kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурс "Лингвистическая угадайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Лингвистическая угадайка"»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»










Конкурс

«Лингвистическая угадай-ка»









Подготовила: Попова С.В.,

преподаватель русского языка

с методикой преподавания












2016



Уважаемые участники конкурса! Как справедливо заметил Вольтер, любому языку можно научиться за шесть лет, родному же надобно учиться всю жизнь. Вы находитесь только в начале этого пути, и сегодня вам предстоит применить свои знания русского языка для решения лингвистических задач, отстоять честь своей команды в конкурсе «Лингвистическая угадай-ка».


Содержание вопросов исходного рубежа.


1. Какие звуки может обозначить буква «Г»? Запишите примеры всех случаев. Звуки обозначьте.


2. Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный.


3. Как называются корни, которые одинаково пишутся и произносятся, а значение имеют разное?


Половик – полоть;

солить – солист;

морской – уморить;

резать – резной, резкий.

Запишите ответ. Выделите корни слов.


4. Найдите «третье лишнее»

1) Один, одиночка, одиночество.

2) Пять, пятерка, пятерня.

3) Четырехугольник, четыре, четверка.

4) троеборье, три, тройка.


5. Разделите общий текст на слова и запишите его, расставляя знаки препинания.

Приносятзловещилишьтечтозловещи промолвилоднаждыкорнет. – Адобрыевещиполезныевещикакфлейтатрубаикларнет.


6. В каком слове нет приставки?

Надоумить, намерение, надрывать, надумать, надломить.


7. Какие из данных слов имеют форму множественного числа?

Тишина, новизна, вражда, ерунда, тряпье, мелюзга, переход, родня, еда.


8. Найдите речевую ошибку в предложении. Запишите правильный ответ.

Во время соревнований по плаванию наш тренер вел хронометраж времени.


Вопросы зачетного рубежа.


1. Кропотливая работа по составлению словаря требует от лексикографа физической выносливости, собранности, аккуратности. Воспитать в себе эти качества помогает спорт. Ученый, о котором идет речь, свободное время отдавал гимнастике, конному спорту, футболу. Величайшая заслуга ученого – в создании однотомного толкового словаря, который переиздается чуть ли не каждый год и в народе носит имя своего автора. Назовите это имя.


2. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов, выявляет морфологические и синтаксические свойства данных единиц языка. Какой словарь имеется в виду?


3. Пара антонимов – это равноправные слова, главного слова среди них нет. Какой же из антонимов в словаре ставится на первое место? каким правилом пользуются составители словаря антонимов? Исходя из этого принципа, какое слово из антонимической пары вы поставите первым:

глупый или умный;

мириться или ссориться?


4. Даны пары слов: 1. код-кот, 2) нос-нес, 3) был-бил, 4) пуд-путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним зуком?


5. В словах рыба и рыбка корень –рыб- представлен в двух фонетических вариантах: [рыб] и [рып]. А в скольких фонетических вариантах представлен корень –вод- в словах подвода, перевод, переводной, проводит, заводить?


6. Сколько звуков [с] в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?


7. Даны две пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

Друг – гурт; стиль – лист; шов – вошь; сруб – брус; гроздь – горсть.


8. Попробуем читать звуки, из которых состоят слова лён, сад, луг, люк, альт в обратном порядке. Сколько и каких слов получится?


9. Допишите фразеологизмы:

впадать…

на птичьих…




10. Прочитайте стихотворение. Найдите контекстные синонимы. Какую роль они выполняют в этом тексте?




ОСЕННЯЯ ГРОЗА


Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.


А.Фет


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конкурс "Лингвистическая угадайка"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373424


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства