Компетентностно-ориентированные задания как средство повышения качества образования
Компетентностно-ориентированные задания как средство повышения качества образования
В работе представлены итоги работы экспериментальной площадки над компетентностно-ориентированными заданиями, обоснованы цель и гипотеза эксперимента, распределение этапов работы, представлены результаты экспериментальной работы над темой. Данная работа представляет собой теоретический материал. может быть использована учителем для работы над темой по самообразованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания как средство повышения качества образования»
Компетентностно- ориентированные задания как средство повышения качества обучения
В течение 3 лет в нашей школе работала экспериментальная площадка по теме «Повышение качества обучения в малокомплектной школе через применение компетентностно- ориентированных заданий».
В 2010 году был составлен план работы экспериментальной площадки, на основе которого учитель составил собственное планирование. В начале работы была сформулирована проблема исследования, которая звучит так: «Влияние компетентностно-ориентированных заданий на качество обучения русскому языку в малокомплектной школе». Темой эксперимента стало формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка через использование компетентностно- ориентированных заданий. Были сформулированы цель эксперимента: разработать и апробировать методические основы поддержки педагогов в работе по созданию и внедрению в практику компетентностно- ориентированных заданий; задачи: провести анализ теоретических источников по проблеме компетентностного обучения, по технологии создания компетентностно- ориентированных заданий; обосновать необходимость внедрения в практику урока русского языка в малокомплектной школе компетентностно- ориентированных заданий; овладеть методикой создания и внедрения в практику урока компетентностно- ориентированных заданий; разработать методические рекомендации, дидактическое обеспечение для педагогов по созданию и внедрению в практику компетентностно- ориентированных заданий по русскому языку.
Формами работы являлись индивидуальная работа, работа в проблемной группе школы.
Методами исследования были избраны эмпирические методы (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, анкетирование, педагогическое наблюдение за процессом обучения, беседа, мониторинг уровня обученности школьников, динамики их личностного и психического развития, анализ школьной документации) и статистические методы обработки результатов исследования.
Диагностический инструментарий представлен самодиагностикой готовности к инновациям, самодиагностикой трудностей в создании компетентностно- ориентированных заданий, диагностикой отношения учащихся к компетентностно- ориентированным заданиям, самоанализом уроков, наблюдением за работой учащихся, анализом результатов выполнения компетентностно- ориентированных заданий, анализом показателей качества обученности.
Объектом исследования являлся учебно-воспитательный процесс школы, предметом исследования – условия, обеспечивающие оптимизацию учебно-воспитательного процесса и позволяющие воспитывать технически грамотных, креативно мыслящих учеников.
Уровень объекта исследования и эксперимента в структуре педагогической системы – содержание образования, технология образования, организация образовательной деятельности.
Гипотеза эксперимента: «Повышение качества обучения русскому языку в малокомплектной школе может быть обеспечено использованием при проведении урока компетентностно- ориентированных заданий».
Подведение итогов планировалось в форме выступлений на методсовете и педсовете по проблеме исследования, создании банка компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку, методических рекомендаций учителю русского языка и литературы МКШ.
Критериями оценки ожидаемых результатов должны были стать повышение качества знаний школьников, овладение школьниками общеучебными умениями и навыками, развитие коммуникативных умений и навыков, повышение профессиональной компетентности педагога, удовлетворенность родителей результатами обучения.
В эксперименте участвовали учащиеся 5-6 класса с русским языком обучения.
Вся работа была распланирована по этапам.
1 этап - диагностический (2010 г.) - включал анализ состояния УВП по проблеме, выявление противоречий, актуальность проблемы, изучение литературы, других источников, анализ затруднений.
На данном этапе были проведено анкетирование:
«Оценка управленческой деятельности педагога», выводом которого явилось заключение, что необходимо работать над анализом и прогнозированием работы;
«Оценка собственной профессиональной пригодности», вывод – имеется расположенность к профессиональной пригодности;
«Самоанализ деятельности учителя (педагогика сотрудничества)», где вывод – большинство ответов положительные, что говорит о положительной педагогической позиции и готовности к педагогике сотрудничества;
«Диагностирование творческой активности и инициативы учителя», вывод – собственные педагогические взгляды имеются, личное педагогическое видение учебно- воспитательного процесса есть, но нет продуктивной педагогической идеи;
«Вопросник для собеседования с учителем (выявление уровня творчества учителя)», где вывод – учитель испытывает трудность на данном этапе в разработке шестиуровневых заданий;
«Диагностика профессиональной подготовки учителя», по которой учителю необходимо самосовершенствование по направлению научно-теоретической подготовки, углублению профессиональных знаний по вопросам контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся, расширением организаторских умений;
«Критерий готовности к инновациям», вывод – учитель готов к инновациям;
«Отношение к исследовательской деятельности», из анкеты видно, что учитель положительно относится к исследовательской деятельности;
«Мотивация исследовательской деятельности»- все ответы положительные;
«Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности»- высокий уровень готовности,
«Изучение ИКТ-компетентности учителя» - частое использование ИКТ (флипчарты, презентации, электронные тестеры, учебники), самостоятельное их создание;
На начальном этапе было проведено анкетирование учащихся, целью которого была оценка востребованности учащимися компетентностно – ориентированных заданий на уроке. Опрошено 46 учащихся 5-11 классов, большинство из них высказались за необходимость заданий имеющих практическое значение, связанных с применением ИКТ, что говорит в пользу применения на уроке компетентностно – ориентированных заданий.
Также было проведено анкетирование родителей, целью которого была оценка востребованности родителями компетентностно – ориентированных заданий на уроке. Опрошено 35 родителей учащихся 5-11 классов, большинство из них высказались за необходимость заданий имеющих практическое значение, связанных с применением ИКТ, что говорит в пользу применения на уроке компетентностно – ориентированных заданий.
2 этап - прогностический (2010 г.) - включал определение цели и задач, формулировку гипотезы, прогнозирование результатов.
3 этап – организационный (2010 г.) – включал составление программы эксперимента, подготовку материальной базы, методическое обеспечение: информацию об имеющемся опыте организации компетентностного обучения.
На данном этапе был посещен семинар по работе экспериментальных площадок в Жамбылской средней школе; в октябре 2010 г. повышена квалификация учителя на курсах в областном ИПК по теме «Возможности использования проектной технологии как фактора, обеспечивающего качество обучения». Собирался и изучался материал из Интернета, методических журналов по теме исследования.
4 этап – практический (2011-2012 гг.) – включал проведение исходных констатирующих срезов, реализацию системы мер: уроки, выступления на педсоветах, конференциях, методсоветах, заседаниях МО, семинарах, создание презентаций; отслеживание процесса, промежуточных текущих результатов, мониторинг.
В начале и конце года были проведены контрольные срезы по русскому языку в 5, 9, 11 классах, которые показали рост успеваемости от 88 % в первой четверти до 91 % в четвертой четверти, рост качества от 43 % в первой четверти до 58 % в четвертой четверти.
На приведенной диаграмме виден рост показателей качества и успеваемости. Можно предположить, что одной из причин является повышения учебной мотивации в результате применения на уроках компетентностно – ориентированных заданий, что подтверждает необходимость данной работы.
В сентябре 2011 года был проведен исходный срез в 5 классе, показавший качество выполнения заданий 58%, успеваемость – 100%. Большинство учащихся испытали затруднение при выполнении заданий творческого характера (составлении побудительных предложений). Для проведения полноценного эксперимента был выбран именно 5 класс, работа с ними велась в течение 2 лет.
Учитель неоднократно выступала на педсоветах, конференциях, методсоветах, заседаниях МО, семинарах со следующими докладами и сообщениями: «Реализация компетентностного похода в преподавании русского языка и литературы», «О работе экспериментальной площадки», «Развитие информационной компетентности школьников через использование компетентностно – ориентированных заданий», «Цель экспериментальной работы – повышение качества обучения», «Особенности компетентностно – ориентированных заданий по русскому языку для старших классов», «Текст как основа формирования речевой компетентности», «Из опыта работы по применению компетентностно – ориентированных заданий», «Специфика компетентностно – ориентированных заданий. Русский язык», «Чтение как ключевая компетентность в системе литературного образования».
Также было проведение анкетирование учащихся уже 6 класса «Зачем нам нужны компетентностно – ориентированные задания?» с целью диагностики качества работы учителя-экспериментатора. Анкетирование показало, что все учащиеся на уроке выполняют компетентностно – ориентированные задания, большинству такие задания нравятся, неприятие у 2 учащихся объясняется тем, что они считают такие задания трудными, т.к. привыкли выполнять задания репродуктивного характера и испытывают сложности при выполнении заданий на синтез- оценку (данные учащиеся имеют справку ПМПК). Большинство учащихся уверены, что такие задания помогут им в жизни.
Компетентностно - ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»
Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление компетентностно – ориентированных заданий дело
достаточно трудоемкое. Первые результаты применения компетентностно – ориентированных заданий на уроках позволили сделать вывод: выбор в их пользу был сделан правильный. Во-первых, использование компетентностно – ориентированных заданий уже на первых уроках позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, во – вторых, появилась возможность оценить каждого, в – третьих, заметно повысился интерес и к предмету и к самому процессу учебной деятельности, в – четвертых, повысилось качество знаний учащихся.
Сравнительный мониторинг качества знаний по русскому языку
(по итогам первой четверти в 5 и в 6 классах).
Год
всего
«5»
«4»
«3»
«2»
% успеваем.
% качества
2011-2012
13
1
4
8
-
100
38
2012-2013
13
-
7
6
-
100
54
Вместе с тем обозначились и проблемы: непонимание прочитанного учебного текста, неумение выделить в прочитанном главное, неумение систематизировать собранный материал, а затем применить его в практической деятельности.
5 этап – обобщающий (2013 г.) – включал в себя обработку данных и анализ результатов, оформление результатов работы.
На данном этапе были проведено анкетирование:
- С учащимися 6,11 классов:
«Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», показавшая высокую степень удовлетворенности,
«Отношение к школе», где учащиеся отвечали, что в основном их все устраивает в школе, школа дает знания, умения, навыки, учит самостоятельно мыслить, готовит к будущей взрослой жизни и т.д.,
«Диагностика мотивации личности», высокую степень мотивации показали 48% учащихся, хорошую степень – 44%, среднюю – 8%,
«Диагностика «Готовность к саморазвитию», хотят знать о себе – 50%, могут совершенствоваться – 50% учащихся,
«Направленность на приобретение знаний», где степень выраженности мотивации на приобретение знаний у большинства учащихся довольно высока (9-12 баллов – 18 учащихся, что составляет 78 %),
«Изучение ИКТ –компетентности школьников». В результате учащиеся 6 класса показали, что при подготовке к урокам используют компьютер, пользуются интернетом, но мало знают о безопасности в интернете, не имеют своего сайта, мало – электронный ящик, половина учащихся умеет использовать различные программы и возможности компьютера, предпочтение отдают урокам с использованием ИКТ, как дополнительные посещали бы занятия по компьютерным играм, дизайну, фотомонтажу. Учащиеся 11 класса показали, что при подготовке к урокам используют компьютер, пользуются интернетом, большинство знают о безопасности в интернете, не имеют своего сайта, но практически все – электронный ящик, практически все умеют использовать различные программы и возможности компьютера, предпочтение отдают урокам с использованием ИКТ, как дополнительные посещали бы занятия по web- графике, дизайну, программированию.
- С родителями учащихся 6, 11 классов:
«Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога», которая показала высокий уровень удовлетворенности.
- С педагогом:
«Определение удовлетворенности личности своим трудом», где общая удовлетворенность – 31 балл,
«Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школе», где общая удовлетворенность – 59 баллов,
«Методика оценочной деятельности учителя», стиль общения квалифицируется как демократичный; ориентация учителя на результативность обучения сочетается с ориентацией на личностное развитие учащихся,
«Методика оценки работы учителя», где развитие компетентностей на довольно высоком уровне,
«Исследование «Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях», где сочетание категорий говорит о поддержке педагогом детской познавательной активности, о возможностях детей проявлять собственную инициативу на занятиях. Уровень речевой активности детей оптимальный. Педагог создал условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности. активности. Все вместе взятые способы анализа категории взаимодействия позволяют сделать вывод о демократическом стиле общения педагога с детьми на занятиях.
Составлен сборник компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку для 5-6 классов. Все задания апробированы на уроках.
В качестве положительного влияния использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка необходимо отметить возросшую мотивацию учащихся к изучению предмета, что доказывает участие в олимпиадах, НОУ, конкурсах и повышение количества призовых мест.
Так, в 2010 году Кузнецова Наталья заняла 2 место в районном туре и 3 место в областном в конкурсе сочинений «Весь мир для меня!»; 1 место в международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок»; Киреева Евгения заняла 3 место в международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок».
В 2011 году Кузнецова Наталья заняла 1 место в районной олимпиаде по русскому языку и литературе, приняла участие в областном этапе; Киреева Евгения заняла 1 место в конкурсе рассказов, посвященных 50-летию со дня первого полета человека в космос; Телевская Ирина заняла 3 место в районной олимпиаде по русскому языку и литературе.
Можно отметить и высокие показатели ЕНТ в 2011 году: средний балл по русскому языку составил 20,8 (1 место в районе), по литературе – 22,5 балла.
В 2012 году Макишева Кунсулу и Киреева Евгения заняли 1 места в международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок»; Киреева Евгения заняла 1 место в районном этапе научных проектов школьников по русскому языку с работой «Газетные заголовки», 3 место – в областном этапе; 3 место в районной олимпиаде по русскому языку и литературе. Заметка о соблюдении правил дорожного движения Телевской Ирины опубликована в районной газете «Арна».
В 2013 году, участвуя в республиканской дистанционной олимпиаде по русскому языку и литературе, наши учащиеся показали следующие результаты: Макишева Кунсулу – 6 место по русскому языку, Костикова Анастасия – 9 место по русскому языку, Нурсултанова Айтгуль – 5 место по русскому языку, Киреева Евгения – 4 место по русскому языку, 1 место по литературе (7 место по области), Кульшина Юлия – 1 место по литературе.
Кульшина Юлия заняла 1 место на школьном этапе НОУ по русской литературе.
Свидетельством того, что участие в экспериментальной работе положительно влияет и на качество работы педагогов является то, что Киреева Т.В. в 2011 году получила лицензию областного совета по лицензированию на УМК курса по выбору по русскому языку «Проба пера» для 10-11 классов; в 2011 году награждена грамотой районного отдела образования за высокое педагогическое мастерство, творчество в реализации поставленных задач, инициативу и неординарность в работе с подрастающим поколением. В 2013 году учитель получила свидетельство о внесении передового педагогического опыта курса по выбору в районный банк данных; участвуя в дистанционной республиканской олимпиаде, учитель показала лучшие результаты в районе по русскому языку и по литературе.
Также за время работы в деятельности экспериментальной площадки учителем были опубликованы 5 статей в республиканских методических изданиях «Внеклассная работа в школе» и «Русская словесность в школе».
6 этап – внедренческий (2013 г.) – предполагает распространение опыта работы экспериментальной площадки. Составлен сборник компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку с модельным ответом, разработаны уроки в 5-6 классах с применением компетентностно-ориентированных заданий. Также педагог повысила свою квалификацию на двухнедельных курсах в АО «НЦПК «Өрлеу» по теме «Современный урок в координатах компетентностной педагогики».
Т.о, план экспериментальной работы полностью выполнен, поставленные цель и задачи достигнуты, гипотеза подтверждена, все ожидаемые результаты (повышение качества знаний школьников, овладение ими ОУУН, развитие коммуникативных умений и навыков, повышение профессиональной компетентности педагога, удовлетворенность родителей результатами обучения) достигнуты.
Методические рекомендации
В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку.
Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить современным школьникам (1, с.5). Однако очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих учащихся и требованиями, предъявляемыми к уровню образованности будущего поколения.
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания (1, с.10).
Говоря об образовании, ориентированном на формирование компетенций личности, следует обратить внимание на потенциал компетентностно – ориентированных заданий (далее КОЗ). Признаки компетентно-ориентированного задания:
имитация жизненной ситуации;
обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
выход за рамки одной образовательной области;
наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;
часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе (2, с.3).
Требования к КОЗ:
задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания;
задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес;
задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.
Компетентностно - ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»
Создание КОЗ подчинено определенным требованиям к его структуре и содержанию.
Структура КОЗ предполагает наличие следующих структурных частей:
Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение
Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания
Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания
Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке
Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.(2, с.10).
Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения. При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации), по моему мнению, является наиболее сложным при конструировании (2, с.17). При работе со стимулом важно подумать и о форме преподнесения текста: чтение, чтение по ролям и т. д.
После создания стимула необходимо продумать формулировки задач, где цель деятельности достигается посредством определенных вопросов, заданий, упражнений, которые могут начинаться со следующих формулировок: «Раскройте особенности…», «Разработайте план…», « Сгруппируйте …» и т. д.
При конструировании КОЗ учитывается, что каждое задание имеет собственную технологию оценивания. В основном это баллы за каждое задание, которые в конце урока суммируются и на основании шкалы оценивания превращаются в традиционную оценку. Для правильности оценивания выполненных заданий учащимся предлагается модельный ответ, т.е. образец ответа. Модельный ответ при необходимости (если ученические решения более удачны, интересны, кратки) может быть подкорректирован.
Наиболее удачно работа с КОЗ проходит в группе. При формировании групп использую разные способы: по желанию учащихся, по выбору учителя, «по цепочке», случайный выбор и т. д. Затем обязательно распределяем роли: «руководитель», « секретарь», «генератор идей», «критик идей», «хранитель времени». У каждой роли свои «должностные обязанности». На выполнение задания отводится определенное время. Результаты групповой коммуникации предъявляет руководитель группы, только затем учитель предъявляет модельный ответ.
Применение КОЗ на уроках русского языка и литературы позволяет решить следующие задачи:
мотивировать учащихся на изучение предмета, ведь дети видят практическую его значимость не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;
организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;
точно диагностировать уровень развития компетентностей.
Таким образом, КОЗ позволяют в комплексе развивать ключевые, межпредметные и предметные компетентности учащихся.
Представленные ниже упражнения способствуют развитию у детей информационной, коммуникативной компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий. Данные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе, т.к. в их решении присутствует элемент открытия. От эффективности использования данных задач в обучении в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников к будущей деятельности.
Использование КОЗ на уроках русского языка позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка учащихся. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.
Использованная литература
1.Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5.
2.Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы. Сост. Михайленко. – Костанай, 2011