kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс упражнений по русскому языку по теме "Синтаксис сложного предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложное предложение обладает большей многогранностью, чем простое. Оно вбирает в себя отношения между членами предложения и компонентами словосочетания, отражённые в простом предложении. Внимание к структуре и семантике сложных предложений разных типов позволит обогатить  речь сложными конструкциями, сформировать прочные пунктуационные навыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений по русскому языку по теме "Синтаксис сложного предложения"»

Комплекс упражнений по теме «Сложное предложение»

Сложное предложение обладает большей многогранностью, чем простое. Оно вбирает в себя отношения между членами предложения и компонентами словосочетания, отражённые в простом предложении. Внимание к структуре и семантике сложных предложений разных типов позволит обогатить Вашу речь сложными конструкциями, сформировать прочные пунктуационные навыки.

Основные виды сложных предложений

Из какого произведения данные предложения, укажите автора. Прочитайте и запишите ответы номерами предложений:



1 – простое предложение_____________

2 – сложное предложение_____________

3 – сложное союзное предложение___________

4 - сложное бессоюзное предложение__________



Автор, название произведения _________________________________

    1. Я ехал на перекладных из Тифлиса.

    2. Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.

    3. Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана.

    4. Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега.

    5. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.

    6. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари.

    7. Уж мы различали почтовую станцию, кровли окружающих ее саклей, и перед нами мелькали приветные огоньки, когда пахнул сырой, холодный ветер.

    8. Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.







Сложносочинённые предложения

Выпишите номера простых предложений с однородными членами и отдельно – сложносочинённые предложения

1)Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова.

2) Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся

3) Все выскочили, схватились за ружья - и пошла потеха!

4) Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы…

5) Вот мы и свернули налево и кое-как, после многих хлопот, добрались до скудного приюта, состоящего из двух саклей, сложенных из плит и булыжника и обведенных такою же стеною…

6) Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный…

7) Через час явилась возможность ехать; метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились.

8) Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах



К какой главе повести «Герой нашего времени» данная иллюстрация?

_______________________







Какие ещё соединительные союзы, кроме союза И, вы знаете? ___________

Соотнеси между собой смысловые отрезки так, чтобы получились сложные предложения. При построении предложений используй союзы и, а, но, да. Представь предложения в виде схем в колонке №3.


1

Его походка была

небрежна и ленива…

… бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой

задумчивости.



2

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по

кремнистой дороге…

… в ней варился обед, довольно роскошный для бедняков



3

Впрочем, это мои собственные

замечания, основанные на моих же наблюдениях…

… я заметил, что он не размахивал руками, - верный

признак некоторой скрытности характера.



4

Печь была жарко натоплена…

… я молчал, полный неизъяснимого смущения.


5

Она,

казалось, ждала вопроса

… я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.





Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения

Полный месяц светил на камышевую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля…

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты. Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман…


Какое сложное предложение состоит из двух, трех, четырёх простых? Укажите номера предложений


  1. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. 2) Так прошло минут десять, и вот показалась между горами волн черная точка: она то увеличивалась, то уменьшалась. 3) Медленно подымаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. 4) Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! 5) Думая так, я, с невольным биением сердца, глядел на бедную лодку, но она, как утка, ныряла, и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги, но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. 6) Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке; он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки... 7) Взяв на плечи каждый по узлу, они пустились вдоль по берегу, и скоро я потерял их из виду. 8) Надо было вернуться домой; но, признаюсь, все эти странности меня тревожили, и я насилу дождался утра.

Из двух_____

Из трёх______

Из четырёх________

Составьте собственные сложные предложения о случае из жизни, особенно взволновавшем вас, состоящие

из двух простых предложений___________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Из трёх простых________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Из четырёх простых_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Запишите текст согласно орфографическим и пунктуационным нормам.

Солнце едва выказалось из(за) зеленых вершин и слияние первой теплоты его лучей с ум…рающей прохладой ночи наводило на все чувства какое(то) сладкое томленье. Ветки цветущих череш..н смотрят мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Становилось жарко и я поспешил домой. Княгиня с московским франтом сидела на лавке в крытой галл(лл)ерее и оба были заняты кажется сер…езным разговором. Прошла почти неделя а я еще (не)познакомился с Лиговскими. Она не дослушала отошла прочь села возле Грушницкого и между ними начался какой(то) сент…ментальный разговор… В(продолжени…) вечера я несколько раз нарочно старался вмешаться в их разговор но она /княжна/ довольно сухо встречала мои замечания и я с притворною досадой (на)конец удалился. Проходя мимо окон княжны я услышал снова шаги за собою и человек завернутый в ш…нель пробежал мимо меня. Занавес был не совсем задернут и я мог бросить любопытный взгляд во внутре…ность комнаты.

Обратить внимание на союз И

Предложение с соединительными союзами

Продолжите каждое из начатых предложений дважды:

1. чтобы получилось простое предложение с однородными членами;

2. чтобы получилось сложносочинённое предложение.


а) Поезд замедлил ход …

б) Проводник принёс чай …

в) К полудню стало жарко …

г) В одном купе громко разговаривали

Выпишите ССП с общим второстепенным членом, его подчеркните. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1.По ночам (во)круг дома бр…дили караульщики и тр…щали трещ…тки. 2.Ветер рвёт морские ленты и тревожен рёв волны. 3.Уже цвела черёмуха в институтском парке и дважды были грозы. 4.Наступила тишина и стал явстве(н, нн)о2 слышен стук будильника. 5.Вдали шёл теплоход и оттуда доносилась тихая музыка.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Комплекс упражнений по русскому языку по теме "Синтаксис сложного предложения"

Автор: Карацюба Римма Александровна

Дата: 27.01.2021

Номер свидетельства: 571632


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства