конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Глагол-самая живая часть речи"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Глагол-самая живая часть речи"
Конспект урока соответствует ФГОС. Указаны цель и задачи урока. Ученики сами формулируют тему урока и цель.На начальном этапе проводится орфоэпичечская минутка. Н а уроке идёт повторение и закрепление знаний по тем "Глагол-самостоятельная часть речи". Предлагаются ученикам задания на определение спряжения глагола, проверяется знание правила "ь после шипящих" Доманшее задание дифференцированное. Желающие могут сочинить лингвистическую сказку о дядюшке Глаголе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-найдите звук по паспорту: согл., звон. непарн., мягк. непарн.
Подготовка к изучению нового материала
— Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.
Вариант 1. Старик ____ неводом рыбу,
Старуха_____ свою пряжу. (Пушкин).
Вариант 2. Девочка____лесное яблочко,
спасибо . Яблоня _____ ее своими
ветвями. Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»).
А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков.
К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?
Как вы догадались? Что обозначают все эти слова?
—Итак, тема нашего сегодняшнего урока — «Глагол». Запишем ее в тетради.
Сформулируйте цель нашего урока.
Итак, мы сегодня с вами должны вспомнить всё, что знаем об этой живой части речи, развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи
Фронтальный опрос.
А что такое глагол?
Как изменяется глагол?
Какого вида бывают глаголы?
Синтаксическая роль глагола?
Что называется спряжением?
Движение-основа жизни, передающие движение глаголы- основа языка. Но глагол не только самая живая часть речи, но и самая трудолюбивая.
Посмотрите на глаголы, написанные на доске.
Чем отличаются друг от друга глаголы в каждой строке?
Чем различаются глаголы двух строк?
ДОСКА: 1) Роешь, роют, рою, роете, роем, роют.
2) Сидят, сидит, сижу, сидите, сидим,сидишь.
( В строке глаголы различаются формой лица и числа; глаголы разных строк различаются спряжением)
Глаголы соотносятся с личными местоимениями, поэтому их называют личными, но в этих строчках нарушен порядок. Запишем глаголы в логическом порядке, заполнив таблицу.
Все в тетрадях, один ученик у доски.
Ед. ч Мн. ч.
1 л.-я ( рою,сижу) мы (роем, сидим)
2 л.- ты… … вы … …
3 л. –он… … они … …
Какие окончания характерны для 1 спр.? Для 2 спр.? Выделим окончания в наших глаголах.
Сделайте вывод: чем мы сейчас занимались? (изменяли глаголы по лицам и числам- спрягали).
ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.
ДОСКА: 1.Сравним глаголы в парах, в скобках запишем спряжение.
ВЫХОДИМ ( )- ВЫЙДЕМ ( )
УТЕШИМ ( )- УТЕШАЕМ ( )
СОВЕРШИМ ( )- СОВЕРШАЕМ ( )
Глаголы в парах по лексическому значению похожи, но пишутся с разными окончаниями. Почему?
В глаголах с безударными окончаниями спряжение определяется по гласной перед –ть, -чь в начальной форме. Вспоминаем 1, 2 спр и искл. (стих про слова-исключения)
У доски ученик пишет и рассуждает ( после того, как учитель приведёт пример, как рассуждать), остальные пишут в тетрадях.
Выход…м- ударение не падает на личное окончание, ставим глагол в нач. ф., на -ить, не искл, 2 спр, пишем И.
Утеш…м- ударение не падает на окончание, ставим в нач. ф., утешать, не на –ить, не искл, пишем Е.
Слагать- глагол на –ать, 1 спр.
Сложить- глагол на -ить, 2 спр.
Раста…шь- ударение на окончание не падает, ставим в нач. ф., растаять, не н а –ить, не искл., 1 спр, пишем Е
Физминутка. Солнце глянуло на парту… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире Раз, два, три, четыре, пять.
На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Параграф 16. Самостоятельно читаем. О чем не сказали? Совершенно верно: углагола есть три времени.