Просмотр содержимого документа
«Конференция по теме: "Владение основами самоконтроля метапредметности на уроках русского языка и литературы".»
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь.
Конфуций
Метапредметный подход состоит в том, что позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметность характеризует выход за предметы, а не уход от них. Метопредметность – это то, что стоит за предметом, есть в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
И моя цель, как учителя, - выявить и реализовать внутренний потенциал ученика по отношению к себе и к внешнему миру.
Учащиеся должны научиться логическим действиям сравнения, анализа, обобщения, установления причин, и построения рассуждения.
Детям не нужны только знания, это прошлое. От них требуется мобильность, креативность, нестандартное мышление.
Прежде всего я думаю, чему хочу научить учащихся, а потом определить выход из учебного материала своего в другой.
Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.
Сейчас на уроках русского языка мотивацией стала необходимость сдачи экзаменов . Так, повторяя или изучая новую тему, я в качестве мотивации привожу примерные задания из сборников ГИА, ЕГЭ.
При повторении темы «Морфологии» использую приём «ассоциативный ряд»…дети начинают вспоминать, анализировать.
Часто мотивацией становится проблемный вопрос: Представьте себе несколько домиков. Можно ли, не меняя формы объединить их в общий дом? Это о структуре простых предложений, входящих в состав сложного.
В своей работе на уроках как русского языка, так и литературы уделяю огромное внимание работе с эпиграфами, это и изречения, афоризмы, например: Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А.Н.Толстой). Этой фразой подвожу к осознанию умения грамотно строить свою речь на уроке «Стили и типы речи».
На уроке иногда создаю интригу следующей фразой: глокая куздра будлонула бокра и штеко кудрячит бокрёнка. К концу урока учащиеся чётко формулирую различие между грамматическим и лексическим значением слова. (Кстати на районной олимпиаде было задание подобного типа).
Иногда при повторении темы прошлых курсов в начале урока провожу тестирование с целью выявления и осознания пробелов по этой теме для самих учащихся, в первую очередь. Сразу проводим взаимопроверку, самоанализ, за чем следует мотивация и цель, которую они формируют самостоятельно.
На одном уроке, я пришла в класс со стопкой словарей. И предложила определить тему урока. Путём наводящих вопросов они пришли к обоснованной теме» Лексикография» - (от греч. lexikos - словарный и grapho - пишу)
На уроках изучения биографии писателей часто эпиграфом беру чью-то фразу об этом писателе, создавая интригу познания: «…историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и во всё проник».(А.С.Пушкин о М.В.Ломоносове).
Важнейшая функция – создание учебной ситуации, разнообразные формы и методы работы ( составление плана, граф-схем, алгоритмов, тезирование, сводной таблицы, комментирования, составление кластера, прогнозирование).
Следующая функция – обеспечить учебную рефлексию.
Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
“Что ты делал?” (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
“Что у тебя не получается?” (вопрос нацелен на поиск учащимся “места” затруднения, ошибки);
“Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
“Как надо выйти из затруднения?” (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).
Четвертая функция - функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности мы должны контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого учащегося контроль за правильность выполнения задания означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.
Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
«Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться». Нина Громыко (к.ф. н., разработчик метапредметного подхода)
Мы, учителя, народ легко обучаемый, привычный к нововведениям, поэтому и метапредметность освоим.
В течение многих лет я работала над созданием интегрированных уроков основу которых составляли предметы гуманитарного и естественного циклов.
Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:
аналитические,
учебно-информационные,
коммуникативно-речевые.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты;
умения выделять главное;
умения составлять из отдельных элементов целую картину;
умения формулировать общую проблему;
умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
умение извлекать информацию из различных источников;
умение составлять план;
умение отбирать материал по заданной теме;
умение составлять письменные тезисы;
умение подбирать цитаты;
умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
умение составлять связное устное высказывание;
умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
умение использовать различные средства наглядности;
умение выражать свое мнение и аргументировать его;
умение оформлять научно-исследовательские работы;
умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
умение вести дискуссию.
Практическая часть.
При подборе дидактического материала для уроков русского языка стараюсь отыскивать такие тексты и предложения, чтобы дети спросили: «А откуда это? Кто автор?», а ещё приятно, когда дети говорят: «Так это мы читали».
Конечно же, не уйти на уроках литературы от интеграции с историей: изучения биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?
На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.
Рассказывая биографию писателя, использую свои презентации, стараюсь иллюстрировать свой рассказ портретами, написанными разными художниками, изображающими писателя в разные моменты его жизни. Именно так ребёнок может получить целостное восприятие не только о личности, но и об эпохе, а как здесь не обойтись без истории как предмета. Стараюсь интегрировать все предметы: историю и литературу,
географию (А. Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» театрализованный интегрированный урок – размышление) русский язык и общество, чтобы они унесли с урока представление о том, что всё, что нас окружает, взаимосвязано.
Не так давно мы изучали роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». На уроке мы говорили не только о характере главного героя, не только о пейзажных зарисовках, деталях, звуках и мастерстве писателя, но и об исторической эпохе, о проблемах современных отцов и детей («О чём бы я поспорил с Базаровым?», писали письма героям романа).
На таких уроках главной, наверно, не столько образовательная и развивающая цель, сколько воспитательная: воспитание нравственных качеств в человеке, развитие интереса и уважения к культуре другого народа, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.
На уроках русского языка выделяем общие и существенные свойства понятий, явлений; устанавливаем связь между отдельными языковыми элементами и явлениями:
25 О / Ё / Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ КОРЕНЬ СУФФИКС / ОКОНЧАНИЕ Встречается в безударной позиции? имя глагол Произносится под ударением Е? наречие причастие находится производн. под ударением? Ё/Е ДА НЕТ Ё О чёрный капюшон ДА НЕТ (чернеть) О Е дружок товарищем парчовый грушевый Исключение: суффикс -ёр- стажёр, дирижёр О / Ё / Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ КОРЕНЬ СУФФИКС / ОКОНЧАНИЕ Встречается в безударной позиции? имя глагол Произносится под ударением Е? наречие причастие находится производным под ударением? Ё/Е ДА НЕТ Ё О чёрный капюшон ДА НЕТ (чернеть) О Е дружок товарищем парчовый грушевый Исключение: суффикс -ёр- стажёр, дирижёр.
26 Установление сходства или различия языковых явлений Задача: установить сходство и различие в парах слов. Эффектный – эффективный, представить – предоставить, глиняный – глинистый, полированный – полировочный. Цель: вывести определение понятия паронимы и показать практическую значимость этого понятия. Параллельная задача: отрабатываем навык словообразовательного анализа Установление сходства или различия языковых явлений Задача: установить сходство и различие в парах слов. Эффектный – эффективный, представить – предоставить, глиняный – глинистый, полированный – полировочный. Цель: вывести определение понятия паронимы и показать практическую значимость этого понятия. Параллельная задача: отрабатываем навык словообразовательного анализа.
Метапредметность – это не просто модное нововведение, но мне кажется, что за этой образовательной формой большое будущее, т.к. открывает взаимосвязь и явлений, подталкивает учащихся к пониманию их сути.