Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое текст?"»
Конспект урока
По русскому языку
на тему «Тема и основная мысль текста.»
Цели: формирование коммуникативно-речевых умений определять тему и основную мысль текста.
Задачи урока:
Обучающая:
- закрепить понятия «тема текста», «основная мысль», «заголовок», «вопрос к основной мысли».
Развивающие:
Формирование коммуникативно-речевых умений определять тему и основную мысль текста при его анализе;
Формирование умения слушать других, вступать в дискуссию, высказывать и доказывать свое мнение;
Обогащать словарь учащихся новой лексикой.
Воспитывающая: воспитывать формирование эстетических чувств к родной природе.
Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, раздаточный материал (карточки с предложениями)
ХОД УРОКА:
Организационный момент
-Учитель:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно!
Работаем старательно!
I
урок
И П Н
ученик
В Д А
I. Психологический настрой.
На доске табличка:
-Учитель: Мы с вами начинаем урок. А каким по вашему должен быть урок? К каждой букве подберите слово, связанное с уроком. (Варианты ответов детей: интересным, познавательным, необычным).
- Кто обычно ведёт урок? (Учитель).
- А кто ему помогает? (Ученики).
На доске появляется вторая табличка «УЧЕНИКИ» и буквы В Д А.
-Учитель:Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? (Ответы детей:Внимательными, думающими, дисциплинированными, доброжелательными, активными).
- Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
III. Минутка чистописания.
- Напомните, что проведём в начале урока? (Минутку чистописания).
- Для чего проводится минутка чистописания? (Высказывания детей).
- Предлагаю повторить написание одной из данных букв в сочетании с другими буквами и элементами.
Показ учителем с объяснением написания:
- Учитель:Пишу строчную букву а в сочетании с надстрочной петлей и буквой о. Напишите до конца строки.
IV. Словарная работа.
- А теперь для повторения словарных слов, напишите цифровой диктант.
На доске появляется таблица с кодом.
А – 1
О – 2
- Учитель:Я буду читать слова, а вы на новой строчке запишите числа. Если в слове в безударном положении пишется А – ставьте 1, если О – ставьте 2.
Альбом, вокруг, город, арбуз, весело, горох, барсук.
- Найдите сумму. Если у вас получилось 11, значит вы выполнили работу правильно, если получилось другое число – надо повторить словарные слова.
1 2 2 1 2 2 1
- Учитель:А зачем нужно знать словарные слова? (Высказывания детей).
- Для знакомства с новым словом, предлагаю сыграть в игру «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее, объясните свой выбор:
Москва
ворона
Россия
воробей
мальчик
девочка
заяц
собака
мороз
-Какое слово новое? (мороз).
- Запишите новое слово. Поставьте ударение. Выделите букву, которую надо запомнить.
Учитель делает запись на доске:
Словарь: мороз.
V. Постановка темы урока.
- Послушайте внимательно.
Учитель читает текст.
Наступила зима. Все вокруг как будто уснуло. Не слышно птичьего гомона. Только редкие вороны хрипло каркают в парке. Земля укрыта огромным белоснежным покрывалом. Сосны и ели накинули снежные шубы, а тоненькие березы укутали свои веточки серебристым пледом. Тихо вокруг. Не слышно ни звука. Только на полянке видны следы редких прохожих.
- Что я прочитала? (Текст).
- Как вы догадались? (Несколько предложений связаны по смыслу).
- А кто может определить тему урока? (Текст).
- Мы сегодня продолжим разговор о тексте, теме и основной мысли текста.
Тема и основная мысль текста.
- Чему должны учиться? (Определять тему и основную мысль текста).
VI. Работа над новой темой.
-
Учитель: Внимание на экран. Тебе известна игрушка ПИРАМИДКА?
- Как она устроена?
Ответы детей:(Колечки насаживаются на стержень)
- Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая.
- Вот и в тексте есть такой стержень. Это основная мысль.
Н
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
а экране запись:
- Прочитайте. Это текст? Почему?
- Запишите предложение.
- Как превратить эту мысль в текст? (Высказывания детей).
- Откройте учебник. Упр. 241. Прочитайте предложения и выберите те, которые продолжают записанную мысль. (Учащиеся читают выбранные предложения).
- Почему вы выбрали это предложение?
(Представлены на экране в виде пирамидки.)
- То о чём говорится в тексте, это его тема. Определите тему вашего текста. (Подготовка к зиме).
- Что хотел сообщить автор, это основная мысль. Определите основную мысль.
(Как готовятся к зиме).
- Запиши выбранное предложение в тетрадь.
- Прочитайте важную информацию на стр. 111.
- Ваня, прочитай вслух эту информацию.
То, о чём говорится в тексте, - это его тема. То, что об этом хочет сказать автор, - главная мысль текста. Тема и главная мысль – это стержень текста.
- Что же такое тема текста? (ответы детей.)
- Что такое основная мысль? (ответы детей.)
VII. Физкультминутка
- Учитель: А теперь немного отдохнём.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели
- Садитесь.
VIII. Работа в группах.
- Учитель: Предлагаю работу в группах. У вас на столах карточки с предложениями, клей, чистый лист.
- Попробуйте из этих предложений составить текст.
- Приклейте на лист предложения в нужном порядке.
Я сыплю в кормушку разные семена.
Птицы ищут пищу.
Зимой птицам нужна забота.
Наступила морозная зима.
Проверка по образцу.
-
Наступила морозная зима.
Птицы ищут пищу.
Я сыплю в кормушку разные семена.
Зимой птицам нужна забота.
Учитель: Прочитайте текст, который получился.
- Какая группа справилась с заданием без ошибок?
Если допущена ошибка, уточнить, где нарушена основная мысль.
- Определите тему текста. (Зима).
- А какая главная мысль? (Помощь птицам).
- Молодцы!
IX. Творческая работа.
- Учитель: Составьте и запишите свой текст из двух, трёх предложений о зиме.
Прослушать несколько текстов. Определить тему и основную мысль.
- Молодцы. Вы сочинили очень интересные тексты.
X. Итог урока.
-
Тема и основная мысль текста.
Чему учились на уроке?
- Зачем уметь определять тему текста? (ответы детей.)
XI. Рефлексия.
- Учитель:Оцените свою работу. Начертите в тетради шкалу самооценки.
-
Оцените наш урок. Если урок прошёл с пользой, поднимите белую снежинку, если нет, то синюю.