Результатом освоения учебной дисциплины является ориентация на достижение следующих целей:
Обучающийся должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
Профессиональные и общие компетенции:
Общие компетенции (из требований к дисциплине по ФГОС).
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие компетенции:
Общие компетенции
Показатели оценки результата
ОК 01. Решать задачи и проблемные ситуации применительно к профессиональным и социальным контекстам.
объяснять сущность и социальной значимости избранной специальности; иметь представление об этапах построения успешной профессиональной карьеры по специальности.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
обосновывать выбор методов и приемов работы при выполнении творческих заданий, работ исследовательского характера; рационально распределять времени на все этапы выполнения задания, работы;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
знание и применение различных методов поиска информации в самостоятельной работе;использование различных источников информации при подготовке сообщений, рефератов, презентаций на заданную тему
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Умение осуществлять поиск информации.
Умение анализировать исторические особенности эпохи,
Владение алгоритмом анализа произведения изобразительного искусства, его стилевых и жанровых особенностей.
организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством,клиентами.
ОК 5.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
излагать свои мысли на государственном языке; оформлять документы Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Умения: описывать значимость своей профессии, презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) Знать сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческие ценности, правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности). Знать правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности).
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования Знания: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты
Таблица 2.
Общие компетенции (из требований к дисциплине по ФГОС). Показатели оценки результата в результате изучения предмета Русский язык
Общие компетенции
Показатели оценки результата
ОК 01. Решать задачи и проблемные ситуации применительно к профессиональным и социальным контекстам.
объяснять сущность и социальной значимости избранной специальности; иметь представление об этапах построения успешной профессиональной карьеры по специальности.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
обосновывать выбор методов и приемов работы при выполнении творческих заданий, работ исследовательского характера; рационально распределять времени на все этапы выполнения задания, работы;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
знание и применение различных методов поиска информации в самостоятельной работе;использование различных источников информации при подготовке сообщений, рефератов, презентаций на заданную тему
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Умение осуществлять поиск информации.
Умение анализировать исторические особенности эпохи,
Владение алгоритмом анализа произведения изобразительного искусства, его стилевых и жанровых особенностей.
организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством,клиентами.
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
излагать свои мысли на государственном языке; оформлять документы Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
1.2. Иметь практический опыт – уметь – знать
В результате изучения учебной дисциплины Русский языкобучающийся должен:
иметь практический опыт: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
уметь: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
знать: орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
2. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
(согласно учебному плану специальности)
Устный экзамен.
3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
3.1. Общие положения
Основной целью оценки теоретического курса учебной дисциплины является оценкаумений и знаний.
Оценка теоретического курса учебной дисциплины осуществляется с использованиемследующих форм и методов контроля: задания по темам, по разделам, тестовые задания, контрольная работа, устный опрос,экзмен.
Оценка теоретического курса учебной дисциплины предусматривает использование накопительной (рейтинговой) системы оценивания.
Таблица 2.
Контролируемые разделы (темы) дисциплины Русский язык и используемые оценочные средства
№ п/п
Контролируемые разделы (темы) дисциплины*
Код контролируемой компетенции (согласно требованиям ФГОС)
Наименование
оценочного средства
1.
Раздел 1.ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
ОК0 6.
ОК 02
упражнения, творческое задание, сочинение, диктант, практические задания, контрольная работа
2
Раздел 2.ЛЕКСИКА. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ.
ОК02.
ОК04.
ОК 03.
ОК 01.
ОК 05.
упражнения, творческое задание, сочинение, диктант, практические задания, контрольная работа
3
Раздел 3.МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
ОК 04
ОК 02.
ОК 05.
упражнения, творческое задание, сочинение, диктант, практические задания, контрольная работа
4
Раздел 4.ОРФОГРАФИЯ.
ОК 05.
ОК 03.
ОК 02.
ОК 09.
упражнения, творческое задание, сочинение, диктант, практические задания, контрольная работа
5
Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ.
ОК 05.
ОК 09.
ОК 02.
упражнения, творческое задание, сочинение, диктант, практические задания, контрольная работа
6
Раздел 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 02.
ОК 10.
упражнения, творческое задание, сочинение, диктант, практические задания, контрольная работа
7
Раздел 7. ТЕКСТ. СТИЛИСТИКА.
ОК04.
ОК 05.
ОК 09.
ОК 10.
ОК 02.
упражнения, творческое задание, сочинение, диктант, практические задания, контрольная работа
3.2 ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)
Раздел 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Проверяемые результаты обучения:Владеть основными понятиями фонетики;
осознавать смыслоразличительной функции звука;уметь характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
проводить фонетический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.
Проверочный тест.
1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласный
а) [ т ] б) [ к ] в) [ х ] г) [ с ] д) [ ф ]
2. В разделе «Фонетика» изучается:
а) правописание слов в) словарный состав языка
б) постановка знаков препинания г) состав слова
д) звуки речи
3. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) яблоки в) день Д) скворцы
б) пень г) соловьи
4. Раздел «Орфоэпия» изучает:
а) состав слова в) правописание слов
б) звуки речи г) словосочетание
д) произношение слов
5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?
а) пьёт в) ёлка д) полёт
б) ёжик г) объём
6. Назовите основные средства графики.
а) звуки в) слоги д) произношение
б) буквы г) ударение
7. Звуком речи является:
а) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,
б) специальный вид письма в) совокупность норм речи
г) система ударений д) фиксация речи
8. Что называется графикой?
а) акустические свойства в) классификация звуков
б) звуки человеческой речи г) способы образования звуков
д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи
9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:
а) р,й,з,г,ж в) м,ч,ш,щ,л д) н,б,ц,в,м
б) к,г,ж,д,в г) д,т,з,к,ф
10 . Какая буква обозначает два звука?
а) э в) ю д) и
б) у г) ы
11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?
а) с ошибкой в) с крылом д) с языком
б) с реки г) с горы
12. Укажите слово, в котором есть звук О:
а) отлив в) слепок д) кровля
б) огурец г) Москва
13 .В каком слове ударение падает на второй слог?
а) квартал в) дозвонишься
б) каталог г) средства д) некролог
14.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:
а) лечить в) лень д) святое
б) ядерный г) стажёр
15. Укажите слова, в которых происходит оглушение:
а) фуражка, грибков в) сбегать, сделать
б) сдача, сбить г) сгоряча, сдвинуть
д) сгореть, сгиб
16. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):
а) вороб…и в) ин…екция д) уст…
б) п…едестал г) бул…он
17. В каком слове все согласные звуки твёрдые:
а) след в) ножик д) сварщик
б) ртуть г) один
Критерии оценки контрольной работы:
% выполненной работы
Оценка
90 - 100 %
«5» (отлично)
80 - 89 %
«4» (хорошо)
70 – 79 %
«3» (удовлетворительно)
0 – 69 %
«2» (неудовлетворительно)
Эталон ответов к контрольной работе по разделу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
в
д
а
д
д
б
а
д
а
в
г
д
а
г
а
в
в
Раздел 2. Лексика. Лексикография.Фразеология.
Проверяемые результаты обучения:знание основных лексических понятий, владение лексическими орфоэпическими нормами, а также общий уровень развития студента, объем его словарного запаса.
Тест «Лексика. Фразеология»
№ 1. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
1.экзаменатор – человек, который принимает экзамен
2.демонстрировать – выйти на демонстрацию
3.циничный – непристойный, бесстыдный
4.энтузиазм – сильное воодушевление, увлечение
Ответ_______________________
№ 2. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
1.потерянный взгляд3. натянутые отношения
2.сорванный цветок4. подавленное состояние
Ответ_______________________
№3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
Ответ_______________________
№ 4. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный человек»?
1.птица высокого полёта
2. абсолютный ноль
3.верста коломенская
4.колосс на глиняных ногах
Ответ_______________________
№ 5. Замените слово стилистически нейтральным синонимом.
А. Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
Ответ_______________________
Б. Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купилиобалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка.
Ответ_______________________
В. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
Ответ____________________
Критерии оценки контрольной работы:
% выполненной работы
Оценка
90 - 100 %
«5» (отлично)
80 - 89 %
«4» (хорошо)
70 – 79 %
«3» (удовлетворительно)
0 – 69 %
«2» (неудовлетворительно)
Эталон ответов к контрольной работе по разделу
№1- 2
№2 - 2
№3 -4
№4 - 2
№5 - А упал; Б замечательный; В не знает
Тесты по русскому языку «Нормы орфоэпии»
Вопрос №1
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
диспансЕр
зАвидно
жалюзИ
клАла
каталОг
Вопрос №2
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
бралА
ходатАйство
кУхонный
шАрфы
шассИ
Вопрос №3
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
закупОрить
облегчИть
позвонИшь
включИм
послАла
Вопрос №4
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
лососЁвый
Искра
Августовский
ломотА
договОр
Вопрос №5
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
донЕльзя
докраснА
обеспЕчение
асимметрИя
гАзопровод
Вопрос №6
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
озлОбить
одолжИт
тОрты
пОрты
красивЕе
Вопрос №7
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
положИл
плодоносИть
факсимилЕ
освЕдомишься
прибЫв
Вопрос №8
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
сирОты
бАрмен
комбАйнер
сОгнутый
цЕмент
Вопрос №9
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
дремотА
гЕнезис
корЫсть
некролОг
запертА
Вопрос №10
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
углубИть
намерЕние
избалОванный
срЕдства
принУдить
Критерии оценки контрольной работы:
% выполненной работы
Оценка
90 - 100 %
«5» (отлично)
80 - 89 %
«4» (хорошо)
70 – 79 %
«3» (удовлетворительно)
0 – 69 %
«2» (неудовлетворительно)
Эталон ответов к контрольной работе по разделу
завИдно
ходАтайство
закУпорить
ломОта
газопровОд
красИвее
факсИмиле
цемЕнт
дремОта
намЕрение
Раздел 3. Морфемика. Словообразование.
Проверяемые результаты обучения: делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Тест по разделу «Морфемика»
1. Закончи предложение: «Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются …»
А. Звуки речи.
Б. Части слова.
В. Части речи.
Г. Словосочетания.
2. Закончи предложение: «Наименьшая значимая часть слова это-…
А. Окончание
Б. Слог
В. Морфема
Г. Корень
3. Закончи предложение: «При изменении слова…»
А. получаются формы этого же слова, изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остаётся тем же самым.
Б. изменяется и его лексическое значение.
В. получаются формы этого же слова.
Г. изменяется только его грамматическое значение.
4. Закончи предложение: «Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов называется …»
А. Окончание
Б. Приставка
В. Суффикс
Г. Корень
5. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая образует формы слова называется …»
А. Окончание
Б. Приставка
В. Суффикс
Г. Корень
6. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется…»
А. Окончание
Б. Приставка
В. Суффикс
Г. Корень
7. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, называется…»
А. Окончание
Б. Приставка
В. Суффикс
Г. Корень
8. Закончи предложение: «В основе слова заключено его…»
А. лексическое значение.
Б. грамматическое значение.
В. и лексическое, и грамматическое значение.
Г. основное значение.
9. Найди слово, которое не является однокоренным к слову БОЛЬ.
А. Болеть.
Б. Больница.
В. Болезнь.
Г. Большой
10. Найди слово с приставкой С-.
А. …делать.
Б. …дание.
В. …доровье.
Г. …десь
11. . Укажи слово, в котором на конце приставки нужно писать букву З.
А. Ра…писание.
Б. Бе…вкусный.
В. Бе…шумно.
Г. Бе…конечный.
12. Найди слово, в корне которого нужно писать букву А.
А. Пол…жение.
Б. Распол…жить
В. Изл…гать
Г. Сл..жение
13. Найди слово, в корне которого нужно писать букву О.
А. Р…стение
Б. Р…сток
В. Выр…сти
Г. Отр…сль
14. Закончи предложение и запиши слово или словосочетание : «При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют…»
15. Найди слово, в корне которого после шипящего пишется О.
А. Пч…лка.
Б. Приш…л.
В. Ж…лтый.
Г. Ш…рох.
16. Укажи слово с буквой Ы после Ц.
А. Ц…клон.
Б. Милиц…я.
В. Ц…плёнок.
Г. Ц…ркуль.
17. Укажи слово, в котором есть приставка,корень, суффикс, окончание:
А. Переход.
Б. Стульчик.
В. Безводный.
Г. Дощечка.
18. Найди слово, в корне которого возможно чередование звуков.
А. Гром.
Б. Осень.
В. Стол.
Г. Река.
Критерии оценки контрольной работы:
% выполненной работы
Оценка
90 - 100 %
«5» (отлично)
80 - 89 %
«4» (хорошо)
70 – 79 %
«3» (удовлетворительно)
0 – 69 %
«2» (неудовлетворительно)
Эталон ответов к контрольной работе по разделу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
б
в
а
г
а
в
б
а и ..или г
г
а
б
в
б
Черед.звуков
г
в
в
г
Раздел 4. Орфография.
Проверяемые результаты обучения: умения ориентироваться в таком разделе языкознания, как орфография, учитывая его системность, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, принципами выбора написания), и правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме:
Правописание безударных гласных в корне слова;
Правописание гласных после шипящих и Ц;
Правописание приставок;
Правописание личных окончаний глаголов;
Правописание Н и НН во всех частях речи;
Правописание частицы НЕ;
Правописание слов слитно, раздельно или через дефис;
Употребление ъ и ь знаков;
Употребление синонимов, антонимов.
Задания для проведения контрольной работы для студентов
Эту (не)лёгкую задачу надо было решить во что(бы) то ни стало.
Это был (не)большой, а маленький котелок.
(Не)смотря на сильный мороз, мы вышли на охоту.
Она говорила, (не)смотря ему в глаза, старалась отвести взгляд.
(не)правда, (не)далёкий, (не)чем, (не)стерпимый, (не)довыполнить; шел, (не)видя дороги; делал своё дело (не)взирая (ни)на что; играл, (не)смотря на ноты.
б)НЕ – НИ
(не, ни)разу (не, ни) был в Крыму, (не, ни) один из них (не)приехал, где бы (не, ни) был, (не,ни) мог (не, ни) знать, (не,ни) раз я хотел зайти к ним, куда бы он ( не. ни) поехал, я (не, ни)разу (не)видел этого явления.
Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:
а) (В)следстви… сырой погоды уехал, но (в)последстви… вернулся;(не)обходимо иметь (в)виду; (в)виду задержки в пути; (в)течени… часа; (в)течени… реки.
б) что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть; становилось холоднее, за(то) дождь перестал; спрятался за(то) здание; я (то)же поехал с ними; я сделал то(же), что и они.
Эту нелёгкую задачу надо было решить во что бы то ни стало.
Это был не большой, а маленький котелок.
Несмотря на сильный мороз, мы вышли на охоту.
Она говорила, не смотря ему в глаза, старалась отвести взгляд.
неправда, недалёкий, нечем, нестерпимый, недовыполнить; шел, не видя дороги; делал своё дело невзирая ни на что; играл, не смотря на ноты.
б)НЕ – НИ
ни разу не был в Крыму, ни один из них не приехал, где бы ни был, не мог не знать, не раз я хотел зайти к ним, куда бы он ни поехал, я ни разу не видел этого явления.
Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:
а) Вследствие сырой погоды уехал, но впоследствии вернулся; необходимо иметь в виду; ввиду задержки в пути; в течение часа; в течении реки.
б) чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; становилось холоднее, зато дождь перестал; спрятался за то здание; я тоже поехал с ними; я сделал то же, что и они.
Интересный - занимательный, увлекательный; труд-работа, бояться-опасаться, страшиться, Родина-отчизна, держава, писатель- автор, художник мысли (слова), гиппопотам- бегемот, аллигатор-крокодил.
б) Подобрать антонимы:
жить - умереть; радость-печаль, горе, беда;, белый – чёрный; простой- сложный, непростой; друг-враг, недруг; тёплый – прохладный; день – ночь; мир- война, вражда.
Критерии оценки контрольной работы:
Оценка «5» ставится за работу, в которой допущена одна незначительная ошибка, описка, исправление.
Оценка «4» ставится за работу, в которой допущены две - четыре ошибки, описка, исправление.
Оценка «3» ставится за работу, в которой допущены пять-восемь ошибок, описка, исправление.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущены пять-восемь ошибок, описка, исправление.
Раздел 5. Морфология.
Проверяемые результаты обучения:идентифицировать самостоятельные и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам; распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия; глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; предлогов, частиц и союзов.
6.Качественными называются прилагательные: А) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени; Б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету; В) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному; Г) обозначающие действие предмета; Д) обозначающие действие, добавочное по отношению к основному действию.
8.Укажите притяжательные прилагательные: А) грустный, очередной Б) медный, стеклянный В) последний, полный Г) дедов, кошачий Д) изумрудный, новый
9. В каком сочетании НЕ пишется слитно с прилагательным? А) вовсе (не) строгий Б) (не) вежлив, а груб В) далеко (не) удачный ответ Г) ничуть (не) интересный Д) совсем (не) интересная книга
10.Укажите прилагательное с –Е- в суффиксе: А) камыш…вый Б) песц…вый В) плюш…вый Г) свинц…вый Д) еж…вый
16. Укажите, в каком примере ни пишется раздельно? А) (ни) чей; Б) (ни) чему; В) (ни) за что; Г) (ни) что; Д) (ни) сколько. 17. Укажите слово с частицей не: А) н..о чем не жалеть; Б) н..за что н..про что; В) н..от кого не ждал; Г) н..кому написать; Д) н..с кем договориться
Критерии оценки контрольной работы:
% выполненной работы
Оценка
90 - 100 %
«5» (отлично)
80 - 89 %
«4» (хорошо)
70 – 79 %
«3» (удовлетворительно)
0 – 69 %
«2» (неудовлетворительно)
Эталон ответов к контрольной работе по разделу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
в
г
б
г
д
а
б
г
г
д
б
в
в
б
б
в
д
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
Проверяемые результаты обучения: проверить умения учащихся осознавать структуру предложения через выражение его в схеме, правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях по темам:
Простые и сложные предложения.
Виды сказуемого.
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
Однородные члены предложения. Знаки препинания.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Обособленные члены предложения.
Употребление деепричастий в предложении. Деепричастный оборот.
Замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом.
Односоставные предложения.
Сложноподчиненное предложение.
Контрольная работа
1.Запишите словосочетания в таблицу по видам связи между словами:
Согласование
Управление
Примыкание
Сидел спокойно, играла с ребенком, под голубыми небесами, писала четко, в болотистый берег, сели за стол, увидел собаку, растет быстро, чистая вода.
2.Определите вид простых односоставных предложений:
1.Люблю тебя, Петра творенье!
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье .
4) Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из- за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес
5)Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его.
Раздел 7. Текст. Стилистика речи.
Проверяемые результаты обучения:определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей, находить в тексте стилистические средства разных уровней языка,
различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка.
Условия выполнения заданий:
1) указать цифрами номер стиля,
2) выписать из текстов отличительные признаки стилей.
1 вариант
Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:
1) разговорному;
2) художественному;
3) газетно-публицистическому;
4) официально-деловому;
5) научному.
ТЕКСТ 1.
О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.
ТЕКСТ 2.
Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
ТЕКСТ 3.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.
ТЕКСТ 4.
Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.
ТЕКСТ 5.
Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:
– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.
ТЕКСТ 6.
Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.
ТЕКСТ 7.
На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.
Функциональные стили речи
2 вариант
Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:
1) разговорному;
2) художественному;
3) газетно-публицистическому;
4) официально-деловому;
5) научному.
ТЕКСТ 8.
2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.
ТЕКСТ 9.
Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел...
ТЕКСТ 10.
В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.
ТЕКСТ 11.
От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.
Г. Науменко.
ТЕКСТ 12.
Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.
ТЕКСТ 13.
Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Д. С. Лихачев
ТЕКСТ 14.
Расписка
Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.
Экзамен предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебнойдисциплины ОУД 01. Русский язык
4.2. Выписка из учебного плана по дисциплине ОУД 01. «Русский язык»
индекс
Наименование дисциплины
Форма промежуточной аттестации
Учебная нагрузка обучающихся (час)
Распределение нагрузки по курсам
Максим
альная
Теоретическ.
Практические
Консультации
Экзамен
1 курс
1семестр
2семестр
ОДБ.01
Русский язык
Экзамен
126
38
70
12
6
54
72
4.3.Условия выполнения заданий в ходе экзамена
Целью проведения итоговой аттестации является проверка усвоения учебного материала по русскому языку. Экзаменационные билеты состоят из 3-х вопросов: 2 теоретических и 1 практическое задание.
4.4. Критерии оценки.
Ответы оцениваются по устному ответу студента.
Отметка «5» ставится, если обучающийся творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой .
Отметка «4» ставится, если обучающийся правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой.
Отметка «3» ставится, если обучающийся допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу.
4.3.1. Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ОК 01. Решать задачи и проблемные ситуации применительно к профессиональным и социальным контекстам
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 09. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
4.3.2. Комплект оценочных материалов
В состав комплекта входят задания (экзаменационные билеты) и оценочная ведомость.
РАЗДАТОЧНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (перечень, если предусмотрены).
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных.
Однозначность и многозначность слов. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление.
Словари русского языка: орфографические, толковые, словообразовательные. Орфоэпические и толковые словари, словарь крылатых фраз, словарь иностранных слов, словари лексических групп.
Наречие. Слова категории состояния.
Морфемика. Словообразование.
Сложные предложения. Построение сложноподчинённых и сложносочиненных предложений
Орфография как раздел науки о язык
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Простое осложненное предложение.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Предложения с причастными и деепричастными оборотами и знаки препинания в них.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.
Служебные части речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды числительных.
Построение бессоюзных сложных предложений
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Сложные предложения. Построение сложноподчинённых и сложносочиненных предложений.
Причастие как особая глагольная форма.
Стилистика. Типы и стили речи
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий.
Текст, его строение.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.Прямая и косвенная речь.
Практические задания:
Выполните полный словообразовательный разбор слов: скороговорка, субботний, созывать, пушиночка, расшуметься.
2.Cпиши, расставляя пропущенные знаки препинания, и объясни их постановку.
1) Солнце спрятавшись за сизое облако золотит его края.
2) Слова у Пришвина цветут, сверкают: они то шелестят как травы, то бормоч...т как родники, то пересвистываются как птицы.
3) С утра поползли серые как дым облака.
3.Cпиши, расставь пропущенные знаки препинания, обозначь обособленные обстоятельства.
Погода (не) смотря на последнюю треть октября стояла отличная. Благодаря отливу снегов мы легко могли разл…чать дорогу. Его рука скользя наталкивается на колючие клешни рака. Очнувшись и открыв глаза я увид…л себя в тихой и светлой комнате. Я изумлялся его могучей энергии и юмору и вернувшись в Англию в книге об этой экспедиции пытался нарисовать его портрет.
4. Найди главные и придаточные предложения, обозначь союзы и союзные слова, которые присоединяют придаточные предложения к главным. Расставь знаки препинания.
1) А кругом куда пойдешь иль взглянешь только степь да синий дым (в) дали. 2) Там где сомкнулись трое-четверо вокруг костра идет возня с котелками. 3)О такой дружбе которая (не) выдерживает прикосновения правды (не) стоит и ж…леть.
4) Все то чего к…снется человек оз…рено его душой живою. 5) Место куда мы приехали было( по) истине оч…ровательно.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Объясните его смысл.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
6. Спиши, определяя виды связи в сложных предложениях, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку.
1) С этой стороны улицы нужно перейти в переулок который был так узок что если случайно встретиться в нем двум повозкам в одну лошадь то они уже не могли разъехаться. 2) Неприятель не хотел верить что он потерял инициативу и что пришел конец его победоносному шествию. 3) Мы Вулича не понимали но когда он взвел курок и насыпал на полку пороха то многие невольно вскрикнув схватили его за руки.
7. Обозначь главные и придаточные предложения, расставь знаки препинания.
1) Мы спешили (изо) всех сил как (буд) то за нами кто (то) гнался. 2) Наш пароход тащили два буксира (не) смотря на то что он сам работал полным ходом. 3) С тем что (бы) к утру подтянулись резервы командир принял решение пр..кратитьпр..следование до рассвета.
8 .Cпиши, расставляя пропущенные знаки препинания, и объясни их постановку.
1) Солнце спрятавшись за сизое облако золотит его края.
2) Слова у Пришвина цветут, сверкают: они то шелестят как травы, то бормоч...т как родники, то пересвистываются как птицы.
3) С утра поползли серые как дым облака.
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Объясните его смысл.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
10. Спиши, определяя виды связи в сложных предложениях, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку.
1) Ночью я почу(?)ствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно распухшей. 2) С нежностью я вспоминаю эти весенние часы когда солнце садится за горы и в воздухе еще разлит золотистый свет. 3) Занавес поднялся и как только публика увидела своего любимца театр задрожал от рукоплесканий и восторженных откликов. 4) Самолеты гудели уже где(то) над самой головой и хотя их (не)было видно точно черная тень от их крыльев прошла по лицам девушек.
11.Cпиши, расставь пропущенные знаки препинания, укажи, чем выражены обособленные определения.Сж..гаемый беспокойством он устремился вперёд.
Мокрого до последней нитки меня сняли с лошади почти без чу(?)ств.
Он повернулся и ушел, а я ра(с,сс)теря(н,нн)ыйостался стоять на месте.
12. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный человек»?
1.птица высокого полёта
2. абсолютный ноль
3.верста коломенская
4.колосс на глиняных ногах
23. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
На ребенке было (одето, надето) теплое пальто
Огурцы были (водные, водянистые)
Обед был (сытым, сытным)
13. Расставь и объясни знаки препинания.
Рассыпавшись по кораблю в своих белых рубашках с широкими воротами открывающими загорелые шеи матросы моют и скребут палубу.
14. Сделать фонетический разбор данных слов.
Счастье, дождь, сберечь.
15. Перепишите, вставляя пропущенные буквы:
Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок. Соб…рать автографы. Изб…рать путь. Зап…реть дверь.
16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы: Осл…пительный блеск, бл…снуть на солнце, выр…щенный на коне, расст…латься га лугу, распол…гаться у реки, увл…каться теннисом, выр…сли в лесу, предл…жить книгу, густая р…стительность, выб…раться из леса, бл…стает серебром, зап…реть дверь, п…рочинный ножик, маленькая п…репелка, зат…реть следы, бл…стательная победа, р…скошный наряд, насл…ждение от победы.
17. Вставьте пропущенные буквы там, где они необходимы: бал_ада, колос_альный, гал_ерея, ал_ея, дискус_ия, кол_едж, кол_ега, артил_ерия, интел_игенция, ап_арат, труп_а, естес_твенный, пьес_а, драм_а, кавал_ерия, ак_омпанемент, ил_юстрация, ил_юзия, интел_ект, искус_ный, ком_ерсант, тер_ас_а.
18. Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки: чесный человек, холодное серце, власныйвзглят, захолусныйгорот, громко свиснуть, опасный перекресток, хороший апетит, больно хлеснуть.