗАДАНИЕ 4:

Вставьте вместо точек и запишите подходящее придаточное предложение.

1. Государство с великим будущем, в первую очередь, должно заботиться о том, …

а) чтобы его будущие граждане были культурными, образованными и духовно богатыми.
(И.Каримов).

б) кто служит Родине, тот остаётся в памяти народа. (М. Горький).

в) воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передаёт свой опыт … свои убеждения младшему поколению. ( А.Макаренко).

2. Мы не отдадим нашу молодёжь, мы воспитаем её сами, …

а) кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству (В.Белинский).

б) потому что она будет трудиться во имя нашей независимой Родины, во имя светлого
будущего свободолюбивого народа. (И.Каримов).

в) чтобы стать достойным гражданином своей страны, надо много знать. (И.Каримов).

3. Сегодня у нас есть основания гордиться тем, …

а) если природе нет преград, которые мешали бы человеку подчинить землю своей воли.

( Мичурин).

б) как воспитание должно зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. (К.Ушинский).

в) что мы можем спокойно жить и плодотворно работать, уверенно шагать к новым
рубежам. (И.Каримов).

ЗАДАНИЕ 5:

Выпишите только те пословицы и поговорки, в которых говорится о «народе».

1. Терпение и труд всё перетрут. 2. Не рой другому (чужому) яму, сам в неё попадёшь. 3. Где власть народа, там победа и свобода. 4. Если вздохнуть всем народом – ветер будет. 5. Верёвка хороша длинная, а речь – короткая. 6. Будь не только сыном своего отца, будь и сыном своего народа. 7. Где песня льётся, там здоровье живётся.

ЗАДАНИЕ 6:

Переведите данные предложения на русский язык и запишите их.

1.Poytaxtimiz Toshkent kun sayin chiroy ochmoqda.

2.Chet ellik sayyohlarni bu yerdagi tarixiy obidalar qiziqtiradi.

3.Poytaxtimizda zamonaviy binolar ham qad ko‘tarmoqda, banklar,

mehmonxonaaaalar, sport majmualari, bozorlar qurilmoqda.

ВАРИАНТ 3

ЗАДАНИЕ 1:

Прочитайте текст. Составьте и запишите вопросы к данному тексту.

ТРАДИИИ И ОБЫЧАИ.

Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В традициях и обычаях отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.

Каждый народ бережно сохраняет и передаёт из поколения в поколение различные традиции.

У русского народа тоже есть трудовые и бытовые традиции. Некоторые из них дошли из далёкого прошлого, они бережно сохраняются в жизни русского народа. Сейчас возрождены такие народные традиционные праздники, как праздник урожая, проводы зимы и другие.

Основными особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство и традиционно почтительное уважение к старшим по возрасту. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле.

Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимает чайная церемония. Причем, заваривание чая и разливание его гостям является исключительной прерогативой хозяина. Принято всегда принимать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. В сельской местности в случае прихода гостя женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее.

Развитие лучших традиций прошлого и настоящего помогает воспитанию патриотических чувств народа.

ЗАДАНИЕ 2:

Записать данные имена существительные и определить их род.

ОБРАЗЕЦ: культура – сущ-е жен. рода;

Традиция, обычай, обряд, духовность, гостеприимство, праздник, поколение, культура, наследие, нравственность

ЗАДАНИЕ 3:

Запишите предложения и определите их главные члены (подлежащее и сказуемое).

ОБРАЗЕЦ: Я живу в Узбекистане.

Я – подлежащее, живу – сказуемое.

1. С древнейших времён на Востоке празднуют Навруз.

2.Навруз является праздником братства и гражданского согласия всех наций
и народностей, проживающих в Республике Узбекистан.

3. Идея Навруза стала кодексом нравственности, духовности, возвышения человека, его
единения с природой.

ЗАДАНИЕ 4:

Вставьте вместо точек и запишите подходящее придаточное предложение.

1. Национальные традиции воспевают мать-землю, … , кто возделывает и обрабатывает
её, делает плодородной.

а) которая всех кормит, воздаёт дань труду тех,

б) если слова пронизаны пламенем правды, они превратят даже камень в воду. (А.Навои).

в) так как одно из важнейших достоинств человека – трудолюбие, без которого
мир был бы пустыней. (Народная мудрость).

2. Обряды узбекского народа складывались веками в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций всех племён и народностей, …

а) когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что- то новое, говорящее, чудесное. (М.Горький).

б) которые участвовали в этногенезе узбеков.

в) чтобы человек искренне любил серьёзный труд, прежде всего, должно внушить ему
серьёзный взгляд на жизнь. (Д.Ушинский).

3. … , он должен потрудиться сердцем и совестью, умом и руками.

а) чтобы духовность раскрылась в человек.

б) что, разъезжая по другим странам, ты узнаешь нечто, а, путешествуя по родной земле, «познаешь себя». (В.Солоухин).

в) что каких бы высот не достиг человек, даже самые выдающиеся его открытия ничего не стоят, если он без уважения и любви относится к своим родителям. (Аль-Беруни).

ЗАДАНИЕ 5:

Выпишите только те пословицы и поговорки, в которых говорится о «труде».

1. Дерево держится корнями, а человек друзьями. 2. Человек без знаний, что лампа без огня. 3.В труде победишь – мир укрепишь. 4.Дерево плодами славится, а человек трудом. 5. Человек с сильными руками победит одного; человек с большими знаниями – тысячи. 6. Кто любит трудиться, тому есть, чем гордиться. 7. Первое богатство – здоровье, второе – мир в семье.

ЗАДАНИЕ 6:

Переведите данные предложения на русский язык и запишите их.

1.Navro‘z – xalqimiznnning qadimiy yangi yil bayrami.

2.Bu vaqtda barcha o‘simliklar ko‘kara boshlaydi, dalalarda ekish ishlari boshlabadi.

3.Navro‘zda sumalak, halim, ko‘k somsalar tayyorlaashhhhhadi, hamma qo‘shiq

aytib, raqsga tushadi.

ВАРИАНТ 4

ЗАДАНИЕ 1:

Прочитайте текст. Составьте и запишите вопросы к данному тексту.

МОЯ РОДИНА - ХОРЕЗМ

История Хорезма своими корнями восходит к 1У-Ш тысячелетию до нашей эры, являясь одним из древнейших очагов мировой цивилизации. Первые записи о существовании Хорезма обнаружены в уникальном памятнике культуры «Авеста», вобравшим в себя письменные свидетельства того времени. Хорезм упоминается наряду с такими историческими областями, как Согдиана, Мерв, Ниса, Арийя и Бактрия.

На территории вилоята находятся уникальные памятники – городища Кальтаминор, Амиробод и Тазобогяп.

В Хорезме работал и творил признанный в мире основоположник алгебры Мухаммад ибн Мусо аль-Хорезми. В своем произведении “Аль-джабр ва-л-мукобала” он систематизировал цифры от 0 до 9 и по существу создал десятичную позиционную систему математики. Помещенные в его научном труде территориальные границы, с частичными изменениями, были включены в созданную Птолемеем карту Центральной Азии.
В период правления Ануштегенидов государство Хорезмшахов усилиями выдающегося полководца и бесстрашного борца за независимость родного Края – Джалолиддина Мангуберды противостояло полчищам Чингиз-хана.
Хива - огромный архитектурный заповедник, единственный сохранившийся в Центральной Азии город-памятник. Здесь наиболее ярко и полно проявились художественные традиции зодчества Центральной Азии. Изысканны формы и облицовка его мечетей, мавзолеев, медресе, составляющих цельные архитектурные ансамбли. Наиболее примечательны из них дворец Ташхаули, мавзолей Пахлаван Махмуда, медресе Аллакулихана, минарет Исламходжа. Город был основан в 10 веке в пору могущества Хорезма на торговых путях. В 17 веке он стал столицей Хивинского ханства и долгое время был одним из крупных духовных центров мусульманского мира. Хива в 19 веке наряду с Бухарой была крупным культурным центром, где функционировали широко известные медресе. Восстановлена Академия Маъмуна. Хива - центр кустарно-художественных промыслов. Она славится резчиками по дереву и камню, ювелирами, граверами, вышивальщицами по шелку и бархату, ковроткачеством.

ЗАДАНИЕ 2:

Записать данные имена существительные и определить их род.

ОБРАЗЕЦ: Родина – сущ-е жен. рода;

Народ, национальность, гражданство, религия, идеология, равноправие, уважение, Родина, молодёжь, возрождение.

ЗАДАНИЕ 3:

Запишите предложения и определите их главные члены (подлежащее и сказуемое).

ОБРАЗЕЦ: Молодёжь трудится на благо своей страны.

Молодёжь– подлежащее, трудится – сказуемое.

1. Родина постоянно начинается в человеке, ибо само понятие Родины неизменно растёт в нём.

2. Успехи независимости укрепляют уверенность в обоснованности программного лозунга
президента И.Каримова «Узбекистан – государство с великим будущим!».

3. Во всём мире растёт интерес к современному Узбекистану как молодому государству с древней культурой, богатейшими ресурсами.

ЗАДАНИЕ 4:

Вставьте вместо точек и запишите подходящее придаточное предложение.

1. Каждый живущий на этой священной земле, на протяжении всей жизни

борется, трудится, не жалеет сил, …

а) чтобы вырастить своих детей образованными и добродетельными, увидеть их счастье и благополучие. (И.Каримов).

б) что перед коллективом нет трудных дел, и миром можно превратить пустыню в
цветущий край. (Хабиби).

в) так как труд – это благодарнейший исцелитель от всех недугов. (Н.Островский).
2. Мечта о гармонично развитом поколении становится реальностью, …

а) потому что обычно и солнце с привета начинает свой путь. (Мирмухсин).

б) если каждый гражданин страны, каждый член нашего общества в едином порыве
направят свои усилия не её осуществление. (И.Каримов).

в) когда верю силам правды, в её сиянии, как тени исчезают сомнения и безверие. (Айбек).
3. Сегодня мир требует от нас, …

а) потому что стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед
самим собой. (Л.Толстой).

б) так как невежда слеп и глух, а просвещение глухому дарит слух, слепому – зренье. (А.Югнакий).
в) чтобы мы сказали своё слово, продемонстрировали свои интеллектуальные возможности. (И.Каримов).

ЗАДАНИЕ 5:

Выпишите только те пословицы и поговорки, в которых говорится о «Родине».

1. Есть три вещи, на которые нельзя жалеть деньги: здоровье, образование и путешествия. 2. Кто не работает, тот не ест. 3. Ум без книги, что птица без крыльев. 4. По одёжке протягивай ножки. 5. Человек без Родины – соловей без песни. 6. Расставшийся с другом, долго плачет, расставшийся с Родиной, всю жизнь плачет. 7. Родина – мать, умей за неё постоять.

ЗАДАНИЕ 6:

Переведите данные предложения на русский язык и запишите их.

1.Har kishining tug‘ilib o‘sgan joyi uning aziz vatanidir.

2.Biz O‘zbekistonda yashaymiz, O‘zbekistan bizning Vatanimiz.

3.O‘zbekistonda turli millat vakillari – o‘zbeklar, ruslar, tatarlar, qozoqlar, tojiklar.

Qirg‘izlar inoq va do‘st bo‘lib yashaydilar.

ВАРИАНТ 5

ЗАДАНИЕ 1:Прочитайте текст. Составьте и запишите вопросы к нему.

УРГЕНЧСКИЙ ФИЛИАЛ ТАШКЕНТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

В 1998 году в Хорезме был открыт Ургенчский филиал Первого Ташкентского государственного медицинского института.

В 2005 году Указом Президента Республики Узбекистан на базе Ургенчского филиала Первого Ташкентского государственного медицинского института был образован Ургенчский филиал Ташкентской Медицинской Академии.

В настоящее время Академия готовит специалиста «врач общей практики». С первого курса студенты Академии активно приобщаются к медицине. Студенты, кроме обязательного обучения по программе, активно занимаются также научно-исследовательской работой в студенческих научных кружках. По окончании Академии наиболее способные студенты продолжают совершенствовать свои знания в магистратуре, клинической ординатуре и аспирантуре при кафедрах Академии.

Местом работы выпускников - врачей общей практики являются поликлиники, сельские врачебные амбулатории и другие нестационарные медицинские учреждения.

Основными учебными базами вуза являются крупнейшие в области научно-исследовательский медицинский Центр скорой неотложной помощи, Областной многопрофильный медицинский центр, областной многопрофильный детский медицинский цент, Инфекционная больница, Онкологический диспансер, Кожно-венерологический диспансер и другие медицинские учреждения.

Девизу Академии - сохранять лучшие традиции и приумножать новые - соответствует состав профессорско-преподавательских кадров, плодотворной работе которых способствует союз различных научных школ и разных поколений - зрелого, способного передать накопленные знания и опыт, и молодого - страстно желающего их приобрести.

В Академии учатся и работают преподаватели и студенты с широким кругозором и эрудицией, чувством ответственности и долга, с добрым сердцем и душой, умеющие сострадать чужой боли, готовые бескорыстно оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

ЗАДАНИЕ 2:Записать данные имена существительные и определить их род.

ОБРАЗЕЦ: речь – сущ-е жен. рода;

Медицина, преобразование, база, кругозор, эрудиция, долг, боль, знание, опыт, академия.

ЗАДАНИЕ 3:Запишите предложения и определите их главные члены (подлежащее и сказуемое).

ОБРАЗЕЦ: Я изучаю русский язык.

Я – подлежащее, изучаю – сказуемое.

1. Я учусь в Ургенчском филиале Ташкентской медицинской академии.

2. В настоящее время Академия готовит специалиста «врач общей практики».

3. В Академии учатся студенты с широким кругозором и эрудицией, чувством ответственности и долга, с добрым сердцем и душой

ЗАДАНИЕ 4: Определите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово.

ОБРАЗЕЦ: В Академии работают преподаватели с добрым сердцем и душой, умеющие сострадать чужой боли, готовые бескорыстно оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

(с) добрым (каким?) – определение

1. С первого курса студенты активно приобщаются к медицине.

2. Студенты активно занимаются также научно-исследовательской работой в студенческих научных кружках.

3. Академия использует в виде учебных баз хорошо оснащенные поликлиники, медсанчасти, подстанции скорой помощи и сеть специализированных курсов амбулаторного лечения больных,

ЗАДАНИЕ 5:Вставьте вместо точек необходимый сочинительный союз, данный в скобках (и, а, однако).

1.Врач должен быть с широким кругозором … эрудицией, чувством ответственности и долга.

2. Лечи больного человека, … не болезнь.

3. От врача зависит здоровье, … даже жизнь больного.

ЗАДАНИЕ 6: Вставьте вместо точек и запишите подходящее придаточное предложение.

1. Медицина – это особая профессия, в которой нельзя допускать ошибок, потому …..

а) что они могут привести к тяжёлым последствиям.

б) если никто специально не подсчитывал, сколько научной литературы прочитывает врач за всю свою жизнь.

в) начиная со студенческой скамьи и до последнего дня трудовой деятельности

2. Одна из особенностей профессии врача – необходимость постоянно учиться, …

а) знать новейшие методы диагностики, лечения и профилактики болезней.

б) когда врач является специалистом в особой сфере деятельности.

в) потому что предъявляли высокие нравственные требования.

3. Относись к больному так, как ты бы хотел, ….

а) чтобы относились к тебе в час болезни.

б) что любой культурный человек должен быть профессионалом своего дела.

в) Врач является специалистом в особой сфере деятельности.

ЗАДАНИЕ 7: Выпишите только те пословицы и поговорки, в которых говорится о «слове».

1. Доброе слово лучше мягкого пирога. 2. Не плюй в колодец, откуда пьёшь воду. 3. Старые башмаки никогда не жмут. 4. Ласковым словом и змею из норы выманишь. 5. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. 6. Доброе слово в жемчугах ходит. 7. Лучше быть здоровым нищим, чем богатым королём.

ЗАДАНИЕ 8: Переведите данные предложения на русский язык и запишите их.

1. Kitob - bilim xazinasi.

2. Kitob orqali bizda ajdodlar merosi yetib keladi.

3. Kitobni ehtiyot qiling.

ВАРИАНТ 6

ЗАДАНИЕ 1:Прочитайте текст. Составьте и запишите вопросы к нему.

ВРАЧ – ПРОФЕССИЯ ОСОБАЯ

С древнейших времён к людям, занимающимся медициной, предъявляли высокие нравственные требования. Хороший врач должен сочетать в себе глубокие профессиональные знания, разносторонний практический опыт, врачебный такт. Работа врача является постоянной борьбой с людскими страданиями, со смертью. Кроме того, это добросовестное отношение, профессиональная убеждённость.

Врач является специалистом в особой сфере деятельности, объектом применения его трудовых усилий является организм человека, причём не только больного, но и здорового. Люди в обществе самое большое богатство, их здоровье – общественная и государственная ценность. Это ставит врача среди всех трудящихся на особое место: от качества его работы, от квалификации и отношения к своему делу зависит благополучие общества в целом.

Кажется, нет больше ни одной мирной профессии кроме врачебной, представители которой, подобно солдатам-защитникам родины, присягали бы на верность своему долгу: « Клянусь! Клянусь! Клянусь! – торжественно произносят выпускники медвузов, принимая «Присягу врача», готовя себя к нелёгкой, полной неожиданностей борьбе за здоровье человека. Во все времена врачи давали клятву, берущую начало от Гиппократа. Она звучит по-разному, но неизменная её суть: всегда быть готовым прийти на помощь больному, даже рискуя своим здоровьем, а иногда – собственной жизнью.

Медицина – это особая профессия, в которой нельзя допускать ошибок, потому что они могут привести к тяжёлым последствиям. От врача зависит здоровье, и даже жизнь больного. Одна из особенностей профессии врача – необходимость постоянно учиться, знать новейшие методы диагностики, лечения и профилактики болезней. Начиная со студенческой скамьи и до последнего дня трудовой деятельности врач пополняет свои знания, совершенствуется. Никто специально не подсчитывал, сколько научной литературы прочитывает врач за всю свою жизнь, но некоторые факты могут дать известное представление об этой стороне врача. Чтобы разговаривать на чужом языке, достаточно знать четыре тысячи слов. Современный врач должен ознакомиться с пятьюдесятью тысячами научно-технических терминов, но дело не в этом. Профессора медицинских институтов при подготовке будущих врачей стремятся следовать принципу, изложенному одним древним мудрецом: « Ученика нужно представить себе не как сосуд, который нужно заполнить, а как факел, который нужно зажечь». А чтобы этот факел горел, нужно трудиться, трудиться. Труд врача – это особый труд.

ЗАДАНИЕ 2: Записать данные имена существительные и определить их род.

ОБРАЗЕЦ: речь – сущ-е жен. рода;

Врач, профессия, организм, человек, благополучие, помощь, больной, термин, здоровье, лечение.

ЗАДАНИЕ 3:Запишите предложения и определите их главные члены (подлежащее и сказуемое).

ОБРАЗЕЦ: Врач работает в больнице.

Врач (кто?) – подлежащее, работает ( что делает?) – сказуемое.

1.Хороший врач имеет глубокие профессиональные знания, разносторонний практический опыт, врачебный такт.

2. Работа врача является постоянной борьбой с людскими страданиями, со смертью

3. Труд врача считается особым трудом.

ЗАДАНИЕ 4: Определите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово.

ОБРАЗЕЦ: В Академии работают преподаватели с добрым сердцем и душой, умеющие сострадать чужой боли, готовые бескорыстно оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

(с) добрым (каким?) – определение

1. Люди в обществе самое большое богатство.

2. Здоровье людей является общественной и государственной ценностью.

3. От врача зависит здоровье и жизнь больного.

ЗАДАНИЕ 5:Вставьте вместо точек необходимый сочинительный союз, данный в скобках (и, а, однако).

1.Врач должен быть с широким кругозором … эрудицией, чувством ответственности и долга.

2. Лечи больного человека, … не болезнь.

3. От врача зависит здоровье, … даже жизнь больного.

ЗАДАНИЕ 6:Вставьте вместо точек и запишите подходящее придаточное предложение.

1. Медицина – это особая профессия, в которой нельзя допускать ошибок, потому …..

а) что они могут привести к тяжёлым последствиям.

б) если никто специально не подсчитывал, сколько научной литературы прочитывает врач за всю свою жизнь.

в) начиная со студенческой скамьи и до последнего дня трудовой деятельности

2. Одна из особенностей профессии врача – необходимость постоянно учиться, …

а) знать новейшие методы диагностики, лечения и профилактики болезней.

б) когда врач является специалистом в особой сфере деятельности.

в) потому что предъявляли высокие нравственные требования.

3. Относись к больному так, как ты бы хотел, ….

а) чтобы относились к тебе в час болезни.

б) что любой культурный человек должен быть профессионалом своего дела.

в) Врач является специалистом в особой сфере деятельности.

ЗАДАНИЕ 7:Выпишите только те пословицы и поговорки, в которых говорится о «здоровье».

1. Доброе слово лучше мягкого пирога. 2. В здоровом теле здоровый дух.

3. Старые башмаки никогда не жмут. 4. Ласковым словом и змею из норы выманишь. 5. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. 6. Береги платье снову, а здоровье смолоду. 7. Лучше быть здоровым нищим, чем богатым королём.

ЗАДАНИЕ 8:Переведите данные предложения на русский язык и запишите их.

1. Kitob - bilim xazinasi.

2. Kitob orqali bizda ajdodlar merosi yetib keladi.

3. Kitobni ehtiyot qiling.

ВАРИАНТ 7

ЗАДАНИЕ 1:Прочитайте текст. Составьте и запишите вопросы к нему.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Больших успехов достигло здравоохранение Узбекистана. Вхождение Узбекистана в мировое сообщество, расширение международных связей и сотрудничество со странами, имеющими развитую инфраструктуру здравоохранения, отчетливо выявило сильные и слабые стороны, различия уровней существующей системы охраны здоровья населения.

Для этого Президентом Республики Узбекистан 10 ноября 1998 года принят Указ №УП-2107 «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан». Эта программа определила поэтапный подход к национальной модели здравоохранения.

Реформирование здравоохранения сегодня базируется на принципах неукоснительного соблюдения условий социальной защиты населения, всеобщей доступности гарантированного объема медицинской помощи, поэтапного перевода отдельных медицинских учреждений на смешанные и частные источники финансирования.

В Государственной программе выделен ряд приоритетных направлений, требующих первоочередного исполнения. Это - реформирование первичного звена медицинской помощи, создание гарантированной государством эффективной системы экстренной медицинской помощи, совершенствования системы финансирования здравоохранения, обеспечение стабильного санитарно-эпидемиологического благополучия страны и совершенствования медицинской помощи матерям и детям.

Сегодняшний Узбекистан располагает широко разветвленной сетью различных учреждений здравоохранения: современные многопрофильные медицинские Центры, амбулатории, клиники, женские консультации, диспансеры.

В системе здравоохранения республики трудится армия врачей и среднего медицинского персонала.

Учёные - медики вносят весомый вклад в решение крупные проблем краевой патологии, диагностики, лечения и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, инфекционных, онкологических многих других заболеваний.

Высшие медицинские учреждения Узбекистана готовят новых врачей, которые будут работать в различных уголках республики. Выпускники медицинских вузов будут заниматься вопросами гигиены, предупреждения и лечения заболеваний, оздоровлением окружающей среды. Многие из них станут крупными учёными и организаторами здравоохранения. И всё это делается во благо здоровья человека.

ЗАДАНИЕ 2:Записать данные имена существительные и определить их род.

ОБРАЗЕЦ: помощь – сущ-е жен. рода;

Реформирование, здравоохранение, учреждение, проблема, санитария, гигиена, заболевание, оздоровление, модель, вклад.

ЗАДАНИЕ 3:Запишите предложения и определите их главные члены (подлежащее и сказуемое).

ОБРАЗЕЦ: Врач работает в больнице.

Врач (кто?) – подлежащее, работает (что делает?) – сказуемое.

1. Больших успехов достигло здравоохранение Узбекистана.

2. В Государственной программе выделены приоритетные направления.

3. Учёные вносят весомый вклад в решение крупных медицинских проблем.

ЗАДАНИЕ 4: Определите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово.

ОБРАЗЕЦ: В Академии работают преподаватели с добрым сердцем и душой, умеющие сострадать чужой боли, готовые бескорыстно оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

(с) добрым (каким?) – определение

1. В системе здравоохранения республики трудится армия врачей и среднего медицинского персонала.

2. Приоритетным направлением является реформирование первичного звена медицинской помощи.

3. Выпускники медицинских вузов будут заниматься вопросами гигиены, предупреждения и лечения заболеваний, оздоровлением окружающей среды.

ЗАДАНИЕ 5:Вставьте вместо точек необходимый сочинительный союз, данный в скобках (и, а, однако).

1.Врач должен быть с широким кругозором … эрудицией, чувством ответственности и долга.

2. Лечи больного человека, … не болезнь.

3. От врача зависит здоровье, … даже жизнь больного.

ЗАДАНИЕ 6:Вставьте вместо точек и запишите подходящее придаточное предложение.

1. Медицина – это особая профессия, в которой нельзя допускать ошибок, потому …..

а) что они могут привести к тяжёлым последствиям.

б) если никто специально не подсчитывал, сколько научной литературы прочитывает врач за всю свою жизнь.

в) начиная со студенческой скамьи и до последнего дня трудовой деятельности

2. Одна из особенностей профессии врача – необходимость постоянно учиться, …

а) знать новейшие методы диагностики, лечения и профилактики болезней.

б) когда врач является специалистом в особой сфере деятельности.

в) потому что предъявляли высокие нравственные требования.

3. Относись к больному так, как ты бы хотел, ….

а) чтобы относились к тебе в час болезни.

б) что любой культурный человек должен быть профессионалом своего дела.

в) Врач является специалистом в особой сфере деятельности.

ЗАДАНИЕ 7: Выпишите только те пословицы и поговорки, в которых говорится о «здоровье».

1. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.2. Не рой другому (чужому) яму, сам в неё попадёшь. 3. Где власть народа, там победа и свобода. 4. Где здоровье, там и красота. 5. Верёвка хороша длинная, а речь – короткая. 6. Будь не только сыном своего отца, будь и сыном своего народа. 7. Где песня льётся, там здоровье живётся.

ЗАДАНИЕ 8:Переведите данные предложения на русский язык и запишите их.

1.Poytaxtimiz Toshkent kun sayin chiroy ochmoqda.

2.Chet ellik sayyohlarni bu yerdagi tarixiy obidalar qiziqtiradi.

3.Poytaxtimizda zamonaviy binolar ham qad ko‘tarmoqda, banklar, mehmonxonalar, sport majmualari, bozorlar qurilmoqda.

ВАРИАНТ 8

ЗАДАНИЕ 1:Прочитайте текст. Составьте и запишите вопросы к нему

СКОРАЯ ПОМОЩЬ ПРИЕДЕТ БЫСТРЕЕ, ЕСЛИ ВЫ ЕЙ ПОМОЖЕТЕ

Скорую помощь у нас не ругал только ленивый, но в критической ситуации мы первым делом звоним именно туда. Многих раздражает куча, казалось бы, ненужных вопросов, которые задает диспетчер. Но он должен понять, врача какой специализации нужно прислать, и каким оборудованием его снабдить. Как же правильно вызвать скорую, чтобы помощь была наиболее эффективной?

Постарайтесь точно описать, что происходит с человеком, для которого вы вызываете врача, и ответьте на все вопросы диспетчера. Если вы сами, не дожидаясь дополнительных расспросов, сообщите пол больного, примерный возраст, его фамилию, имя, отчество (если они вам известны), что и когда случилось, какие проявления болезни заставили вызвать скорую, что вы предприняли, точный адрес, то этим сэкономите время.

Будет также хорошо, если вы укажете любые ориентиры, которые помогут шоферу скорой быстрее добраться до вас. Например, название какого-либо учреждения (магазин, офис и т. п.), расположенного рядом или непосредственно в вашем доме, яркий и заметный рекламный щит и др. Однако эти подробности следует сообщить только после того, как диспетчер запишет ваш адрес: название улицы, номер дома, код, номер квартиры, этаж…

Получив вызов, врач уже решает, как будет оказывать помощь больному, какое оборудование и медикаменты потребуются для этого в первую очередь. И если причина вызова указывается неверно, он может быть не готов к оказанию помощи, необходимой в данной ситуации. Например, бывали случаи, когда врач, получив вызов по поводу отравления, брал с собой все необходимое для промывания желудка, тогда как у больного был острый инфаркт миокарда, и требовалось срочно сделать электрокардиограмму.

Поэтому, чтобы избежать подобных ошибок, при вызове скорой говорите только то, что видите, слышите, чувствуете. Не пытайтесь самостоятельно ставить диагноз: боль в груди называйте болью в груди, а не инфарктом или пневмонией; боль в животе - болью в животе, а не отравлением или аппендицитом и т. п. Описывайте симптомы как можно проще - так вас быстрее поймут.

Не забудьте также сообщить, какие лекарства вы принимаете регулярно, какой препарат принимали до приезда скорой, пытаясь облегчить свое состояние, и есть ли у вас аллергия на какие-либо лекарственные средства.

Особо следует сказать о приеме алкоголя. Если вы принимали его незадолго до приезда врача, обязательно сообщите об этом и не занижайте принятую дозу. Дело в том, что алкоголь может существенно менять реальную клиническую картину. И, кроме того, сочетание некоторых лекарственных препаратов с алкоголем крайне опасно!

Если после осмотра и оказания помощи врач предложит госпитализацию, отнеситесь к его словам серьезно и не спешите отказываться. Дело в том, что для более точного диагноза иногда необходимы дополнительные исследования, которые проще всего сделать в стационаре.

И последнее. Врачи, оказывающие экстренную помощь, могут только облегчить состояние больного и доставить его в случае необходимости в лечебное учреждение. Они не занимаются системным лечением. Поэтому, чтобы лишний раз не подвергать свой организм воздействию сильнодействующих лекарств, а именно такие препараты чаще всего используют врачи скорой, не спешите вызывать скорую по любому поводу. А вызывайте только тогда, когда здоровью или жизни больного грозит реальная опасность.

ЗАДАНИЕ 2:Записать данные имена существительные и определить их род.

ОБРАЗЕЦ: помощь – сущ-е жен. рода;

Врач, диспетчер, вызов, лекарство, осмотр, ориентир, диагноз, обследование, электрокардиограмма, диагноз.

ЗАДАНИЕ 3:Запишите предложения и определите их главные члены (подлежащее и сказуемое).

ОБРАЗЕЦ: Врач работает в больнице.

Врач (кто?) – подлежащее, работает (что делает?) – сказуемое.

1. В критической ситуации мы первыми вызываем скорую помощь.

2. Врач после вызова оказывает помощь больному.

3. Врачи, оказывающие экстренную помощь, могут только облегчить состояние больного.

ЗАДАНИЕ 4: Определите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово.

ОБРАЗЕЦ: В Академии работают преподаватели с добрым сердцем и душой, умеющие сострадать чужой боли, готовые бескорыстно оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

(с) добрым (каким?) – определение

1. При вызове скорой помощи, говорите только то, что видите, слышите, чувствуете.

2. Не пытайтесь самостоятельно ставить свой диагноз.

3. Не спешите вызывать скорую помощь по любому поводу.

ЗАДАНИЕ 5:Вставьте вместо точек необходимый сочинительный союз, данный в скобках (и, а, однако).

1.Врач должен быть с широким кругозором … эрудицией, чувством ответственности и долга.

2. Лечи больного человека, … не болезнь.

3. От врача зависит здоровье, … даже жизнь больного.

ЗАДАНИЕ 6:Вставьте вместо точек и запишите подходящее придаточное предложение.

1. Получив вызов, врач уже решает, …

а) как будет оказывать помощь больному.

б) больному грозит реальная опасность.

в) которые проще всего сделать в стационаре.

2. Постарайтесь точно описать, что происходит с человеком, …

а) для которого вы вызываете врача,

б) какое оборудование и медикаменты потребуются для этого в первую очередь.

в) потому что предъявляли высокие нравственные требования.

3. Не забудьте также сообщить, …

а) какие лекарства вы принимаете регулярно.

б) чтобы лишний раз не подвергать свой организм воздействию лекарств.

в) после того, как диспетчер запишет ваш адрес.

ЗАДАНИЕ 7:Выпишите только те пословицы и поговорки, в которых говорится о «здоровье».

1. Дерево держится корнями, а человек друзьями. 2. Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.

3.В труде победишь – мир укрепишь. 4. Если хочешь быть здоров - закаляйся. 5. Здоровье дороже богатства. 6. Кто любит трудиться, тому есть, чем гордиться. 7. Первое богатство – здоровье, второе – мир в семье.

ЗАДАНИЕ 8:Переведите данные предложения на русский язык и запишите их.

1.Navro‘z – xalqimizning qadimiy yangi yil bayrami.

2.Bu vaqtda barcha o‘simliklar ko‘kara boshlaydi, dalalarda ekish ishlari boshlanadi.

3.Navro‘zda sumalak, halim, ko‘k somsalar tayyorlaashadi, hamma qo‘shiq aytib, raqsga tushadi.

ВАРИАНТ 9

ЗАДАНИЕ 1: Прочитайте текст. Составьте и запишите вопросы к нему.

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА НОРМАЛИЗИРУЕТ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Американские исследователи из Вашингтона установили, что для нормализации кровяного давления можно использовать не только медицинские препараты, но и довольно необычные способы - например, определенную музыку или шум моря.

В результате эксперимента, в котором приняли участие 50 человек преклонного возраста, установлено, что 10-15-минутное прослушивание классической музыки (Моцарта, Бетховена) три и более раз в неделю помогает понизить кровяное давление.

Аналогичные результаты наблюдались среди добровольцев, которые в течение 20 минут трижды в неделю слушали шум моря. Для возникновения положительной динамики необходим двухмесячный курс звукотерапии. Спустя 4 месяца у большинства участников эксперимента кровяное давление полностью пришло в норму.

Специалисты также утверждают, что классические произведения и звуки моря помогают сконцентрироваться и расслабиться.

В основе музыкотерапии лежит несколько видов воздействия:

1.Психо-эстетическое - возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд.

2. Физиологическое - с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма.

3. Вибрационное - звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.

Учеными-медиками разработаны следующие музыкальные программы:

• снятие стрессов и облегчение болей у взрослых и детей;

• повышение резервных особенностей организма человека;

• лечение бронхиальной астмы;

• лечение психосоматических расстройств;

• для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения;

• для престарелых и лиц, которые нуждаются в постоянном уходе;

• для детей и взрослых, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии.

Воздействие музыки на внутриутробное развитие ребенка.


Ребенок на 38-й неделе внутриутробного развития отчетливо слышит музыку и реагирует на нее!

Спокойные и лирические мелодии делают его спокойным и тихим, заводные и веселые - радостным, подвижным, а тяжелые ритмы - ребенка пугают и беспокоят.

Ученые предлагают для укрепления двигательной, дыхательной и нервной систем будущего ребенка матери слушать следующие аудиозаписи:

• Моцарт - Флис: «Спи, моя радость, усни»;

• Дунаевский – Лебедев – Кумач: «Сон приходит на порог»;

• Островский - Перова: «За печкою поет сверчок»;

• Хренников - Гладков: «Колыбельная Светлане»;

• Чайковский - Майков: «Спи, дитя мое».

При воздействии музыки на организм ребенка при прослушивании этих мелодий происходит даже корректировка плода, его гармоничное формирование и развитие направляется в нужную сторону.

Музыка помогает развивать речь у детей, вылечившихся от глухоты

Музыкальная терапия помогает процессам приобретения речи у детей с нарушениями слуха, которые прошли через кохлеарную имплантацию – один из методов возвращения слуха при помощи специального прибора.

Некоторые дети, от рождения, имеющие ослабленный слух и которые не могут пользоваться слуховыми аппаратами, с 90-процентной вероятностью будут иметь возможность нормально слышать после кохлеарной имплантации. Однако ребёнок после этой процедуры проходит долгий курс реабилитации, прежде чем начнёт говорить. Как обнаружили израильские врачи Университета Хайфы и их датские коллеги из Университета Ольборга, музыка оказывает положительное влияние на развитие речи у ранее глухих малышей 2-3 лет, особенно в плане совершенствования спонтанного общения.

В эксперименте дети, прошедшие через операцию по восстановлению слуха, получили курс музыкальной терапии, включавшей игры с детскими музыкальными инструментами, прослушивание простых песен и вокальные игры. Было замечено, что во время подобных музыкальных занятий дети чаще и дольше спонтанно общались между собой и постепенно лучше познавали родную речь и новый для них мир звуков. Как говорит один из авторов исследования доктор Дикла Керем, музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка и, следовательно, как невербальная форма общения прекрасно подходит для детей, ещё не научившихся пользоваться языковыми возможностями в речи. Коммуникативное взаимодействие имеет решающее значение в развитии речевых навыков у маленьких детей, поэтому музыка служит отличным инструментом, укрепляющим невербальное общение и улучшающим языковой обмен, считают аудиологи.

(По материалам http://podrobnosti.ua/)

ЗАДАНИЕ 2: Записать данные имена существительные и определить их род.

ОБРАЗЕЦ: помощь – сущ-е жен. рода;

Давление, звукотерапия, музыкотерапия, лечение, ребёнок, стресс, общение, речь, музыка, имплантация.

ЗАДАНИЕ 3: Запишите предложения и определите их главные члены (подлежащее и сказуемое).

ОБРАЗЕЦ: Врач работает в больнице.

Врач (кто?) – подлежащее, работает (что делает?) – сказуемое.

1. Учеными-медиками разработаны музыкальные программы.

2. Музыка развивает речь детей.

3. Ребёнок на 38-й неделе внутриутробного развития отчетливо слышит музыку.

ЗАДАНИЕ 4: Определите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово.

ОБРАЗЕЦ: В Академии работают преподаватели с добрым сердцем и душой, умеющие сострадать чужой боли, готовые бескорыстно оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

(с) добрым (каким?) – определение

1.Спокойные и лирические мелодии делают ребёнка спокойным и тихим.

2. Заводные и веселые мелодии делают ребёнка радостным, подвижным.

3. Заводные и веселые мелодии ребёнка пугают и беспокоят.

ЗАДАНИЕ 5:Вставьте вместо точек необходимый сочинительный союз, данный в скобках (и, а, однако).

1.Врач должен быть с широким кругозором … эрудицией, чувством ответственности и долга.

2. Лечи больного человека, … не болезнь.

3. От врача зависит здоровье, … даже жизнь больного.

ЗАДАНИЕ 6: Вставьте вместо точек и запишите подходящее придаточное предложение.

1. Получив вызов, врач уже решает, …

а) как будет оказывать помощь больному.

б) больному грозит реальная опасность.

в) которые проще всего сделать в стационаре.

2. Постарайтесь точно описать, что происходит с человеком, …

а) для которого вы вызываете врача,

б) какое оборудование и медикаменты потребуются для этого в первую очередь.

в) потому что предъявляли высокие нравственные требования.

3. Не забудьте также сообщить, …

а) какие лекарства вы принимаете регулярно.

б) чтобы лишний раз не подвергать свой организм воздействию лекарств.

в) после того, как диспетчер запишет ваш адрес.

ЗАДАНИЕ 7: Выпишите только те пословицы и поговорки, в которых говорится о «Родине».

1. Есть три вещи, на которые нельзя жалеть деньги: здоровье, образование и путешествия. 2. Добрый человек здоровее злого. 3. Болезнь человека не красит. 4. По одёжке протягивай ножки. 5. Человек без Родины – соловей без песни. 6. Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял. 7. Родина – мать, умей за неё постоять.

ЗАДАНИЕ 8: Переведите данные предложения на русский язык и запишите их.

1.Har kishining tug‘ilib o‘sgan joyi uning aziz vatanidir.

2.Biz O‘zbekistonda yashaymiz, O‘zbekistan bizning Vatanimiz.

3.O‘zbekistonda turli millat vakillari – o‘zbeklar, ruslar, tatarlar, qozoqlar, tojiklar, qirg‘izlar inoq va do‘st bo‘lib yashaydilar.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Контрольные работы по русскому языку для студентов неязыковых вузов Узбекистана

Автор: Атаджанова Анна Шамуратовна

Дата: 23.03.2017

Номер свидетельства: 402670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства