Контрольные работы по разделу "Морфология" ( система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Контрольные работы по разделу "Морфология" ( система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Вот уже несколько лет в школах страны реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Изменения касаются всех сторон учебного процесса. В том числе функций контроля и оценки, среди которых выделяются
социальная функция: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации и овладение определенными способами действия.
В новых условиях преподавания актуальными оказываются принципы развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Предлагаемые контрольные работы соответствуют содержанию программ по русскому языку для основной школы по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Цели заданий следующие:
во-первых, выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся в определенной языковой области;
во-вторых, диагностировать, в какой степени у учащихся сформированы основные компоненты учебной деятельности: умение отличить известное от неизвестного, обнаружить новое, поставить задачу для будущего изучения, рефлексивное отношение к способам собственных действий, умение выйти за рамки собственных знаний, построить гипотезу и проверить ее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по разделу "Морфология" ( система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) »
Контрольные работы по разделу «Морфология»
( система РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Вот уже несколько лет в школах страны реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Изменения касаются всех сторон учебного процесса. В том числе функций контроля и оценки, среди которых выделяются
социальная функция: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации и овладение определенными способами действия.
В новых условиях преподавания актуальными оказываются принципы развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Д.Б.Эльконин писал: «Учебная деятельность по своей структуре повторяет, воспроизводит строение всякой человеческой деятельности. В ней выделяются мотивы и учебные задачи, учебные действия, действия контроля и оценки школьников. Полноценная учебная деятельность всегда есть единство и взаимопроникновение всех этих компонентов».
Таким образом, обучение русскому языку нам нужно выстраивать, как любой другой вид деятельности: открытие нового – организация исследовательской деятельности по усвоению нового – результат. Цель обучения достигается методом решения учебных задач.
Контрольно-оценочные действия завершают каждое решение учебной задачи посредством учебных действий и представлены на всех этапах постановки и решения учебной задачи.
Построение технологии контроля и оценки на разных этапах учебной деятельности в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова подробно рассмотрено в методической литературе. В своей работе я опираюсь на рекомендации, данные в книгах А. Б. Воронцова «Практика развивающегося обучения» и «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности»
Предлагаемые контрольные работы соответствуют содержанию программ по русскому языку для основной школы по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Цели заданий следующие:
во-первых, выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся в определенной языковой области;
во-вторых, диагностировать, в какой степени у учащихся сформированы основные компоненты учебной деятельности: умение отличить известное от неизвестного, обнаружить новое, поставить задачу для будущего изучения, рефлексивное отношение к способам собственных действий, умение выйти за рамки собственных знаний, построить гипотезу и проверить ее.
Предлагаю контрольные работы разных типов ( стартовые, диагностические, итоговые) по разделу «Морфология».
Действие является, по мнению говорящего, реальным (т.е. происходит, происходило или будет происходить на самом деле).
……………..
………………..
………………..
………………..
условное
……………………………………
…………………………………….
…………………………………….
………………..
………………..
………………..
………………..
………………..
……………………………………
…………………………………….
…………………………………….
…………………………………….
………………..
………………..
………………..
………………..
2. Прочитай инструкцию. Замени глаголы в неопределённой форме повелительным наклонением. Запишите, вставляя пропущенные буквы .Подчеркни орфограммы на правописание глаголов.
Если дома есть сыр, к..ртошка и лук, можно _делать к…ртошку по-лионски. Нарезать сырую к..ртошку га тонкие ломтики, накрошить полукольцами луковицу и нат..реть на тёрке сыр. Налить в к..стрюлю р..стительное масло, добавить немного сливочного и ул..жить слоями к..ртошку, лук, сыр. П..с..лить и сверху залить р..стительным маслом. Тушить на маленьком огне. Готовую к..ртошку пол..жить на т..релки, залить см..таной.
2. Составьте и запишите предложения с парами слов:
Выпиш..те (пов.н.) – выпиш..те (изъяв.н.)
Осмотр..те (пов.н.) – осмотр..те (изъяв.н.)
Объясните, почему при написании данных словоформ ученики могут допускать ошибки.
4. Определите, в значении какого наклонения выступают глаголы в данных предложениях:
1) –Молчать! - крикнул хозяин. 2) Вы бы чего-нибудь покушали, Тамара Ивановна! 3) Эй, пошёл отсюда! 4) не разводите в лесу костры! 5) Пусть все принесут по одной чистой тетради.
Тестовая диагностическая работа по теме «Время глагола»
1. Построй парадигму времени глагола
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
1. Определи время глагола в предложении
Что бы ты подарил маме на праздник?
3. Петя спросил у Миши: «Есть ли краткие формы у глаголов прошедшего времени, например, у глагола бухнул!»
«Нет, что ты, - ответил Миша, - краткие формы могут быть только у прилагательных, например: горячий - горяч». Согласишься ли ты с Мишей?
4. Вот что вспоминает А.С.Пушкин о своей встрече с лицейским товарищем, который был арестован и осуждён за участие в восстании декабристов: «Один из арестантов стоял, опершись у колонны. К нему подошёл высокий, бледный и худой молодой человек с чёрной бородою, во фризовой шинели. Увидев меня, он с живостью на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга - и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили. Фельдъегерь взял меня за руку с угрозами и ругательствами - я его не слышал».
Выдели из этого рассказа предложение, в котором употреблена иная форма времени глаголов, чем во всём остальном рассказе.
Объясни, почему именно в этом месте автор ведёт рассказ в другом времени?
Залог глагола. Запишите предложения, определите залог глаголов. Где возможно, запишите предложения-«перевёртыши».
1) Плотники строят дома. 2) Я попросил Петю оставить мне краски. 3) На памятнике высекли строки из стихотворения. 4) Во всём мире знают этого художника. 5) Солнце ласково улыбается прохожим. 6) Электрические фонари освещают площадь. 7) Мы собираем хворост для костра. 8) Прибой постепенно разрушает набережную. 9) И долго ещё перекликаются уходящие и остающиеся. 10) Перед разделкой рыба тщательно моется.
Объясните, как с категорией залога связана категория переходности-непереходности глагола.
Всегда ли постфикс -ся (-сь) является показателем страдательного залога? …………………….. Всегда ли у глаголов страдательного залога есть постфикс -ся (-сь)? ………………………………… А у глаголов действительного залога? …………………………….………………………….
Определи залог глагола в предложениях.
Школа строится второй год. ………………………………………..
Иван Петрович строится второй год. …………………………………………
В предложениях употреблен один и тот же или разные глаголы? …………….
………………………………………………………………………………………
Проверь свое предположение и впиши предложения в словарную статью в качестве примеров к лексическим значениям.
СТРОИТЬСЯ 1. 1 и 2 л. не употр. Возводиться, сооружаться (о здании, конструкции, о каком-нибудь комплексе). ……………………………………...
…………………………………….. 2. Строить себе дом или другие постройки.
……………………………………………………………………………………….
Какова же особенность глагола строиться? …………………………………..
……………………………………………………………………………………..
Как ты теперь укажешь залог глагола строиться? .……………………………
…………………………………………….…………………………………………
С чем это связано? …………………………………………………………………
Всегда ли можно однозначно определить залог глагола вне контекста? …….
……………………………………………………………………………………….
Проверочная работа по теме «Глагол»
1. Из списка возвратных глаголов выбери глаголы страдательного залога. С двумя из них составь предложения.
1) Нельзя так долго крикнуть! 2) Митя, вытащь газеты из ящика. 3) А пыли не уменьшивается! 4) Не буду я укорочивать это платье. 5) Принц поженился на принцессе. 7) Шерстка у нашей кошки лоснящая.
3. Ты знаешь, что многие русские глаголы имеют соотносительные видовые пары. Но так бывает не всегда. Есть в языке глаголы, выступающие в одном и том же лексическом облике в значении как несовершенного, так и совершенного вида (двувидовые глаголы). Есть и глаголы, не имеющие соотносительных видовых пар (одновидовые глаголы).
Реши, к какой из этих групп относятся глаголы из списка. Если глагол записан в первую группу, укажи его видовую пару. У глаголов, записанных во вторую группу, определи вид. С одним из глаголов третьей группы составь предложения, которые бы подтвердили его двувидовой «характер».
I. глаголы, имеющие соотносительные видовые пары
II. одновидовые глаголы
III. двувидовые глаголы
Список глаголов: преследовать, исследовать, построить, аргументировать, чередоваться, очнуться, срисовать, стучать
4. Определи вид глагола вырезать. Что необходимо для однозначного ответа на этот вопрос?
5. Какие из данных глаголов относятся к разноспрягаемым?
6. Какую букву надо вставить в слова следующих предложений? Объясните свои действия
1) Вечером выйд..те из дома и прислушайтесь. 2) Если вы свернёте, выйд..те к домику лесника.
7. Вася утверждает, что форма прошедшего времени указывает, что действие предшествовало моменту речи. Настя говорит, что форма прошедшего времени указывает, что действие происходило «вчера». А у Пети такое мнение: форма будущего времени обозначает действие, которое произойдёт завтра.
С кем из ребят ты согласен и почему?
8. Определите, правильно ли указаны средства выражения значения времени:
видел (суффикс –л-), заметил (суффикс –и-), ходил (нулевое окончание), буду наблюдать (буду), пойдём (окончание –ём), напишу (приставка на-).
Хочется пр_леч_ и еще п_спать, но пора соб_рат_ся в школу. Нужно успеть сдел_ть зарядку, заст_лить постель, умыт_ся, почист_ть зубы, позавтрак_ть, поглад_ть одежду, одет_ся, причесат_ся. И, как всегда, помоч_ братишке собрать портфель.
Адрес, аптекарь, токарь, директор, договор, небо, ребёнок, век, зуб, год, сапог, орден, тормоз, доклад, столяр, пальто, повар, врач, лоб.
Определи, одушевлёнными или нет являются следующие существительные:
Народ, кукла, снеговик, суп, стая, работа, неряха, бабочка, труп.
Проверочная работа по теме «Имя числительное»
1. Определи, какой частью речи являются выделенные слова, сделай морфологический разбор числительных.
1) Тройка мчится, тройка скачет. 2) Пять дней длился снегопад. 3) Смеялся и пел второй. 4) Предлагаю утроить усилия. 5) Петя стал пятиклассником.
2. определи разряд числительных:
Двадцать рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, сем..сот дней, третье мая.
3. Запиши цифры словами:
Самое употребительное слово в русском языке – предлог В - встречается 42854 раза на 1 млн словоупотреблений. Питон может не есть до 570 дней. Я горжусь всеми 259 своими марками. К 482 прибавить 361. 1 фунт равен 0,45 кг. Это событие произошло около (полтора) столетия назад. К 11,5 прибавить 18,86. Крещение Руси произошло в 988 году. Первый человек полетел в космос в 1963 году.
4. Составьте все возможные словосочетания.
(оба, обе, обоим, обеим) дочь, сын, институт, училище, школа
(два, две, двое, двум, двоим) чашка, блюдце, час, часы (с кукушкой)
В каком случае у сапожника больше работы – когда ему принесут для починки трое сапог или три сапога? Почему?
Грамматический практикум по теме «Служебные части речи». Вар1
На каком основании союзы, предлоги и частицы относят к служебным частям речи?
Какова работа предлогов в предложении? В чём состоит их общее грамматическое значение?
3) Чем отличаются по своей работе сочинительные и подчинительные союзы? Приведите примеры.
4) Составь грамматическую характеристику служебных частей речи в данном предложении:
Ветер со свистом пронёсся по степи и поднял такой шум, что ничего не было слышно.
5) Укажи, какой частью речи являются омонимичные слова:
А воз и ныне там. – Ответьте не письмом, а телеграммой.
Ни ручки, ни тетради в сумке не оказалось. – В ведре ни капли воды.
И всё-таки он прав! – И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
6) Выпиши из данного текста служебные части речи, раскрой скобки и вставь пропущенные буквы ( эти слова выпиши отдельно):
В тайге весело поёт комарьё. Комарьё не только бич человека, но и всего живого. От комариного роя ревёт даже медведь, лось прячется в воду, лиса то(же) спешит укрыться в норе… Жертвой комарья (не)редко становятся и люди.
На Урале, на открытых горных хребтах, где (в)течени.. безветренного утра свежесть и прохлада, комариная песня только стелется слабым писком по каменистой земле. А когда ветер, то срывает так(же) и этих тварей. И тогда в мире лиш.. песня ветра, да высокое небо, да яркие оленьи мхи, кажущиеся кораллами в прозрачном горном свете. И даже если туман плывёт – то ничуть (не)страшно!. Пусть кругом одна (не)проницаемая белая завеса, пусть кажется, что ты утонул(бы) в молочном паре… За(то) когда переждёшь временное наваждении тумана, когда из(за)белой стены вырвется золотой шар солнца и заиграют горы в золотистом мареве, - разве это не сказка, не песня?!
Итоговая работа по теме «Морфология». Вар. 1
К какой части речи относится слово РАБОЧИЙ?
Определи части речи (указав способ определения) в предложении
Вероокая трышь грузло обкисляла закорявку.
Ученик выполнял задание:
Укажи части речи в прелдожении: Видимо, давно уже надо помочь твоему школьному другу.
Вот что у него получилось:
Видимо – наречие, давно – наречие, уже – частица, надобно – краткое прилагательное, помочь – глагол, твоему – прилагательное, школьному – прилагательное, другу – существительное.
Согласен ли ты с этим? Постарайся аргументировать свой ответ.
4) Ученик выполнил морфологический разбор некоторых слов так:
Согласен ли ты с ним? Исправь ошибки. Внеси дополнения.
5) Что нового ты узнал о частях речи в 7 классе?
Проверочная работа по теме «Слово и его словоформы»
Любит она шум. Не тот, что подымают люди, когда спор..т на веранд.. в восемь г..л..сов сразу, или ссор..т..ся, или поют громк..ми г…л..сами непонятные песни, — а к..гда шумят
на свобод.. дерев…я, тростник, море. С..сна гудит на в..тру гулко и широко; тр..хнёт зелен..йгривой и, залопоч..т и опять низко-низко з..ш..пит. Тростники вн..зу у руч..я п..свистывают, словно ласточки на л..ту, пищат, просят ветер, чтобы не тр..пал их, не заст..влял кланят..ся до з..мли. А сквозь з..лёные л..сные г..л..са вдруг: бух-бу-бух. Это море шлёпнул..сь о п..сок, обрушил… толстую в…лну... И отход..т назад, волоч..т
шлейф по гравию. Тося слуша…т. У стар каштанасвой шум: ш..лестит, будто сквозь сон бормоч..т. А нижние лапы молча и плавно покачивают..ся. До них ветру не пробит..ся.
(По С. Чёрному)
• Составь грамматические модели: 1) выделенных словоформ и 2) слов, которые представляют эти словоформы.
Проверочная работа по теме «Введение в морфологию» вар. 1
Чем ЛЗ отличаются от ГЗ?
Что такое части речи?
Что такое парадигма слова? Приведи примеры существительных, у которых будет разное количество словоформ в парадигме.
Охарактеризуйте прилагательное как часть речи.
запишите предложения, в которых у слова ветка будет разная синтаксическая роль.
Проверочная работа по теме «Введение в морфологию» вар. 2
Что такое части речи?
Охарактеризуйте существительное как часть речи.
Чем будут отличаться парадигмы слов сутки и денек?
Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?
Запишите предложения, в которых у слова день будет разная синтаксическая роль
Стартовая работа по русскому языку 7 класс
С какой стороны вы изучали слово в 6 классе? Какие ещё «лица» есть у слова?
Задача «Неправильные слова». Все знают, что «неправильные слова», которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка из реально существующих частей слова (приставка, корень, суффикс). Поэтому, хотя таких слов в языке и нет, понять, что они означают, можно. Объясните значение «детских» слов. В скобках укажите слова, от которых они образованы. Образец: копатка – лопатка (копать) настульная (игра) людёныш рогается затужить (пояс) грозительный (палец) иголкий покупец – продаватель
Какие слова переделали на свой лад малыши? Объясни, как образованы придуманные детьми слова.
3) Даны слова на «сказочном» языке. Найди русский перевод каждого слова и соедини пары.
4)Два ученика поспорили о том, что называет слово стих. Коля утверждает, что это слово называет предмет. А Ваня настаивает на том, что это слово - название действия. Ни один из ребят не смог доказать свою точку зрения. Помоги мальчикам обосновать свою позицию. Зафиксируй это в схемах.
5) Компьютер научили по записи слов определять, к каким частям речи они относятся. Компьютер прекрасно справлялся с этой работой, пока ему не попалось высказывание Дочь адмирала собирала грибы.
Как ты думаешь, какую ошибку сделал компьютер, определяя, к каким частям речи относятся слова в этом высказывании? Что нужно «объяснить» компьютеру, чтобы он больше не делал таких ошибок?